Решение по делу № 33-4157/2016 от 22.08.2016

Судья Атаев Э.М.

Дело № 33-4157/2016 г.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе: председательствующего судьи Августиной И.Д., судей Багаутдиновой Ш.М., Гомленко Н.К., при секретаре Джамалдиновой С.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании 27 сентября 2016 года апелляционные жалобы истца Сотаева Р.З. и его представителя по доверенности Касимовой А.И. на решение Советского районного суда г.Махачкалы от 31 мая 2016 года, которым постановлено:

«В удовлетворении исковых требований Сотаева Р. З. к Управлению государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС РФ, начальнику КФ ФКУ «Управления госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России», Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Дагестан о признании незаконным отказа в постановке на учет на улучшение жилищных условий, включении в списки на получение жилищного сертификата и выдачи государственного жилищного сертификата, обязании поставить на учет в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий, признании участником подпрограммы «Жилище на 2011-2015г.г.», включении в списки на получение государственного жилищного сертификата и выдачи государственного жилищного сертификата - отказать».

Заслушав доклад судьи Багаутдиновой Ш.М., выслушав по доводам апелляционной жалобы представителя истца Сотаева Р.И. – адвоката Касимову А.И., представителей МЧС РФ по РД Исмаилова И.Р. и Магомедова М.И., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Представитель истца по доверенности Касимова А.И. в интересах Сотаева Р.З. обратилась в суд иском к Управлению государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС РФ, начальнику КФ ФКУ «Управления госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России», Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Дагестан о признании незаконным отказа в постановке на учет на улучшение жилищных условий, включении в списки на получение жилищного сертификата и выдачи государственного жилищного сертификата, обязании поставить на учет в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий, признании участником подпрограммы «Жилище на 2011-2015г.г.», включении в списки на получение государственного жилищного сертификата и выдачи государственного жилищного сертификата.

Мотивируя тем, что заседанием комиссии по рассмотрению вопросов жилищного обеспечения военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России от 22.03.2010г. был принят на учет из числа сотрудников ФПС, как нуждающийся в служебном жилье с составом семьи 6 человек с 22.12.2011 года.

В установленном законом порядке он обратился письменно с рапортом в Северо -Кавказский филиал ФКУ «Управления госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» 11.09.2014г. о включении его в состав подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» с приложением комплекта документов. В удовлетворении рапорта Сотаеву Р.З. отказано, ссылаясь, что истец не состоял в очереди нуждающихся в получении жилых помещений до 01.03.2005 г., а также, в Северо- Кавказском филиале ФКУ «Управления госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» на учете нуждающихся в жилых помещениях и улучшении жилищных условий не состоит.

С решением он не согласен, считает его незаконным, так как жильем никогда не обеспечивался, проживает в съемной <адрес> РД, представил полный пакет документов, подтверждающих нуждаемость в жилом помещении.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Сотаев Р.З. и его представитель Касимова А.И. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, ссылаясь на незаконность и необоснованность судебного постановления. В обоснование доводов апелляционной жалобы указали, что отказывая в иске суд пришел к выводу, что он не отвечает критериям, предъявляемым к участникам программы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", так как в Северо -Кавказском филиал ФКУ «Управления госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» на учете нуждающихся в жилых помещениях и улучшении жилищных условий Сотаев Р. не состоит и предоставление жилых помещений сотрудникам ФПС, принятым на учет после 1 марта 2005 года, предоставление жилых помещений на условиях социального найма, законодательными актами не предусмотрено.

В силу части 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, выслушав явившихся участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено, что истец Сотаев Р.З. после службы в ВС проходил службу в ГПС МЧС РФ по РД с 21.02.2002 года по 19.10.2015 год, в том числе в МЧС России с 31.12.2008 года (приказ ГУ МЧС РФ по РД от 31.12.2008г. № 53-НС) по 19.10.2015г. Выслуга лет в календарном исчислении по состоянию на 11.03.2014 год составляет 14 лет 11 месяцев 20 дней. Приказом ФГКУ «Отряд федеральной противопожарной службы по РД МЧС РФ № 95-нс от 19.10.2015 года Сотаев Р.З. уволен из Государственной противопожарной службы МЧС России по пункту «б» ч.1 ст. 58, то есть в связи с достижением предельного возраста.

Истец Сотаев Р.З. обращался с рапортом на имя начальника ГУ «ЦУКС МЧС Россини по РД» 16.03.2010 года о включении его в списки очередников на получение жилья в связи с тем, что он и его семья жильем не обеспечены.

Согласно выписке из протокола заседаний жилищной комиссии ГУ МЧС России по РД за №4-10 от 22.03.2010 года истец Сотаев Р.З. принят на учет на получение служебного жилья с составом семьи пять человек, датой постановки на учет является - 16.03.2010 года.

Согласно п.2 Указа Президента РФ N 825 от 28 июня 1999 г. (в ред. Указов Президента РФ от 17.04.2003 №444, от 16.03.2007 №359) действие программы "Государственные жилищные сертификаты" распространено на лиц, названных в п.1 настоящего Указа, в том числе и на сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России, содержащихся за счет средств федерального бюджета, увольняемых со службы, а также граждан, уволенных со службы из указанных органов.

Пунктом 1 данного Указа Президента РФ, п.1 Постановления Правительства РФ N 1095 от 29 сентября 1999 г. установлено, что в целях обеспечения социальных гарантий, предусмотренных законодательством РФ для сотрудников Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также граждан, уволенных со службы, приоритетной формой финансирования расходов на обеспечение их и членов их семей постоянным жильем является выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов.

С 2006 г. в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 865 от 31.12.2005г. реализация программы "Государственные жилищные сертификаты" осуществляется в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище".

В соответствии с Паспортами подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы (2011 - 2015 годы)", утвержденной Постановлениями Правительства РФ №675 от 17.09.2001 г., №1050 от 17 декабря 2010 г., основными целями и задачами подпрограммы является обеспечение жилыми помещениями граждан Российской Федерации, перед которыми государство имеет обязательства в соответствии с законодательством РФ, посредством предоставления им социальных выплат на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета, а также посредством предоставления жилых помещений (квартир) в многоквартирных домах, приобретенных за счет средств федерального бюджета.

Согласно разделу 2 Паспорта подпрограммы право на получение социальных выплат имеют сотрудники Государственной противопожарной службы МЧС России, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.

В целях реализации данной подпрограммы Правительство РФ приняло Постановление № 153 от 21 марта 2006 г. "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы", которым утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы.

В соответствии с пп «а» п.5 указанных Правил право на участие в подпрограмме имеют сотрудники Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений).

Исходя из анализа приведенных норм законодательства, для получения социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, сотрудник ГПС должен отвечать одновременно следующим требованиям: признание и постановка на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий; содержание соответствующего подразделения за счет средств федерального бюджета; продолжительность службы в календарном исчислении 10 лет и более; увольнение по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями.

Пунктом 6 Правил установлено, что в рамках подпрограммы получить социальную выплату, удостоверяемую сертификатом, могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в пункте 5 настоящих Правил, и изъявившие такое желание.

Как усматривается из представленных документов, Сотаев Р.И. решением жилищной комиссии ГУ МЧС России по РД от 22.03.2010г. был принят на учет как сотрудник ФПС нуждающийся в служебном жилье с составом семьи из 6 человек с 22.12.11г., согласно поданного Сотаевым рапорта.

Улучшение жилищных условий предполагалось путем предоставления Сотаеву Р. служебного жилого помещения.

Из представленных документов видно, что решением комиссии ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" от 18.06.2012 г. С.В.И. не включен в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 г. со ссылкой на то, что право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, имеют военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел, подлежащие увольнению с военной службы и приравненные к ним лица, признанные в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях. Признание нуждающимися в обеспечении жилыми помещениями по договорам социального найма в соответствии со ст.51 ЖК РФ осуществляется на общих основаниях в органах местного самоуправления по месту жительства.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что Сотаев Р.З.. не отвечает установленным законодательством требованиям, в частности не признан в установленном порядке нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма. В то время как судом установлено, что истец состоит на очереди на получение служебного жилого помещения, решением жилищно-бытовой комиссии Главного управления МЧС России по РД поставлен на учет на получение служебного помещения.

