Дело № 2-461/2015
РЕШЕНИЕ.
Именем Российской Федерации.
28 октября 2015 года г.Шарыпово
Шарыповского городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего: судьи Бритковой М.Ю.,
при секретаре Олейниковой И.А.,.
с участием представителя ответчика – Литвиненко Н.П. (по доверенности от 27.10.2015г),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Бранько С.С. к Администрации города Шарыпово Красноярского края о признании нуждающимся в жилом помещении, пригодном для проживания, предоставлении жилого помещения по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Бранько С.С. обратился в суд к Администрации г. Шарыпово с указанным иском, обосновывая требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ на основании ордера №, выданного исполкомом Шарыповского городского Совета народных депутатов, ФИО2, являющимся отцом истца, в составе членов семьи: ФИО13 (супруга), ФИО12 (сын), истец Бранько С.С. (сын), предоставлено жилое помещение - трехкомнатная квартира, общей площадью <данные изъяты> кв.м., в том числе жилой площадью <данные изъяты> кв.м., расположенное по адресу: <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ года он зарегистрирован по указанному адресу и проживал в данной квартире до ДД.ММ.ГГГГ года. Заключением межведомственной комиссии от 18.05.2000г. данное жилое помещение признано непригодным для постоянного проживания. На территории г. Шарыпово с 2005 года были реализованы программы по переселению граждан п. Дубинино из аварийного и ветхого жилья. С ДД.ММ.ГГГГ год истец отбывал наказание по приговору суда. Возвратившись в <данные изъяты> году из мест лишения свободы, обнаружил, что вышеуказанный дом фактически отсутствует, в дальнейшем узнал, что из указанного дома в 2005 году граждан переселяли в другие жилые помещения, в целях реализации программы по переселению из ветхого и аварийного жилья. У истца отсутствовала возможность реализовать свои жилищные права в рамках Программы, в связи с отбыванием наказания. Считает, что имеет право на предоставление жилья по краевой целевой программе переселения по закону Красноярского края от 05.07.2005года№ «О жилых помещениях для социальной защиты отдельной категории граждан, проживающих в п. Дубинино г. Шарыпово Красноярского края». На обращение в Администрации г. Шарыпово от ДД.ММ.ГГГГ. №, от ДД.ММ.ГГГГ. №, было отказано в предоставлении жилья нанимателю и членам его семьи по программе переселения граждан из ветхого и аварийного жилья, в связи с отсутствием их постановки на учет нуждающихся в жилом помещении краевого государственного специализированного жилищного фонда. Также отказано в связи с наличием у ФИО13 жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, выданного по месту работы в ОАО «Разрез Березовский» в 1998году. Из ответа Шарыповской межрайонной прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ следует, что оснований для предоставления жилого помещения взамен аварийного не имеется, так как по ст.89 ЖК РСФСР: в случае выезда нанимателя и его членов семьи на постоянное жительство в другое место, договор найма считается расторгнутым со дня выезда. В настоящее время у истца отсутствует постоянное жилье, он арендует жилое помещение по мере финансовых возможностей, что является неудобным и не постоянным, поскольку имеет жену и ребенка, которому необходимы нормальные условия для жизни. На основании вышеизложенного, просит суд признать его нуждающимся в жилом помещении, пригодном для проживания; обязать Администрацию г.Шарыпово Красноярского края предоставить жилое помещение по договору социального найма, общей площадью <данные изъяты> квадратных метра (л.д. 4-7).
Определением Шарыповского городского суда Красноярского края от 08 июня 2015 года к участию в деле в качестве третьих лиц на стороне истца, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФИО2, ФИО13 и ФИО12 (л.д. 50-51).
Истец Бранько С.С. в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела, уважительных причин неявки в суд не представил, отложить рассмотрение дела не просил, ходатайствовал о рассмотрении гражданского дела в свое отсутствие, в связи с работой вахтовым методом, с участием представителя Помогаева И.И. (по доверенности) (л.д. 39,128).
Представитель истца Помогаев И.И. (по доверенности от 23.10.2014г.) в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела, уважительных причин неявки в суд не представил, отложить рассмотрение дела не просил (л.д.22,129).
Ранее, при подготовке к рассмотрению дела представитель истца Помогаев И.И. исковые требования поддерживал по доводам, изложенным в исковом заявлении и в заявлении об уточнении исковых требований.
Представитель ответчика Администрации г. Шарыпово Красноярского края – Литвиненко Н.П. (по доверенности) в судебном заседании возражала относительно удовлетворения заявленных требований, поскольку у истца отсутствуют основания для предоставления ему жилого помещения по договору социального найма. Решение о признании нуждающимся в жилом помещении принимает компетентный орган местного самоуправления, на учете как нуждающийся в предоставлении жилого помещения истец не состоял и не состоит, тогда как это является обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма. После предоставления ОАО «Разрез-Березовский-1» матери истца - ФИО13 квартиры в <адрес>, матери ФИО13 (третьему лицу по делу), из документов по материалам дела, в частности из обвинительного заключения, в отношении Бранько С.С., видно, что истец проживал по указанному адресу, из копии приговора следует, что истец проживал в <адрес>. До настоящего времени истец зарегистрирован по адресу: <адрес>; сама по себе регистрация по указанному адресу не влияет на возникновение каких-либо прав по предоставлению ему жилого помещения по договору социального найма. Жилое помещение по вышеуказанному адресу ликвидировано - снесено вследствие аварийного состояния в 2005 года. В настоящее время истец зарегистрирован в г. Красноярске, фактически проживает в г. Назарово, до отбытия наказания проживал в <адрес> у своей матери. Истец ссылается на региональную краевую программу о получении жилья, однако, данная программа носила заявительный характер, истец с таким заявлением не обращался. Администрация города Шарыпово к региональным краевым программа не имеет отношения, поскольку граждане, нуждающиеся в жилом помещении, для постановки на учет подавали в уполномоченный орган исполнительной власти края личное заявление с установленным пакетом документов.
В предварительном судебном заседании 15 июля 2015 года представитель ответчика - Дементьева Е.А. (по доверенности от 13.10.2014 г.) пояснила, что с ДД.ММ.ГГГГ она являлась заместителем главы Администрации поселка Дубинино, Бранько С.С. не был зарегистрирован по адресу: <адрес> В ДД.ММ.ГГГГ его матерью было приобретено жилье, не было препятствий для регистрации в новом жилом помещении. С ДД.ММ.ГГГГ готовились документы по дому № <адрес>, о признании его непригодным для проживания, готовилась инвентаризация 16-квартирных домов <адрес> для краевой программы. В ДД.ММ.ГГГГ его матерью было приобретено жилье, не было препятствий для регистрации в новом жилом помещении. В <данные изъяты> году данный дом не был признан непригодным для проживания. Квартира ФИО2 стояла пустой и закрытой, коммунальные услуги Бранько не оплачивались, накопился долг. Осмотр квартиры сделать не представилось возможным, соседи пояснили, что семья Бранько переехала по новому адресу. ДД.ММ.ГГГГ года <адрес> был переселен на <адрес>. Семья Бранько не могла войти в список по программе переселения, поскольку у них имеется квартира. Чтобы встать на учет в Агентстве, необходимо быть признанным нуждающимся в жилом помещении либо быть признанным малоимущим, а также при отсутствии у граждан иного жилья. Именно спорный дом попал в особенное внимание, практически все граждане собрали документы и встали на учет. Оснований для признания семьи Бранько нуждающейся в жилом помещении, не имелось, поскольку у матери была приобретена квартира в собственность.
Третьи лица на стороне истца, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - ФИО2, ФИО13 и ФИО12 за получением заказной корреспонденции в почтовое отделение дважды не явились, препятствий к такому получению судом не усмотрено, в связи с чем, суд расценивает действия третьих лиц как отказ от получения судебного извещения. В силу ч. 2 ст.117 ГПК РФ ФИО2, ФИО13 и ФИО12 считаются извещенным о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились, отложить рассмотрение дела не просили (л.д. 130, 131).
В предварительном судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ третье лицо ФИО2 пояснил, что с ДД.ММ.ГГГГ до настоящего времени он состою в браке с матерью истца - ФИО13 Истец проживал с ним по адресу: <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ года, потом он отбывал наказание в местах лишения свободы. Данный дом был признан непригодным для проживания и снесен. Он подавал документы в Администрацию Дубининского поссовета по краевой программе переселения, но на учет не был поставлен. У жены имеется квартира в <адрес> Иногда сын - Бранько С.С. жил у матери, обучался в ПУ <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ годы, там проживал в общежитии, но его вещи находились в квартире по <адрес>. Полагает, что требования Бранько С.С. подлежат удовлетворению.
В предварительном судебном заседании 15 июля 2015 года третье лицо ФИО12 пояснил, что он с братом - Бранько С.С. жили в поселке <адрес> с отцом, который работал вахтовым методом: месяц работы, месяц - дома. На тот период, когда отец находился на вахте, они с братом находились и у матери, на <адрес>, и по месту жительства отца.
Согласно разъяснениям Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2008 года N 13 "О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции" при неявке в суд лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, вопрос о возможности судебного разбирательства дела решается с учетом требований ст. 167 и 233 ГПК РФ.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства.
Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения судом дела по существу.
При таких обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии истца, его представителя, третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, согласно ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Выслушав представителя ответчика, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд пришел к следующему:
Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11). При этом, как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека гражданина - обязанность государства.
Статья 40 Конституции РФ гласит, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
В соответствии со статьей 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Исходя из данной конституционной нормы, часть 1 статьи 11 ЖК РФ устанавливает приоритет судебной защиты нарушенных жилищных прав.
Закрепляя право на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления прав на жилище, при этом предусматривает малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, предоставлять бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными нормами.
В Определении от 05.03.2009 года № 376-О-П Конституционный суд РФ разъяснил, что законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 ЖК РФ). Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Согласно п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, ч. 1 ст. 5 Жилищного кодекса РФ, жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве одного из способов защиты гражданских прав предусмотрено присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Согласно ст.1 ФЗ от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ «О введение в действие Жилищного кодекса РФ» Жилищный кодекс РФ введен в действие с 1 марта 2005 года.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 ЖК РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
В силу статьи 2 ЖК РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда; обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, пользующихся жилыми помещениями на законных основаниях; обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Статья 10 ЖК РФ устанавливает, что жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают в том числе: из актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей; вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.
В соответствии с пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
В соответствии со ст. 5 данного закона к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ, Жилищный кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев предусмотренных настоящим Федеральным Законом.
В соответствии со ст. 53 ЖК РСФСР, действовавшего до 1 марта 2005 года, члены семьи нанимателя, проживающие совместно с ним, пользуются наравне с нанимателем всеми правами, и несут все обязанности, вытекающие из договора найма жилого помещения. К членам семьи нанимателя относятся супруг нанимателя, их дети и родители.
В силу ст. 29 Жилищного кодекса РСФСР нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, в том числе проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям.
По этому же основанию, предусмотренным п.3 ч.1 ст. 51 ЖК РФ, граждане признаются нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В силу ст. 91 ЖК РСФСР граждане выселяются из жилых домов государственного и общественного жилищного фонда с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу.
В соответствии со ст. 96 ЖК РСФСФ предоставляемое гражданам в связи с выселением другое благоустроенное жилое помещение должно отвечать требованиям статей 40 и 41 настоящего Кодекса, находиться в черте данного населенного пункта и быть размером, не менее ранее занимаемого.
Согласно ст. 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Как следует из ч. 1 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст.ст. 86-89 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
В силу положений ст. 49, 51, 52 Жилищного кодекса РФ, обязательными условиями для предоставления жилья по договору социального найма являются малоимущее положение лица и признание его нуждающимся в предоставлении жилого помещения в установленном порядке (постановка на учет).
В соответствии со статьей 52 данного Кодекса принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых, уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем, гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (статьи 53 и 55 ЖК РФ).
Согласно ч. 7. ст. 52 ЖК РФ порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 5 Закона Красноярского края от 23.05.2006 г. № 18-4751 «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории края», принятие граждан на учет осуществляется на основании заявлений поданных гражданами по месту своего жительства в орган осуществляющий принятие на учет.
Статья 9 вышеназванного Закона предусматривает, что граждане считаются принятыми на учет со дня принятия органом, осуществляющим принятие на учет, решения о принятии на учет.
Согласно части 1 статьи 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением лиц, обладающих правом на получение жилого помещения вне очереди.
К лицам, обладающим правом на предоставление жилого помещения вне очереди частью 2 указанной статьи ЖК РФ кодекса отнесены, в том числе граждане, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Согласно Закона Красноярского края от 5 июля 2005 года N 15-3648 к отдельным категориям граждан относятся граждане, имеющие место жительства в жилых домах пос. Дубинино города Шарыпово Красноярского края, которые признаны в установленном порядке не пригодными для постоянного проживания, и нуждающиеся в жилых помещениях. Согласно ст.3 Закона жилые помещения по настоящему Закону предоставляются гражданам (заявителям), заявившим о своем праве на получение жилого помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан в порядке, установленном настоящим Законом, на основании решения уполномоченного органа исполнительной власти края.
Статья 5 Закона предусматривает, что порядок постановки на учет граждан устанавливается Правительством Красноярского края. Учет граждан, имеющих право на получение жилых помещений, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти края. В соответствии со ст. 6 Закона граждане, нуждающиеся в жилом помещении, для постановки на учет подают в уполномоченный орган исполнительной власти края личное заявление в срок до 31 декабря 2009г.
Граждане, нуждающиеся в жилом помещении, представляют в уполномоченный орган исполнительной власти края следующие документы: об отсутствии в собственности заявителя и членов его семьи жилого помещения; подтверждающие право на получение жилья согласно абзацу 2 статьи 1 настоящего Закона; удостоверяющие личность заявителя и совершеннолетних членов его семьи; копию свидетельства о браке; копию свидетельства о рождении ребенка.
Статья 7 Закона предусматривает, что уполномоченный орган исполнительной власти края в течение одного месяца со дня поступления заявления и документов, указанных в статье 6 настоящего Закона, рассматривает заявление и принимает решение о постановке на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении, либо об отказе. О принятом решении заявитель извещается в письменной форме в недельный срок со дня принятия решения. В случае отказа в постановке на учет указываются мотивы отказа.
Закон Красноярского края о краевой целевой программе «Переселение граждан п. Дубинино, г. Шарыпово Красноярского края из ветхого и аварийного жилищного фонда на 2006-2008 годы» (в ред. Законов Красноярского края от 15.03.2007 N 22-5950, от 30.10.2008 N 7-2358) предусматривает механизм реализации программы, согласно которому построенные либо приобретенные в результате реализации программных мероприятий жилые помещения передаются в установленном порядке в краевой государственный специализированный жилищный фонд и предоставляются уполномоченным Советом администрации Красноярского края органом исполнительной власти по договору безвозмездного пользования гражданам, имеющим место жительства в жилых домах п. Дубинино г. Шарыпово Красноярского края, которые признаны в установленном порядке непригодными для проживания, и нуждающимся в жилых помещениях, на условиях и в порядке, предусмотренных Законом Красноярского края от 5 июля 2005 года N 15-3648 "О жилых помещениях для социальной защиты отдельных категорий граждан, проживающих в пос. Дубинино города Шарыпово Красноярского края".
Как установлено в судебном заседании на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного исполнительным комитетом Шарыповского городского Совета народных депутатов, ФИО2 в составе членов семьи: ФИО13 (супруга), ФИО12 (сын), истец - Бранько С.С. (сын), предоставлено жилое помещение – квартира, общей площадью <данные изъяты> кв.м., в том числе жилая площадь 40,45 кв.м., расположенная по адресу: <адрес> (л.д. 10).
Согласно выписке из домовой книги от 15.07.2015г. на регистрационном учете по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ состояли ФИО2, ФИО12, ФИО13, ФИО12; с 1991 года – ФИО12; ФИО13 и две дочери ФИО12 и ФИО12 сняты с регистрационного учета с ДД.ММ.ГГГГ; ФИО2 и ФИО12 до настоящего времени не сняты с регистрационного учета; истец Бранько С.С. на регистрационном учете по указанному адресу не значится (л.д. 83).
Вышеизложенное также подтверждается поквартирной карточкой, удостоверенной ООО «ДРЭУ» (л.д. 107).
Из адресной справки ТП в п. Дубинино отделения УФМС России по Красноярскому краю в г. Шарыпово и Шарыповском районе от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Бранько С.С. зарегистрированным либо снятым с регистрационного учета по месту жительства (месту пребывания) на территории п. Дубинино не значится (л.д. 57).
В акте межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, назначенной решением администрации г. Шарыпово № от ДД.ММ.ГГГГ, жилой <адрес> в сборно-щитовом исполнении введен в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ году, техническое состояние дома ветхое, общий процент износа составляет <данные изъяты> %, дом подлежит сносу. Заключением городской межведомственной комиссии жилой <адрес> непригодным для постоянного проживания (л.д.46-48).
В настоящее время жилое помещение по вышеуказанному адресу ликвидировано - снесено вследствие аварийного состояния в 2005 года.
В силу положений ч. 2 статьи ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Приговором Шарыповского городского суда Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ Бранько С.С. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 111 УК РФ, и ему назначено наказание в виде лишения свободы на срок 10 лет, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима (л.д. 75-76).
На момент осуждения, истец проживал по адресу: <адрес> по месту обучения в ПУ-№ что следует из приговора суда.
Согласно списку лиц, подлежащих вызову в судебные заседания в обвинительном заключении по уголовному делу, письменного объяснения из материалов уголовного дела от ДД.ММ.ГГГГ, справки-характеристики на Бранько С.С., место жительства обвиняемого Бранько С.С. – <адрес> (л.д. 73-74, 77-78).
Как следует из показаний подсудимого Бранько С.С., свидетелей ФИО15 в приговоре суда от ДД.ММ.ГГГГ, Бранько С.С. проживал по адресу: <адрес>.
Вышеизложенное обстоятельство подтверждается также актом от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 91).
Согласно Справке № от ДД.ММ.ГГГГ. Бранько С.С. отбывал наказание в местах лишения свободы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год (л.д.11).
Истец с ДД.ММ.ГГГГ состоит на регистрационном учете по адресу: <адрес>, что подтверждается данными паспорта, выданного на имя Бранько С.С., (л.д. 40).
Согласно выписке из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ, квартира, расположенная по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности муниципальному образованию город Красноярск (л.д. 80).
Из представленного истцом договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО8 передала Бранько С.С. в аренду жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ бессрочно (л.д. 41).
Из справки Назаровского отделения Филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по Красноярскому краю от ДД.ММ.ГГГГ следует, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ за Бранько С.С. объекты недвижимого имущества на праве собственности или ином вещном праве на территории г. Назарово и Назаровского района не зарегистрированы (л.д.82).
Согласно уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ, в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о правах на объекты недвижимого имущества правообладателя Бранько С.С. (л.д. 43).
Из справки Шарыповского отделения Филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по Красноярскому краю от ДД.ММ.ГГГГ следует, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, зарегистрировано право собственности за ФИО13 на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ №, удостоверенного нотариусом ФИО9, зарегистрпрованного в Шарыповском филиале КГЦТИ и ОЗСС от ДД.ММ.ГГГГ №е (л.д.81).
Из договора купли – продажи от ДД.ММ.ГГГГ следует, что АО «Разрез Березовский-1» продал ФИО13 4-х комнатную квартиру, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенную по адресу <адрес>, по инвентаризационной стоимости <данные изъяты> рублей, из которых 50 % погашается за счет предприятия. На момент заключения договора покупателем уплачено <данные изъяты> руб., путем удержания из заработной платы, остальная сумма – <данные изъяты> руб. выплачивается в рассрочку в течение 15-ти лет (л.д. 45).
Справкой ОАО «Разрез «Березовский-1» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО13 не имеет задолженности по договору купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 42).
Согласно ответам Администрации города Шарыпово на обращения третьего лица на стороне истца - ФИО2 к Администрации г. Шарыпово, в Совет Федерации Федерального собрания РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, заявитель и члены его семьи проживали в трехкомнатной квартире, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ<адрес> ФИО14 в ДД.ММ.ГГГГ. по внутреннему договору купли - продажи с ОАО «Разрез Березовский» как работнику данного предприятия предоставлена 4-х комнатная квартира общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенная по адресу: <адрес>, При переезде в новую квартиру, не все члены семьи снялись с регистрационного учета по прежнему месту жительства: ФИО2, ФИО10, при этом вся семья фактически проживает по адресу: <адрес>. Жилой <адрес> заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ. признан непригодным для постоянного проживания. Из-за ограниченных возможностей местного бюджета и большого объема ветхого и аварийного жилищного фонда, муниципальное образование город Шарыпово Красноярского края не в состоянии самостоятельно (за счет собственных средств) обеспечить приобретение, реконструкцию и (или) строительство жилья для переселения граждан из непригодных для проживания либо сгоревших жилых домов. В связи с данным обстоятельством на территории МО город Шарыпово с 2005 года были реализованы краевые, региональные программы по переселению граждан п. Дубинино из ветхого и аварийного жилья. Так с 2006 года была реализована краевая целевая программа «Переселение граждан п. Дубинино г. Шарыпово из ветхого и аварийного жилищного фонда» на 2006-2008 гг. (далее - программа). Постановка граждан на учет нуждающихся в жилом помещении краевого государственного специализированного жилищного фонда осуществлялась Агентством по реализации жилищных программ администрации Красноярского края (далее - агентство), позже прием документов был продлен Министерством строительства и архитектуры Красноярского края (далее - Министерство) до 31.12.2009г. В соответствии с Постановлением Совета Администрации Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ №-п «О реализации закона Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ № «О жилых помещениях для социальной защиты отдельной категории граждан, проживающих в п. Дубинино г. Шарыпово Красноярского края», постановка на учет являлась добровольной и носила заявительный характер. ФИО2 и члены его семьи на учет нуждающихся в жилом помещении краевого государственного специализированного жилищного фонда не встали. Жильцы <адрес> были расселены в 2005г. в капитальные жилые помещения, в связи с тем, что ФИО2 не состоял на вышеуказанном учете, предоставление ему жилого помещения в рамках программы не представлялось возможным. Наличие у ФИО13 в собственности жилого помещения и фактическое проживание в нём всех членов семьи является основанием для отказа в признании данной семьи нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, на основаниях предусмотренных ст. 51 ЖК РФ (л.д.12-13).
Как видно из ответа Шарыповского межрайонного прокурора от ДД.ММ.ГГГГ, по обращению третьего лица на стороне истца - ФИО2 о нарушении жилищных прав, прокуратурой была проведена проверка, в ходе которой установлено, что на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ заявителю была предоставлена трехкомнатная квартира, расположенная по адресу: <адрес>; в ордер в качестве членов семьи были включены его супруга и два сына. ДД.ММ.ГГГГ между ФИО13 и АООТ «Разрез «Березовский-1» был заключен договор купли-продажи четырехкомнатной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, в которую вся семья переехала в ДД.ММ.ГГГГ году. В соответствии со ст. 20 Кодекса о браке и семье РСФСР имущество, нажитое супругами во время брака, является их общей совместной собственностью. Супруги имеют равные права владения, пользования и распоряжения этим имуществом. В соответствии с ч. 1 ст. 34 СК РФ имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью. Ст. 89 ЖК РСФСР предусматривала, что в случае выезда нанимателя и членов его семьи на постоянное жительство в другое место договор найма считается расторгнутым со дня выезда. Учитывая указанное положение закона, действовавшего в ДД.ММ.ГГГГ договор найма, фактически имевший место в отношениях между Администрацией г. Шарыпово и семьей заявителя, со дня выезда на другое постоянное место жительство был расторгнут. <адрес> актом межведомственной комиссии признан непригодным и подлежащим сносу ДД.ММ.ГГГГ, то есть после выезда семьи Бранько из указанного дома. Установлено, что фактически семья в аварийном и подлежащем сносу доме не проживала, в связи с чем, у Администрации г. Шарыпово отсутствуют основания для предоставления заявителю жилого помещения взамен аварийного. МКД № по <адрес> участником региональных адресных программ переселения не является. В краевой целевой программе переселения (Закон Красноярскою края от 05.07.2005 г. № 15-3648 «О жилых помещениях для социальной' защиты отдельной категории граждан, проживающих в п. Дубинино г. Шарыпово Красноярского края») семья Бранько не участвовала, на соответствующем учете не состоит и не состояла. Оснований для применения мер прокурорского реагирования в настоящей проверки не установлено. Также заявителю разъяснено его право на обжалование ответа прокуратуры в прокуратуру <адрес> или в суд (л.д. 14).
Также представитель Бранко С.С. – Помогаев И.И. в интересах истца обращался с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении жилого помещения семье ФИО2 Как следует из ответа Администрации г. Шарыпово от ДД.ММ.ГГГГ, заявителю было разъяснено, что ФИО2 и члены его семьи: ФИО13, Бранько С.С., ФИО12, проживали в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГг. (3-х комнатная квартира, общей площадью <данные изъяты> кв.м.). Жилой <адрес> заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ признан непригодным для постоянного проживания. Переселение жильцов данного дома происходило в рамках реализации краевой целевой программы «Переселение граждан <адрес> из ветхого и аварийного жилищного фонда» на 2006-2008 гг., утвержденной Законом Красноярского края от 27.12.2005 № 17-4401 (далее - Программа), которая предусматривала предоставление жилых помещений краевого государственного специализированного жилищного фонда, гражданам, поставленным на учет нуждающихся в Министерстве строительства и архитектуры Красноярского края, в соответствии с Постановлением Совета Администрации Красноярского края от 04.05.2006 г. № 113-п «О реализации закона Красноярского края от 05.07.2005 года № 15-3648 «О жилых помещениях для социальной защиты отдельной категории граждан, проживающих в п. Дубинино города Шарыпово Красноярского края». Постановка на учет являлась добровольной и носила заявительный ялиактер. Семья Бранько на учет нуждающихся в жилом помещении краевого государственного специализированного жилищного фонда не встала, в связи с чем, предоставление ей жилого помещения в рамках вышеуказанной программы не представлялось возможным. Кроме того, по договору купли - продажи от ДД.ММ.ГГГГ., АО «Разрез Березовский-1» ФИО13, как работнику данного предприятия, предоставлена 4-х комнатная квартира, расположенная ш адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м. Однако, при переезде в новую квартиру, не все члены семьи снялись с регистрационного учета по прежнему месту жительства. Наличие у ФИО13 в собственности жилого помещения является основанием для отказа в признании семы нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на основании ст. 51 ЖК РФ (л.д. 44).
Согласно справке КУМИ и ЗО Администрации г.Шарыпово № от ДД.ММ.ГГГГ, Бранько С.С. на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в Муниципальном образовании г. Шарыпово Красноярского края не состоял, в настоящее время не состоит (л.д. 109).
Письменной информацией Администрации города Назарово Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что Бранько С.С. также не обращался с заявлением о предоставлении жилого помещения в Администрацию города Назарово (л.д. 79).
При таких обстоятельствах, на основании п.п.1,2 ч.1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ истец не может быть признан нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Малоимущим гражданином в целях Жилищного кодекса РФ истец в установленном законом порядке не признан, на учете в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, не состоит, доказательства, подтверждающие факт обращения к ответчику по вопросу постановки на такой учет, стороной истца в суд не представлены.
Кроме того, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления, в связи с чем требование истца о признании его нуждающимся в жилом помещении, пригодном для проживания, не основаны на вышеприведенных правовых нормах.
Постановка граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях краевого государственного специализированного жилищного фонда осуществлялась Агентством по реализации жилищных программ администрации Красноярского края, позже прием документов осуществлялся Министерством строительства и архитектуры Красноярского края до 31.12.2009 года. Постановка на учет нуждающихся для участия в программе переселения являлась добровольной и носила заявительный характер. Бранько С.С. на данном учете не состоял, в связи с чем, учетного дела не заводилось и обеспечение жильем в рамках программы переселения ему не предоставлялось и не представляется возможным, поскольку действие программы в настоящее время закончилось. Предоставление жилых помещений по договору социального найма, как того требует истец, вышеприведенными нормами законодательства Красноярского края не предусмотрено.
Доводы истца, о том, что у него отсутствовала возможность реализовать свои жилищные права в рамках программы «Переселения граждан п. Дубинино г. Шарыпово из ветхого и аварийного жилищного фонда» на 2006-2008г.г. по причине нахождения в местах лишения свободы, суд находит несостоятельными, поскольку Бранько С.С. не был ограничен в переписке, и имел реальную возможность получать и отправлять корреспонденцию в период отбывания наказания по приговору суда.
В соответствии со статьей 55 данного Кодекса доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (п.3 ст.67 ГПК РФ).
Исходя из вышеприведенных правовых норм, с учетом установленных обстоятельств по делу, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Бранько С.С. к Администрации города Шарыпово Красноярского края о признании Бранько С.С. нуждающимся в жилом помещении, пригодном для проживания, о возложении обязанности на Администрацию города Шарыпово предоставить ему благоустроенное жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее <данные изъяты> кв.м., - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Шарыповский городской суд в течение 30 суток со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий: