К делу № 2-1749/2011 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ст. Каневская Краснодарского края 19 декабря 2011 года
Судья Каневского районного суда Краснодарского края Мосьпан А.Г.
с участием истца Корнеева Н.В.,
представителя истца Корнеева Н.В. – старшего помощника прокурора прокуратуры Каневского района Краснодарского края Резановой Т.А.,
представителя ответчика – представителя администрации МО Каневской район Гончарь А.А., представившего доверенность № 03-05/6052 от 08.12.2011 года,
при секретаре Зуевой В.Б.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Каневского района в интересах Корнеева Н.В. к администрации МО Каневской район, администрации Краснодарского края о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Каневского района обратился в суд в интересах Корнеева Н.В. с иском к администрации МО Каневской район, администрации Краснодарского края о предоставлении жилого помещения, указывая, что прокуратурой района проведена проверка по обращению Корнеева Н.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, о защите нарушенных жилищных прав, в частности, не предоставления ему жилого помещения как лицу из числа детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей. В ходе проверки установлено, что распоряжением главы Каневского района от 27.06.2002 г. № 511р над несовершеннолетним Корнеевым Н.В. была установлена опека, опекуном назначен Сахно В.П., ввиду того, что мать Сахно Т.П. лишена родительских прав, отец в свидетельстве о рождении записан со слов матери. С 01.09.2009 г. по настоящее время Корнеев Н.В. обучается в Краснодарском университете МВД России. На момент назначения опеки, а также в период обучения в образовательном учреждении высшего профессионального образования жилая площадь за ним не закреплялась. Согласно ст. 57 Жилищного кодекса РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. В соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – по тексту Закон) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. По окончании опеки Корнеев Н.В. не был обеспечен жилым помещением вне очереди. Постановлением главы МО Каневской район Корнеев Н.В. 30.08.2011 г. поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма. В соответствии со ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением. Вместе с тем, до настоящего времени Корнеев Н.В., как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспечен во внеочередном порядке жилым помещением, ввиду отсутствия надлежащего финансирования мер социальной поддержки по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Договор социального найма жилого помещения с ним не заключался. Исходя из буквального понимания требований ст. 57 ЖК РФ, ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от включения в список внеочередников, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий. Данная позиция также нашла свое подтверждение в Обзоре практики рассмотрения судами дел по заявлениям прокуроров в защиту жилищных прав несовершеннолетних детей, подпадающих под категорию лиц, которые имеют право на дополнительную социальную защиту в соответствии со ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (Бюллетень Верховного Суда, 2008 г., № 10). Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации и относится к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. В силу ст.ст. 2, 5 Закона Краснодарского края от 03.06.2009 г. № 1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» лицам, указанным в ст. 1 Закона, дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение обеспечиваются путем предоставления жилых помещений по договорам социального найма. Указанным лицам могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством РФ порядке государственными полномочиями Краснодарского края по обеспечению указанных лиц жилыми помещениями. В соответствии со ст. 1 Закона Краснодарского края от 15.12.2004 г. № 805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы», Приложения № 1 к указанному закону администрация муниципального образования Каневской район наделена отдельными государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детым, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в соответствии с Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» путем приобретения (строительства) жилья. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детым, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в соответствии с Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» путем приобретения (строительства) жилья, не освобождает администрацию края от обязанности по финансированию дополнительных гарантий прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Не обеспечение Корнеева Н.В. вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм нарушает его права, предусмотренные ст. 40 Конституции, ст. 57 ЖК РФ, ст. 8 Закона, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В силу требований ст.ст. 27, 35 Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор обязан принять меры по предупреждению и пресечению прав и свобод человека и гражданина. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 45, 131 ГПК РФ, ст.ст. 27, 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», просит суд обязать администрацию муниципального образования Каневской район и администрацию Краснодарского края предоставить Корнееву Николаю Васильевичу, 21.04.1993 года рождения, вне очереди жилое помещение по договору социального найма, площадью не ниже установленных норм.
В судебном заседании представитель истца Корнеева Н.В. – старший помощник прокурора прокуратуры Каневского района Краснодарского края Резанова Т.А. требования, изложенные в исковом заявлении, поддержала полностью и просила суд иск удовлетворить, обязав администрацию муниципального образования Каневской район и администрацию Краснодарского края предоставить Корнееву Н.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вне очереди жилое помещение по договору социального найма, площадью не ниже установленных норм.
Истец Корнеев Н.В. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, подтвердил обстоятельства дела, изложенные в исковом заявлении. Просит суд обязать администрацию муниципального образования Каневской район и администрацию Краснодарского края предоставить ему вне очереди жилое помещение по договору социального найма, площадью не ниже установленных норм.
Представитель ответчика – представитель администрации МО Каневской район Гончарь А.А. в судебном заседании полагал заявленные исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям: в соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: 1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; 2) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; 3) гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне. Корнеев Н.В. состоит на учете граждан, нуждающихся в жилом помещении, в списке лиц по категории «лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» под номером 64. Предоставление Корнееву Н.В. жилого помещения по договору социального найма, площадью не ниже установленных норм, повлечет за собой нарушение прав и законных интересов лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые были зарегистрированы ранее Корнеева Н.В. и состоящие на учете с 1 по 63 номер, поскольку все дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, равны в своем праве на получение жилого помещения. На основании изложенного, просит суд отказать в удовлетворении заявленных исковых требований.
Представитель ответчика – представитель администрации Краснодарского края в судебное заседание не явился, представил в суд возражение на иск, в котором просит заменить ненадлежащего ответчика – администрацию Краснодарского края, надлежащим - департамент семейной политики Краснодарского края и отказать полностью в удовлетворении заявленных исковых требований. В обоснование своей позиции в возражении на исковое заявление указал, что в соответствии с абзацем 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. В целях обеспечения дополнительных гарантий прав граждан и отдельных категорий, определенных Федеральным законом, на имущество и жилое помещение в Краснодарском крае был принят Закон Краснодарского края от 03 июня 2009 года № 1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» (далее - Закон Краснодарского края). В соответствии с пунктом 6 статьи 7 данного Закона Краснодарского края уполномоченный орган исполнительной власти Краснодарского края в области опеки, попечительства и семейной политики осуществляет мероприятия по предоставлению указанным гражданам жилых помещений, рассматривает обращения таких граждан по вопросам предоставления жилых помещений и выполняет иные функции, определяемые нормативными правовыми актами Краснодарского края. Согласно п. 1.1 Положения о департаменте семейной политики Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 года № 1265, департамент семейной политики Краснодарского края является органом исполнительной власти Краснодарского края, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в области опеки, попечительства и семейной политики в Краснодарском крае. В соответствии со ст. 39 Устава Краснодарского края, ст. 3 Закона Краснодарского края от 07.06.2001 года № 365-КЗ «О структуре высшего исполнительного органа государственной власти Краснодарского края – администрации Краснодарского края и системе исполнительных органов государственной власти Краснодарского края» департамент семейной политики Краснодарского края и администрация Краснодарского края являются самостоятельными исполнительными органами государственной власти. При этом администрация края обладает правами юридического лица. Департамент семейной политики Краснодарского края как орган исполнительной власти края обладает правами юридического лица. В этой связи, считает, что надлежащим ответчиком по данному делу будет являться департамент семейной политики Краснодарского края (Российская Федерация, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Пушкина, 22). Вместе с тем с 1 января 2005 года в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ полномочия в части обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданы субъектам РФ. В соответствии с Законом Краснодарского края от 15 декабря 2004 года № 805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» субвенции на приобретение жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма предоставляются муниципальным образованиям края из расчета количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же лиц из числа, состоящих на учете в муниципальном образовании Краснодарского края, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, с наиболее ранней датой постановки на учет. Жилые помещения предоставляются гражданам, исходя из даты постановки таких граждан на льготный учет. Корнеев Н.В. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, и принят на учет граждан в качестве нуждающегося в жилом помещении в отдельный список на льготном учете граждан, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. Предоставление ему жилого помещения вне очереди невозможно, так как это нарушило бы право по обеспечению жильем впереди стоящих по учету лиц. Реализация права Корнеева Н.В. поставлена в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, имеющих аналогичное право как в данном муниципальном образовании, так и в целом по Краснодарскому краю. Указанная правовая позиция основана на следующих постановлениях: определении Конституционного суда РФ от 18 января 2005 года № 7-О, где указано, что правила действия новых норм, предусматривающих для них гарантии и льготы, во времени и по кругу лиц должны устанавливаться с соблюдением требований Конституции РФ, в том числе вытекающих из принципа равенства (ч. 1 и ч. 2 ст. 19), который гарантирует гражданам защиту от всех форм дискриминации при реализации прав и свобод; определении Верховного суда РФ от 14.07.2010 года № 18-Г10-19, который подтвердил, что необходимость формирования такого списка граждан-претендентов обусловлена также целью предотвращения произвольного усмотрения предоставления жилых помещений в связи с отсутствием свободных жилых помещений и необходимости определения времени возникновения права и последовательности соответствующих действий. Так как краевая целевая программа «Дети Кубани» рассчитана до 2013 года и гражданин сохраняет право на обеспечение жильем до момента его предоставления, то Корнеев Н.В. будет обеспечен жилым помещением по мере выделения субвенции для приобретения или строительства жилых помещений муниципальному образованию г. Краснодар. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 41, 167, 198 ГПК РФ просит суд: 1. Заменить ненадлежащего ответчика – администрацию Краснодарского края, надлежащим – департамент семейной политики Краснодарского края. 2. Отказать в удовлетворении исковых требований полностью.
Представитель третьего лица – представитель управления по вопросам семьи и детства администрации МО Каневской район в судебное заседание не явился, представил в суд заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие и в удовлетворении заявленных исковых требований отказать. В обоснование своей позиции в возражении на исковое заявление указал, что Корнеев Н.В., 21.04.1993 года рождения, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя их времени принятия граждан на учет. По данным сектора учета и социальных выплат управления строительства администрации МО Каневской район Корнеев Н.В. по состоянию на 01.11.2011 г. значится на очереди под номером 64. В настоящее время жилые помещения предоставляются лицам указанной категории в рамках губернаторской программы «Дети Кубани 2009-2013», путем приобретения или строительства жилых помещений, с последующей передачей по договору социального найма. В течение 2009-2010 г.г. Каневскому району субвенции направлялись для строительства жилых помещений, в результате чего были построены и сданы в эксплуатацию 2 многоквартирных дома, 60 человек лиц указанной категории, из числа состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях были обеспечены новыми квартирами. В 2011 году Каневскому району выделены денежные средства на приобретение 1 квартиры и планируется выделение денежных средств на приобретение 6 квартир для передачи по договорам социального найма. Краевая целевая программа «Дети Кубани» рассчитана до 2013 года и граждане указанной категории сохраняют право на обеспечение жильем до момента его предоставления, Корнеев Н.В. будет обеспечен жилым помещением по мере выделения субвенции для приобретения (строительства) жилого помещения муниципальному образованию Каневской район в рамках реализации Краевой целевой программы «Дети Кубани» до 2013 года. Учитывая, что учет данной категории граждан в МО Каневской район ведется, начиная с 2000 года, Корнеев Н.В. был поставлен на льготный учет 17.08.2011 г., предоставить ему жилое помещение вне очереди не представляется возможным, так как это нарушило бы право по обеспечению жильем впереди стоящих очередников. В 2011 году управлением по вопросам семьи и детства совместно с департаментом семейной политики Краснодарского края рассматривается вопрос приобретения квартир для лиц указанной категории в рамках программы «Дети Кубани». На основании изложенного, просит суд в удовлетворении иска отказать.
Представитель третьего лица - представитель департамента семейной политики Краснодарского края в судебное заседание не явился, причина неизвестна, извещен о слушании дела своевременно и надлежащим образом.
Суд, выслушав позиции участников процесса, исследовав материалы дела и представленные доказательства в их совокупности, приходит к убеждению, что исковые требования прокурора Каневского района в интересах Корнеева Н.В. к администрации МО Каневской район, администрации Краснодарского края о предоставлении жилого помещения подлежат частичному удовлетворению.
Данные выводы суда следуют из того, что, как установлено в судебном заседании, Корнеев Н.В. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о чем свидетельствует справка управления по вопросам семьи и детства администрации МО Каневской район № 3329 от 10.08.2011 г.
Согласно распоряжения главы Каневского района № 511р от 27.06.2002 г. Корнеев Н.В. находился под опекой Сахно В.П. С 01.09.2009 г. по настоящее время Корнеев Н.В. обучается в Краснодарском университете МВД России, о чем свидетельствует справка № 997 от 27.10.2011 г. На момент назначения опеки, а также в период обучения в образовательном учреждении высшего профессионального образования жилая площадь за ним не закреплялась.
Постановлением и.о. главы муниципального образования Каневской район № 1229 от 30.08.2011 г. Корнеев Н.В. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и включен в список лиц, имеющих право на внеочередное получение жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
Согласно ст. 57 Жилищного кодекса РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.
В соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – по тексту Закон) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Исходя из буквального понимания требований ст. 57 ЖК РФ, ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от включения в список внеочередников, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий. Данная позиция также нашла свое подтверждение в Обзоре практики рассмотрения судами дел по заявлениям прокуроров в защиту жилищных прав несовершеннолетних детей, подпадающих под категорию лиц, которые имеют право на дополнительную социальную защиту в соответствии со ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (Бюллетень Верховного Суда, 2008 г., № 10).
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации и относится к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В силу ст.ст. 2, 5 Закона Краснодарского края от 03.06.2009 г. № 1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» лицам, указанным в ст. 1 Закона, дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение обеспечиваются путем предоставления жилых помещений по договорам социального найма. Указанным лицам могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством РФ порядке государственными полномочиями Краснодарского края по обеспечению указанных лиц жилыми помещениями.
В соответствии со ст. 1 Закона Краснодарского края от 15.12.2004 г. № 805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы», Приложения № 1 к указанному закону администрация муниципального образования Каневской район наделена отдельными государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детым, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в соответствии с Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» путем приобретения (строительства) жилья.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детым, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в соответствии с Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» путем приобретения (строительства) жилья, не освобождает администрацию края от обязанности по финансированию дополнительных гарантий прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Суд пришел к выводу о том, что исковые требования прокуратуры Каневского района о предоставлении жилой площади Корнееву Н.В. подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям:
Корнеев Н.В., 21.04.1993 года рождения, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя их времени принятия граждан на учет. По данным сектора учета и социальных выплат управления строительства администрации МО Каневской район Корнеев Н.В. по состоянию на 01.11.2011 г. значится на очереди под номером 64. В настоящее время жилые помещения предоставляются лицам указанной категории в рамках губернаторской программы «Дети Кубани 2009-2013», путем приобретения или строительства жилых помещений, с последующей передачей по договору социального найма. В течение 2009-2010 г.г. Каневскому району субвенции направлялись для строительства жилых помещений, в результате чего были построены и сданы в эксплуатацию 2 многоквартирных дома, 60 человек лиц указанной категории, из числа состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях были обеспечены новыми квартирами. В 2011 году Каневскому району выделены денежные средства на приобретение 1 квартиры и планируется выделение денежных средств на приобретение 6 квартир для передачи по договорам социального найма. Краевая целевая программа «Дети Кубани» рассчитана до 2013 года и граждане указанной категории сохраняют право на обеспечение жильем до момента его предоставления, Корнеев Н.В. будет обеспечен жилым помещением по мере выделения субвенции для приобретения (строительства) жилого помещения муниципальному образованию Каневской район в рамках реализации Краевой целевой программы «Дети Кубани» до 2013 года. Учитывая, что учет данной категории граждан в МО Каневской район ведется, начиная с 2000 года, Корнеев Н.В. был поставлен на льготный учет 17.08.2011 г., предоставить ему жилое помещение вне очереди не представляется возможным, так как это нарушило бы право по обеспечению жильем впереди стоящих очередников, имеющих аналогичные льготы, установленные региональным и федеральным законодательством.
В 2011 году управлением по вопросам семьи и детства совместно с департаментом семейной политики Краснодарского края рассматривается вопрос приобретения квартир для лиц указанной категории в рамках программы «Дети Кубани».
При данных обстоятельствах требование о предоставлении жилья в отношении Корнеева Н.В. вне очереди не может носить общеимперативного характера, а рассматривается в рамках целевых списков очередников для данной категории лиц.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора Каневского района в интересах Корнеева Н.В. к администрации МО Каневской район, администрации Краснодарского края о предоставлении жилого помещения – удовлетворить частично.
Обязать администрацию муниципального образования Каневской район и администрацию Краснодарского края предоставить Корнееву Н.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилую площадь по договору социального найма, площадью не ниже установленных норм в соответствии с целевыми списками очередности для данной категории лиц.
Решение суда может быть обжаловано в кассационном порядке в Краснодарский краевой суд через Каневской районный суд в течение 10 (десяти) дней.
Судья -