Дело № 2 - 1736/2013 17 апреля 2013 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Октябрьский районный суд города Архангельска в составе председательствующего судьи Моисеенко Н.С.,
при секретаре судебных заседаний Кирьяновой И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Архангельска в интересах неопределенного круга лиц к мэрии г. Архангельска о возложении обязанности организовать бесперебойное водоотведение жилого дома,
установил:
прокурор г. Архангельска обратился в суд в интересах в интересах неопределенного круга лиц с иском к мэрии г. Архангельска, Муниципальному унитарному предприятия «Водоканал» о возложении обязанности организовать бесперебойное водоотведение жилого <адрес> в г. Архангельске.
В обоснование заявленных требований указал, что по обращению жителя <адрес> была проведена проверка по факту ненадлежащего состояния подвала данного жилого дома. В ходе проверки было установлено, что <адрес> в г. Архангельске находится под управлением общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Левобережье». Согласно акту обследования от 17 января 2013 года канализационный колодец вышеуказанного дома переполнен, вследствие чего происходит подтопление подвала дома. Техническое обслуживание, содержание и ремонт наружных сетей водоснабжения многоквартирного дома осуществляет Муниципальное унитарное предприятие «Водоканал». Однако сам по себе факт учреждения муниципального унитарного предприятия для выполнения работ по водоснабжению, водоотведению не свидетельствует о надлежащем выполнении мэрией г. Архангельска обязанности по решению вопросов местного значения. Непринятие мэрией г. Архангельска мер по организации бесперебойного водоотведения <адрес> в г. Архангельске нарушает интересы неопределенного круга лиц: как граждан, ныне проживающих в указанном доме, так и потенциальных жителей.
В судебном заседании помощник прокурора г. Архангельска Мумрина Т.В. от заявленных исковых требований к Муниципальному унитарному предприятия «Водоканал» о возложении обязанности организовать бесперебойное водоотведение жилого <адрес> в г. Архангельске отказалась, о чем было вынесено определение Октябрьского районного суда г. Архангельска от 17 апреля 2013 года. В остальной части исковые требования и доводы в их обоснование поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.
Представитель мэрии г. Архангельска Буракова Е.М., действовавшая на основании доверенности, с заявленными требованиями и доводами в их обоснование не согласилась, указав на то, что в целях обеспечения бесперебойного отведения стоков от жилых домов сети наружной канализации переданы в хозяйственное ведение Муниципального унитарного предприятия «Водоканал».
Представитель третьего лица общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Левобережье» Перхурова Л.В., действовавшая на основании доверенности, заявленные требования и доводы в их обоснование поддержала в полном объеме. Просила их удовлетворить.
Представитель третьего лица Муниципального унитарного предприятия «Водоканал» Муниципального образования «Город Архангельск» Нечипоренко С.В., действовавшая на основании доверенности, заявленные требования и доводы в их обоснование поддержала в полном объеме. Просила их удовлетворить.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области Шешин О.Ю., действовавший на основании доверенности, заявленные требования и доводы в их обоснование поддержал в полном объеме. Просил их удовлетворить.
Представитель третьего лица Государственной жилищной инспекции Архангельской области в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания.
Суд, заслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, оценив все в совокупности с нормами действующего законодательства, приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Под неопределенным кругом лиц, в защиту которых вправе обратиться прокурор в порядке части 1 статьи 45 ГПК РФ, понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.
Статьями 209 - 210 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) установлено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Собственник может передать свое имущество в доверительное управление другому лицу (доверительному управляющему). Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности к доверительному управляющему, который обязан осуществлять управление имуществом в интересах собственника или указанного им третьего лица.
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Актами проверки соблюдения жилищного законодательства в сфере содержания и ремонта жилищного фонда, общего имущества собственников помещений многоквартирного дома от 25 октября 2012 года № №, от 25 декабря 2012 года №, от 26 февраля 2013 года № Государственной жилищной инспекции Архангельской области подтверждается, что в результате внеплановых проверок были выявлены подтопления техподполья в районе 3, 4 подъездов <адрес> в г. Архангельске.
Согласно акту осмотра от 15 февраля 2013 года, проведенного совместно представителями общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Левобережье», Муниципального унитарного предприятия «Водоканал», наружные сети канализации <адрес> в г. Архангельске находятся на подпоре. Придомовые колодцы, септик у вышеуказанных домов переполнены. В результате происходит подтопление данных жилых домов. Для нормализации работ наружных сетей канализации жилых домов <адрес> в г. Архангельске требуется перекладка данных сетей в центральный коллектор идущий за домом <адрес> в г. Архангельске.
В силу акта осмотра, проведенного представителями общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Левобережье», внутренние инженерные сети канализации домов <адрес> в г. Архангельске находятся в технически исправном состоянии. Наружные сети канализации и септики данных домов находятся на подпоре.
Актом проверки от 11 апреля 2013 года, проведенной совместно помощником прокурора г. Архангельска, представителями Управления Роспотребнадзора по Архангельской области, Государственной жилищной инспекции, Муниципального унитарного предприятия «Водоканал», Департамента городского хозяйства мэрии г. Архангельска, администрации Исакогорского и Цигломенского округов г. Архангельска, общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Левобережье», определено, что частые подпоры канализации на наружных сетях <адрес> в г. Архангельске обусловлены большой изношенностью (95 %), протяженностью до врезки в центральный коллектор, вследствие чего периодически подвал <адрес> в г. Архангельске затапливается канализационными стоками. Для нормализации работы системы водоотведения и устранения причин подтопления необходимо произвести переключение наружной канализации данного дома в существующий самотечный коллектор диаметром 1000 мм., проходящий возле <адрес>.
Из письма Департамента муниципального имущества от 25 февраля 2013 года № следует, что сети наружной канализации в районе <адрес> числятся в реестре имущества, принадлежащего Муниципальному образованию «Город Архангельск», и закреплены на праве хозяйственного ведения за Муниципальным унитарным предприятием «Водоканал».
Письмом Департамента городского хозяйства мэрии г. Архангельска от 28 февраля 2013 года № подтверждается, что переключение жилых домов <адрес> и <адрес> в г. Архангельске на городской хозфекальный коллектор планом капитального строительства муниципальной собственности на 2013 год не предусмотрено.
Согласно статье 56 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ) каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательств, подтверждающих проведение каких - либо работ по переключению канализации на городской коллектор жилых домов <адрес> и <адрес> в г. Архангельске, ответчиком суду представлено не было.
В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что факт возникновения необходимости переключению канализации на городской коллектор жилых домов <адрес> и <адрес> в г. Архангельске, нашел свое подтверждение в ходе рассмотрения дела.
На основании пункта 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Осуществление возложенных на органы местного самоуправления законом обязанностей по разрешению вопросов местного значения не может осуществляться в нарушение действующего законодательства. Неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей в сфере водоснабжения, водоотведения может создать угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц.
Пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 года № 131 - ФЗ определено, что к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Указанное означает, что органы местного самоуправления должны в целом обеспечить организацию данных полномочий, связанных с налаживаем устойчивого и скоординированного функционирования субъектов, осуществляющих предоставление, реализацию услуг потребителям, тем самым удовлетворяя основные жизненные потребности населения муниципального образования.
Согласно части 1 статьи 6 Устава муниципального образования «Город Архангельск», принятого Архангельским городским Советом депутатов 25 ноября 1997 года, к вопросам местного значения Муниципального образования «Город Архангельск» относится организация электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Распоряжением мэра г. Архангельска от 22 марта 1995 года № 215р (в редакции от 30 сентября 2005 года) были упорядочены границы эксплуатационной ответственности объектов инженерной инфраструктуры: магистральные, внутриквартальные, внутридворовые канализационные сети до контрольного колодца перед зданием, сооружения и устройства на них, локальные очистные сооружения (септики), имеющие выпуски в городские хозяйственно-фекальные и дренажно-ливневые сети, и канализационные сети к ним от выпусков зданий - переданы для эксплуатации и текущего ремонта водоснабжающему предприятию муниципальному унитарному предприятию «Водоканал»; а магистральные, внутриквартальные, внутридворовые дренажно-ливневые сети и сооружения на них - на обслуживание муниципальному унитарному предприятию «Архкомхоз».
Однако, сам по себе факт передачи объектов инженерной инфраструктуры в хозяйственное ведение муниципального унитарного предприятия «Водоканал» не освобождает орган местного самоуправления от обязанности по решению вопросов местного значения.
В связи с чем, исковые требования прокурора г. Архангельска в интересах неопределенного круга лиц к мэрии г. Архангельска о возложении обязанности организовать бесперебойное водоотведение жилого дома подлежат удовлетворению.
Подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ в редакции, введенной в действие с 29 февраля 2010 года, государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Таким образом, мэрия г. Архангельска освобождена от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования прокурора г. Архангельска в интересах неопределенного круга лиц к мэрии г. Архангельска о возложении обязанности организовать бесперебойное водоотведение жилого дома - удовлетворить.
Обязать мэрию г. Архангельска организовать бесперебойное водоотведение <адрес> в г. Архангельске.
Решение может быть обжаловано в судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска
Судья Н.С. Моисеенко
Мотивированное решение составлено 22 апреля 2013 года
Копия верна
Судья Н.С. Моисеенко