Решение по делу № 2-122/2015 от 28.04.2015

Дело № 2-122/2015 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 мая 2015 года

с. Лопатино

Лопатинский районный суд Пензенской области в составе:

председательствующего судьи Абрамова А.М.,

при секретаре Давыдовой Э.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Департамента государственного имущества Пензенской области о признании права собственности Пензенской области на бесхозяйное недвижимое имущество,

УСТАНОВИЛ:

Департаментгосударственного имуществаПензенской области обратился в суд с вышеназванным заявлением, указав в обосновании своих требований, что на территории Лопатинского сельсовета Лопатинского района Пензенской области в поселке <адрес> расположена биотермическая яма «Беккари», принятая на учет <дата> органом Росреестра как бесхозяйный объект недвижимого имущества. Законных владельцев данной биотермической ямы не установлено. Скотомогильникявляется эпидемиологическим потенциально опасным объектом и требует должного содержания. Признание права собственности на скотомогильник за Пензенской областью позволит целевым назначением освоить предусмотренные в областном бюджете денежные средства.

Просил признать право собственности Пензенской области на биотермическую яму «Беккари», расположенную по адресу: <адрес>.

Представитель заявителя Департаментагосударственного имущества Пензенской области в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения был извещен надлежащим образом, в своем заявлении просит рассмотреть дело в его отсутствие, заявленные требования поддерживает.

Представитель заинтересованного лица администрации Лопатинского сельсовета Лопатинского района Пензенской области в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом. В заявлении просит рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации, не возражает против удовлетворения заявленных Департаментом государственного имущества Пензенской области требований.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.72 Конституции РФ осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов российской Федерации.

В ч.2 ст.6 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» указано, что к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении обращения с отходами.

В статье 1 федерального закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация определена как обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае возникновения.

Согласно ст.ст.5 и 6 Федерального закона от 6.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ч.2 ст.2 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов российской Федерации.

В соответствии с п.2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в российской Федерации, утвержденной указом Президента РФ от 24.12.1993 года № 2284, приватизацияскотомогильников, находящихся в федеральнойсобственности, запрещена.

Из федерального закона от 6.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» следует, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий (пп.5); предупреждения ситуаций, которые могут привести к нарушению функционирования систем жизнеобеспечения населения, и ликвидации их последствий (пп.5.1); организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации (пп.49) (п.2 ст.26.3).

Для осуществления полномочий, указанных в пункте 2 статьи 26.3 настоящего федерального закона, в собственностисубъекта российской Федерации могут находиться имущество, имущество необходимое для проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в том числескотомогильники(биотермические ямы) (пп. «ц» п.2 ст.26.11).

Таким образом, вопросы созданияскотомогильника(биотермической ямы) законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации.

Согласно ст.ст.2 и 3 закона Пензенской области «Об управлении собственностью Пензенской области» (375-ЗПО от 08.07.2002 г.) приобретение имущества в собственность Пензенской области осуществляется Правительством Пензенской области, исполнительным органом государственной власти Пензенской области, уполномоченным в сфере земельных и имущественных отношений в Пензенской области, иными органами государственной власти Пензенской области, государственными предприятиями Пензенской области, казенными предприятиями Пензенской области, государственными учреждениями Пензенской области, созданными субъектом Российской Федерации – Пензенской областью, по основаниям и в порядке, предусмотренном действующим законодательством. Управление и распоряжение объектами собственности Пензенской области осуществляет исполнительный орган государственной власти Пензенской области, уполномоченный в сфере земельных и имущественных отношений в Пензенской области, за исключением случаев, указанных в статье 18.2 настоящего Закона. Таковым исполнительным органом в силу постановления Правительства Пензенской области № 35-пП от 26.01.2012 года является Департамент государственного имущества, на который статьей 17 и п. «и» статьи 33 того же закона Пензенской области № 375-ЗПО возложено осуществление контрольных функций по обеспечению законности и эффективности использования собственности Пензенской области, а также сохранности объектов собственности Пензенской области и распоряжения ими.

В соответствии с Постановлением Правительства Пензенской области № 550-пП от 29.11.2002 года Департаменту госимущества Пензенской области переданы полномочия Правительства Пензенской области, предусмотренные законом Пензенской области № 375-ЗПО «Об управлении собственностью Пензенской области», в том числе в части принятия решений о закреплении имущества, находящегося в собственности Пензенской области за государственными учреждениями.

Законодательные акты Российской Федерации определяют земельные участки, на которых расположены скотомогильники, как зоны специального назначения (Градостроительный кодекс РФ),объекты, влияющие на состояние подземных вод (Водный кодекс РФ), участки с возможным заражением почвы. При этом скотомогильникине могут быть бесхозяйными.

Судом установлено: на территории Лопатинского сельсовета в <адрес> расположена биотермическая яма Беккари, принятая <дата> на учет органом Росреестра как бесхозяйныйобъект недвижимогоимущества, что подтверждается выписками из единого государственного реестраправнанедвижимое имуществои сделок с ним Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области.

Наданныйобъектв деле имеется технический паспорт. Сведения о собственнике данногообъектаотсутствуют.

В соответствии с ч.3 ст.218 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим кодексом, лицо может приобрести право собственностина имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил правособственностипо иным основаниям, предусмотренным законом.

В соответствии с ч.2 ст.290 ГПК РФ заявление о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь подается в суд по месту ее нахождения органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом или имуществом, находящимся всобственностигорода федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга.

Из изложенного следует, чтоправомна обращение в суд с заявлением опризнанииправасобственности набесхозяйнуюнедвижимуювещь обладает орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, тогда как объект недвижимости-скотомогильник(биотермическая яма) может находиться в собственноститолько Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

На основании ч.4 ст.1 ГПК РФ, в связи с отсутствием нормы процессуальногоправа, регулирующей отношения, возникшие в ходе судопроизводства – право подачи заявления о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь органом, уполномоченным управлять имуществом субъекта Российской Федерации, суд считает возможным применить норму, регулирующую сходные отношения (аналогияправа) - ст.290 ГПК РФ, предусматривающую подачу заявления опризнанииправа собственностинабесхозяйнуюнедвижимуювещь органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом.

Согласно ч.1, ч.3 ст.225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, отправасобственностина которую собственник отказался. Бесхозяйныенедвижимыевещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрациюправананедвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимойвещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Со дня постановки на учет указанного в решении бесхозяйногонедвижимогоимущества – биотермической ямы Беккари истекло более четырех лет,правнаданный объектиными лицами не заявлено.

В соответствии с ч.2 ст.293 ГПК РФ суд,признав, чтонедвижимаявещь не имеет собственника или собственникнедвижимойвещи не известен, и она принята на учет в установленном порядке, принимает решение опризнанииправамуниципальнойсобственности.

В данном случае установлено, что вышеперечисленноенедвижимое имуществоне имеет собственника, прошло больше года со дня постановки данногообъектана учет как бесхозяйногообъекта.Суд считает требования заявителя обоснованными, подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

ЗаявлениеДепартаментагосударственного имуществаПензенской области удовлетворить.

Признатьза Пензенской областью правогосударственной собственности на сооружение – биотермическую яму «Беккари», расположенную по адресу: <адрес> кадастровый номер объекта .

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через районный суд в течение месяца со дня его вынесения.

Председательствующий: А.М. Абрамов

2-122/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Департамент государственного имущества
Другие
администрация Лопатинского сельского совета
Суд
Лопатинский районный суд Пензенской области
Дело на сайте суда
lopatinsky.pnz.sudrf.ru
28.04.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.04.2015Передача материалов судье
29.04.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.04.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.05.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.05.2015Судебное заседание
14.05.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.05.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.05.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее