Решение
Именем Российской Федерации
29 апреля 2015 года
Азовский городской суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Комовой Н.Б.,
при секретаре Винник Е.Н.
с участием истцов Чеботарева Е.А., Чеботаревой Л.Л.
с участием представителя истцов по ордеру Вдовиченко А.А.
с участием представителя ответчика по доверенности Стецун С.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Чеботарева ФИО10, Чеботаревой ФИО11 к администрации Кагальницкого сельского поселения <адрес> ФИО2 <адрес>, 3-е лицо: <адрес> <адрес> о признании права как пострадавших в результате чрезвычайной ситуации вызванной подтоплением на получение финансовой помощи, в связи с полной утратой имущества первой необходимости и об обязании включить в списки граждан на получение финансовой помощи, в связи с полной утратой имущества первой необходимости,
УСТАНОВИЛ:
Чеботарев Е.А., Чеботарева Л.Л. обратились в суд с настоящим иском, указав, что они являются супругами и проживают в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес> <адрес>. Указанный жилой дом принадлежит на праве собственности Чеботареву Е.А.
Истцы указали, что местом их постоянного жительства с ДД.ММ.ГГГГ года является жилой дом по указанному адресу, однако местом их регистрации значится другой адрес: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес> имели место опасные метеорологические и гидрометеорологические условия, породившие сильный ветер и сгонно-нагонные явления, приведшие к затоплению водой ряда территории <адрес>. В зону затопления попало и <адрес>, в котором находится принадлежащий Чеботареву Е.А. на праве собственности жилой дом.
Истцы пояснили, что в результате данного стихийного бедствия пострадало принадлежащее им как недвижимое, так и движимое имущество: жилой дом был частично разрушен, в полную негодность пришли напольное покрытие, двери, облицовка стен, кухонная мебель, холодильники, котлы отопления, вся бытовая электротехника, кровати, диваны, стулья и др. предметы домашней обстановки и обихода, а так же носильные вещи, спальные принадлежности и запасы продовольствия.
В порядке реализации права на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи, в связи с полной утратой имущества, истцы обратились в администрацию Кагальницкого сельского поселения <адрес> РО и ДД.ММ.ГГГГ. им была выплачена единовременная материальная помощь в размере <данные изъяты> рублей, по <данные изъяты> рублей каждому. Однако, в получении финансовой помощи, в связи с полной утратой имущества первой необходимости в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей на территории <адрес> ДД.ММ.ГГГГ истцам было отказано, т.к. на дату чрезвычайной ситуации они не были зарегистрированы в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес> <адрес>, попавшем в зону затопления.
Истцы считают данный отказ незаконным, в связи с чем, обратились в суд и просили:
обязать администрацию Кагальницкого сельского поселения включить Чеботарева ФИО12, Чеботареву ФИО13 в списки на получение финансовой помощи, в связи с полной утратой имущества первой необходимости в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей на территории <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.
признать за Чеботаревым ФИО14, Чеботаревой ФИО15 право, как пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной подтоплением на территории <адрес> <адрес> <адрес> ДД.ММ.ГГГГ. на получение финансовой помощи, в связи с полной утратой имущества первой необходимости в размере <данные изъяты> рублей на каждого.
Истец Чеботарев Е.А. в судебное заседание явился, исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.
Истец Чеботарева Л.Л. в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.
Представитель истцов, действующий на основании ордера, Вдовиченко А.А. в судебное заседание явился, заявленные требования поддержал, просил иск удовлетворить, дал пояснения аналогичные изложенным в исковом заявлении. Указал, что его доверители фактически проживают в жилом доме, попавшем в зону подтопления и во время стихийного бедствия полностью пострадало их имущество, а следовательно они имеют право на получение финансовой помощи, в связи с полной утратой имущества первой необходимости в размере <данные изъяты> рублей на каждого.
Представитель ответчика - администрации <адрес> сельского поселения, действующий на основании доверенности, Стецун С.А. в судебное заседание явился, против удовлетворения требований возражал. Пояснил, что, так как истцы не зарегистрированы по адресу: <адрес> <адрес> по постоянному месту жительства, то им не может быть выплачена финансовая помощь, в связи с полной утратой имущества первой необходимости. При этом представитель ответчика не отрицал факт того, что истцы фактически проживают в указанном жилом доме, попавшем в зону подтопления.
В отношении представителя третьего лица – администрации <адрес> РО дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав объяснения истцов, представителя истцов и представителя ответчика, свидетелей, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему:
В силу ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право, в том числе, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Данное право основывается на гарантиях, закрепленных в ст. 29 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ №3-ФКЗ «О чрезвычайном положении».
Согласно части 2 статьи 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №68-ФЗ порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, которые устанавливают порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера, а также на осуществление компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями.
В соответствии с п.п. "г", "д" п. 2 Правил бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение следующих мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций: оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека; а также оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тыс. рублей на человека).
Аналогичные меры социальной поддержки граждан предусмотрены Постановлением Правительства <адрес> <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства <адрес> <адрес> на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций».
Судом установлено, что Чеботарев Е.А. и Чеботарева Л.Л. являются супругами, что подтверждается копией свидетельства о заключении брака, приобщенной к материалам дела.
В судебном заседании истцы пояснили, что фактически проживают в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, а зарегистрированы по адресу: <адрес> <адрес>. Данные обстоятельства подтверждаются справкой, выданной администрацией <адрес> сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ., адресными справками от ДД.ММ.ГГГГ. и не оспариваются представителем ответчика. При этом, согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ., жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> принадлежит на праве собственности Чеботареву Е.А.
Распоряжением Губернатора <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «О введении режима чрезвычайной ситуаций» с ДД.ММ.ГГГГ был введен режим чрезвычайной ситуации в пределах границ муниципальных образований, в том числе <адрес> и <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГг. <адрес> <адрес> <адрес>, в котором расположен жилой дом, принадлежащий Чеботареву Е.А., попал в зону затопления. Данное обстоятельство подтверждается свидетельскими показаниями и не отрицается представителем сельской администрации.
Из материалов дела следует, что истцам была оказана единовременная материальная помощь в размере 10 тысяч рублей каждому, что подтверждается копиями платежных поручений № и № от ДД.ММ.ГГГГ., при этом в оказании финансовой помощи, в связи с полной утратой имущества им было отказано.
Согласно ответу из администрации Кагальницкого сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ., основанием к отказу послужило отсутствие регистрации истцов в жилом доме, попавшем в зону наводнения.
Однако, суд не может согласиться с тем, что в отсутствие регистрации истцов по месту их фактического проживания в жилом доме, попавшем в зону затопления, им не может быть оказана финансовая помощь, в связи с полной утратой их имущества первой необходимости.
Порядок оформления документов и выделения пострадавшим материальной помощи определяется Методическими рекомендациями по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденными ДД.ММ.ГГГГ заместителем Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
При этом, Порядок подготовки документов для обоснования размеров запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных утвержден Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ N 470 "Об утверждении бедствий".
Согласно порядку реализации права на получение финансовой помощи в связи с утратой имущества, такая помощь предоставляется гражданам на основании их заявлений, которые подаются в орган местного самоуправления по месту жительства. Финансовая помощь предоставляется при условии составления акта обследования утраченного имущества.
Между тем, ни указанные Методические рекомендации, ни Порядок не предусматривают в качестве обязательного условия для включения в Список граждан на получение финансовой помощи, в связи с утратой имущества первой необходимости, наличие регистрации по месту постоянного проживания.
Произвольное расширительное толкование п.п. "г", "д" п. 2 Правил противоречит Конституции Российской Федерации, закрепляющей право гражданина на свободу передвижения и выбора места жительства, лишает его права на получение единовременной материальной помощи в рамках гарантий, закрепленных Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», позиции Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан; регистрация, в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 9-П и ДД.ММ.ГГГГ N 4-П, Определения Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 185-О и ДД.ММ.ГГГГ N 619-О-П).
Таким образом, суд полагает, что отсутствие постоянной регистрации истцов по адресу затопления не является основанием для отказа в получении компенсации от последствий стихийного бедствия, поскольку противоречит нормам закона «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и юридически значимым для разрешения настоящего спора является установление факта проживания истцов в жилом доме, попавшем в зону затопления.
Как было указано ранее и не опровергается материалами дела, истцы фактически проживают в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес> <адрес>, попавшем в зону затопления. Допрошенные в судебном заседании свидетели Чеботарев С.Е. и Демьяненко Л.Н., так же подтвердили данные обстоятельства.
Кроме того, свидетели пояснили, что после затопления, вещи и имущество истцов, в т.ч. имущество первой необходимости, находившееся в доме, пострадало, так как в доме стояла вода.
Указанные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела справкой, выданной администрацией Кагальницкого сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ. и актом об утрате имущества.
При этом, из акта об утрате (повреждении) имущества в результате нагонного явления ДД.ММ.ГГГГ составленного сотрудниками администрации Кагальницкого сельского поселения следует, что имущество истцов пострадало на сумму 380000 рублей.
Вместе с тем, истцами в материалы дела представлен отчет № об определении рыночной стоимости имущества, поврежденного в результате подтопления от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому рыночная стоимость, заявленного к оценке имущества, находящего в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес> <адрес> составила <данные изъяты> рублей.
Доказательства, представленные истцами, ответчиком не опровергнуты. При этом, доказательств, подтверждающих тот факт, что истцы не пострадали от чрезвычайной ситуации - наводнения и, что не пострадало их имущество ответчиком суду не представлено.
Таким образом, оценив в совокупности, представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что истцы являются пострадавшими от затопления, имеют право на получение финансовой помощи, в связи с полной утратой имущества первой необходимости в размере <данные изъяты> рублей на каждого и должны быть включены в списки граждан, имеющих право на получение финансовой помощи, в связи с полной утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории <адрес> ДД.ММ.ГГГГ за счет средств соответствующего бюджета.
На основании изложенного, суд полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Частью 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
В соответствии со ст. 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. При этом ст. 94 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относит, в том числе расходы на оплату услуг представителей и иные признанные судом необходимыми расходы.
Поскольку решение суда принято не в пользу администрации <адрес> сельского поселения <адрес> РО, расходы истца по уплате государственной пошлины подлежат возмещению этим органом в составе судебных расходов.
При подаче искового заявления в суд, истцами была уплачена государственная пошлина в размере <данные изъяты> рублей, что подтверждается квитанциями, приобщенными к материалам дела, а следовательно указанные судебные расходы подлежат взысканию в силу ч.1 ст. 98 ГПК РФ с администрации Кагальницкого сельского поселения <адрес> РО в пользу истцов, по <данные изъяты> рублей каждому.
Согласно положениям ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
В обоснование требования о взыскании судебных расходов на оплату услуг представителя, истцами в материалы дела представлены договор на оказание юридических услуг № от ДД.ММ.ГГГГ. и копия квитанции к приходному кассовому ордеру от ДД.ММ.ГГГГ. на сумму <данные изъяты> рублей.
Ознакомившись с указанными документами, учитываяакжзысканию с доверенность, стоимость услуг по оформленю которой составила <данные изъяты> рубля.чны конкретные обстоятельства дела, характер заявленного спора и его требований, объём и характер оказанных услуг представителем истцов по настоящему делу, объём затраченного им времени, связанного с рассмотрением дела, исходя из принципа разумности и учитывая, что по делу было проведено одно судебное заседание, суд считает возможным взыскать с администрации Кагальницкого сельского поселения в пользу истцов расходы за оплату услуг представителя в размере <данные изъяты> рублей, по <данные изъяты> рублей каждому.
При этом, суд принимает во внимание, что действующим законодательством не предусмотрено освобождение государственных органов, органов местного самоуправления от возмещения судебных расходов, т.к. в силу положений главы 25.3 НК РФ, отношения по уплате государственной пошлины возникают между плательщиком – лицом, обращающимся в суд, и государством, а распределение судебных расходов между сторонами судебного разбирательства регулируется ст.ст. 98-103 ГПК РФ.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Чеботарева ФИО16, Чеботаревой ФИО17 к администрации Кагальницкого сельского поселения <адрес> <адрес> <адрес>, 3-е лицо: <адрес> <адрес> о признании права как пострадавших в результате чрезвычайной ситуации вызванной подтоплением на получение финансовой помощи, в связи с полной утратой имущества первой необходимости и об обязании включить в списки граждан на получение финансовой помощи, в связи с полной утратой имущества первой необходимости удовлетворить.
Признать за Чеботаревым ФИО18, Чеботаревой ФИО19 право, как пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной подтоплением на территории <адрес> ДД.ММ.ГГГГ. на получение финансовой помощи, в связи с полной утратой имущества первой необходимости в размере <данные изъяты>) рублей на каждого.
Обязать администрацию Кагальницкого сельского поселения включить Чеботарева ФИО20, Чеботареву Людмилу ФИО21 в списки на получение финансовой помощи, в связи с полной утратой имущества первой необходимости в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей на территории <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с администрации <адрес> сельского поселения <адрес> <адрес> в пользу Чеботарева ФИО22 Чеботаревой ФИО23 государственную пошлину в размере <данные изъяты>) рублей, по <данные изъяты>) каждому.
Взыскать с администрации <адрес> сельского поселения <адрес> в пользу Чеботарева ФИО24 Чеботаревой ФИО25 расходы на оплату услуг представителя в размере <данные изъяты>) рублей, по <данные изъяты>) рублей каждому.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в <адрес> областной суд через Азовский городской суд <адрес> с момента изготовления решения в окончательной форме.
Судья
Решение в окончательной форме изготовлено 05.05.2015г.