Судья Орлов Д.В. дело № 33-851
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Рябова Д.В.,
судей Долгополовой Ю.В. и Константиновой М.Р.,
при секретаре Мусаевой В.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ижевске 12 марта 2014 года дело по апелляционной жалобе Кошевой С.Н. на решение Завьяловского районного суда Удмуртской Республики от 4 декабря 2013 года, которым иск Кошевой С.Н. к Ульяновой И.А. об устранении препятствий в пользовании жилым помещением и компенсации морального вреда оставлен без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Долгополовой Ю.В., выслушав объяснения Кошевой С.Н., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кошевая С.Н. обратилась в суд с иском к Ульяновой И.А. о возложении обязанности по устранению препятствий в пользовании жилым помещением по адресу: <адрес>, <адрес>, а именно о прекращении производства на электрическом оборудовании в квартире № и компенсации морального вреда в размере 500 000 рублей. Требования мотивированы тем, что истец является собственником квартиры № вышеуказанного жилого дома. Ответчик проживает в квартире №. Указанные жилые помещения имеют смежную стену. Между квартирами плохая звукоизоляция. В квартире ответчика имеется станочное оборудование по изготовлению деталей. Станок оборудован электрическим двигателем промышленного образца с большой потребляемой энергоемкостью. На станке проводятся работы в ночное время, в связи с чем истец не может заснуть. Истец обращалась в различные инстанции, получая отрицательные и неопределенные ответы. Противоправными действиями ответчика истцу причинен моральный вред, что подтверждается справкой ООО «Ижмедцентр», свидетельствующей об ухудшении здоровья по причине хронического переутомления, связанного с постоянным недосыпанием по вине ответчика.
В суде первой инстанции истец доводы и требования, изложенные в иске, поддержала, просила иск удовлетворить.
Ответчик иск не признала, просила оставить его без удовлетворения в связи с необоснованностью.
Суд постановил вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Кошевая С.Н. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, указывая на то, что представленными ею доказательствами подтверждена обоснованность исковых требований. Суд должен был осмотреть вещественные доказательства на месте, без предварительного предупреждения ответчика. Кроме того, суд формально отнесся к замечаниям истца на протокол судебного заседания, которые не были удовлетворены, но имели существенное значение.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия оснований для его отмены не усматривает.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применил нормы материального права. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного решения, судом не допущено.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что Кошевая С.Н. является собственником жилого помещения по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> проживает по указанному адресу.
Ульянова И.А. является собственником квартиры №, расположенной в вышеуказанном жилом доме.
Изложенные обстоятельства подтверждаются материалами дела, по существу сторонами не оспариваются.
Согласно статье 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам.
В силу статьи 288 ГК РФ, собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением. Жилые помещения предназначены для проживания граждан. Гражданин - собственник жилого помещения может использовать его для личного проживания и проживания членов его семьи.
Согласно статье 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В силу части 4 статьи 17 ЖК РФ пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов, проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» при рассмотрении споров, возникающих в связи с реализацией собственником своих правомочий по владению, пользованию и распоряжению принадлежащим ему жилым помещением, судам следует учитывать, что законом установлены пределы осуществления права собственности на жилое помещение, которые заключаются в том, что собственник обязан: использовать жилое помещение по назначению, то есть для проживания граждан (часть 1 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункт 2 статьи 288 Гражданского кодекса Российской Федерации). Использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности допускается с соблюдением положений, установленных частями 2 и 3 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 3 статьи 288 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Нарушение установленных законом пределов осуществления права собственности на жилое помещение влечет применение к собственнику различного рода мер ответственности, предусмотренных законодательством, например административной в виде предупреждения или штрафа (статьи 7.21, 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), гражданско-правовой в виде лишения права собственности на жилое помещение (статья 293 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Истцом не представлено доказательств, подтверждающих нарушение ответчиком условий проживания истца в жилом помещении. Кроме того, такой способ защиты нарушенного права как возложение на собственника обязанности прекратить использование жилого помещения не по назначению законом не предусмотрен, в связи с чем суд правомерно отказал в удовлетворении иска.
В соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Поскольку нарушение ответчиком условий проживания истца в жилом помещении не установлено, суд правомерно отказал в удовлетворении требования о компенсации морального вреда.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку исследованных судом доказательств, оснований для которой судебная коллегия не усматривает.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения решения суда предусмотренных статьей 330 ГПК РФ не имеется, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ 4 ░░░░░░░ 2013 ░. ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░░░░░ ░.░.