Дело № 5-6/2016
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
20 апреля 2016 года пгт. Максатиха Тверской области
Судья Максатихинского районного суда Тверской области Сергуненко Павел Андреевич, с участием помощника прокурора Максатихинского района Тверской области Дубровина В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела о совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.5.38 КоАП РФ, должностным лицом – Елиферовым В. В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, <данные изъяты>, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, в соответствии со ст.29.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением и.о. прокурора Максатихинского района Тверской области ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ в отношении должностного лица - главы администрации Максатихинского района Тверской области Елиферова В. В. возбуждено дело об административном правонарушении по статье 5.38 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за воспрепятствование организации или проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо участию в них, а равно принуждение к участию в них.
Как следует из указанного постановления, ДД.ММ.ГГГГ от организаторов публичного мероприятия – митинга ФИО3, ФИО4 и ФИО5 главе администрации Максатихинского района Тверской области поступило уведомление о проведении указанного публичного мероприятия на <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ на указанное уведомление главой администрации Максатихинского района организаторам направлено предложение о переносе места проведения митинга, а именно в <адрес> на <адрес>. В ответ на предложение главы администрации Максатихинского района организаторами митинга направлено письмо главе администрации Максатихинского района с просьбой о проведении митинга на <адрес>. В период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, точное время в ходе проверки не установлено, главой администрации Максатихинского района Елиферовым В.В., находящимся по адресу: <адрес>, подготовлено и направлено организаторам публичного мероприятия письмо о том, что администрация Максатихинского района не согласовывает место проведения публичного мероприятия на <адрес> в целях исключения вмешательства в нормальное функционирование городских структур жизнеобеспечения и деятельности хозяйствующих субъектов, движения автотранспорта по автодороге, проходящей через <адрес>, в целях соблюдения интересов граждан, не участвующих в мероприятии, соблюдения безопасности участников митинга, учитывая нахождение в непосредственной близости к <адрес> железнодорожной магистрали, детской площадки, здания органа местного самоуправления. ДД.ММ.ГГГГ главой администрации Максатихинского района Елиферовым В.В. организатору митинга ФИО3 направлено срочное уведомление телеграфом из <адрес> аналогичного содержания, что и уведомление от ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем, в соответствии со ст.8 Федерального закона №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия.
Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации определяют единые специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места
Согласно п.22 Постановления Правительства Тверской области от 25.12.2012 №820-пп «О единых специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера местах на территории <адрес>», местом для проведения публичных мероприятий на территории <адрес> является <адрес>.
В судебное заседание Елиферов В.В. и его представитель Курасова С.В., надлежащим образом извещенные о дне, времени и месте рассмотрения дела, не явились. Представитель Курасова С.В. просила дело слушанием отложить. В удовлетворении ходатайства судом отказано, определено рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Помощник прокурора Максатихинского района Тверской области Дубровин В.А. в судебном заседании поддержал доводы постановления прокурора по указанным выше основаниям, настаивая на привлечении Елиферова В.В. к административной ответственности по ст.5.38 КоАП РФ в виде административного штрафа.
Судья, исследовав материалы дела, выслушав пояснения участников процесса, находит привлечение к административной ответственности должностного лица – главы администрации Максатихинского района Тверской области Елиферова В.В. по ст.5.38 КоАП РФ обоснованным, по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 5.38 КоАП РФ воспрепятствование организации или проведению митинга, проводимого в соответствии с законодательством Российской Федерации - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Таким образом, законодателем предусмотрена административная ответственность за воспрепятствование мероприятию, проводимому в соответствии с законодательством Российской Федерации, а именно Федеральным законом от 19.06.2004 года №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
Статьей 31 Конституции РФ гарантировано право граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование.
Согласно ст.4 Федерального закона от 19.06.2004 №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее Федеральный закон №54-ФЗ) - к организации публичного мероприятия относятся: оповещение возможных участников публичного мероприятия и подача уведомления о проведении публичного мероприятия в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления; проведение предварительной агитации; другие действия, не противоречащие законодательству Российской Федерации, совершаемые в целях подготовки и проведения публичного мероприятия.
В соответствии с ч.1 ст.7 Федерального закона от 19.06.2004 №54-ФЗ, уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.
Федеральный закон от 19.06.2004 №54-ФЗ обязывает орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение трех дней со дня получения уведомления довести до сведения организатора публичного мероприятия обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям данного Федерального закона, а равно информацию об установленной норме предельной заполняемости территории (помещения) в месте проведения публичного мероприятия (пункты 1, 2 и 4 части 1 статьи 12). При этом отказ в согласовании проведения публичного мероприятия допускается только в случаях, если уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с данным Федеральным законом не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором данным Федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается (часть 3 статьи 12).
Как следует из правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 2 апреля 2009 года №484-0-П, понятие «согласование проведения публичного мероприятия с органом публичной власти» - по своему конституционно-правовому смыслу - не предполагает, что орган публичной власти может по своему усмотрению запретить проведение публичного мероприятия или изменить его цели, место, время или форму; он вправе лишь предложить изменить место и (или) время его проведения, причем такое предложение должно быть мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в заявленное организатором время), либо иными подобными причинами, исчерпывающее законодательное определение которых ограничивало бы дискрецию публичной власти по реализации своих конституционных обязанностей.
При согласовании публичного мероприятия уполномоченные представители публичной власти должны привести веские доводы в обоснование того, что проведение публичного мероприятия в заявленном месте и (или) в заявленное время не просто нежелательно, а невозможно в связи с необходимостью защиты конституционно признаваемых ценностей, и предложить организаторам публичного мероприятия такой вариант, который позволял бы реализовать его цели, включая свободное формирование и выдвижение участниками публичного мероприятия своих требований, в том числе политических, и их доведение до соответствующих адресатов.
ДД.ММ.ГГГГ от организаторов митинга ФИО3, ФИО4, ФИО9 в администрацию Максатихинского района Тверской области поступило извещение о проведении публичного мероприятия ДД.ММ.ГГГГ с <данные изъяты> на <адрес> с целью выражения поддержки решениям Собрания депутатов <адрес>, с количеством участников <данные изъяты>.
Согласно письменному ответу от ДД.ММ.ГГГГ № глава администрации Максатихинского района В.В. Елиферов в соответствии со ст. 8 ФЗ от 19.06.2004 г. №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», ст. 5.1 Закона Тверской области № ЗО ДД.ММ.ГГГГ, в целях исключения вмешательства в нормальное функционирование городских структур жизнеобеспечения и препятствий в деятельности хозяйствующих субъектов, движения автотранспорта по автодороге, проходящей через <адрес>, соблюдения интересов граждан, не участвующих в мероприятии, соблюдения безопасности участников митинга, ввиду нахождения в непосредственной близости с <адрес> железнодорожной магистрали, детской площадки, здания органа местного самоуправления, предложил организаторам публичного мероприятия - ФИО3, ФИО4 и ФИО9 согласовать другое место проведения мероприятия: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ от ФИО9 в администрацию Максатихинского района Тверской области поступило сообщение о том, что в соответствии с п. 22 п.п. а Приложения к Постановлению Правительства Тверской области от 25.12.2012 года № 820-пп на территории <адрес> местом, отведенным для приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопрос и выражения общественных настроений, а также массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера является <адрес>.
Как следует из письменного ответа от ДД.ММ.ГГГГ № глава администрации Максатихинского района В.В. Елиферов повторно предложил организаторам публичного мероприятия - ФИО3, ФИО4 и ФИО9 согласовать проведение мероприятия по адресу: <адрес>
В ответ на письмо главы администрации Максатихинского района В.В. Елиферова от ДД.ММ.ГГГГ № от организаторов публичного мероприятия - ФИО3, ФИО4 и ФИО9 ДД.ММ.ГГГГ в администрацию Максатихинского района Тверской области поступило письменное сообщение об отклонении предложения о проведении публичного мероприятия по адресу: <адрес>.
В письменном ответе от ДД.ММ.ГГГГ № глава администрации Максатихинского района Тверской области Елиферов В.В. сообщил организаторам публичного мероприятия - ФИО3, ФИО4 и ФИО9 о том, что администрация Максатихинского района не согласовывает место проведения публичного мероприятия ДД.ММ.ГГГГ с <данные изъяты> на <адрес>, руководствуясь при этом статьей 8 Федерального Закона от 19.06.2004 г. №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», статьей 5.1 Закона Тверской области № 98 30 10.10.2006 года, в целях исключения вмешательства в нормальное функционирование городских структур жизнеобеспечения и деятельности хозяйствующих субъектов, движения автотранспорта по автодороге, проходящей через площадь Свободы, в целях соблюдения интересов граждан, не участвующих в мероприятии, соблюдения безопасности участников митинга, учитывая нахождение в непосредственной близости к <адрес> железнодорожной магистрали, детской площадки, здания органа местного самоуправления. Предложил согласовать место проведения публичного мероприятия: <адрес>, поселковый стадион, мотивируя тем, что организаторы публичного мероприятия на указанном месте могут реализовать правомерные цели публичного мероприятия, т.е. выразить поддержку решениям собраний депутатов <адрес>.
Вместе с тем, в соответствии со ст.8 Федерального закона №54-ФЗ, публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия.
Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации определяют единые специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места.
Согласно п.22 Постановления Правительства Тверской области от 25.12.2012 №820-пп «О единых специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера местах на территории <адрес> (вместе с Перечнем единых специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения но поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера мест па территории <адрес>»), местом для проведения публичных мероприятий на территории <адрес> является <адрес>.
Указанное место установлено по предложению самой администрации <адрес> и с момента его включения в обозначенное Постановление <адрес>, не менялось.
ДД.ММ.ГГГГ на имя ФИО3 от имени главы администрации Максатихинского района Тверской области Елиферова В.В. поступило телеграфное уведомление о несогласовании места проведения публичного мероприятия, аналогичное содержанию ответа от ДД.ММ.ГГГГ №.
Таким образом, в письменном ответе от ДД.ММ.ГГГГ № и телеграфном уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ главы администрации Максатихинского района Тверской области Елиферова В.В. отсутствуют объективные и законные основания для отказа в согласовании проведения публичного мероприятия в предложенном организаторами и установленном п.22 Постановления Правительства Тверской области от 25.12.2012 №820-пп месте для проведения указанного мероприятия - <адрес>, чем должностное лицо Елиферов В.В. создал препятствия в организации и проведении публичного мероприятия.
Исходя из вышеизложенного, судья считает, что должностное лицо – Елиферов В.В. в противоречие положениям действующего законодательства Российской Федерации воспрепятствовал проведению публичного мероприятия, и в его действиях имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ст.5.38 КоАП РФ.
В соответствии со ст.5.38 КоАП РФ воспрепятствование организации или проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо участию в них, а равно принуждение к участию в них, признается административным правонарушением.
Состав правонарушения является формальным, и, следовательно, факт дальнейшего проведения митинга на основании решения суда процессуального значения для наличия состава рассматриваемого правонарушения, не имеет.
Исходя из совокупности представленных судье доказательств, оснований для признания их недопустимыми судья не усматривает.
Судья приходит к выводу о том, что вина должностного лица – Елиферова В.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.5.38 КоАП РФ, установлена совокупностью исследованных и согласующихся между собой доказательств.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не установлено.
При назначении наказания судья учитывает характер совершенного правонарушения, данные о личности Елиферова В.В., его имущественное положение, отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств, в качестве смягчающих обстоятельств судья принимает во внимание наличие на иждивении Елиферова В.В. <данные изъяты>
При этом при выборе вида наказания судья считает, что целям административного наказания будет отвечать наложение на Елиферова В.В. административного штрафа в размере <данные изъяты>.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.29.7 – 29.10 КоАП РФ, судья,
ПОСТАНОВИЛ:
Признать должностное лицо – Елиферова В. В. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.38 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>.
Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления в Тверской областной суд через Максатихинский районный суд Тверской области.
Судья
Реквизиты для оплаты административного штрафа:
Получатель: УФК по <адрес>)
ИНН № КПП № БИК №
ОКТМО №, р/счет №
ГРКЦ ГУ Банка России по <адрес>
КБК №