дело № 2-4766/2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 сентября 2014 года г. Пушкино
Пушкинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Курлаевой И.В.,
участием прокурора Чернышева М.И.,
при секретаре Иськовой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению К. об отмене решения избирательной комиссии городского поселения Софрино Пушкинского муниципального района Московской области от 06 августа 2014 года № 01/160 о регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов городского поселения Софрино Пушкинского муниципального района Московской области по избирательному округу № 4 С.,
У С Т А Н О В И Л :
Карапетян А.С. обратился в суд с заявлением об отмене решения избирательной комиссии городского поселения Софрино Пушкинского муниципального района Московской области от 06 августа 2014 года № 01/160 о регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов городского поселения Софрино Пушкинского муниципального района Московской области по избирательному округу № 4 Савватеевой К.А.
В обоснование заявленных требований указал, что решением избирательной комиссии городского поселения Софрино от 01.08.2014г. он зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов городского поселения Софрино по одномандатному избирательному округу № 4. Савватеева К.А. также зарегистрирована в качестве кандидата в депутаты по избирательному округу № 4 на основании указанного выше решения. По мнению заявителя, оспариваемое решение не основано на законе и подлежит отмене, поскольку в поданном Савватеевой К.А. заявлении о согласии баллотироваться допущены недостатки: при указании сведений о профессиональном образовании Савватеева К.А. указала – «высшее», тогда как в соответствии с положениями ст. 10 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» должна была указать – «высшее образование – специалитет, магистратура». Также указал, что представленные Савватеевой К.А. подписи избирателей в поддержку ее выдвижения должны были быть признаны недействительными, поскольку в подписных листах в адресе места жительства кандидата и сборщика подписей отсутствует указание на субъект Российской Федерации – вместо полного указания наименования субъекта Российской Федерации указано его сокращенное название «МО», что является недопустимым сокращением, так как не является кратким наименованием субъекта – Московская область. Таким образом, количество достоверных подписей составляет – 0 подписей, соответственно комиссия должна была принять решение об отказе в регистрации кандидата Савватеевой К.А. Кроме того, указала, что в заявлении о согласии баллотироваться Савватеева К.А. указала о членстве во Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», однако, справку, подтверждающую ее членство в партии, не представила. Представленные Савватеевой К.А. подписи избирателей подлежат признанию недействительными в полном объеме, поскольку изготовление подписных листов не оплачивалось из средств специального избирательного счета кандидата, что подтверждается представленным кандидатом первым финансовым отчетом (л.д. 4-8, 22-27).
В судебном заседании представитель Карапетяна А.С. по доверенности Журавлев Е.В. заявление поддержал, по основаниям, изложенным в заявлении, просил его удовлетворить, указав также, что кандидатом Савватеевой К.А. не был представлен протокол об итогах сбора подписей в машиночитаемом виде. Кроме того, указал, что основанием к отмене регистрации кандидата Савватеевой К.А. является отсутствие указания в подписных листах о членстве в политической партии.
Представитель муниципальной избирательной комиссии городского поселения Софрино Пушкинского района Московской области Ежевская Е.Ю., являющаяся председателем избирательной комиссии, возражала удовлетворению заявления, указав, что оспариваемое решение принято комиссией в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Заинтересованное лицо Савватеева К.А. возражала удовлетворению заявления, поддержав, позицию представителя избирательной комиссии.
В заключении помощник Пушкинского городского прокурора Чернышев М.И. полагал требования заявителя, подлежащими удовлетворению.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, исследовав материалы дела, находит заявление Загвоздиной А.В. подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 259 ГПК РФ избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.
В ходе рассмотрения дела судом установлены следующие обстоятельства.
Решением Совета депутатов городского поселения Софрино Пушкинского муниципального района Московской области от 24 июня 2014 года № 59/354 назначены выборы депутатов Совета депутатов городского поселения Софрино Пушкинского муниципального района Московской области на 14 сентября 2014 года (л.д. 18).
Решением избирательной комиссии городского поселения Софрино от 01 августа 2014 года № 01/141 Карапетян А.С. зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов городского поселения Софрино Пушкинского муниципального района Московской области по избирательному округу № 4 (л.д. 16).
С 28 июля по 31 июля 2014 года Савватеевой К.А. в порядке самовыдвижения кандидатом в депутаты Совета депутатов городского поселения Софрино были представлены в избирательную комиссию документы, предусмотренные ст. 33 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ст. 23 Закона Московской области № 46/2013-ОЗ от 04 июня 2013 года «О муниципальных выборах в Московской области», а также подписные листы (л.д. 19-20, 36-37, 40-50, 52-63).
Решением избирательной комиссии городского поселения Софрино от 06 августа 2014 года № 01/160 Савватеева К.А. зарегистрирована в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов городского поселения Софрино Пушкинского муниципального района Московской области по избирательному округу № 4 (л.д. 15).
Согласно п. 5 ст. 75 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее Федеральный закон № 67-ФЗ) в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными законами, суд может отменить решение соответствующей комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), об итогах голосования, о результатах выборов, референдума или иное решение комиссии.
В соответствии пунктом 6 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
31 июля 2014 года Савватеевой К.А. в избирательную комиссию городского поселения Софрино Пушкинского муниципального района Московской области были представлены четыре подписных листа с подписями избирателей, собранными в поддержку ее самовыдвижения, в количестве 12 (л.д. 36).
06 августа 2014 года комиссией по проверке подписных листов был составлен итоговый протокол проверки подписных листов с подписями избирателей, представленных Савватеевой К.А., согласно которому признаны достоверными 12 подписей, недействительных подписей установлено не было (л.д. 39).
В соответствии с п. 11 ст. 37 Федерального закона N 67-ФЗ избиратель, участник референдума ставят в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывают свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина.
Аналогичные положения содержатся в ч. 5 ст. 29 Закона Московской области от 04.06.2013 N 46/2013-ОЗ "О муниципальных выборах в Московской области" (далее Закон Московской области N 46/2013-ОЗ).
Каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта, наименование или код, выдавшего его органа, а также ставит подпись и дату ее внесения (п. 12 ст. 37 Федерального закона N 67-ФЗ и ч. 9 ст. 29 Закона Московской области N 46/2013-ОЗ).
Согласно п. 5 ст. 2 Федерального закона N 67-ФЗ адрес места жительства - адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Из анализа вышеприведенных правовых норм следует, что необходимость указания в подписных листах в адресах места жительства избирателей наименования субъекта Российской Федерации, в состав которого входит муниципальное образование со статусом городского поселения, является безусловным требованием федерального законодательства, обязательного для исполнения всеми участниками избирательного процесса.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31.03.2011 N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в подписном листе могут не содержаться все сведения, образующие понятие адреса места жительства, только в том случае, если они фактически отсутствуют (в населенном пункте нет наименования улиц, нумерации домов, квартир, гражданин проживает в межселенной территории).
В силу пп. "г" п. 6.4. ст. 38 Федерального закона N 67-ФЗ признаются недействительными подписи избирателей без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Кандидат Савватеева К.А. одновременно является лицом, осуществлявшим сбор подписей.
Во всех представленных Савватеевой К.А. подписных листах отсутствуют сведения о субъекте Российской Федерации, в котором проживает кандидат и сборщик подписей. Указано в качестве субъекта Российской Федерации – «М.О.». В данном случае приведенное сокращение в написании субъекта Российской Федерации препятствует однозначному восприятию сведений о таком субъекте и является недопустимым сокращением.
При таких обстоятельствах, все подписи избирателей в подписных листах подлежат признанию недействительной по основаниям пп. «г» п. 6.4 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ.
В соответствии с пп. "д" п. 24 ст. 38 Федерального закона N 67-ФЗ основанием для отказа в регистрации кандидата являются недостаточное количество достоверных подписей избирателей.
Решением избирательной комиссии городского поселения Софрино Пушкинского муниципального района Московской области от 27 июня 2014 года № 01/13 (л.д. 30) определено количество подписей, необходимых для регистрации кандидата – 10 подписей.
С учетом изложенного, общее количество недействительных подписей избирателей, в представленных кандидатом Савватеевой К.А. подписных листах, составляет – 12 подписей, общее количество достоверных подписей – 0 подписей.
В соответствии со ст. 29 Закона Московской области № 46/2013-ОЗ в поддержку выдвижения кандидатов могут собираться подписи избирателей в порядке, установленном настоящим Законом.
В поддержку выдвижения кандидатов могут собираться подписи избирателей в количестве 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа.
При проведении выборов по многомандатному избирательному округу количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, должно составлять 0,5 процента от числа избирателей соответствующего избирательного округа, поделенного на число мандатов.
При проведении выборов количество подписей избирателей, которое необходимо для регистрации кандидата, не может быть менее 10 подписей.
Судом установлено, что количество достоверных подписей составляет ноль подписей, что недостаточно для регистрации кандидата. Указанные обстоятельства являются в силу приведенных выше положений Закона основанием к отказу в регистрации кандидата.
Довод заявителя о том, что все подписи избирателей в подписных листах, представленных кандидатом Савватеевой К.А., подлежали признанию недействительными, со ссылкой на п. 5 ст. 37 Федерального закона № 67-ФЗ, поскольку изготовление подписных листов не оплачивалось из средств избирательного счета, суд находит несостоятельным.
В соответствии с пп. «и» п. 6.4 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ признаются недействительными все подписи избирателей в подписном листе, который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 настоящего Федерального закона.
В силу п. 5 ст. 37 Федерального закона № 67-ФЗ Подписные листы должны изготавливаться за счет средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума. На выборах в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, при выдвижении инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации подписи могут собираться со дня оплаты изготовления подписных листов. На выборах в органы местного самоуправления, при выдвижении инициативы проведения местного референдума подписи могут собираться со дня, следующего за днем уведомления комиссии о выдвижении кандидата, регистрации инициативной группы по проведению референдума. Установленный законом субъекта Российской Федерации период, в который могут собираться подписи в поддержку инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации, должен составлять не менее 30 дней, а период, в который могут собираться подписи в поддержку инициативы проведения местного референдума, - не менее 20 дней.
Из содержания данной нормы права следует, что вопрос о моменте, с которого возможно производить сбор подписей, законодатель ставит в зависимость от того, в какие органы (государственной власти либо местного самоуправления) производятся выборы.
То есть, в том случае, когда выборы производятся в федеральные органы государственной власти или органы государственной власти субъектов Российской Федерации, подписи могут собираться только после оплаты подписных листов. В тех же случаях, когда выборы проводятся в органы местного самоуправления, закон не указывает в качестве необходимого условия для начала сбора подписей обязательную оплату подписных листов. В этом случае сбор подписей может осуществляться со дня, следующего за днем уведомления комиссии о выдвижении кандидата, вне зависимости от того, произведена ли оплата за подписные листы.
Согласно сформулированным в Постановлении Конституционного Суда РФ от 30.10.2003 г. N 15-П правовым позициям публичные интересы, перечисленные в ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, могут оправдать правовые ограничения прав и свобод, только если такие ограничения отвечают требованиям справедливости, являются адекватными, пропорциональными, соразмерными и необходимыми для защиты конституционно значимых ценностей, в том числе прав и законных интересов других лиц, не имеют обратной силы и не затрагивают само существо конституционного права, т.е. не ограничивают пределы и применение основного содержания соответствующих конституционных норм. При этом, как особо подчеркивает Конституционный Суд Российской Федерации, чтобы исключить возможность несоразмерного ограничения прав и свобод человека и гражданина в конкретной правоприменительной ситуации, норма должна быть формально определенной, точной, четкой и ясной, не допускающей расширительного толкования установленных ограничений и, следовательно, произвольного их применения.
Таким образом, оплата (либо отсутствие оплаты) изготовления подписных листов никак не затрагивает сам порядок сбора подписей избирателей, поскольку в соответствии с вышеприведенной нормой федерального закона, на выборах в органы местного самоуправления подписи могут собираться не со дня оплаты изготовления подписных листов (как это предусмотрено на выборах в федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации), а со дня, следующего за днем уведомления избирательной комиссии о выдвижении кандидата. Не является отсутствие оплаты изготовления подписных листов и нарушением оформления подписных листов, так как ни форма подписных листов, ни указываемые в них сведения также не зависят от оплаты изготовления подписных листов.
Следовательно, положение п. 5 ст. 37 Закона N 67-ФЗ препятствует признанию подписей избирателей недействительными по мотиву отсутствия оплаты изготовления подписных листов из избирательного фонда кандидата.
Ни Федеральный закон N 67-ФЗ, ни Закон Московской области № 46/2013-ОЗ не содержат запрета при проведении выборов в органы местного самоуправления на оплату изготовленных подписных листов уже после представления их в избирательную комиссию.
Кроме того, кандидат не лишен возможности указать сведения об оплате изготовления подписных листов в итоговом финансовом отчете.
В соответствии с п.п. в.1. п. 24 ст. 38 Закона № 67-ФЗ Основаниями отказа в регистрации кандидата являются наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона.
В соответствии с п. 2 ст. 33 Федерального закона № 67-ФЗ Соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения.
Согласно пп. «б» п. 2.2 ст. 33 Федерального закона № 67-ФЗ К заявлению, предусмотренному пунктом 2 настоящей статьи, прилагаются:
б) копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий).
Аналогичные положения содержатся в ст. 23 Закона Московской области № 46/2013-ОЗ.
Довод заявителя о том, что в заявлении кандидата Савватеевой К.А. не указаны сведения об образовании со ссылкой на положения ст. 10 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» является несостоятельным, основан на неверном толковании норм материального права.
В заявлении кандидата Савватеевой К.А. о согласии баллотироваться указано, что она имеет высшее образование, а также указаны сведения об образовательном учреждении, год его окончания – 2010 год, номер документа об образовании и дата его выдачи (л.д. 40). В подтверждение указанных в заявлении сведений об образовании кандидатом Савватеевой К.А. в избирательную комиссию представлена копия диплома (л.д. 37), которая была удостоверена избирательной комиссией на основании представленного подлинника диплома.
Документ об образовании был выдан кандидату в 2010 году – до издания Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
Кроме того, в соответствии с положениями ст. 108 указанного Федерального закона образовательные уровни (образовательные цензы), установленные в Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, приравниваются к уровням образования, установленным настоящим Федеральным законом.
Кандидатом Савватеевой К.А. в заявлении о согласи баллотироваться должны быть указаны сведения об образовании, соответствующие выданному ей документу об образовании.
Указанное требование кандидатом Савватеевой К.А. было выполнено.
Довод заявителя о том, что кандидатом Савватеевой К.А. в подтверждение сведений о членстве в партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» не была представлена справка, подтверждающая указанные обстоятельства, суд также находит несостоятельным.
В заявлении о согласии баллотироваться от 28.07.2014г. кандидатом Савватеевой К.А. было указано, что она является членом партии ВПП «ЕДИНАЯ РОССИЯ» (л.д. 40 оборот).
Однако, 02 августа 2014 года кандидатом Савватеевой К.А. было подано уведомление о внесении изменений в сведения, указанные в заявлении о согласии баллотироваться (л.д. 65), в котором Савватеева К.А. просила исключить сведения о ее членстве в партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ». Указанное заявление зарегистрировано в журнале входящей корреспонденции избирательной комиссии (л.д. 66-69).
При таких обстоятельствах, указание в подписных листах о членстве кандидата Савватеевой К.А. в партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» не требовалось, в связи с чем довод стороны заявителя о недействительности всех подписей избирателей в подписных листах из-за отсутствия указания о членстве кандидата в политической партии суд также находит несостоятельным.
Довод стороны заявителя о том, что протокол об итогах сбора подписей избирателей не был представлен кандидатом Савватеевой К.А. в машиночитаемом виде не нашел своего подтверждения в ходе рассмотрения дела.
Из пояснений председателя избирательной комиссии, а также кандидата Савватеевой К.А. в ходе судебного заседания следует, что указанный протокол был представлен и в машиночитаемом виде.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 настоящего Федерального закона.
Оценив представленные доказательства в порядке ст. 67 ГПК РФ суд приходит к выводу, что решение избирательной комиссии городского поселения Софрино Пушкинского муниципального района Московской области от 06 августа 2014 года № 01/160 о регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов городского поселения Софрино Пушкинского муниципального района Московской области по избирательному округу № 4 Савватеевой К.А. принято с нарушением положений подпункта «г» пункта 6.4, подпункта «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в связи с чем подлежит отмене.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Заявление К. об отмене решения избирательной комиссии городского поселения Софрино Пушкинского муниципального района Московской области от 06 августа 2014 года № 01/160 о регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов городского поселения Софрино Пушкинского муниципального района Московской области по избирательному округу № 4 С. – удовлетворить.
Отменить решение избирательной комиссии городского поселения Софрино Пушкинского муниципального района Московской области от 06 августа 2014 года № 01/160 о регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов городского поселения Софрино Пушкинского муниципального района Московской области по избирательному округу № 4 С..
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в течение 5 дней.
Решение принято в окончательной форме – 03 сентября 2014 года.
Судья: