Решение по делу № 2-745/2016 от 18.03.2016

дело № 2-745/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 мая 2016 года                                с. Киргиз-Мияки

Стерлибашевский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Ибрагимовой А.А.

с участием помощника прокурора Миякинского района РБ Загретдинова Б.Р.

при секретаре судебного заседания Кадыровой Э.Р.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о.прокурора Миякинского района РБ Вахитова Р.Н. в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан, Муниципальному общеобразовательному бюджетному учреждению «Средняя общеобразовательная школа с.Садовый муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан» о признании бездействия незаконным и обязании устранить нарушения антитеррористической защищенности объекта образования

УСТАНОВИЛ:

И.о.прокурора Миякинского района РБ Вахитов Р.Н. в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ответчикам администрации муниципального района Миякинский район РБ, МОБУ «Средняя общеобразовательная школа с.Садовый муниципального района Миякинский район РБ» о признании бездействия незаконным и обязании устранить нарушения антитеррористической защищенности объекта образования.

Свои требования мотивировал тем, что прокуратурой Миякинского района РБ во исполнение п.12 Плана работы прокуратуры Миякинского района РБ на 1 полугодие 2016 года, задания прокуратуры Республики Башкортостан 1 марта 2016 года № 13/1-3-2016/11529 проведена проверка исполнения требований законодательства об антитеррористической защищенности в образовательных учреждениях муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан, в ходе которой установлено, что в МОБУ «Средняя общеобразовательная школа с.Садовый муниципального района Миякинский район РБ» отсутствует система видеонаблюдения и тревожная кнопка. Учредителем МОБУ «Средняя общеобразовательная школа с.Садовый муниципального района Миякинский район РБ» является администрация муниципального района Миякинский район РБ. Недостатки антитеррористической защищенности МОБУ «Средняя общеобразовательная школа с.Садовый муниципального района Миякинский район РБ» создают условия для совершения актов терроризма, угрожающих жизни и здоровью неопределенного круга лиц, отсутствие системы видеонаблюдения и тревожной кнопки в МОБУ «Средняя общеобразовательная школа с.Садовый муниципального района Миякинский район РБ» отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в МОБУ «Средняя общеобразовательная школа с.Садовый муниципального района Миякинский район РБ», поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, так как не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории МОБУ «Средняя общеобразовательная школа с.Садовый муниципального района Миякинский район РБ», может способствовать совершению противоправных действий в отношении детей, работников МОБУ «Средняя общеобразовательная школа с.Садовый муниципального района Миякинский район РБ». В связи с этим, в силу ст.45 ГПК РФ прокурор обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Просил:

признать бездействие администрации муниципального района Миякинского района РБ и МОБУ «Средняя общеобразовательная школа с.Садовый муниципального района Миякинский район РБ» по не принятию мер по установке системы видеонаблюдения и тревожной кнопки в МОБУ «Средняя общеобразовательная школа с.Садовый муниципального района Миякинский район РБ»;

обязать администрацию муниципального района Миякинского района РБ обеспечить финансирование МОБУ «Средняя общеобразовательная школа с.Садовый муниципального района Миякинский район РБ» по установке системы видеонаблюдения и тревожной кнопки в МОБУ «Средняя общеобразовательная школа с.Садовый муниципального района Миякинский район РБ» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу;

обязать МОБУ «Средняя общеобразовательная школа с.Садовый муниципального района Миякинский район РБ» установить систему видеонаблюдения и тревожную кнопку в МОБУ «Средняя общеобразовательная школа с.Садовый муниципального района Миякинский район РБ» в течение 3 месяцев с момента выделения финансовых средств администрацией муниципального района Миякинского района РБ.

В судебном заседании помощник прокурора Миякинского района РБ Загретдинов Б.Р. доводы и требования, изложенные в иске и.о.прокурора Миякинского района РБ Вахитова Р.Н., поддержал.

В судебном заседании представитель ответчика администрации муниципального района Миякинского района РБ Магадиев М.Г. показал, что иск и.о.прокурора Миякинского района РБ Вахитова Р.Н. не признает, поскольку здание МОБУ «Средняя общеобразовательная школа с.Садовый муниципального района Миякинский район РБ» возведено до вступления в законную силу Федерального закона от 30.12.2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

В судебном заседании представитель ответчика МОБУ «Средняя общеобразовательная школа с.Садовый муниципального района Миякинский район РБ» Туленкова А.М. показала, что с иском и.о.прокурора Миякинского района РБ Вахитова Р.Н. не согласна.

Суд, заслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела № 2-745/2016, приходит к следующему.

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства (ст.2 Конституции Российской Федерации).

В Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года, указано, что государства – участники Конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора (п.3 ст.3 Конвенции).

В силу ст.2 Федерального закона от 06.03.2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на таких основных принципах как обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, приоритет мер предупреждения терроризма.

Противодействие терроризму – деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма), по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом), минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма (ст.3 Федерального закона от 06.03.2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»).

Согласно ст.3 Федерального закона от 06.03.2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» антитеррористической защищенностью объекта (территории) признается состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.

В соответствие с ч.3, ч.3.1 ст.5 Федерального закона от 06.03.2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица либо использующие принадлежащее им имущество в социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезных целях, не связанных с извлечением прибыли, выполняют требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), используемых для осуществления указанных видов деятельности и находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании. Юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.

Основные принципы государственной политики в области противодействия терроризму в Российской Федерации сформулированы в Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009 года.

Согласно п. «д» ст.11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009 года, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.

Расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов (ст.42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009 года).

Ч.13 ст.30 Федерального закона от 30.12.2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» установлено, что в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий (п.1), в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения (п.2).

Согласно ч.1 ст.9 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

В силу п.6.1 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.

В соответствие со ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами. Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В силу ст.41 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе и обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

В силу п.7.1 ст.1 ст.16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа.

В соответствие с п.3 ч.1 ст.17 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

На основании п.6.48 «СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009», утвержденных приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 года № 635/10, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112".

В приложении "В" к вышеприведенному своду правил предусмотрено, что требования об установке систем видеонаблюдения распространяются на дошкольные образовательные организации и общеобразовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи, колледжи, школы-интернаты).

Приказом Рособразования от 11 ноября 2009 года № 2013 «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений» органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано предусмотреть в бюджетах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников, контроля безаварийной работы систем жизнеобеспечения).

Согласно п.23 «Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 марта 2015 года № 272, все места массового пребывания людей независимо от установленной категории оборудуются системой видеонаблюдения.

В соответствии с п.30 «Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 марта 2015 года № 272, система видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых видеокамер и мест их размещения должна обеспечивать непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на всей территории места массового пребывания людей, архивирование и хранение данных в течение 30 дней.

Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (ст.45 ГПК РФ).

Разрешая иск и.о.прокурора Миякинского района РБ Вахитова Р.Н. в интересах неопределенного круга лиц к ответчикам администрации муниципального района Миякинский район РБ, МОБУ «Средняя общеобразовательная школа с.Садовый муниципального района Миякинский район РБ» о признании бездействия незаконным и обязании устранить нарушения антитеррористической защищенности объекта образования, суд исходит из следующего.

Из материалов гражданского дела следует и установлено судом, что прокуратурой Миякинского района РБ в 1 полугодии 2016 года во исполнение п.12 Плана работы прокуратуры Миякинского района РБ на 1 полугодие 2016 года, задания прокуратуры Республики Башкортостан 1 марта 2016 года № 13/1-3-2016/11529 проведена проверка исполнения законодательства об антитеррористической защищенности в МОБУ «Средняя общеобразовательная школа с.Садовый муниципального района Миякинский район РБ», расположенном по адресу: РБ, <адрес>.

В ходе проведенной проверки установлено, что в здании МОБУ «Средняя общеобразовательная школа <адрес> муниципального района <адрес> РБ» по адресу: РБ, <адрес> система видеонаблюдения и тревожная сигнализация (тревожная кнопка), направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения, отсутствуют, что подтверждается сведениями МКУ «Отдел образования администрации муниципального района Миякинский район РБ» за № 29 от 29.01.2016 года и справкой от 02.02.2016 года помощника прокурора Миякинского района РБ Загретдинова Б.Р.

Факт отсутствия системы видеонаблюдения и тревожной сигнализации (тревожной кнопки) представителем ответчика администрации муниципального района Миякинского района РБ Магадиевым М.Г., представителем ответчика МОБУ «Средняя общеобразовательная школа с.Садовый муниципального района Миякинский район РБ» Туленковой А.М. в судебном заседании не отрицался.

МОБУ «Средняя общеобразовательная школа с.Садовый муниципального района Миякинский район РБ» является некоммерческой организацией, финансовое обеспечение деятельности осуществляется за счет средств бюджета муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан (п.1.6 Устава МОБУ «Средняя общеобразовательная школа с.Садовый муниципального района Миякинский район РБ»). МОБУ «Средняя общеобразовательная школа с.Садовый муниципального района Миякинский район РБ» является юридическим лицом, находящимся в ведении муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан, функции учредителя МОБУ «Средняя общеобразовательная школа с.Садовый муниципального района Миякинский район РБ» от имени муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан осуществляет комитет по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Миякинскому району (п.1.7 Устава МОБУ «Средняя общеобразовательная школа с.Садовый муниципального района Миякинский район РБ»).

В соответствии с п.2.1 Устава МОБУ «Средняя общеобразовательная школа с.Садовый муниципального района Миякинский район РБ» основными видами деятельности МОБУ «Средняя общеобразовательная школа с.Садовый муниципального района Миякинский район РБ» являются образовательная, воспитательная.

Учитывая, что орган местного самоуправления – администрация муниципального района Миякинский район РБ является учредителем образовательного учреждения (МОБУ «Средняя общеобразовательная школа с.Садовый муниципального района Миякинский район РБ»), обеспечивает его финансирование, вследствие чего обязана в силу закона участвовать в профилактике терроризма и экстремизма, учитывая, что МОБУ «Средняя общеобразовательная школа с.Садовый муниципального района Миякинский район РБ» обязано в силу закона осуществлять охрану здоровья обучающихся, которая включает в себя, в том числе и обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, принимая во внимание, что администрация муниципального района Миякинский район РБ, МОБУ «Средняя общеобразовательная школа с.Садовый муниципального района Миякинский район РБ» мер по исполнению требований нормативно-правовых актов по обеспечению антитеррористической защищенности не принимают, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований и.о.прокурора Миякинского района РБ Вахитова Р.Н.

Довод представителя ответчика администрации муниципального района Миякинского района РБ Магадиева М.Г. о том, что требования Федерального закона от 30.12.2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», «СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009» не подлежат применению к спорным правоотношениям, поскольку здание МОБУ «Средняя общеобразовательная школа с.Садовый муниципального района Миякинский район РБ» введено в эксплуатацию до вступления в законную силу Федерального закона от 30.12.2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», «СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009», суд находит несостоятельным.

Так, Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в данном случае по обеспечению противодействия терроризму в дошкольных и школьных учреждениях.

Действительно п.1 ч.1 ст.42 Федерального закона от 30.12.2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» предусматривает, что требования к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), установленные Федеральным законом от 30.12.2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта здания или сооружения к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований.

Аналогичную норму содержит «СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009».

Однако установленные ограничения не могут являться основанием к освобождению образовательных учреждений от исполнения требований законодательства, действующего в сфере противодействия терроризму, направленных на устранение неблагоприятных последствий, связанных с возможностью причинения вреда жизни и здоровью граждан, кроме того, работы по установке системы видеонаблюдения и тревожной сигнализации (тревожной кнопки) не зависят и не требуют проведения реконструкции или капитального ремонта зданий образовательных учреждений.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ,

РЕШИЛ:

Иск и.о.прокурора Миякинского района РБ Вахитова Р.Н. в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан, Муниципальному общеобразовательному бюджетному учреждению «Средняя общеобразовательная школа с.Садовый муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан» о признании бездействия незаконным и обязании устранить нарушения антитеррористической защищенности объекта образования удовлетворить.

Признать бездействие администрации муниципального района Миякинского района Республики Башкортостан, Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с.Садовый муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан», выразившееся в не принятии мер по установке системы видеонаблюдения и тревожной кнопки в Муниципальном общеобразовательном бюджетном учреждении «Средняя общеобразовательная школа с.Садовый муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан».

Обязать администрацию муниципального района Миякинского района Республики Башкортостан обеспечить финансирование Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с.Садовый муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан» по установке системы видеонаблюдения и тревожной кнопки в здании Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с.Садовый муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан» в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.

Обязать Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с.Садовый муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан» установить систему видеонаблюдения и тревожную кнопку в здании Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с.Садовый муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан» в течение 3 месяцев с момента выделения финансовых средств администрацией муниципального района Миякинского района Республики Башкортостан.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение 1 месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы или апелляционного представления через Стерлибашевский межрайонный суд Республики Башкортостан.

Председательствующий судья:                        Ибрагимова А.А.

2-745/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Данилов А.А.
Ответчики
МОБУ СОШ с.Садовый МР Миякинский район РБ
Администрация МР Миякинский район РБ
Суд
Стерлибашевский районный суд Республики Башкортостан
Дело на странице суда
sterlibashevsky.bkr.sudrf.ru
18.03.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.03.2016Передача материалов судье
22.03.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.03.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.04.2016Подготовка дела (собеседование)
19.04.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.05.2016Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее