Дело № 5-568/2019
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
об административном правонарушении
город Йошкар-Ола 17 декабря 2019 года
Судья Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл Речич Е.С.,
с участием Муравьевой О.Ю.,
представителя УМВД России по г. Йошкар-Оле Коневой О.А.,
рассмотрев материалы об административном правонарушении в отношении
Индивидуального предпринимателя Муравьевой О.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, зарегистрированной и проживающей по адресу: <адрес>, в браке не состоящей, имеющей на иждивении двоих несовершеннолетних детей, ИНН № ОГРНИП №, поставлена на учет в налоговом органе ДД.ММ.ГГГГ, ранее не привлекавшаяся к административной ответственности за совершение однородного правонарушения,
о совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.15 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
31 октября 2019 года в 15 часов 30 минут при проведении проверочных мероприятий сотрудниками Управления по вопросам миграции МВД по республике Марий Эл и прокуратурой г. Йошкар-Олы по адресу: <адрес>, кафе «Бахор» выявлен гражданин Узбекистана ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, который на момент проверки осуществлял трудовую деятельность в качестве продавца без разрешения на работу и патента в Республике Марий Эл, тем самым нарушила п. 4 ст. 13 п. 1 ст. 13.4 Федерального Закона от 25.07.2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации. В ходе проверки установлено, что по указанному выше адресу в кафе «Бахор» осуществляет деятельность ИП Муравьева О.Ю.
В судебном заседании ИП Муравьева О.Ю. с нарушением не согласилась, указала, что ее гражданский муж ФИО10 не являлся продавцом в кафе, подтвердив, что ФИО11 передал товар и принял за него денежные средства.
Представитель ОВМ УМВД России по г. Йошкар-Оле Колева О.А. в судебном заседании пояснила о наличии в действиях ИП Муравьевой О.Ю. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.15 КоАП РФ.
Выслушав мнение участников процесса, исследовав представленные материалы, прихожу к следующему.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействия), за которые названным кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
На основании статьи 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, согласно ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ, для юридических лиц влечет наложение административного штрафа в размере от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
Согласно положению, содержащемуся в примечании к ст. 18.1 КоАП РФ, за административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей и иными статьями настоящей главы, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в связи с осуществлением ими указанной деятельности несут административную ответственность как юридические лица.
Примечанием к ст. 18.15 КоАП РФ установлено, что в целях настоящей статьи под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.
В случае незаконного привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации двух и более иностранных граждан и (или) лиц без гражданства административная ответственность, установленная настоящей статьей, наступает за нарушение правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников) в отношении каждого иностранного гражданина или лица без гражданства в отдельности.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, особенности их трудоустройства и трудовой деятельности на территории Российской Федерации и возникающие в этой связи обязанности работодателей определены Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (в ред. от 02.08.2019 года), согласно статьи 2 которого разрешение на работу - документ, подтверждающий право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы, и других категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности; патент - документ, подтверждающий в соответствии с настоящим Федеральным законом право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, за исключением отдельных категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, на временное осуществление на территории субъекта Российской Федерации трудовой деятельности.
В соответствии с п. 4 ст. 13 названного Федерального закона работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента.
Согласно п. 1 ст. 13.4 Федерального закона № 115-ФЗ иностранный гражданин, обучающийся в Российской Федерации по очной форме в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, имеет право осуществлять трудовую деятельность на основании разрешения на работу, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 6 и 7 пункта 4 статьи 13 настоящего Федерального закона.
Материалами дела установлено, что 31 октября 2019 года в 15 часов 30 минут по адресу: <адрес> кафе «Бахор» выявлен гражданин Узбекистана ФИО13, который осуществлял трудовую деятельность в качестве продавца без разрешения на работу и патента в Республике Марий Эл. ФИО14 был привлечен к выполнению данных работ ИП Муравьевой О.Ю.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе, как по основаниям и в порядке, установленным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Статьей 26.1 КоАП РФ также предусмотрено, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.
Полагаю, что вина Муравьевой О.Ю. в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ, нашла свое подтверждение.
Доводы Муравьевой О.Ю. о том, что ФИО15 не осуществлял торговлю в кафе опровергаются представленными доказательствами и ее пояснениями, из которых следует, что он продал товар и получил за него денежные средства. Доказательств самоуправства со стороны ФИО16. не представлено.
Кроме того, из решения о проведении проверки следует, что проверка проводилась на основании данных, поступивших из УФСБ России по <адрес> Эл.
Факт привлечения ИП Муравьевой О.Ю. ФИО17 к трудовой деятельности без разрешения на работу и без патента и вина индивидуального предпринимателя подтверждаются: протоколом об административном правонарушении № от 29.11.2019, с которым ИП Муравьева О.Ю. согласилась; объяснениями ИП Муравьевой О.Ю., адресной справкой, решением о проведении проверки № от 31 октября 2019 года, протоколом об административном правонарушении № от 01.11.2019 года, постановлением по делу об административном правонарушении № от 01 ноября 2019 года, договором аренды нежилого помещения, актом приема-передачи помещения, уведомлением о постановке на учет физического лица в налоговом органе, актом осмотра, выпиской из ЕГРИП, ответом ФГБОУ ВО «ПГТУ» от 19.11.2019 года № и другими доказательствами.
ФИО18. по данному факту был привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 18.10 КоАП РФ, с нарушением был согласен.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами административного правонарушения являются любые фактические данные. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными названным Кодексом, объяснением лица, привлекаемого к административной ответственности, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Указанные доказательства являются допустимыми и достоверными, так как они получены в соответствии с законом и не вызывают сомнений, а их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В силу п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющие существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ, являются общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления контроля и надзора за привлечением иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации к трудовой деятельности.
Административное правонарушение ИП Муравьевой О.Ю. совершено в сфере миграционного законодательства, целью которого является обеспечение предупреждения и сокращения незаконной внешней трудовой миграции, соблюдения работодателями законодательства о порядке привлечения к трудовой деятельности иностранных работников на территории Российской Федерации, в связи, с чем имеют повышенную степень общественной опасности и затрагивают интересы государства.
При таких обстоятельствах оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ не имеется.
В качестве смягчающего административную ответственность ИП Муравьевой О.Ю. суд признает раскаяние в содеянном, совершение правонарушения впервые..
Отягчающих обстоятельств административную ответственность суду не предоставлено.
Судом обсужден вопрос о назначении наказания в виде приостановления деятельности ИП Муравьевой О.Ю.
Административное приостановление деятельности применяется в случае совершения административного правонарушения в области правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых
комплексах).
Административное приостановление деятельности назначается только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
С учетом характера совершенного правонарушения, привлечения ИП Муравьевой О.Ю. к административной ответственности впервые, полагаю возможным назначить ИП Муравьевой О.Ю. наказание в виде штрафа, что, по мнению суда, будет способствовать целям назначения наказания.
Из правовых позиций Постановления Конституционного Суда РФ от 25 февраля 2014 г. N 4-П следует, что судам, при назначении административного наказания необходимо учитывать характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины лица привлекаемого к административной ответственности, его имущественное и финансовое положение и в исключительных случаях для индивидуализации наказания судам следует назначать административный штраф ниже низшего предела, указанный в соответствующей административной санкции.
Согласно части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
В соответствии с частью 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Таким образом, с учетом характера совершенного правонарушения, степени вины, привлечения к административной ответственности впервые считаю возможным снизить административный штраф до 125 000 рублей, ниже низшего предела, предусмотренной санкцией предъявленного правонарушения.
Срок давности привлечения к административной ответственности в соответствии с п. ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел не истек.
На основании изложенного и руководствуясь статей 29.9, 29.10 КоАП РФ,
П О С Т А Н О В И Л:
Признать ИП Муравьеву О.Ю. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить административное наказание в виде штрафа в размере 125 000 рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ, административный штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.
Реквизиты для оплаты административного штрафа:
<иные данные>
<иные данные>
<иные данные>
<иные данные>
<иные данные>
<иные данные>
<иные данные>
<иные данные>
<иные данные>
<иные данные>
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл через Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл, либо жалоба может быть подана непосредственно в Верховный Суд Республики Марий Эл, в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Е.С. Речич