дело № 2-219/2014
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Козьмодемьянск 12 марта 2014 года
Горномарийский районный суд Республики Марий Эл в составе: председательствующего судьи Шаховой К.Г., при секретаре Ивановой Л.В.,
с участием заявителя Малышевой Н.В.,
представителя заинтересованного лица – администрации Горномарийского муниципального района Ванюкова А.Л., действующего на основании доверенности <данные изъяты>
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Малышевой <данные изъяты> к администрации муниципального образования «Горномарийский муниципальный район» о признании незаконным и отмене распоряжения о назначении должностного лица, ответственного за осуществление закупок (контрактного управляющего),
установил:
Малышева Н.В. обратилась с иском к администрации муниципального образования «Горномарийский муниципальный район» о признании незаконным и отмене распоряжения о назначении должностного лица, ответственного за осуществление закупок (контрактного управляющего) от 10 февраля 2014 г. № 25-Р. Иск обоснован тем, что указанным распоряжением на истца возложены функции и полномочия контрактного управляющего, предусмотренные Федеральным законом от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». При издании распоряжения руководителем администрации не принят во внимание и не изучен годовой объем будущих закупок, который превысит <данные изъяты> рублей. В этом случае заказчик обязан создать контрактную службу, а не назначить контрактного управляющего. Кроме того, оспариваемое распоряжение издано с нарушением требований ст.ст. 60.2, 151 Трудового кодекса РФ, поскольку предусматривает возложение на истицу дополнительной работы без ее согласия и без дополнительной оплаты. Просит признать распоряжение от 10.02.2014 г. № 25-р, подписанное главой администрации МО «Горномарийский муниципальный район» Кубековым Л.З. незаконным и отменить с момента его подписания.
В суде истец Малышева Н.В. исковые требования поддержала по изложенным основаниям, просила их удовлетворить, дополнительно пояснила, что план-график размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчика на 2014 г. был утвержден главой администрации Горномарийского муниципального района 06 марта 2014 г. Согласно этому плану-графику объем закупок составил более <данные изъяты>. Все предложения истицы по эффективной организации работы по закупкам ответчиком проигнорированы. Полагает, что тот объем работы, который предполагается в администрации по выполнению функций, предусмотренных Федеральным законом от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ, только ее силами не выполнить.
Представитель ответчика – администрации муниципального образования «Горномарийский муниципальный район» Ванюков Л.А. исковые требования не признал, в возражение пояснил, что в соответствии с планом-графиком на 2014 г., размещенным в сети Интернет, совокупный годовой объем закупок товаров, работ и услуг для обеспечения муниципальный нужд в Горномарийском районе составил <данные изъяты>.е. не превышает <данные изъяты>. Таким образом, условия Закона № 44-ФЗ при назначении контрактного управляющего были соблюдены. При назначении Малышевой Н.В. контрактным управляющим она получила дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. Возложенные на истицу как руководителя отдела <данные изъяты> обязанности контрактного управляющего не свидетельствуют об изменении трудовой функции работника и вызваны причинами, связанными с изменением действующего законодательства. При таких обстоятельствах согласие Малышевой на возложение на нее обязанностей контрактного управляющего не требуется.
Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В суде установлено, что истец Малышева Н.В. с ДД.ММ.ГГГГ работает в должности начальника отдела <данные изъяты> администрации Горномарийского муниципального района.
10 февраля 2014 г. распоряжением администрации Горномарийского муниципального района № 25-Р истица назначена ответственной за осуществление закупок (контрактным управляющим) с возложением на нее функций и полномочий контрактного управляющего, в том числе по разработке плана закупок, осуществлению подготовки изменений для внесения в план закупок, размещению в единой информационной системе плана закупок и внесенных в него изменений; разработке плана-графика, осуществлению подготовки изменений для внесения в план-график, размещению в единой информационной системе плана-графика и внесенных в него изменений; осуществлению подготовки и размещения в единой информационной системе извещений об осуществлении закупок, документации о закупках и проектов контрактов, подготовки и направления приглашений принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) закрытыми способами; обеспечению осуществлению закупок, в том числе заключения контрактов; участию в рассмотрении дел об обжаловании результатов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и осуществлению подготовки материалов для выполнения претензионной работы; организации в случае необходимости на стадии планирования закупок консультаций с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) и участие в таких консультациях в целях определения состояния конкурентной среды на соответствующих рынках товаров, работ, услуг, определения наилучших технологий и других решений для обеспечения государственных и муниципальных нужд; осуществлению иных полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». На Малышеву Н.В. возложена персональная ответственность в пределах осуществляемых ею полномочий.
Распоряжение администрации № 25-Р от 10 февраля 2014 г. вступило в силу с момента его подписания, за исключением п.п. 2.1, 2.2, вступающих в силу с 01 января 2015 г.
Оспаривая законность вынесенного главой администрации распоряжения, истица ссылается на нарушение ст. 38 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ).
В соответствии с частями 1,2 ст. 38 Закон № 44-ФЗ заказчики (в том числе муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования), совокупный годовой объем закупок которых в соответствии с планом-графиком превышает сто миллионов рублей, создают контрактные службы (при этом создание специального структурного подразделения не является обязательным). В случае, если совокупный годовой объем закупок заказчика в соответствии с планом-графиком не превышает сто миллионов рублей и у заказчика отсутствует контрактная служба, заказчик назначает должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта (далее - контрактный управляющий).
Из анализа изложенных положений закона видно, что создание контрактной службы является обязанностью заказчика в том случае, если совокупный годовой объем его закупок в соответствии с планом-графиком превышает 100 миллионов рублей. Если совокупный годовой объем закупок заказчика в соответствии с планом-графиком не превышает указанной суммы, создание контрактной служба является правом заказчика. Однако если не создается контрактной службы, заказчик обязан назначить должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта (контрактного управляющего).
Контрактная служба не обязательно должна являться структурным подразделением заказчика (ч. 1 ст. 38 Закона № 44-ФЗ). Однако она обязательно действует в соответствии с положением (регламентом), разработанным и утвержденным на основании типового положения (регламента), утвержденного федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок (ч. 3 ст. 38 Закона № 44-ФЗ).
Как следует из представленного истицей плана-графика размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков на 2014 г., утвержденного главой администрации Горномарийского района 06 марта 2014 г., совокупный планируемый объем закупок администрации МО «Горномарийский муниципальный район» в 2014 г. составит <данные изъяты>
Следовательно, поскольку планируемый объем закупок для муниципальных нужд превышает <данные изъяты> <данные изъяты> рублей, в администрации МО «Горномарийский муниципальный район» должна быть создана контрактная служба. В этом случае назначение контрактного управляющего с возложением всех функций и полномочий, предусмотренных законом, не соответствует требованиям закона.
Довод ответчика об утверждении главой администрации плана-графика с указанием совокупного объема закупок в сумме, не превышающей 100 миллионов рублей, подтверждения в ходе судебного разбирательства не нашел. Хотя обязанность по доказыванию законности принятого в отношении работника решения лежит на работодателе.
Представленный ответчиком в суд еще один план-график с указанием объема закупок на сумму <данные изъяты>. не может служить доказательством, с достоверностью подтверждающим объем планируемых администрацией Горномарийского района закупок для муниципальных нужд, поскольку он не подписан руководителем либо уполномоченным должностным лицом заказчика, не скреплен печатью органа местного самоуправления. Иных доказательств, свидетельствующих об определении заказчиком объема планируемых на 2014 г. закупок в меньшем размере, суду не представлено.
В соответствии со ст. 60.2 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ) с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату (ст. 151 ТК РФ). Поручаемая работнику дополнительная работа по такой же профессии (должности) может осуществляться путем расширения зон обслуживания, увеличения объема работ. Срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, ее содержание и объем устанавливаются работодателем с письменного согласия работника. Работник имеет право досрочно отказаться от выполнения дополнительной работы, а работодатель - досрочно отменить поручение о ее выполнении, предупредив об этом другую сторону в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.
Согласно ст. 151 ТК РФ при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата. Размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы (ст. 60.2 ТК РФ).
Таким образом, из содержания указанных норм права в их системной взаимосвязи следует, что выполнение работником по поручению работодателя в течение установленной продолжительности рабочего дня наряду с работой, определенной трудовым договором (должностной инструкцией), дополнительной работы по той же профессии (должности) требует получения согласия работника и является основанием для производства доплаты.
Сравнительный анализ должностных обязанностей истицы, изложенных в должностной инструкции муниципального служащего – руководителя отдела <данные изъяты> администрации Горномарийского района (утв. распоряжением администрации Горномарийского муниципального района от 14 октября 2013 г. № 200-р), функций и полномочий, возлагаемых на Малышеву Н.В. оспариваемым распоряжением, а также функций и полномочий контрактного управляющего, определенных в Положении о контрактном управляющем администрации МО «Горномарийский муниципальный район», утвержденном постановлением администрации Горномарийского муниципального района № 160 от 25 февраля 2014 г., показал, что в связи назначением истицы контрактным управляющим объем ее должностных обязанностей значительно увеличился, в том числе по сравнению с ранее возложенными на нее должностной инструкцией обязанностями по координации деятельности на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для муниципальных нужд, составлению планов-графиков размещения муниципальных заказов, формированию и предоставлению сводного отчета о размещении муниципальных заказов, выполнению мероприятий по переходу на оказание муниципальных услуг в электронном виде, входящих в компетенцию отдела.
При таких обстоятельствах возложение на истицу дополнительных обязанностей, не предусмотренных должностной инструкцией, свидетельствует об увеличении объема ее работы по занимаемой должности, что в условиях отсутствия предварительного согласия работника и доплаты нарушает изложенные требования трудового законодательства.
Довод представителя ответчика о том, что возложенные на Малышеву Н.В. обязанности вызваны изменением действующего законодательства, суд находит не состоятельными, поскольку возложение на работника дополнительных функций и полномочий, в том числе в связи с изменением законодательства не освобождает работодателя от соблюдения требований ст.ст. 60.2, 151 ТК РФ.
Таким образом, изложенные обстоятельства свидетельствуют о несоответствии требованиям закона распоряжения администрации Горномарийского муниципального района № 25-Р от 10 февраля 2014 г. Принимая во внимание, что оспариваемым нормативным актом на истицу возлагаются дополнительные обязанности, суд полагает указанное распоряжение нарушающим трудовые права истицы, а значит незаконным и подлежащим отмене.
В силу п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ государственная пошлина с ответчика взысканию не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Малышевой <данные изъяты> удовлетворить.
Признать незаконным и отменить распоряжение администрации Горномарийского муниципального района № 25-Р от 10 февраля 2014 г. о назначении Малышевой <данные изъяты> ответственной за осуществление закупок с возложением на нее функций и полномочий контрактного управляющего.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Марий Эл через Горномарийский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Шахова К.Г.