Дело № 2а-1285/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 октября 2018 года Чусовской городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи Туношенской И.О., при секретаре Толчковой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чусовом административное дело по административному иску Муниципального учреждения «Администрация Чусовского городского поселения» об оспаривании предписания ... от .... начальника 19 ОНПР УНПР ГУ МЧС России по Пермскому краю Данилова А.В.
у с т а н о в и л:
Муниципальное учреждение «Администрация Чусовского городского поселения» обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным предписание ... от .... начальника 19 ОНПР УНПР ГУ МЧС России по Пермскому краю Данилова А.В. об устранении 94 нарушений требований пожарной безопасности, выявленных в ходе проверки (в границах с лесничествами не созданы защитные противопожарные минерализованные полосы, предупреждающие распространение огня от природных пожаров по ул. .... Не исправлен пожарный водоем по адресу: ... отсутствует доступ к водоему (заварен), со сроком исполнения всех пунктов до ..... В обоснование требований указано, что решением Думы Чусовского городского поселения от 31.08.2016 № 284 «О передаче осуществления полномочий по решению ряда вопросов местного значения» с 01.01.2017 года сроком на пять лет переданы полномочия по решению вопросов местного значения, в том числе обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. На основании решения Думы Чусовского городского поселения, 30.12.2016 заключено соглашение № 256 между администрацией Чусовского муниципального района и администрацией Чусовского городского поселения о передаче осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения. Пункт 1.1 соглашения закрепляет прием Администрацией Чусовского муниципального района от Администрации Чусовского городского поселения осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения, в том числе первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. Соглашение действует до 31.12.2021 года. Считают, что в данном случае, административным ответчиком должно являться то лицо, на которое возложена обязанность по осуществлению первичных мер пожарной безопасности.
В судебное заседание стороны не явились, извещалась.
От представителя административного истца поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
В силу части 1 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения 19 отдела надзорной деятельности по Чусовскому, Гремячинскому и Горнозаводскому муниципальным районам управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Пермскому краю от .... ..., а также с целью исполнения поручения заместителя председателя Правительства Российской Федерации от 27.04.2018 № АХ-П9-2503 проведена внеплановая проверка в отношении МУ «Администрации Чусовского городского поселения».
По результатам проверки, проводимой в период с .... по ...., составлен Акт ... от .... и вынесено предписание ... от .... в отношении Муниципального учреждения «Администрация Чусовского городского поселения» об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения поселения.
В ч. 1 ст. 19 Закона перечислены полномочия органов местного самоуправления поселений и округов в границах сельских населенных пунктов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности, всего их девять.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции РФ и включает в себя данный Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Согласно ст. 20 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством РФ о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
Согласно ч.ч. 2, 3 ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности; к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Обязательные для соблюдения требования пожарной безопасности установлены Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390.
В соответствии со ст. 68 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения. К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; противопожарные резервуары. Поселения и городские округа должны быть оборудованы противопожарным водопроводом. При этом противопожарный водопровод допускается объединять с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом.
Согласно ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.
В силу ст. 63 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" первичные меры пожарной безопасности включают в себя: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением; установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара; обеспечение связи и оповещения населения о пожаре; организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний; социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.
Согласно ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности согласно действующему законодательству несут собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом. За нарушение требований пожарной безопасности указанные лица могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
В силу п. 2 ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Как установлено, решением Думы Чусовского городского поселения от 31.08.2016 № 284 «О передаче осуществления полномочий по решению ряда вопросов местного значения» с 01.01.2017 сроком на пять лет переданы полномочия по решению следующих вопросов местного значения, в том числе: обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения (л.д....)., то есть полномочия, предусмотренные п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
На основании решения Думы Чусовского городского поселения, 30 декабря 2016 года заключено соглашение № 256 между администрацией Чусовского муниципального района и администрацией Чусовского городского поселения о передаче осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения В соответствии с п.1.1. настоящее соглашение закрепляет прием Администрацией района от Администрации поселения осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения. Администрация района принимает от Администрации поселения осуществление полномочий по решению вопросов местного значения, в том числе обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. В соответствии с п. 1.3 данного соглашения, ответственным лицом за реализацию функций по полномочиям, переданным по настоящему соглашению является муниципальное казанное учреждение «Управление гражданской защиты». Как предусмотрено настоящим соглашением, финансирование осуществляется Финансовым Управлением администрации Чусовского муниципального района. Финансовые средства предусматриваются решением о бюджете Чусовского городского поселения и передаются в бюджет Чусовского муниципального района в виде иных межбюджетных трансфертов. Настоящее соглашение действует с 01.01.2017 года по 31.12.2021 года (л.д....).
Как указано в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 23 декабря 2014 г. N 2906-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы закрытого акционерного общества "ОРЕХ" на нарушение конституционных прав и свобод статьей 38 Федерального закона "О пожарной безопасности", положения этой нормы, определяющие круг лиц, на которых может быть возложена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, не предполагают их произвольного применения в части выбора лица, ответственного за нарушение указанных требований в конкретном деле. Данное лицо устанавливается с учетом фактических обстоятельств конкретного дела, а также требований нормативных и иных актов, должностных инструкций, условий договоров, закрепляющих права и обязанности сторон по вопросам соблюдения требований пожарной безопасности, и т.д.
Таким образом, с учетом положений приведенных выше нормативных актов, суд исходит из того, что в рассматриваемом случае предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности должно быть вынесено Администрации Чусовского городского поселения, поскольку ей переданы полномочия по решению вопросов местного значения по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
На основании изложенного, суд считает, что оспариваемое предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности вынесенное в отношении Муниципального учреждения «Администрация Чусовского городского поселения» является незаконным.
Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
р е ш и л:
Заявленные муниципальным учреждением «Администрация Чусовского городского поселения» требования удовлетворить.
Признать предписание ... от .... начальника 19 ОНПР УНПР ГУ МЧС России по Пермскому краю Данилова А.В. об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара, вынесенное Муниципальному учреждению «Администрация Чусовского городского поселения», незаконным.
Решение в течение месяца со дня составления мотивированного решения может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Чусовской городской суд в апелляционном порядке.
Судья: /подпись/
Копия верна. Судья. Туношенская И.О.