Признание истца в установленном порядке (то есть в порядке, определенном Жилищным кодексом Российской Федерации) нуждающимся в жилых помещениях является обязательным условием для возникновения у него права на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в соответствии с прямым указанием подпункта «а» пункта 5 названных выше Правил, регулирующих выпуск и реализацию государственных жилищных сертификатов.

Истец за постановкой на соответствующий учет в целях предоставления жилого помещения не обращался и принят не был, данное обстоятельство истцом в судебном заседании не оспаривалось, в связи с чем у суда отсутствовали основания для признания за ним права на включение в состав участников указанной Программы.

Учитывая положения действующего законодательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что поскольку истец не был признан в установленном порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий, решение ФКУ "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" об отказе включения Сотавова в список сотрудников, имеющих право на государственный жилищный сертификат, соответствует закону. Отсутствие у ответчика права принимать истца на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий на условиях социального найма следует из норм действующего законодательства РФ.

Суд апелляционной инстанции с данными выводами суда первой инстанции соглашается.

Довод апелляционной жалобы о противоречии закону указания суда на то, что истец должен обращаться в орган местного самоуправления по месту жительства с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, поскольку полномочия по обеспечению работников Федеральной противопожарной службы РФ жилыми помещениями органам местного самоуправления не передавались, не может быть признан состоятельным, так как вступившим в силу с 01 марта 2005 г. ЖК РФ предусмотрен порядок принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в силу которого постановка на учет нуждающихся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий) осуществляется органами местного самоуправления по месту жительства гражданина на основании норм ст.ст. 49, 51 – 52 ЖК РФ.

Другие доводы жалобы ссылок на допущенные судами существенные нарушения норм материального или процессуального права не содержат, фактически воспроизводят обстоятельства, на которых Сотаев Р. и его представитель Касимова А.И. основывали свои исковые требования и которые в соответствии с требованиями ст.ст.67, 196, 198 ГПК РФ получили надлежащую оценку в решении суда.

Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешил возникший спор, а доводы апелляционной жалобы основаны на ошибочном толковании заявителем норм действующего законодательства, регулирующих спорные правоотношения.

Каких-либо существенных нарушений норм материального и процессуального права, допущенных судом первой инстанции, по доводам апелляционной жалобы не усматривается.

Руководствуясь статьями 328 – 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Советского районного суда г.Махачкалы от 31 мая 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Сотаева Р.З. и апелляционную жалобу представителя Сотаева Р.З. – Касимовой А.И. – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Судья Атаев Э.М.

Дело № 33-4157/2016 г.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

(Резолютивная часть)

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе: председательствующего судьи Августиной И.Д., судей Багаутдиновой Ш.М., Гомленко Н.К., при секретаре Джамалдиновой С.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании 27 сентября 2016 года апелляционные жалобы истца Сотаева Р.З. и его представителя по доверенности Касимовой А.И. на решение Советского районного суда г.Махачкалы от 31 мая 2016 года, которым постановлено:

«В удовлетворении исковых требований Сотаева Р. З. к Управлению государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС РФ, начальнику КФ ФКУ «Управления госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России», Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Дагестан о признании незаконным отказа в постановке на учет на улучшение жилищных условий, включении в списки на получение жилищного сертификата и выдачи государственного жилищного сертификата, обязании поставить на учет в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий, признании участником подпрограммы «Жилище на 2011-2015г.г.», включении в списки на получение государственного жилищного сертификата и выдачи государственного жилищного сертификата - отказать».

Руководствуясь статьями 328 – 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Советского районного суда г.Махачкалы от 31 мая 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Сотаева Р.З. и апелляционную жалобу представителя Сотаева Р.З. – Касимовой А.И. – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33-4157/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Сотаев Р. З.
Ответчики
Управл. госэкспертизы и мил.обеспечения МЧС РФ
МЧС РФ по РД
Суд
Верховный Суд Республики Дагестан
Дело на странице суда
vs.dag.sudrf.ru
27.09.2016Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее