Решение по делу № 2-3742/2019 ~ М-3622/2019 от 26.06.2019

Дело № 2- 3742/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

31 июля 2019 года город Уфа

Октябрьский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Шариповой Г.М.,

при секретаре Шамсутдиновой К.В.,

с участием истца Митенко А.А., представителя ответчика Администрации ГО <адрес> Республики Башкортостан - Кильдияровой Р.И. /доверенность/,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Митенко А.А. к Администрации городского округа <адрес> Республики Башкортостан, <адрес> городского района <адрес> Республики Башкортостан о восстановлении положения, существовавшего после достижения 18 -летнего возраста, включении в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений,

УСТАНОВИЛ:

Митенко А.А. обратился в суд с иском к Администрации городского округа <адрес> Республики Башкортостан, <адрес> городского района <адрес> Республики Башкортостан о восстановлении положения, существовавшего после достижения 18 -летнего возраста, включении в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений.

В обоснование иска указано, что решением Ленинского районного суда <адрес> Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ Жмайло О.Р. (мать) лишена родительских прав в отношении истца Митенко А.А. Отца никогда не было. Таким образом, истец приобрёл статус ребёнка, оставшегося без попечения родителей и был поставлен на учёт в органе опеки и попечительства <адрес> Республики Башкортостан. С ДД.ММ.ГГГГ и до ДД.ММ.ГГГГ истец являлся воспитанником ГБУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Кумертауский детский дом Республики Башкортостан. ДД.ММ.ГГГГ истец был переведён для дальнейшего обучения и воспитания в ГОУ Кумертауская школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. ДД.ММ.ГГГГ истец был передан на воспитание в приёмную семью в <адрес> Республики Башкортостан, а ДД.ММ.ГГГГ возвращён из приёмной семьи в школу-интернат. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец являлся воспитанником ГБОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детский дом «Маячный». ДД.ММ.ГГГГ выбыл из числа воспитанников в ПУ <адрес>. Приговором Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ истец был осужден за совершение преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 166 УК РФ, с назначением наказания в виде лишения свободы на 4 года 10 месяцев в колонии строгого режима. По данному делу содержался под стражей с ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением Салаватского городского суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ Митенко А.А. был условно-досрочно освобождён от отбывания наказания. ДД.ММ.ГГГГ истец приехал в <адрес>, чтобы начать новую жизнь. На протяжении многих лет, пока истец находился на воспитании в специальном образовательном учреждении, у опекунов в приёмной семье, никто из должностных лиц, наделённых законодательством обязанностью защищать его права, не позаботился о том, чтобы реализовать его право на получение жилья на льготных условиях. Истец обратился с заявлением о включении его в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях и получении жилья на льготных условиях, в <адрес> городского округа <адрес> Республики Башкортостан по месту своей регистрации. Однако ему было отказано в удовлетворении письменного обращения на том основании, что лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигшие 23-летнего возраста, имеют право на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда только при условии их принятия на учёт до достижения ими предельного возраста - 23 лет. Истец до достижения 23 лет в администрацию с соответствующим заявлением не обращался. Однако истец не мог этого сделать, т.к. в этот период содержался под стражей, а затем отбывал уголовное наказание в местах лишения свободы. Истец считает, что причиной его отсутствия в списках детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц, из их числа, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями во внеочередном порядке, явилось не его бездействие, а ненадлежащее выполнение обязанностей по защите его прав, как в период, когда он был несовершеннолетним, так и по достижении возраста 18 лет, его опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства. Учитывая факт ненадлежащей защиты его жилищных прав органами опеки и попечительства, доводы ответчика о том, что истец, достигнув возраста 23 лет, утратил статус лица, оставшегося без попечения родителей, и что положения Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на него не распространяются, являются не состоятельными.

На основании изложенных обстоятельств, истец просит:

- восстановить положение, существовавшее после достижения Митенко А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, 18 -летнего возраста, те положения, при которых истец имел право до достижения 23 лет встать на учёт на получение жилья на льготных основаниях;

- возложить на <адрес> городского округа <адрес> Республики Башкортостан обязанность включить Митенко А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений.

Истец Митенко А.А. в судебном заседании исковые требования поддержал, просит удовлетворить их в полном объеме.

Представитель ответчика <адрес> городского округа <адрес> Республики Башкортостан - Кильдиярова Р.И. в судебном заседании исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении в полном объеме.

Представитель отдела опеки, попечительства и взаимодействия с медицинскими учреждениями <адрес> ГО <адрес> Республики Башкортостан, представитель Администрации городского округа <адрес> Республики Башкортостан в судебное заседание не явились, о месте, времени и дате рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Об уважительных причинах неявки суду не сообщили.

Исходя из установленных обстоятельств, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, в порядке статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, а также с учетом требований статьи 154 названного Закона - сроков рассмотрения и разрешения гражданских дел.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Положения абзаца 3 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» закрепляют для целей данного Закона понятие «дети, оставшиеся без попечения родителей» и определяют круг лиц, которые относятся к данной категории.

В частности, к числу детей-сирот относятся лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Детьми, оставшимися без попечения родителей, признаются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.

При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце 1 настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце 1 настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце 1 настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Согласно пункту 9 статьи 8 вышеназванного Федерального закона право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

В силу статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ действие положений статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и ЖК РФ (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (ДД.ММ.ГГГГ).

Исходя из положений вышеприведенного Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ, право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, распространяется на лиц указанной категории, не достигших возраста 23 лет либо вставших на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения до достижения указанного возраста.

По смыслу положений части 2 статьи 52 ЖК РФ, вопрос о принятии на учет нуждающихся в жилье носит заявительный характер, поэтому предусмотрено, что если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям, то по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

В соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

Таким образом, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.

По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, отраженной в определении от ДД.ММ.ГГГГ N 102-О, Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» как в прежней, так и в новой редакции закрепляет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в частности, обеспечение данных лиц жильем в целях их социализации по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

В исключение из общего правила о необходимости государственной поддержки детей, то есть лиц, не достигших 18-летнего возраста (пункт 1 статьи 54 Семейного кодекса Российской Федерации), лишившихся или ограниченных в возможности иметь содержание от своих родителей и нуждающихся по этой причине в социальной защите, законодатель распространил действие названного Федерального закона на лиц, достигших 18-летнего возраста, и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет, обеспечив тем самым единообразный подход к определению оснований социальной защиты таких граждан (аналогичный возрастной критерий установлен пенсионным законодательством, законодательством об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, о социальной защите отдельных категорий граждан).

Такое правовое регулирование осуществлено в интересах названных лиц с целью предоставления им дополнительной социальной поддержки с учетом имевшегося у них ранее статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права тех граждан, на которых действие данного Федерального закона не распространяется, в том числе тех, кто к моменту вступления в силу данного Федерального закона достиг возраста 23 лет.

Законодателем не предусмотрено неограниченное право оставшихся без родительского попечения лиц на получение мер социальной поддержки, гарантируемых Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». По достижении 23 лет право на внеочередное предоставление жилья имеют лица, вставшие (поставленные) на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до указанного возраста. Указанное право этими лицами утрачивается, если на учет они не встали до достижения 23-летнего возраста, поскольку закон не предусматривает восстановление срока постановки на льготный жилищный учет.

В судебном заседании установлено, что решением Ленинского районного суда <адрес> Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ Жмайло О.Р. лишена родительских прав в отношении несовершеннолетних детей: Жмайло А.П., ДД.ММ.ГГГГ рождения, Митенко А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Жмайло А.П., 1992 года рождения, Митенко А.А., 1995 года рождения.

Ответом главы <адрес> городского района <адрес> Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ отказано Митенко А.А. в постановке на учет граждан, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору специализированного найма, в связи с тем, что истец не обращался с соответствующим заявлением в орган местного самоуправления по месту жительства о постановке на учет граждан, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями по категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей» до достижения возраста 23 лет.

Распоряжением главы <адрес> ГО <адрес> Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ отказано Митенко А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в принятии на учет в качестве граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений специализированного найма по категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей», в связи с отсутствием у гражданина оснований, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации, для предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда.

Обратившись в суд с данным иском, истец указал, что, несмотря на поданные им заявления на постановку на учет граждан, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями по категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей», до достижения возраста 23 лет, оставленные без удовлетворения по причине несвоевременного обращения им с соответствующим заявлением в орган местного самоуправления по месту жительства, он не утратил такое право, поскольку причинами его отсутствия в списках детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц, из их числа, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями во внеочередном порядке, явились не его бездействие, а ненадлежащее выполнение обязанностей по защите его прав, как в период, когда он был несовершеннолетним, так и по достижении возраста 18 лет, его опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, а также нахождение его под стражей и в местах лишения свободы.

Проанализировав изложенные обстоятельства, а также представленные доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии на момент рассмотрения настоящего спора правовых оснований для включения истца в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений по категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей», поскольку с заявлением о включении его в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, истец до достижения возраста 23 лет в орган местного самоуправления не обратился. При этом принятые решения по его обращениям об отказе в постановке на учет для получения жилья в установленном порядке им не обжалованы.

Кроме того, основания для восстановлении срока для обращения с заявлением о постановке его на соответствующий учет в орган местного самоуправления с указанием наличия исключительных обстоятельств, свидетельствующих об уважительности пропуска срока для такого обращения, в настоящем иске не приведены, доказательств этим обстоятельствам не представлены.

Доводы истца о том, что Администрация городского округа <адрес> Республики Башкортостан правомочна принять решение о постановке его на указанный учет, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства, поскольку решение о постановке на учет граждан, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями по категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей», до достижения возраста 23 лет, осуществляется исключительно органом местного самоуправления по месту жительства на основании заявления и предоставления необходимых документов для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Митенко А.А. о восстановлении положения, существовавшего после достижения 18 -летнего возраста, включении в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений, поскольку гарантируемая мера социальной поддержки в виде внеочередного обеспечения жилой площадью предоставляется до достижения указанными в законе лицами 23-летнего возраста.

Руководствуясь ст.ст. 12, 194- 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ 18 -░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░

2-3742/2019 ~ М-3622/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Митенко Аркадий Александрович
Ответчики
Администрация Советского района ГО г. Уфа РБ
Администрация ГО г. Уфа
Другие
Отдел Опеки, попечительства и мед. взаимодействия Администрации СОветского района г. Уфы
Суд
Октябрьский районный суд г. Уфы
Судья
Шарипова Гульназ Мавлявиевна
26.06.2019[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.06.2019[И] Передача материалов судье
26.06.2019[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.06.2019[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.07.2019[И] Подготовка дела (собеседование)
18.07.2019[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.07.2019[И] Судебное заседание
04.08.2019[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.10.2019[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее