Дело 2а-4340/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Киров 15 августа 2017 года
Ленинский районный суд г. Кирова в составе
председательствующего судьи Лопаткиной Н.В.,
при секретаре Усковой Т.Г.,
с участием представителя административного истца Глушенкова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Семенова И. А. к Территориальной избирательной комиссии Ленинского района г. Кирова об отмене решения Территориальной избирательной комиссии Ленинского района г. Кирова,
У С Т А Н О В И Л:
Семенов И.А. обратился с административным иском к Территориальной избирательной комиссии Ленинского района г. Кирова (далее по тексту ТИК) об отмене постановления ТИК, исполняющей полномочия окружной избирательной комиссии по Ленинскому одномандатному избирательному округу №4 по выборам депутатов Кировской городской думы шестого созыва «О регистрации Кучумова Р.Б. кандидатом в депутаты Кировской городской Думы шестого созыва по Ленинскому одномандатному избирательному округу №4» от 09 августа 2017 года №37/210.
В обоснование иска указано, что вышеуказанное решение принято с нарушением норм действующего законодательства и подлежит отмене. Закон Кировской области от 28.07.2005 г. №346-ЗО «О выборах депутатов представительных органов и глав муниципальных образований в Кировской области» устанавливает перечень документов, которые подаются в избирательную комиссию кандидатом одновременно с заявлением, в частности, копия документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, полномочным осуществлять регистрацию, заверенная надлежащим образом, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании. Кандидат Кучумов Р.Б. выдвинут избирательным объединением Кировским городским отделением Кировского областного отделения Политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации». Кандидат Кучумов Р.Б. представил копию Свидетельства о государственной регистрации некоммерческой организации Кировское областное отделение Политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», однако в данном случае на выборах депутатов Кировской городской Думы выдвижение происходило Кировским городским отделением КПРФ, и именно Кировское городское отделение является избирательным объединением, которое участвует в данных выборах. При этом кандидат не представил решение о создании Кировского городского отделения КПРФ, то есть органа, который произвёл выдвижение кандидата. Таким образом, требования закона о представлении Свидетельства о государственной регистрации избирательного объединения, а также решения о создании избирательного объединения не выполнены.
По мнению административного истца, при выдвижении кандидата Кучумова Р.Б. были нарушены требования как закона Кировской области, так и Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».
На основании изложенного административный истец просит отменить постановление Территориальной избирательной комиссии Ленинского района г. Кирова, исполняющей полномочия окружной избирательной комиссии по Ленинскому одномандатному избирательному округу №4 по выборам депутатов Кировской городской Думы шестого созыва по Ленинскому одномандатному избирательному округу №4» от 09 августа 2017 года №37/210.
В судебное заседание административный истец Семенов И.А. не явился, уполномочив на участие в деле адвоката Глушенкова А.В..
Представитель административного истца Глушенков А.В. поддержал заявленные требования, просил иск удовлетворить. В дополнение к изложенному в заявлении пояснил, что кандидатом Кучумовым Р.Б. представлены документы, в том числе постановление Конференции Кировского городского отделения КПРФ о выдвижении кандидатов в депутаты, однако свидетельство, подтверждающее регистрацию некоммерческой организации, им представлено на Кировское областное отделение политической партии КПРФ. В подтверждении документов, полученных ТИК от кандидата, указано в графе копия документа о государственной регистрации избирательного объединения приложение на 1 листе, что также подтверждает, что помимо вышеуказанного Свидетельства иные документы Кучумовым Р.Б. не представлены. По мнению его доверителя, нарушение прав выразилось в том, что требования ко всем кандидатам одинаковы, Семенов И.А. представил пакет документов в соответствии с требованиями закона, тогда как Кучумов Р.Б. указанное не исполнил, вследствие этого решение от 09.08.2017 г. является незаконным.
Представитель административного ответчика С.В. Вохмянина в судебное заседание не явилась, направила отзыв, в котором просила о рассмотрении дела в её отсутствие. По существу требований указала о несогласии с ними, кандидатом Кучумовым Р.Б. были представлены документы, зафиксированные окружной комиссией в форме «Подтверждения получения документов», среди которых копия свидетельства о регистрации Кировского областного отделения КПРФ, Кучумовым Р.Б. в окружную комиссию решение о создании избирательного объединения «Местное отделение «Кировское городское отделение «КПРФ» не представлено, тем не менее на сайте Управления министерства юстиции РФ по Кировской области размещена информация о списке местных отделений политический партий, имеющих право в соответствии с Законом принимать участие в выборах депутатов представительного органа местного самоуправления. В указанный список включено местное отделение Политической партии «Коммунистическая партия РФ» - Кировское городское отделение Кировского областного отделения Политической партии «Коммунистическая партия РФ». Избирательная комиссия приняла решение о регистрации Кучумова Р.Б. на основании представленных документов законно и обоснованно, считая, что документов достаточно для регистрации.
Заинтересованное лицо Кучумов Р.Б. в судебное заседание, будучи уведомлённым, не явился, причины неявки не известны.
Суд, учитывая мнение участвовавших лиц, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав представителя административного истца, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 240 КАС РФ административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в такой регистрации, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией обжалуемого решения (часть 4).
Постановление ТИК Ленинского района г. Кирова, обжалуемое административным истцом, принято 09 августа 2017 года, иск подан 11 августа 2017 года, то есть в установленный законом срок.
В соответствии со ст. 239 ч.2 КАС РФ кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
В силу п. 6 ст. 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее по тексту ФЗ №67) решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Согласно пп. «в» п. 24 ст. 38 ФЗ № 67-ФЗ основанием для отказа в регистрации кандидата является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.
В силу ст. 30.2 Закона Кировской области от 28.07.2005 г. №346-ЗО «О выборах депутатов представительных органов и глав муниципальных образований в Кировской области» (далее по тексту Закон Кировской области, Закон №346-ЗО) в перечень документов, которые подаются одновременно с заявлением кандидата в соответствующую избирательную комиссию, включены, в том числе, копия документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, заверенная лицом, уполномоченным на то уставом избирательного объединения или решением уполномоченного органа избирательного объединения, а также печатью избирательного объединения (если избирательное объединение является юридическим лицом), а если избирательное объединение не является юридическим лицом, - также решение о его создании.
Судом установлено, что решением Кировской городской Думы от 20 июня 2017 года №59/2 на 10 сентября 2017 года назначены выборы депутатов Кировской городской Думы шестого созыва.
Постановлением ТИК Ленинского района г. Кирова от 04.08.2017 г. Семенов И.А. зарегистрирован кандидатом в депутаты Кировской городской Думы шестого созыва по Ленинскому одномандатному избирательному округу №4.
Постановлением ТИК Ленинского района г. Кирова от 09.08.2017 г. Кучумов Р.Б. зарегистрирован кандидатом в депутаты Кировской городской Думы шестого созыва по Ленинскому одномандатному избирательному округу №4.
Из личного дела кандидата Кучумова Р.Б. следует, что 25 июля 2017 года он обратился с заявлением в окружную избирательную комиссию Ленинского одномандатного избирательного округа №4 о согласии баллотироваться кандидатом на должность депутата Кировской городской Думы шестого созыва по Ленинскому одномандатному округу №4 избирательному объединению «Кировское городское отделение КПРФ». Уведомительным письмом сообщил о представлении им документов в окружную избирательную комиссию на 21 листе, в том числе копии документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, заверенную лицом, уполномоченным на то уставом избирательного объединения или решением уполномоченного органа избирательного объединения, а также печатью избирательного объединения (если избирательное объединение является юридическим лицом), а если избирательное объединение не является юридическим лицом, - также решение о его создании, на 1 листе.
Таким документом является свидетельство о государственной регистрации некоммерческой организации «Кировское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации».
Из постановления Бюро Комитета Кировского областного отделения КПРФ от 03.07.2017 г. следует, что для согласования кандидатов в депутаты Кировской городской Думы шестого созыва, выдвигаемых по одномандатным округам, направляется список.
Постановлением XXXVIII Конференции Кировского городского отделения КПРФ от 04.07.2017 г. выдвинуты кандидаты в депутаты Кировской городской Думы шестого созыва по одномандатным избирательным округам, в том числе Кучумов Р.Б..
Постановлением Бюро Комитета от 06.07.2017 г. утверждено для использования в период избирательной компании по выборам депутатов Кировской городской Думы шестого созыва краткое наименование Кировское городское отделение КПРФ.
Таким образом, совокупностью представленных доказательств установлено, что Кучумов Р.Б. выдвинут кандидатом в депутаты от избирательного объединения «Кировское городское отделение Кировского областного отделения Политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации».
Оспаривая решение о регистрации Кучумова Р.Б., зарегистрированный по тому же одномандатному избирательному округу кандидат Семенов А.И., выдвинутый Кировским областным отделением Политической партии Коммунистическая партия Коммунисты России, указал на наличие оснований для отказа в регистрации кандидата, а именно то, что Кучумов Р.Б. не представил в избирательную комиссию копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, от которого баллотируется на выборы.
Согласно ст. 30.10 Закона соответствующая избирательная комиссия в течение десяти дней со дня приёма необходимых для регистрации кандидата, списка кандидатов документов принимает решение о регистрации кандидата, либо мотивированное решение об отказе в регистрации кандидата. Основаниями отказа в регистрации кандидата являются, в том числе, отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом, настоящим Законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.
Статья 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ устанавливает, что при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и его регистрации предусмотрено законом, избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нём в документы, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. В случае отсутствия копии какого-либо документа, представление которой предусмотрено пунктом 2.2 статьи 33 настоящего Федерального закона, кандидат, избирательное объединение вправе представить её не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов.
По мнению административного ответчика, документов, представленных Кучумовым Р.Б., было достаточно, и они соответствовали предъявляемым законом требованиям, что послужило принятию 09 августа 2017 года постановления о регистрации его кандидатом в депутаты.
Оценивая доводы административного истца и административного ответчика, суд приходит к следующему.
Государственная регистрация политической партии и её региональных отделений осуществляется в порядке, установленном статьей 15 Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях», в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Регистрация структурных подразделений партии, не являющихся юридическими лицами, законодательством не предусмотрена.
В силу ч.3 ст.3 Закона под региональным отделением политической партии понимается структурное подразделение политической партии, созданное по решению её уполномоченного руководящего органа и осуществляющее свою деятельность на территории субъекта Российской Федерации. Иные структурные подразделения политической партии (местные и первичные отделения) создаются в случаях и порядке, предусмотренных ее уставом.
Из Устава КПРФ, находящегося в свободном доступе для ознакомления, следует, что структуру КПРФ составляют первичные отделения, местные отделения и региональные – являющиеся структурными отделениями партии. Структурные подразделения действуют на основании единого Устава КПРФ – п.п. 3.1, 3.2.
Первичные отделения создаются и действуют по территориальному признаку и входят в состав местных отделений партий. Первичные отделения не подлежат государственной регистрации и не являются юридическими лицами – п.3.3. В силу п. 3.4 Устава особенности функционирования городских и входящих в их состав районных отделений КПРФ регулируются соответствующими Положениями, утверждёнными ЦК КПРФ или его Президиумом. Высшим руководящим органом структурного подразделения КПРФ является Конференция или общее собрание. Все первичные и местные отделения КПРФ ставятся на учёт в комитете непосредственно вышестоящего структурного подразделения (п.п. 3.7, 3.8.).
Согласно п.5.1 Устава местное отделение КПРФ (городское, районное и т.д.) создаётся на учредительном собрании или Конференции членов КПРФ, как правило, на территории деятельности органа местного самоуправления по решению Комитета или Бюро комитета соответствующего регионального отделения КПРФ. Высшим руководящим органом является Конференция, которая в силу п.5.3 имеет право самостоятельно решать любые вопросы, связанные с деятельностью местного отделения КПРФ.
Региональное отделение, в частности, областное (п.6.1) создаётся по решению ЦК КПРФ или его Президиума, высшим руководящим органом является Конференция. К полномочиям отнесено выдвижение кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности.
Согласно Списку избирательных объединений, имеющих право принимать участие в выборах депутатов Кировской городской Думы шестого созыва, опубликованному на сайте Министерства юстиции Российской Федерации 26 июня 2017 года, в разделе «Региональные отделения политических партий» значится Кировское областное отделение Политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», а в разделе «Местные отделения политических партий» - Кировское городское отделение Кировского областного отделения Политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» (Кировское городское отделение КПРФ).
Сведениями ЕГРЮЛ подтверждается регистрация Кировского областного отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» в качестве юридического лица; лицо, имеющее право без доверенности действовать от его имени – М.. Данных о регистрации в качестве юридического лица Кировского городского отделения Кировского областного отделения Политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» (Кировское городское отделение КПРФ) не имеется. Указанное не противоречит вышеприведённым нормам закона и Устава.
Как было указано судом ранее, 03 июля 2017 г. Первым секретарём Комитета Кировского областного отделения КПРФ М. принято постановление о согласовании кандидатов в депутаты Кировской городской Думы шестого созыва, среди которых значится Кучумов Р.Б. и постановлением XXXVIII Конференции Кировского городского отделения КПРФ список кандидатов, включая Кучумова Р.Б., был выдвинут для участия в выборах.
Поскольку Кучумов Р.Б. выдвинут кандидатом в депутаты региональным отделением политической партии, не подлежащим государственной регистрации в силу вышеназванных норм, суд приходит к убеждению, что он не должен предоставлять в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, так как имеется решение о создании местного отделения политической партии КПРФ. Право местного отделения политической партии КПРФ, регионального отделения КПРФ на выдвижение кандидатов на выборах в депутаты представительных органов местного самоуправления регламентировано п. 25 ст. 2 ФЗ №67, п. 2 ст. 36 ФЗ «О политических партиях» и непосредственно положениями Устава КПРФ, который, как уже указывалось судом, является единым для всех отделений Партии. При этом наличие предусмотренной Уставом КПРФ процедуры согласования кандидатур региональным отделением не влияет на объем правомочий местного отделения, которое как самостоятельное избирательное объединение является полноправным участником выборного процесса.
Тот факт, что Кучумовым Р.Б. к заявлению не был приложен документ, подтверждающий создание Кировского городского отделения Кировского областного отделения Политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» является обоснованным, вместе с тем он не может служить бесспорным основанием для удовлетворения заявленных требований. Суду представлены документы, свидетельствующие о преобразовании местных и первичных организаций КПРФ, входивших в состав Кировской областной организации КПРФ, в том числе Кировского городского отделения КПРФ (выписка из протокола Конференции от 31.01.2002 г.). В материалах дела не представлено бесспорных доказательств нарушения прав административного истца принятым 09.08.2017 года и обжалуемым им постановлением, либо созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов.
Таким образом, принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу, что настоящее административное исковое заявление удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 244 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления Семенову И. А. к Территориальной избирательной комиссии Ленинского района г. Кирова об отмене постановления ТИК, исполняющей полномочия окружной избирательной комиссии по Ленинскому одномандатному избирательному округу №4 от 09.08.2017 года №37/210 «О регистрации Кучумова Р. Б. кандидатом в депутаты Кировской городской Думы шестого созыва по Ленинскому одномандатному избирательному округу №4» отказать.
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение пяти дней со дня принятия судом решения путём подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Кирова.
Мотивированное решение изготовлено в 11 часов 30 минут 16 августа 2017 года.
Судья - Н.В. Лопаткина