ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 22 февраля 2019 г. № 3а-1/2019
г.Вологда
Вологодский областной суд в составе:
председательствующего судьи Соколовой М.В.,
с участием прокурора прокуратуры Вологодской области Иволга О.В.,
при секретаре Кудряшовой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Санталовой Л.В., Санталова А.В., Юшманова Е.И., Юшмановой О.А., Липилиной М.А., Панфиловой Д.А., Черняева А.Л., Грязевой Н.А., Ермолинской И.С., Белозерова Н.М., Жукова А.В., Жуковой А.А., Рудакова А.А. об оспаривании в части нормативного правового акта,
установил:
решением Вологодской городской Думы от 26 июня 2009 года № 72 утверждены Правила землепользования и застройки города Вологды.
Согласно Правилам землепользования и застройки земельный участок с кадастровым номером №... по <адрес> (образованный из земельного участка с кадастровым номером №...) относился к территориальной зоне П-3 «Зона размещения производственных объектов IV - V классов опасности», земельный участок с кадастровым номером №... (образованный из земельного участка с кадастровым номером №...) относился к территориальной зоне Р-2 «Зона спортивных и спортивно-зрелищных сооружений».
Решением Вологодской городской Думы от 24 декабря 2015 года № 689 внесены изменения в Правила землепользования и застройки города Вологды, в соответствии с которыми Карта градостроительного зонирования изложена в новой редакции.
Согласно внесённым изменениям территориальные зоны в отношении земельных участков с кадастровым номером №..., №... (из которых впоследствии был образован земельный участок с кадастровым номером №...) изменены с зоны П-3 «Зона размещения производственных объектов IV - V классов опасности», зоны Р-2 «Зона спортивных и спортивно-зрелищных сооружений» на зону Ж-3 «Зона застройки многоэтажными жилыми домами.
Указанное решение Вологодской городской Думы опубликовано в газете «Вологодские новости» от 30 декабря 2015 года № 51 (1923) (т.1, л.д.142-143).
Административные истцы Санталова Л.В., Санталов А.В., Юшманов Е.И., Юшманова О.А., Липилина М.А., Панфилова Д.А., Черняев А.Л., Грязева Н.А., Ермолинская И.С., Белозеров Н.М., Жуков А.В., Жукова А.А., Рудаков А.А. имеют на праве собственности жилые помещения в многоквартирных жилых домах по адресам: <адрес>, которые расположены вблизи земельного участка с кадастровым номером №....
Административные истцы обратились в Вологодский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим в части решения Вологодской городской Думы от 24 декабря 2015 года № 689 «О внесении изменений в решение Вологодской городской Думы от 26 июня 2009 года № 72 «Об утверждении правил землепользования и застройки города Вологды» в части отнесения территориальной зоны расположенной вблизи МАУ «Ледовая арена» (<адрес>) - затон реки Вологды - многоквартирный жилой дом по улице <адрес>, к зоне Ж-3 «Зона застройки многоэтажными жилыми домами», с 24 декабря 2015 года.
В обоснование исковых требований указали, что оспариваемый в части нормативный правовой акт не соответствует требованиям части 9 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации, поскольку при подготовке указанных изменений органом местного самоуправления не осуществлена проверка проекта изменений на соответствие требованиям генерального плана городского округа; публичные слушания по внесению изменений в Правила землепользовании и застройки проведены с нарушением, поскольку из представленных графических материалов не представлялось возможным сделать вывод о переводе указанной территории в зону Ж-3 «Зона застройки многоэтажными жилыми домами». Истцы считают, что оспариваемым в части нормативным правовым актом нарушено их право на благоприятную окружающую среду.
С учётом уточнения исковых требований истцы просили суд признать недействующим с даты принятия решение Вологодской городской Думы от 24 декабря 2015 года № 689 «О внесении изменений в решение Вологодской городской Думы от 26 июня 2009 года № 72 «Об утверждении правил землепользования и застройки города Вологды»» в части отнесения территориальной зоны расположенной вблизи МАУ «Ледовая арена» (<адрес>) - затон реки Вологды - многоквартирный жилой дом по улице <адрес> соответствующей местоположению земельного участка с кадастровым номером №... к зоне Ж-3 «Зона застройки многоэтажными жилыми домами».
Представитель административных истцов Молотов Е.Ю. (заявления истцов о ведении административного дела представителем Молотовым Е.Ю., обладающим высшим юридическим образованием т.1,л.д.94-106) в судебном заседании уточнённые исковые требования поддержал.
Административные истцы Санталова Л.В., Липилина М.А., Ермолинская И.С. в судебном заседании уточнённые исковые требования поддержали.
Административные истцы Санталов А.В., Юшманов Е.И., Юшманова О.А., Панфилова Д.А., Черняев А.Л., Грязева Н.П., Белозеров Н.М., Жуков А.В., Жукова А.А., Рудаков А.А. в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Представлены заявления о рассмотрении дела в их отсутствие (т.1, л.д.94-106).
Представитель административного ответчика Вологодской городской Думы по доверенности Демидова О.А. исковые требования не признала. Указала, что оспариваемое решение принято в пределах компетенции Вологодской городской Думы и в соответствии с действующим градостроительным законодательством. Поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях на административное исковое заявление и возражениях на уточненное исковое заявление (т.1,л.д.112-116, т.3, л.д.49-51).
Представители заинтересованного лица администрации города Вологды по доверенностям Трикоз Р.В., Завьялова А.А. полагали уточненные исковые требования не подлежащими удовлетворению. Поддержали доводы, изложенные в письменных возражениях на административное исковое заявление и дополнениях к возражениям на уточненное исковое заявление (т.1, л.д.149-151, т.3, л.д.121-126).
Представители заинтересованного лица ООО «Реал-СВ» по доверенностям Глухов А.Л., адвокат Соколова О.Н. поддержали доводы отзыва на административное исковое заявление, просили отказать в удовлетворении уточненных исковых требований (т.2, л.д.208-216).
Представитель заинтересованного лица Комитета градостроительства и архитектуры Вологодской области в судебное заседание не явился, извещен о дате, времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом. Представлены отзывы на исковое заявление, в которых содержится ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя (т.3, л.д. 53-55, 132-135).
Заслушав объяснения лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора прокуратуры Вологодской области Иволга О.В., полагавшей уточнённые исковые требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении уточнённых требований административного искового заявления.
Статьей 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить ГрК РФ.
В соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пунктом 3 части 3 статьи 8 ГрК РФ) (здесь и далее по тексту в редакции на дату принятия оспариваемого нормативного акта) утверждение правил землепользования и застройки городского округа является вопросом местного значения городского округа и относится к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности.
В силу положений статьи 32 ГрК РФ, пункта 12 части 2 статьи 31 Устава муниципального образования «Город Вологда» правила землепользования и застройки городского округа утверждаются представительным органом местного самоуправления городского округа.
В соответствии с частью 4 статьи 1 Устава муниципальное образование «Город Вологда» является городским округом. Данный статус установлен законом Вологодской области «Об установлении границ муниципального образования «Город Вологда» и наделении его статусом городского округа».
Статьёй 28 Устава муниципального образования «Город Вологда» определена структура органов местного самоуправления города Вологды, в которую входит представительный орган муниципального образования «Город Вологда» - Вологодская городская Дума.
Вологодская городская Дума по вопросам своей компетенции принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории города Вологды. Акты Вологодской городской Думы принимаются коллегиально на официальных заседаниях - сессиях.
Решения Вологодской городской Думы, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, подлежат официальному опубликованию и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Правовые акты направляются для официального опубликования не позднее пяти дней со дня их подписания, если иное не установлено самим актом. Официальным опубликованием правового акта считается первая публикация его полного текста в газете «Вологодские новости» или ином печатном средстве массовой информации, определенном решением Вологодской городской Думы (части 10,11 статьи 27 Устава).
24 декабря 2015 года на заседании сессии Вологодской городской Думы принято решение № 689 «О внесении изменений в решение Вологодской городской Думы от 26 июня 2009 года № 72 «Об утверждении Правил землепользования и застройки города Вологды», подписано главой города Вологды.
Указанное решение опубликовано в газете «Вологодские новости» от 30 декабря 2015 года № 51 (1923) (т.1, л.д.142-143).
Внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляются в порядке, предусмотренном статьями 31, 32 ГрК РФ.
Как усматривается из материалов дела, 22 мая 2015 года на заседании Комиссии по Правилам землепользования и застройки города Вологды по инициативе администрации города Вологды рассмотрен вопрос о возможности внесения изменений в Правила землепользования и застройки города Вологды (в карту градостроительного зонирования) в части изменения территориальной зоны вблизи ул. Пугачева, 44 с зоны П-3 «Зона размещения производственных объектов IV-V класса опасности» и зоны Р-2 «Зона спортивных и спортивно-зрелищных сооружений» на зону Ж-3 «Многоэтажные жилые дома» (т.1, л.д.163-165) по которому принято решение о проведении публичных слушаний.
15 июля 2015 года администрацией города Вологды принято постановление № 5211 «О подготовке проекта о внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Вологды» (т.1, л.д.159-160).
22 июля 2015 года указанное постановление опубликовано в газете «Вологодские новости» № 28 (1900) (т.1, л.д.188).
12 октября 2015 года администрацией города Вологды принято постановление № 7781 «О назначении публичных слушаний по проекту решения Вологодской городской Думы «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Вологды» (т.1, л.д.169-176).
Указанным постановлением также утвержден Порядок приема предложений и (или) замечаний по проекту решения Вологодской городской Думы «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Вологды» в его обсуждении, согласно которому все поступившие в адрес Комиссии по Правилам землепользования и застройки города Вологды письменные предложения и замечания по проекту регистрируются в день поступления и принимаются до 16 декабря 2015 года, оглашаются во время проведения публичных слушаний и включаются в протокол публичных слушаний.
Экспозиция демонстрационных материалов по проекту решения, ознакомление с проектом решения Вологодской городской Думы «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Вологды» проводилось до 16 декабря 2015 года в здании администрации города Вологды по адресу: г. Вологда, ул. Ленина, д. 2. Публичные слушания назначены на 17 декабря 2015 года.
14 октября 2015 года указанное постановление и проект решения Вологодской городской Думы «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Вологды» опубликованы в газете «Вологодские новости» № 40 (1912) (т.1, л.д.186-187).
03 декабря 2015 года Департаментом градостроительства и инфраструктуры администрации города Вологды проведена антикоррупционная экспертиза проекта решения Вологодской городской Думы «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Вологды», по результатам которой положения, способствующие созданию условий для проявления коррупции не выявлены, о чем составлено заключение (т.1, л.д.123-124).
16 декабря 2015 года на заседании Постоянного комитета по экономической политике и муниципальной собственности Вологодской городской Думы поддержан проект решения «О внесении изменений в решение Вологодской городской Думы от 26 июня 2009 года № 72 «Об утверждении Правил землепользования и застройки города Вологды», о чем составлено заключение (т.1, л.д.136).
Решением Вологодской городской Думы от 30 ноября 2012 года № 1409 утверждено Положение о порядке организации и проведения публичных слушаний в муниципальном образовании «Город Вологда».
Согласно пункту 6.1 Положения (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого решения) процедура проведения публичных слушаний, решения, принятые на публичных слушаниях, отражаются в протоколе публичных слушаний.
В протоколе публичных слушаний в обязательном порядке указываются: дата, время и место проведения публичных слушаний; количество зарегистрированных участников публичных слушаний; повестка дня публичных слушаний; краткое содержание выступлений по каждому из вопросов повестки дня публичных слушаний; оглашенные на публичных слушаниях предложения и (или) замечания участников публичных слушаний по проекту муниципального правового акта, вынесенному на публичные слушания; результаты голосования и принятые решения.
В соответствии с протоколом публичных слушаний по проекту решения «О внесении изменений в решение Вологодской городской Думы от 26 июня 2009 года № 72 «Об утверждении Правил землепользования и застройки города Вологды» от 17 декабря 2015 года, докладчик Громов М.С. доложил о содержании проекта решения Вологодской городской Думы, об изменениях, которые планируется внести в тестовую часть Правил землепользования и застройки города Вологды, об изменениях, вносимых в Карту градостроительного зонирования на основании предложений заинтересованных лиц, администрации города Вологды, рассмотренных Комиссией по Правилам землепользования и застройки при администрации города Вологды в части изменения территориальных зон. Проинформировал о поправках администрации города Вологды в проект решения (карту градостроительного зонирования) (т.1, л.д.127-133).
По результатам публичных слушаний подготовлено заключение, согласно которому участники публичных слушаний большинством голосов («за» - 137, «против» - 108, «воздержались» - 4) приняли решение рекомендовать Вологодской городской Думе принять проект решения «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Вологды» (т.1, л.д. 125-126).
Документы по проведению публичных слушаний были опубликованы в газете «Вологодские новости» № 50 (1922) от 3 декабря 2015 года (т.1, л.д.181-185) и размещены на официальном сайте администрации города Вологды.
На заседании сессии Вологодской городской Думы 24 декабря 2015 года было принято решение № 689 «О внесении изменений в решение Вологодской городской Думы от 26 июня 2009 года № 72 «Об утверждении Правил землепользования и застройки города Вологды», подписано главой города Вологды 24 декабря 2015 года (т.1, л.д.137,118-119).
Учитывая вышеизложенное, суд пришёл к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом местного самоуправления с соблюдением процедур, предусмотренных статьями 28, 31 - 32 ГрК РФ, в том числе в части требований градостроительного законодательства о проведении публичных слушаний и официального опубликования.
Согласно части 2 статьи 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки включают в себя карту градостроительного зонирования и градостроительные регламенты.
Пунктом 1 части 6 статьи 30, пунктами 1 - 3 части 1 статьи 37 ГрК РФ предусмотрено, что в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (основные, условно разрешенные виды использования и вспомогательные). При этом установление основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства является обязательным применительно к каждой территориальной зоне, в отношении которой устанавливается градостроительный регламент (пункт 2 части 2.1 статьи 37 ГрК РФ).
Как усматривается из материалов дела, <ДАТА> постановлением администрации <адрес> №... утверждена схема расположения земельных участков на кадастровом плане территории в границах кадастрового квартала 35:24:0303006 (категория земель - земли населенных пунктов) по <адрес>, площадью 139 308 кв.м, площадью 5 690 кв.м, расположенных в границах территориальной зоны П-3 «Зона размещения производственных объектов IV - V классов опасности», образуемых из земельного участка с кадастровым номером №....
Земельному участку, общей площадью 5 609 кв.м, присвоен адрес: <адрес>.
Земельному участку, общей площадью 139 308 кв.м, присвоен адрес: <адрес> (т.1, л.д.155-158).
<ДАТА> в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения об объекте недвижимости:
- земельном участке с кадастровым номером №..., общей площадью ..., категория земель - земли населённых пунктов, вид разрешённого использования - ведение производственной деятельности, расположенного по адресу: <адрес> (т.2, л.д.167-183);
<ДАТА> в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения об объекте недвижимости:
- земельном участке с кадастровым номером №..., общей площадью ..., категория земель - земли населённых пунктов, вид разрешённого использования - физкультурно - оздоровительные сооружения, расположенного по адресу: <адрес> (т.2, л.д.156 -166). Установлены ограничения - водоохранная зона реки Вологда в черте <адрес>, зона с особыми условиями использования.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки (в редакции до момента внесения изменений решением Вологодской городской Думы от 24 декабря 2015 года № 689) земельный участок с кадастровым номером №... (образованный из земельного участка с кадастровым номером №...) относился к территориальной зоне П-3 «Зона размещения производственных объектов IV - V классов опасности», категория земель - земли населённых пунктов, вид разрешённого использования - ведение производственной деятельности, земельный участок с кадастровым номером №... (образованный из земельного участка с кадастровым номером 35:24:0303006:9849) относился к территориальной зоне Р-2 «Зона спортивных и спортивно-зрелищных сооружений», категория земель - земли населённых пунктов вид разрешённого использования физкультурно-оздоровительные сооружения.
<ДАТА> в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения о земельном участке с кадастровым номером №..., общей площадью ..., категория земель - земли населённых пунктов, вид разрешенного использования - многоэтажные жилые дома, расположенного по адресу: <адрес>, образованного из земельных участков с кадастровыми номерами №... и №... (т.2, л.д.98-105).
Собственником земельного участка с кадастровым номером №... является ООО «Реал-СВ» на основании договора купли -продажи от <ДАТА> (т.2, л.д.24), в соответствии с разрешением на строительство от <ДАТА> на указанном земельном участке ведётся строительство многоквартирного жилого дома.
Генеральный план городского округа применительно к территории <адрес> разработан на основе топосъёмки 1994 года и утверждён <ДАТА>. С указанной даты изменений в генеральный план в части спорной территории не вносилось.
На основании решения Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области о предоставлении водного объекта в пользование от <ДАТА> затон реки Вологды был предоставлен ООО «Стройиндустрия» в пользование с правом производства работ по изменению береговой линии затона. ООО «Стройиндустрия» производились работы по засыпке акватории затона в рамках осуществления деятельности по строительству многоквартирных домов ЖК «Речной квартал». Проведенные работы привели к изменению береговой линии, и конфигурация затона перестала соответствовать генеральному плану.
Формирование земельных участков с кадастровыми номерами №..., №..., а в последствии и земельного участка с кадастровым номером 35:24:0303006:11301 производилось с учётом решения о предоставлении водного объекта в пользование.
Комитетом градостроительства и архитектуры Вологодской области в период с 06 августа 2018 года по 31 августа 2018 года в рамках государственного контроля проведена внеплановая проверка деятельности администрации города Вологды при внесении изменений в правила землепользования и застройки города Вологды в части изменения территориальной зоны земельных участков с кадастровым номером №..., №... и выдаче застройщику ООО «Реал-СВ» разрешения на строительство.
По результатам проведённых проверочных мероприятий нарушений законодательства о градостроительной деятельности не выявлено.
Департаментом строительства Вологодской области в августе 2018 года проведена выездная проверка в отношении застройщика ООО «Реал-СВ», по результатам которой установлено, что производство земляных работ, в том числе по устройству берегоукрепления, выполняется в соответствии с проектной документацией.
В рамках рассматриваемого административного дела проведена судебная экспертиза.
Экспертом автономной некоммерческой организации «Центр судебных экспертиз и исследований» ... составлена схема сопоставления границ земельного участка с кадастровым номером №... и фрагмента карты функциональных зон генерального плана городского округа применительно к территории города Вологды, утверждённого решением Вологодской городской Думы от 29 декабря 2014 года № 171.
Схема выполнена путём наложения кадастрового плана территории и карты функциональных зон генерального плана городского округа применительно к территории города Вологды в программном продукте Auto CAD. Наложение выполнено по точкам дорожной сети, соответствующей границам кадастрового деления - в данном случае границам кадастрового квартала №.... Из полученной схемы усматривается, что земельный участок с кадастровым номером №... располагается частично в жилой зоне застройки многоэтажными жилыми домами, зоне зелёных насаждений общего пользования, общественно-деловой и коммерческой зоне общественно-деловых центров коммунально-бытового и коммерческого назначения, а также на водном объекте.
Экспертом сделан вывод о невозможности определить координаты водного объекта - затона реки Вологды вблизи земельного участка с кадастровым номером №... на местности, поскольку их определение является результатом длительных наблюдений с использованием специализированного оборудования и с учётом определённых знаний в области гидрологии, в связи с чем однократные измерения не будут источником точных и достоверных данных о местоположении границы водного объекта.
В Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения о береговой линии (границе водного объекта) затона реки Вологды, которая одновременно является началом прибрежной защитной полосы реки Вологды, что также отображено на ситуационном плане.
Согласно схеме наложения границ земельного участка с кадастровым номером №... и фрагмента карты градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки (в редакции решения Вологодской городской Думы от 24 ноября 2016 года № 1034), земельный участок с кадастровым номером №... попадает в следующие территориальные зоны: зона Ж-3 «Зона застройки многоэтажными жилыми домами», часть земельного участка располагается на водном объекте. С учётом сведений Единого государственного реестра недвижимости, координат характерных точек границ водоохранной зоны реки Вологды в черте города Вологда и прибрежной защитной полосы реки Вологды, земельный участок с кадастровым номером №... не располагается на водном объекте, весь земельный участок располагается в водоохранной зоне, площадь пересечения с прибрежной защитной полосой составляет ....
Оценив заключение эксперта в совокупности с другими доказательствами по делу, у суда отсутствуют основания сомневаться в правильности выводов эксперта, поскольку заключение мотивировано, выводы обоснованы исследованными экспертом обстоятельствами и не содержат противоречий. Эксперт предупреждён об ответственности за дачу заведомо ложного заключения по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира (часть 1). При этом в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды (часть 16).
Таким образом, нахождение земельного участка с кадастровым номером №... в водоохранной зоне не противоречит действующему законодательству, земельный участок не располагается на водном объекте.
Частью 6 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Границы земельного участка с кадастровым номером №... попадают в прибрежную защитную полосу, площадь пересечения составила ....
Вместе с тем, указанное обстоятельство не может повлечь признания незаконным оспариваемого в части нормативного акта, принятого 24 декабря 2015 года до момента формирования спорного земельного участка, межевой план которого составлен <ДАТА>, сведения о земельном участке с кадастровым номером №... внесены в Единый государственный реестр недвижимости <ДАТА>.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется различными способами, перечень которых не является исчерпывающим. Устранение выявленного нарушения возможно путём образования в пределах границ земельного участка принадлежащего ООО «Реал-СВ» нового земельного участка, отвечающего требованиям законодательства, исключении из состава спорного земельного участка земель общего пользования - прибрежной защитной полосы либо признания незаконным формирования и постановки на кадастровый учёт спорного земельного участка.
Пунктом 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ предусмотрено, что при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом генеральным планом городского округа.
Из системного толкования положений пунктов 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, части 15 статьи 35 ГрК РФ следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам.
Приложением № 1 к генеральному плану городского округа применительно к территории города Вологды является Положение о территориальном планировании.
Пунктом 2.1.3. подраздела 2.1. Положения предусмотрено, что в генеральном плане города Вологды установлены следующие функциональные зоны: жилые; общественно-деловые и коммерческие; производственные; рекреационные; специального назначения; сельскохозяйственного использования; особо охраняемых территорий; прочие.
Жилые зоны предназначены для размещения жилой застройки односемейными (индивидуальными) и многоквартирными жилыми домами различных типов и этажности в соответствии с параметрами, указанными в наименованиях зон. Указанная функциональная зона включает в себя застройку многоэтажными жилыми домами (5 этажей и выше).
В жилых зонах допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и коммунально-бытового обслуживания населения, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, гаражей и иных объектов, связанных с проживанием граждан, если они не оказывают негативного воздействия на окружающую среду и на здоровье проживающих.
Общественно-деловые зоны предназначены для размещения общественно-деловой застройки различного назначения в соответствии с типом объектов, указанных в наименовании зон. В общественно-деловых зонах допускается размещение гостиниц и иных подобных объектов, предназначенных для временного проживания граждан: общежитий, а также подземных или многоэтажных гаражей, спортивных сооружений и объектов.
Указанная функциональная зона включает в себя следующие зоны: общественно-деловых центров коммунально-бытового и коммерческого назначения; образовательных организаций; медицинских организаций; организаций, оказывающих социальные услуги; спортивных сооружений и объектов; культовых объектов. В зонах общественно-деловых центров допускается размещение многоквартирной жилой застройки в объемах, не препятствующих реализации общественно-деловой функции.
Рекреационные зоны включает в себя следующие зоны: зеленых насаждений общего пользования; пляжей. В рекреационных зонах допускается размещение объектов инженерной и транспортной инфраструктур, а также общественно-деловых объектов, связанных с обеспечением деятельности объектов, для размещения которых предназначены рекреационные зоны.
Градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
В соответствии с градостроительным регламентом, утверждённым Правилами землепользования и застройки города Вологды (в редакции на момент принятия оспариваемого нормативного акта) зона застройки многоэтажными жилыми домами Ж-3 выделяется для размещения жилых домов этажностью 5 - 16 этажей и объектов социально-бытового, культурного и иного назначения, необходимых для создания условий для развития зоны.
Основываясь на правовом анализе приведенного федерального законодательства, суд приходит к выводу, что отнесение территории спорного земельного участка на Карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки города Вологды к территориальной зоне Ж-3 «Зона застройки многоэтажными жилыми домами», так же как и содержание градостроительного регламента, установленного для данной территориальной зоны, соответствуют жилой функциональной зоне и характеристикам её планируемого развития, определенным генеральным планом для территории спорного земельного участка.
Проверив соответствие оспариваемого нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к выводу о его соответствии в оспариваемой части Градостроительному кодексу Российской Федерации.
Оспариваемый в части нормативный правовой акт прав и законных интересов административных истцов не нарушает. Строительство многоквартирных домов по <адрес> осуществлялось ООО «Стройиндустрия» на земельном участке с кадастровым номером №... на основании разрешений на строительство. В соответствии с проектной документацией ООО «Стройиндустрия» предполагалось строительство 5 многоквартирных домов в границах земельного участка с кадастровым номером №..., благоустройство придомовых территорий также осуществлялось в границах указанного земельного участка. Проектная документация, представленная ООО «Стройиндустрия» для получения разрешений на строительство многоквартирных домов по <адрес>, не предусматривала строительство многоуровневой стоянки, а также благоустройство земельного участка, на котором расположено здание МАУ «Ледовый дворец» <адрес>.
При таких обстоятельствах по делу оснований для удовлетворения уточнённых требований административного искового заявления не имеется.
В соответствии со статьёй 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Руководствуясь статьями 175, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
уточнённые исковые требования административного искового заявления Санталовой Л.В., Санталова А.В., Юшманова Е.И., Юшмановой О.А., Липилиной М.А., Панфиловой Д.А., Черняева А.Л., Грязевой Н.А., Ермолинской И.С., Белозерова Н.М., Жукова А.В., Жуковой А.А., Рудакова А.А. о признании недействующим с даты принятия решение Вологодской городской Думы от 24 декабря 2015 года № 689 «О внесении изменений в решение Вологодской городской Думы от 26 июня 2009 года № 72 «Об утверждении правил землепользования и застройки города Вологды»» в части отнесения территориальной зоны расположенной вблизи МАУ «Ледовая арена» (<адрес>) - затон реки Вологды - многоквартирный жилой дом по <адрес> соответствующей местоположению земельного участка с кадастровым номером 35:24:0303006:11301 к зоне Ж-3 «Зона застройки многоэтажными жилыми домами» оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Вологодский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья М.В. Соколова
Мотивированное решение изготовлено 27 февраля 2019 года.