Дело № 2а- 5699/2017 06 апреля 2017 года
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
Приморский районный суд г. С-Петербурга в составе
председательствующего судьи Карсаковой Н.Г.
при секретаре Басалаевой Н.А.,
с участием административного истца Шайхайдарова Р.В.,
представителя административного истца по доверенности Фоминой А.А.,
представителя административного ответчика по доверенности Фроловой Ю.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Шайхайдарова Романа Валерьевича к Администрации Невского района Санкт-Петербурга о признании незаконными действия Администрации Невского района Санкт-Петербурга, об обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Шайхайдаров Р.В. 10.02.2017 года в 17 часов 26 минут и в 17 часов 39 минут с электронной почты shayhaydarov@gmail.com направил на адрес электронной почты администрации Невского района Санкт-Петербурга rnevsky@tunev.gov.spb.ru два обращения о выявленных Шайхайдаровым Р.В. на территории Невского района Санкт-Петербурга нарушениях: нерегулярном вывозе мусора и стихийной торговле из палаток (л.д. 19-20; 22-23; 59-78).
13.02.2017 года на электронную почту Шайхайдарова Р.В. по адресу shayhaydarov@gmail.com получены два сообщения с адреса no reply@tunev.gov.spb.ru от имени начальника общего отдела администрации Невского района Санкт-Петербурга Букиной М.А., из которых следует, что обращения Шайхайдарова Р.В., поступившие на электронный адрес администрации Невского района Санкт-Петербурга, не могут быть рассмотрены в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» поскольку, в соответствии с пунктом 10.2 Регламента администрации Невского района Санкт-Петербурга, утвержденного распоряжением администрации Невского района Санкт-Петербурга от 04.07.2014 № 1459-р, с изменениями от 05.05.2016 № 1128-р, обращения граждан в форме электронного документа, адресованные главе администрации, первому заместителю и заместителям главы администрации и в администрацию, направляются гражданами исключительно при помощи сервиса «Электронная приемная» в разделе Невского района на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга (http://gov.spb.ru/gov/terr/nevsky/obrasheniya-grazhdan/feedback/) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (л.д.21, 24, 59-78).
Шайхайдаров Р.В. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконными действия администрации Невского района Санкт-Петербурга по отказу в рассмотрении обращений, поступивших на адрес электронной почты администрации Невского района Санкт-Петербурга; обязать администрацию Невского района Санкт-Петербурга рассмотреть по существу и дать ответ на обращения, поступившие на адрес электронной почты администрации Невского района Санкт-Петербурга.
В обоснование заявленных требований административный истец указывает, что оспариваемый отказ администрации Невского района Санкт-Петербурга рассмотреть обращения Шайхайдарова Р.В., поступившие на адрес электронной почты администрации Невского района Санкт-Петербурга, не соответствует статье 33 Конституции Российской Федерации, Федеральному закону от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Электронные обращения, направленные выбранным административным истцом способом в администрацию Невского района Санкт-Петербурга, не были зарегистрированы вопреки требованиям ст. 8 Федерального закона № 59-ФЗ. Однако получение административным истцом автоматически сгенерированного ответа на адрес электронной почты подтверждает тот факт, что административным ответчиком обращения были получены. При этом, обращения отвечают требованиям, предъявляемым к обращениям граждан законодательством Российской Федерации и содержат все необходимые сведения и реквизиты для того, чтобы обращения были зарегистрированы и на них были получены ответы в установленном законом порядке. Вместе с тем административный ответчик не рассмотрел по существу обращения и оставил их без рассмотрения без достаточных для того оснований. Администрация Невского района Санкт-Петербурга в силу Положения об администрации района Санкт-Петербурга, утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 26.08.2008 года № 1078 является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, проводящим государственную политику Санкт-Петербурга и осуществляющим государственное управление на территории района Санкт-Петербурга. В соответствии с регламентом администрации, административный ответчик осуществляет работу по организации приема и рассмотрения обращений граждан.
Административный истец Шайхайдаров Р.В., представитель административного истца по доверенности Фомина А.А. в судебном заседании поддержали заявленные требования по изложенным в административном исковом заявлении основаниям.
Представитель административного ответчика по доверенности Фролова Ю.Г. в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражала, поддержала ранее представленные письменные возражения на административное исковое заявление (л.д.36-41) с учетом направления административным истцом обращений, ответы на которые оспариваются административным истцом. Указала, что сообщения Шайхайдарова Р.В. от 10.02.2017 года не отвечают требованиям, предъявляемым пунктом 3 статьи 7 Федерального закона № 59-ФЗ к обращениям граждан, поступившим в государственный орган в форме электронного документа, так как отправителем не соблюден порядок направления обращения в форме электронного документа в государтсвенный орган. Электронный адрес rnevsky@tunev.gov.spb.ru используется администрацией для юридических лиц, для межведомственного взаимодействия, не является официальным адресом электронной почты для приема обращений в форме электронного документа в соответствии с Федеральным законом № 59-ФЗ. При этом, поступившие на этот адрес сообщения от граждан регистрируются в электронном журнале (реестре) с направлением ответа-разъяснения о порядке направления гражданами в государственный орган обращения в форме электронного документа.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Основания и порядок оспаривания решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих урегулированы главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской федерации (далее КАС РФ).
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, вправе обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, признание незаконными действий и решений должностного лица возможно только при несоответствии обжалуемого решения нормам действующего законодательства, сопряженным с нарушением прав и законных интересов гражданина.
Конституция РФ закрепляет право граждан Российской Федерации обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (статья 33).
Обращения граждан подлежат рассмотрению в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 9 данного Закона обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.
В силу статьи 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ срок рассмотрения письменного обращения составляет 30 дней со дня его регистрации.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 10.02.2017 г. Шайхайдаров Р.В. обратился с электронной почты shayhaydarov@gmail.com в администрацию Невского района Санкт-Петербурга по электронной почте на адрес rnevsky@tunev.gov.spb.ru с заявлениями, в которых просил: убрать мусор, находящийся по адресу: <адрес> и проследить за регулярностью вывоза мусора; проверить законность уличной торговой деятельности, осуществляющейся по адресу: <адрес> В случае выявления нарушения закона просил устранить нарушение, привлечь нарушителей к ответственности в соответствии с законом, а также обязать уполномоченные организации проводить регулярную инспекцию объекта.
Факт направления писем на электронный адрес администрации Невского района Санкт-Петербурга подтвержден представленными со стороны административного истца материалами и не оспаривался административным ответчиком.
Согласно статье 4 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" обращением признается направленное в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.
В соответствии с частью 3 статьи 7 указанного Закона обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, подлежит рассмотрению в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. В обращении гражданин в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, и почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме. Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме либо направить указанные документы и материалы или их копии в письменной форме.
Обращения Шайхайдарова Р.В. соответствуют указанным требованиям закона.
Вместе с тем, в силу п. 1.1 ч.1 Положения об администрации района Санкт-Петербурга, утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 26.08.2008 года № 1078 Администрация Невского района Санкт-Петербурга является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, проводящим государственную политику Санкт-Петербурга и осуществляющим государственное управление на территории района Санкт-Петербурга. Администрация формируется и возглавляется Правительством Санкт-Петербурга (п. 1.2). Администрация в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, Уставом Санкт-Петербурга, законами Санкт-Петербурга, постановлениями и распоряжениями Губернатора Санкт-Петербурга, постановлениями и распоряжениями Правительства Санкт-Петербурга, распоряжениями иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга в случаях, предусмотренных правовыми актами Правительства Санкт-Петербурга, а также настоящим Положением (п. 1.4). Подразделения Администрации подчинены непосредственно главе Администрации. Координацию деятельности подразделений и методическое руководство ими осуществляют также в пределах своей компетенции иные исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга и структурные подразделения Администрации Губернатора Санкт-Петербурга (п. 1.7).
Порядок организации работы администрации установлен Регламентом администрации Невского района Санкт-Петербурга, утвержденным распоряжением администрации Невского района от 04 июля 2014 года № 1459-р, принятым во исполнение пункта 2 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 16.12.2003 № 100 «Об утверждении Регламента Правительства Санкт-Петербурга».
Пунктами 10.1, 10.2 Регламента администрации Невского района Санкт-Петербурга (в ред. Распоряжения администрации Невского района Санкт-Петербурга от 05.05.2016 N 1128-р), утвержденного распоряжением администрации Невского района от 04 июля 2014 года № 1459-р, закреплено, что единую работу с обращениями граждан, поступающими в Администрацию в письменной форме или в электронном виде, организует общий отдел Администрации.
Все поступающие в Администрацию обращения граждан первоначально поступают в сектор писем и приема граждан общего отдела Администрации, подлежат обязательной регистрации в ЕСЭДД в течение трех дней после их поступления и подлежат рассмотрению в порядке, установленном Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Обращения граждан в форме электронного документа, адресованные главе Администрации, первому заместителю и заместителям главы Администрации и в Администрацию, направляются гражданами исключительно при помощи сервиса "Интернет-приемная" в разделе Невского района на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга (http://gov.spb.ru/gov/terr/nevsky/obrasheniya-grazhdan/feedback/) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с пунктом 15.2 Регламента администрации Невского района Санкт-Петербурга, адрес электронной почты администрации rnevsky@tunev.gov.spb.ru указан как официальный адрес администрации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для целей подачи гражданами жалоб в электронном виде на нарушение порядка предоставления администрацией государственных услуг. Также адрес электронной почты администрации rnevsky@tunev.gov.spb.ru указан как адрес для направления межведомственных запросов по документам общего отдела администрации (л.д. 52-53).
Регламент администрации Невского района Санкт-Петербурга находится в открытом доступе.
В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Законом Санкт-Петербурга от 07.07.2009 № 371-70 «О государственных информационных системах Санкт-Петербурга» постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 08.08.2011 № 1136 создана государственная информационная система Санкт-Петербурга «Единая система информационных ресурсов официальных сайтов исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и государственных учреждений Санкт-Петербурга». Создан официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга (www.gov.spb.ru).
Согласно п. 3.5 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 08.08.2011 N 1136 "О государственной информационной системе Санкт-Петербурга "Единая система информационных ресурсов официальных сайтов исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и государственных учреждений Санкт-Петербурга" официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга (www.gov.spb.ru), официальные сайты иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и тематические порталы являются составными частями Системы.
На официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга www.gov.spb.ru, который находится в открытом доступе, в разделе каждого органа исполнительной власти, в том числе администрации Невского района Санкт-Петербурга, имеется раздел «Обращения граждан», содержащий раздел «Электронная приемная», где размещена специальная форма обращения, подлежащая заполнению с целью реализации права на обращение в администрацию Невского района Санкт-Петербурга в форме электронного документа.
Таким образом, учитывая, что п. 10.2 Регламента для приема обращений граждан в форме электронного документа администрации Невского района Санкт-Петербурга разрешено использовать специализированное программное обеспечение - сервис «Электронная приемная» на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга, предусматривающее заполнение заявителем реквизитов, необходимых для работы с обращениями и для письменного ответа, то есть использовать определенную форму электронного обращения, образец которой размещен на интернет-сайте Администрации Санкт-Петербурга, то необходимость заполнения гражданином такой строго определенной формы электронного обращения с использованием сервиса «Электронная приемная» вытекает и неразрывно связана с избранным им способом обращения в администрацию Невского района Санкт-Петербурга.
Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что Шайхайдарову Р.В. надлежало заполнить форму электронного обращения, размещенную на интернет-сайте Администрации Санкт-Петербурга в разделе администрация Невского района Санкт-Петербурга с использованием сервиса «Электронная приемная».
Указанные выше обращения административного истца зарегистрированы 10.02.2017 года в журнале учета обращений, присвоены регистрационные номера № 112-13-9.9 и № 112-14-11.6/9.9, что подтверждается материалами дела (л.д. 92), не рассмотрены администрацией Невского района Санкт-Петербурга по существу поставленных в обращении вопросов.
13.02.2017 года на электронную почту Шайхайдарова Р.В. по адресу shayhaydarov@gmail.com административным ответчиком направлены ответы – разъяснения о необходимости направления личного обращения гражданина в форме электронного документа с использованием сервиса «Электронная приемная» на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга (http://gov.spb.ru/gov/terr/nevsky/obrasheniya-grazhdan/feedback/).
Между тем форма электронного обращения, образец которой размещен на интернет-сайте Администрации Санкт-Петербурга в разделе администрации Невского района Санкт-Петербурга, с использованием сервиса «Электронная приемная» Шайхайдаровым Р.В. не заполнена, что не оспаривается сторонами.
Административный истец не ссылается на обстоятельства, вследствие которых он лишен объективной возможности направить свое обращение в соответствии с п. 10.2 Регламента администрации Невского района Санкт-Петербурга.
Судом отклоняется довод стороны административного истца о том, что сервисом «Электронная приемная» установлены ограничения по размеру электронного обращения, размеру файла вложения, поскольку административным истцом не представлено доказательств, свидетельствующих о невозможности направления электронных обращений ввиду несоответствия размера обращений и файла вложения установленным параметрам электронного обращения в сервисе «Электронная приемная».
Поскольку электронное обращение административным истцом не оформлено с использованием сервиса «Электронная приемная», суд соглашается с доводом представителя административного ответчика администрации Невского района Санкт-Петербурга об отсутствии обязанности по рассмотрению обращения административного истца в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.05.2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
В обоснование заявленных требований административный истец также ссылается на утвержденные 25.11.2013 года начальником Управления Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций М. Михайловским «Ответы на вопросы, прозвучавшие в ходе семинаров в 2013 году по теме «О совершенствовании работы с обращениями граждан, организаций и общественных объединений» с участием руководителей и работников, обеспечивающих деятельность приемных Президента Российской Федерации, а также руководителей и работников подразделений высших и иных исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», в частности на ответ, из которого следует, что любое обращение подлежит рассмотрению. Обращения, поступившие в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в том числе «на служебный адрес», подлежат регистрации и рассмотрению в соответствии с Федеральным законом № 59-ФЗ. Данный Федеральный закон не определяет способы поступления обращений в орган, а определяет только формы обращения (л.д. 25-26).
Вместе с тем, указанный ответ содержит вторую часть, из которой следует, что факты, когда обращения поступают на служебный электронный адрес по информационно-телекоммуникационной сети Интернет, свидетельствуют о том, что в соответствующем органе неправильно организована работа с поступающими обращениями в форме электронного документа. Заявители должны работать непосредственно с информационным ресурсом, размещенным на официальном сайте органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Это продиктовано необходимостью обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семеную тайну (ст. 23 Конституции Российской Федерации, Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» и ч.2 ст. 6 Федерального закона от 02.05.2006 года « 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»).
Указанный ответ, в дальнейшем, был включен в «Сборник методических рекомендаций и документов, в том числе в электронном виде, по работе с обращениями и запросами российских и иностранных граждан, лиц без гражданства, объединений граждан, в том числе юридических лиц, в приемных Президента Россисйкой Федерации, в государственных органах и органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях и иных организациях, на которые возложено осуществление публично значимых функций», утвержденного решением рабочей группы при Администрации Президента Российской Федерации по координации и оценке работы с обращениями граждан и организаций (протокол заседания от 30.07.2015 года № 10; протокол заседания № 13 от 02.03.2017 года) (л.д. 57-58).
Как следует из пояснений представителя административного ответчика, информационный ресурс, размещенный на официальном сайте администрации Невского района Санкт-Петербурга в информационно-телекоммуникационной сети Интернет - «Электронная приемная» призван обеспечить единообразие в работе органов власти с электронными обращениями, что, по мнению суда, согласуется с указаниями, изложенными в методических рекомендациях.
При таких обстоятельствах, суд не усматривает неправомерных действий (бездействия) при рассмотрении обращений административного истца со стороны администрации Невского района Санкт-Петербурга, нарушения прав и свобод административного истца.
Таким образом, правовых оснований для удовлетворения требований административного истца у суда не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 177-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований Шайхайдарова Романа Валерьевича к Администрации Невского района Санкт-Петербурга о признании незаконными действия Администрации Невского района Санкт-Петербурга, об обязании совершить определенные действия, отказать.
Решение может быть обжаловано в С-Петербургский городской суд путем подачи апелляционной жалобы через районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: подпись
Мотивированное решение изготовлено 11.04.2017 г.