Дело №2-1252/2019
УИД:13RS0019-01-2019-001917-48
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Рузаевка 19 декабря 2019 г.
Рузаевский районный суд Республики Мордовия
в составе председательствующего судьи Казанцевой И.В.
при секретаре Емагуловой А.Х.
с участием в деле:
истицы – Ермаковой Л.Ф.
ответчика – государственного казенного учреждения «Социальная защита населения по Рузаевскому району Республики Мордовия», его представителя Кашенковой Ю.В.
третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, – Министерства социальной защиты населения, труда и занятости Республики Мордовия
третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, – общества с ограниченной ответственностью «Ремондис Саранск», его представителя Пелина А.Е.
третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, – Ермакова А.А., Ермаковой О.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ермаковой Л.Ф. к государственному казенному учреждению «Социальная защита населения по Рузаевскому району Республики Мордовия» о возложении обязанности возобновить выплату ежемесячной денежной компенсации части расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг,
установил:
Ермакова Л.Ф. обратилась в суд с иском к государственному казенному учреждению «Социальная защита населения по Рузаевскому району Республики Мордовия» (далее - ГКУ «Соцзащита населения по Рузаевскому району РМ») о возложении обязанности возобновить выплату ежемесячной денежной компенсации части расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по тем основаниям, что является <данные изъяты> и имеет право на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Решением ГКУ «Соцзащита населения по Рузаевскому району РМ» выплата ежемесячной денежной компенсации части расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг ей приостановлена в связи с наличием задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами. Считает решение ГКУ «Соцзащита населения по Рузаевскому району РМ» незаконным, поскольку договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с ней не заключен, коммунальная услуга фактически не оказывается и она ею не пользуется.
Просит обязать ГКУ «Соцзащита населения по Рузаевскому району РМ» возобновить ей выплату ежемесячной денежной компенсации части расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, произвести перерасчет приостановленной и невыплаченной льготы в размере положенной компенсации с 14 августа 2019 г. по настоящее время, взыскать с ГКУ «Соцзащита населения по Рузаевскому району РМ» в ее пользу расходы на оплату услуг представителя в размере 3000 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Участвующие в деле лица – представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, – Министерства социальной защиты населения, труда и занятости Республики Мордовия, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, – Ермаков А.А., Ермакова О.А. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Суд в соответствии с частью третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации пришел к выводу о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не просивших об отложении судебного разбирательства в связи с неявкой по уважительной причине.
В судебном заседании истица Ермакова Л.Ф. исковые требования поддержала.
Представитель ответчика – ГКУ «Соцзащита населения по Рузаевскому району РМ» по доверенности Кашенкова Ю.В. исковые требования не признала.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, – общества с ограниченной ответственностью «Ремондис Саранск» по доверенности Пелин А.Е. разрешение заявленных требований отнес на усмотрение суда.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы гражданского дела, просмотрев видеозапись, представленную истицей, суд удовлетворяет заявленные требования частично по следующим основаниям.
Судом установлено, что Ермакова Л.Ф., ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты>
Ермакова Л.Ф. зарегистрирована и проживает в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, принадлежащем ей на праве собственности (л.д.36, 111).
Ермаковой Л.Ф. как инвалиду предоставляется мера социальной поддержки – выплата ежемесячной денежной компенсации части расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг с 26 июня 2006 г. (л.д.48-84).
Распоряжением ГКУ «Соцзащита населения по Рузаевскому району РМ» от 14 августа 2019 г. № выплата Ермаковой Л.Ф. ежемесячной денежной компенсации части расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг приостановлена с 1 августа 2019 г. по причине наличия задолженности по оплате коммунальных услуг (л.д.83).
Согласно статье 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов (часть 1).
Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (часть 3).
К числу граждан, на которых распространяется такая мера социальной поддержки, как компенсация расходов по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, относятся инвалиды.
В соответствии с частью тринадцатой статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов:
платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;
платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда;
платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления.
Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда (часть пятнадцатая статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).
Согласно статье 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (часть первая).
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций (часть вторая).
Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (часть шестая).
Таким образом, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это возмещение отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, произведенных ими расходов, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов (пункт 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. №22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности»).
На территории Республики Мордовия компенсация расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется в соответствии с Положением о порядке предоставления ежемесячной денежной компенсации части расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих в Республике Мордовия, утвержденным постановлением Правительства Республики Мордовия от 28 июля 2008 г. №342 (далее - Положение).
Согласно подпункту 6 пункта 2 Положения право на получение ежемесячной денежной компенсации имеют инвалиды.
Граждане, указанные в подпункте 6 пункта 2 Положения, вносят в полном объеме плату за жилое помещение и коммунальные услуги в размере, определенном в установленном порядке (пункт 3 Положения).
Выплату ежемесячной денежной компенсации осуществляют государственные казенные учреждения социальной защиты населения Республики Мордовия (пункт 4 Положения).
Для категорий граждан, указанных в подпункте 6 пункта 2 Положения, ежемесячная денежная компенсация предоставляется в размере, установленном законодательством для соответствующей категории граждан, исходя из фактических расходов граждан на оплату жилого помещения и объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых исполнительным органом государственной власти Республики Мордовия, уполномоченным Правительством Республики Мордовия. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых исполнительным органом государственной власти Республики Мордовия, уполномоченным Правительством Республики Мордовия (пункт 8 Положения).
Единовременная денежная компенсация производится при отсутствии у граждан задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги либо при заключении соглашения по погашению задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг (пункт 11.1 Положения).
Выплата ежемесячной денежной компенсации на основании решения государственного казенного учреждения приостанавливается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, при наличии задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в течение двух месяцев.
Государственное казенное учреждение не позднее чем через десять дней со дня вынесения решения направляет гражданину извещение с указанием причин приостановления выплаты ежемесячной денежной компенсации (пункт 15 Положения).
Возобновление выплаты ежемесячной денежной компенсации осуществляется на основании решения государственного казенного учреждения с 1-го числа месяца приостановления выплаты ежемесячной денежной компенсации в случае полного погашения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг либо заключения и (или) выполнения соглашения по ее погашению. Выплата ежемесячной денежной компенсации производится за весь период приостановления, но не более чем за три года при условии, что в указанный период гражданином не было утрачено право на получение ежемесячной денежной компенсации (подпункт 3 пункта 15.1 Положения).
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 47 постановления от 27 июня 2017 г. №22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» разъяснил, что меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, по общему правилу, предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
Вместе с тем само по себе наличие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки.
В связи с этим суду при разрешении споров, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, необходимо выяснять причины образования этой задолженности, период ее образования, а также какие меры предприняты гражданином по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и (или) заключены ли соглашения о порядке погашения этой задолженности. Эти обстоятельства должны быть отражены в судебном решении.
При наличии уважительных причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (невыплата заработной платы в срок, тяжелое материальное положение нанимателя (собственника) и дееспособных членов его семьи в связи с утратой ими работы и невозможностью трудоустройства, несмотря на предпринимаемые ими меры; болезнь, нахождение на стационарном лечении нанимателя (собственника) и (или) членов его семьи; наличие в составе семьи инвалидов, несовершеннолетних детей и др.) в предоставлении мер социальной поддержки не может быть отказано.
Из положений приведенных норм и разъяснений по их применению следует, что наличие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг само по себе не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении гражданину, в данном случае инвалиду, мер социальной поддержки.
Оспариваемое распоряжение ГКУ «Соцзащита населения по Рузаевскому району РМ» от 14 августа 2019 г. № и личное дело получателя меры социальной поддержки не содержат сведений по оплате какой коммунальной услуги имелась задолженность и за какой период (л.д.48-84).
При рассмотрении дела установлено, что по состоянию на 14 августа 2019 г. по лицевому счету, открытому на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, имелась задолженность в течение более двух месяцев по оплате за обращение с твердыми коммунальными отходами (л.д.98, 164).
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами между собственником жилого дома и региональным оператором не заключен.
Начисление платы за обращение с твердыми коммунальными отходами региональный оператор производит на основании публичного договора с 1 мая 2018 г. (л.д.141-144, 145-163, 164).
Из объяснений истицы Ермаковой Л.Ф. следует, что договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором она не заключала, поскольку не согласна нести расходы за коммунальную услугу, которая фактически не оказывается, в связи с чем направила региональному оператору соответствующую претензию (л.д.199-200).
Таким образом, между собственником жилого дома Ермаковой Л.Ф. и региональным оператором имеется спор по оплате за обращение с твердыми коммунальными отходами, который до настоящего времени не разрешен.
Приведенные обстоятельства свидетельствуют об уважительных причинах возникновения задолженности по оплате за обращение с твердыми коммунальными отходами.
Поскольку при наличии уважительных причин возникновения задолженности по оплате коммунальных услуг в предоставлении мер социальной поддержки их получателю не может быть отказано, суд признает незаконным решение ГКУ «Соцзащита населения по Рузаевскому району РМ» от 14 августа 2019 г. № о приостановлении выплаты Ермаковой Л.Ф. ежемесячной денежной компенсации части расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг с 1 августа 2019 г.
В связи с этим и поскольку Ермакова Л.Ф. относится к числу лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки, в период приостановления выплаты ежемесячной денежной компенсации части расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг право на ее получение Ермаковой Л.Ф. не утрачено, нарушенное право Ермаковой Л.Ф., являющейся инвалидом, подлежит восстановлению.
При таких обстоятельствах суд возлагает на ГКУ «Соцзащита населения по Рузаевскому району РМ» обязанность возобновить выплату Ермаковой Л.Ф. ежемесячной денежной компенсации части расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг с 1 августа 2019 г.
При разрешении требований истицы о возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет приостановленной и невыплаченной льготы в размере положенной компенсации с 14 августа 2019 г. по настоящее время суд исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 3 Положения о порядке предоставления ежемесячной денежной компенсации части расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих в Республике Мордовия, граждане, указанные в подпункте 6 пункта 2 Положения, - инвалиды вносят в полном объеме плату за жилое помещение и коммунальные услуги в размере, определенном в установленном порядке.
Согласно пункту 8 указанного Положения ежемесячная денежная компенсация предоставляется в размере, установленном законодательством для соответствующей категории граждан, исходя из фактических расходов граждан на оплату жилого помещения и объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых исполнительным органом государственной власти Республики Мордовия, уполномоченным Правительством Республики Мордовия. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых исполнительным органом государственной власти Республики Мордовия, уполномоченным Правительством Республики Мордовия.
Подпунктом 3 пункта 15.1 Положения установлено, что возобновление выплаты ежемесячной денежной компенсации осуществляется с 1-го числа месяца приостановления выплаты ежемесячной денежной компенсации, выплата ежемесячной денежной компенсации производится за весь период приостановления.
Таким образом, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это возмещение в порядке и на условиях, которые установлены федеральным законом, законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, произведенных расходов, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг.
Согласно справке от 19 декабря 2019 г. №, представленной ГКУ «Соцзащита населения по Рузаевскому району РМ», выплата ежемесячной денежной компенсации части расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг Ермаковой Л.Ф. производилась до 1 августа 2019 г. (л.д.197).
На основании распоряжения ГКУ «Соцзащита населения по Рузаевскому району РМ» от 14 августа 2019 г. № выплата Ермаковой Л.Ф. ежемесячной денежной компенсации части расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг приостановлена и не производилась с 1 августа 2019 г.
Поскольку при возобновлении выплаты ежемесячной денежной компенсации с 1-го числа месяца приостановления выплата ежемесячной денежной компенсации производится за весь период приостановления в размере 50 процентов исходя из фактических расходов на оплату жилого помещения и объема потребляемых коммунальных услуг, а также учитывая, что выплата ежемесячной денежной компенсации с 14 августа 2019 г. по настоящее время истице не производилась, оснований для перерасчета ежемесячной денежной компенсации за весь период приостановления не имеется.
В связи с этим суд отказывает в удовлетворении заявленных требований о возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет приостановленной и невыплаченной льготы в размере положенной компенсации с 14 августа 2019 г. по настоящее время.
При решении вопроса о судебных расходах суд исходит из следующего.
Судебные расходы, состоящие из государственной пошлины, а также издержек, связанных с рассмотрением дела, представляют собой денежные затраты (потери), распределяемые в порядке, предусмотренном главой 7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
По общему правилу, установленному в части первой статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Положения процессуального законодательства о пропорциональном возмещении (распределении) судебных издержек не подлежат применению при разрешении иска неимущественного характера, в том числе имеющего денежную оценку требования, направленного на защиту личных неимущественных прав; иска имущественного характера, не подлежащего оценке (пункт 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 г. №1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела»).
По смыслу указанных положений процессуального законодательства и разъяснений по их применению, принципом распределения судебных расходов выступает возмещение судебных расходов лицу, которое их понесло, за счет лица, не в пользу которого принято итоговое судебное постановление по делу.
Каких-либо особенностей в отношении судебных расходов по делам с участием государственных казенных учреждений Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации не установлено, Налоговый кодекс Российской Федерации вопросы, связанные с возмещением судебных расходов, не регулирует.
Расходы на оплату услуг представителей согласно статье 94 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации относятся к издержкам, связанным с рассмотрением дела.
В соответствии с частью первой статьи 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
В подтверждение понесенных расходов истицей представлена квитанция об оплате услуг представителя за составление заявления (л.д.198).
Поскольку представленные доказательства подтверждают факт несения истицей расходов на оплату услуг представителя, а также связь между понесенными издержками и делом, рассмотренным в суде с ее участием, заявление о возмещении расходов на оплату услуг представителя подлежит удовлетворению.
При определении размера суммы, подлежащей взысканию в возмещение расходов на оплату услуг представителя, суд принимает во внимание объем заявленных требований, сложность дела (подсудность, сложность предмета спора и обстоятельств дела), объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку заявления.
При решении вопроса о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов.
Доказательств того, что заявленный размер суммы, подлежащей взысканию в возмещение расходов на оплату услуг представителя, носит явно неразумный (чрезмерный) характер, ответчик и его представитель не представили, возражений не заявили.
При таких обстоятельствах суд присуждает истице с ответчика в возмещение расходов на оплату услуг представителя за составление заявления 3000 рублей.
При подаче иска истицей уплачена государственная пошлина в размере 300 рублей (л.д.1).
Суд присуждает истице с ответчика в возмещение расходов по оплате государственной пошлины 300 рублей.
Заявлений о возмещении иных судебных издержек, понесенных в связи с рассмотрением дела, от лиц, участвующих в деле, не поступило.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
заявленные требования Ермаковой Л.Ф. к государственному казенному учреждению «Социальная защита населения по Рузаевскому району Республики Мордовия» о возложении обязанности возобновить выплату ежемесячной денежной компенсации части расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг удовлетворить частично.
Обязать государственное казенное учреждение «Социальная защита населения по Рузаевскому району Республики Мордовия» возобновить выплату Ермаковой Л.Ф. ежемесячной денежной компенсации части расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг с 1 августа 2019 г.
В удовлетворении заявленных требований о возложении на государственное казенное учреждение «Социальная защита населения по Рузаевскому району Республики Мордовия» обязанности произвести перерасчет приостановленной и невыплаченной льготы в размере положенной компенсации с 14 августа 2019 г. по настоящее время Ермаковой Л.Ф. отказать.
Взыскать с государственного казенного учреждения «Социальная защита населения по Рузаевскому району Республики Мордовия» в пользу Ермаковой Л.Ф. в возмещение расходов на оплату услуг представителя 3000 рублей, расходов по оплате государственной пошлины 300 рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Мордовия через Рузаевский районный суд Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий
Решение суда в окончательной форме принято 25 декабря 2019 г.