Дело № 2а-1811/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Кемерово **.**,**
Ленинский районный суд г. Кемерово в составе: председательствующего судьи Марковой Т.В., при секретаре Игнатьевой Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного дела по административному иску Стражевич Натальи Александровны к Администрации Ижморского района Кемеровской области, Межведомственной комиссии Ижморского района Кемеровской области об оспаривании ответа органа власти,
УСТАНОВИЛ:
Стражевич Н.А. обратилась в суд с административным иском к Администрации Ижморского района Кемеровской области, Межведомственной комиссии Ижморского района Кемеровской области об оспаривании ответа органа власти.
Просит признать незаконным отказ межведомственной комиссии администрации Ижморского района Кемеровской области от **.**,** о проведении, на основании заявления от **.**,**, обследования жилого дома, расположенного по адресу: ... и дать заключение о пригодности (непригодности) жилого помещения для проживания;
- обязать администрацию Ижморского района Кемеровской области, Межведомственную комиссию Ижморского района Кемеровской области, провести, на основании заявления от **.**,**, обследование жилого дома, расположенного по адресу: ... и дать заключение о пригодности (непригодности) жилого помещения для проживания, принимая при этом во внимание экспертное санитарно-эпидемиологическое заключение от **.**,** о соответствии условий проживания в жилом доме, расположенном по адресу: ..., не соответствующим требованиям СанПин для проживания, а также с учетом данных технического паспорта на жилой дом, в соответствии с которым жилой дом является ветхим, так как его износ составляет 66%.
Свои требования мотивирует тем, что постановлением Администрации г. Кемерово от № ** от **.**,** административный истец и члены ее семьи были сняты с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
На учет административный истец Стражевич Н.А. и члены ее семьи были поставлены в **.**,** года на общих основаниях, состав семьи – три человека: Стражевич Н.А., дочь – Бабикова Е.В., сын – Михальченко К.Н. (инвалид I группы с детства). С **.**,** года семья была принята на учет по категории «Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов», состав семьи три человека. Сын административного истца Михальченко К.Н., инвалид I группы, находящейся под опекой у Стражевич Н.А., состоял на учете с **.**,** года как инвалид, состав семьи один человек.
Вышеуказанным постановлением Администрации г. Кемерово Стражевич Н.А. и члены ее семьи были сняты со всех трех очередей, в связи с наличием в собственности Стражевич Н.А. жилого дома, расположенного по адресу: ....
Заключением межведомственной комиссии № ** от **.**,** дом был признан пригодным для проживания. В тоже время члены комиссии порекомендовали обратиться также в органы Роспотребнадзора за получением оценки жилья на соответствие нормам СанПиН, что было отражено в заключение межведомственной комиссии.
Экспертным санитарно-эпидемиологическим заключением от **.**,** о соответствии условий проживания населения в жилом доме требованиям санитарных правил и гигиеническим нормативам, условия проживания в жилом доме, расположенном по адресу: ..., не соответствуют требованиям СанПиН для проживания.
Также указанный жилой дом относится к категории ветхого жилья. Согласно техническому паспорту на дом, его износ составляет 66%, а пристроек(сени) – 70%.
На основании Методических рекомендаций по защите прав участников реконструкции жилых домов различных форм собственности, утвержденных приказом Госстроя от 10.11.1998 №8 и методического пособия по содержанию и ремонту жилищного фонда МКД 2-04-2004, утвержденного Госстроем России, ветхое состояние здания – состояние, при котором конструкции, основание (здание в целом) в результате физического износа перестают удовлетворять заданным эксплуатационным требованиям, при этом здание в целом имеет износ для деревянных домов со стенами из местных материалов свыше 65%.
**.**,** апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда ей было отказано в удовлетворении исковых требований, так как, по мнению судебной инстанции, только заключение межведомственной комиссии является надлежащим доказательством установления пригодности (непригодности) жилого помещения для проживания. Судебная инстанция порекомендовала повторно обратиться в межведомственную комиссию, назначенную Администрацией Ижморского района Кемеровской области для устранения противоречий между заключением межведомственной комиссии и экспертным санитарно-эпидемиологическим заключением.
**.**,** Стражевич Н.А вновь подала заявление в межведомственную комиссию о даче заключения о пригодности (непригодности) жилого дома, находящегося по адресу: ..., для проживания, с учетом заключения, данного органами роспотребнадзора.
**.**,** был дан письменный ответ, что обследование было проведено и дано заключение межведомственной комиссии № ** от **.**,** и повторное проведение обследование производиться не будет.
Своим длительным бездействием, отказом в рассмотрении по существу заявления Стражевич Н.А. от **.**,**, с учетом вновь появившихся обстоятельств – признания экспертным санитарно-эпидемиологическим заключением от **.**,** о соответствии условий проживания в жилом доме, расположенного по адресу: ..., не соответствующим требованиям СанПиН, для проживания – ответчик Администрация Ижморского района Кемеровской области, нарушает права административного истца на судебную защиту. Стражевич Н.А. не может без соответствующего заключения обратиться в суд за защитой своих жилищных прав и прав членов ее семьи, в том числе сын – инвалида I группы, который по своему физическому и психическому состоянию не может защищаться самостоятельно.
В судебном заседании административный истец Стражевич Н.А. на административных исковых требованиях настаивала в полном объеме, дополнительно пояснив, что в настоящее время она имеет в собственности жилой дом, расположенный по адресу: ..., в котором она проживает вместе с детьми в летний период времени. В зимний период времени проживать в данном доме невозможно, так как данный дом построен еще в 1945 году и при этом длительное время находился без надлежащего ухода. В связи с тем, что в настоящее время у административного истца имеется вышеуказанный дом, она и члены ее семьи были сняты с очереди как нуждающиеся в улучшении жилищных условий.
Обследование жилого дома, расположенного по адресу: ... межведомственной комиссией в 2016 году проходило в зимний период времени, при очень низкой температуре. Зимой до жилого дома невозможно добраться, так как дорога не чистится. В соответствии с экспертным санитарно-эпидемиологическим заключением дом не пригоден для проживания, в связи с чем просит заявленные ею требования удовлетворить в полном объеме.
В судебном заседании представитель административного истца Титова М.В., действующая на основании доверенности, административные исковые требования поддержала в полном объеме, дополнительно пояснив, что в соответствии с заключением межведомственной комиссии от **.**,** Стражевич Н.А. рекомендовано обратиться в органы Роспотребнадзора за получением заключения о соответствии санитарно-эпидемиологическим нормам жилого дома, расположенного по адресу: ....
Данное заключение было получено Стражевич Н.А. **.**,**, в соответствии с которым условия проживания в жилом доме, расположенном по адресу: ... 42 не соответствуют требованиям СанПиН для проживания.
**.**,** Стражевич Н.А. обратилась в Администрацию Ижморского района Кемеровской области с заявлением о проведении обследования жилого дома, расположенного по адресу: ..., приложив вышеуказанное заключение и копию технического паспорта жилого помещения, в котором указано, что жилое помещение имеет 66% износа.
При длительных переговорах с Администрацией Ижморского района Кемеровской области было принято решение о проведении обследования жилого дома Стражевич Н.А. экспертами, однако, денежные средства для проведения данного обследования и дачи заключения выделены так и не были.
**.**,** Администрацией Ижморского района Кемеровской области Стражевич Н.А. дан письменный ответ, из которого следует, что **.**,** обследование жилого дома, принадлежащего Стражевич Н.А. уже было проведено, в связи с чем повторное обследование проводиться не будет.
Заключение межведомственной комиссии об обследовании жилого дома необходимо административному истцу для обжалования постановления Администрации г. Кемерово о снятии Стражевич Н.А. и членов ее семьи с очереди, как нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В судебное заседание представители ответчика Администрации Ижморского района Кемеровской области, Межведомственной комиссии Ижморского района Кемеровской области, извещенные о дне и времени слушания дела надлежащим образом не явились, письменных заявлений об отложении дела слушанием в суд не поступало.
Суд в порядке ст.150 КАС РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, выслушав административного истца, представителя административного истца, свидетеля, изучив письменные материалы дела, считает, что административные исковые требования Стражевич Н.А. подлежат удовлетворению в полном объеме, по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Судом установлено следующее.
Согласно данным свидетельства о государственной регистрации права от **.**,** за Стражевич Н.А. зарегистрирован объект индивидуального жилого строительства, назначение: жилое, площадь 33,2 кв.м., количество этажей 1, адрес (местонахождение) объекта: ..., на основании договора аренды земельного участка от **.**,** № ** (л.д. 46), что также подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д. 107-109).
Право собственности на вышеуказанный жилой дом зарегистрировано на данный объект на основании распоряжения от **.**,** № **-р (л.д. 111).
В соответствии с данными технического паспорта на жилой дом, расположенный по адресу: ..., кадастровый № **, общий процент износа жилого дома составляет 66% (л.д. 8-21).
Из заключения от **.**,** об оценки соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения не пригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, принятого Межведоственной комиссией Ижморского района следует, что на основании акта межведомственной комиссии, составленного по результатам обследования жилого дома, расположенного по адресу: ... помещение соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания.
Рекомендовано: собственнику помещения привлечь специализированную организацию для обследования жилого помещения и получения экспертного заключения по показателям соблюдения норм СанПиНа (л.д. 33-35).
Аналогичное заключение и рекомендации отражены в акте обследования помещения, расположенного по адресу: ... (л.д. 36-38).
Из протокола № ** заседания межведомственной комиссии от **.**,** следует, что принято решение о признании жилого помещения (дома) гр. Стражевич Натальи Александровны пригодным для проживания. Рекомендовано: провести экспертизу данного помещения по нормам СанПин (л.д. 39-41).
Согласно экспертному санитарно-эпидемиологическому заключению о соответствии условий проживания населения в жилом доме требованиям санитарных правил и гигиенических норм от **.**,** № **, условия проживания в жилом доме по адресу: 652127, ..., не соответствует требованиям: - СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» (в ред. изменений и дополнений №1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 27.12.2010 №175) п. 4.1 Приложение 2 (л.д. 42-44).
**.**,** Стражевич Н.А. по результатам вышеуказанного экспертного заключения обратилась к председателю межведоственной комиссии Администрацию Ижморского района Кемеровской области с заявлением о направлении межведомственной комиссии для обследования жилого дома на пригодность или непригодность для проживания, расположенного по адресу: ... (л.д. 45).
Постановлением Администрации Ижморского района Кемеровской области от 04.03.2014 года №146-п утвержден состав и положение о межведомственной комиссии о признании помещения жилым, пригодным (непригодным) для проживания граждан, и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу при администрации Ижморского муниципального района (л.д. 92-93) с изменениями от 19.09.2014 года №678-п (л.д. 94) с изменениями от 01.06.2016 года (л.д. 95, 96).
В соответствии с п. 2.3. положения о межведомственной комиссии о признании помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, прием и рассмотрение заявления собственника помещения или гражданина (нанимателя) и прилагаемых к нему обосновывающих документов, а также заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции (л.д. 89).
В соответствии с п. 4.2. положения о межведомственной комиссии о признании помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, основной формой работы комиссии являются заседания. Заседания комиссии проводятся по мере поступления заявлений собственников помещений, граждан (нанимателей) либо на основании заключений органов, - уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора по вопросам, отнесенным к их компетенции (л.д. 90)
Письменным обращением от **.**,** № ** Администрация Ижморского района Кемеровской области сообщила Стражевич Н.А., что ее заявление рассмотрено в порядке ФО от 02.05.2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан РФ». Межведомственная комиссия Ижморского муниципального района выезжала на обследование жилого помещения, находящегося по адресу: ....
В ходе обследования межведомственная комиссия признала дом пригодным для проживания. Согласно межведомственной комиссии № ** от **.**,** собственнику жилого помещения рекомендуется привлечь специализированную организацию для обследования жилого помещения и получения экспертного заключения по показателям соблюдения норм СанПиНа (л.д. 7), ответ подписан заместителем главы администрации Ижморского района, который является председателем межведомственной комиссии.
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля исполняющая обязанности начальника МКУ «Отдела жизнеобеспечения Ижморского района» Администрации Ижморского района Кемеровской области Суслина Ю.В. пояснила, что в **.**,** году при проведении обследования межведомственной комиссией жилого дома, расположенного по адресу: ..., она входила в состав комиссии в качестве секретаря комиссии.
Осмотр жилого дома, расположенного по адресу: ... происходил в **.**,** года. Дом внешне опрятный, однако видно, что длительное время в нем никто не жил. При даче заключения Стражевич Н.А. было рекомендовано провести экспертизу данного помещения по нормам СанПин. Данная рекомендация была отражена на основании пожелания одного из членов комиссии – заместителя начальника ТОУ Роспотребнадзора Кемеровской области по г. Анжеро-Судженск, Ижморскому и Яйскому районам.
В связи с тем, что осмотр производился в зимний период времени осмотреть досконально жилой дом не представилось возможным. В общем жилой дом пригоден для проживания, однако, его необходимо довести до ума. Комиссия производит лишь внешний осмотр дома, специалисты привлекаются в случае необходимости по согласованию обоих сторон.
Суд находит установленных по делу обстоятельств достаточными для рассмотрения настоящего административного дела по существу заявленных требований.
При таких обстоятельствах по делу, с учетом анализа представленных суду доказательств, в их совокупности, находя их допустимыми, относимыми, достоверными, суд удовлетворяя заявленные требования исходил из следующего.
Как следует из смысла ст.226 КАС РФ, для признания незаконным действий, бездействия, решения органа, наделенного государственными полномочиями суду необходимо установить совокупность юридически значимых обстоятельств:
- противоречие совершенного действия или бездействия закону;
-нарушение данным действием или бездействием законных прав и интересов истца.
Как следует из смысла части 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28.01.2006 года N 47 "Об утверждении Положения: о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".
В соответствии с п. 7 Положения установлено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации. В состав комиссии включаются представители этого органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.
Согласно п. 47 указанного Положения, по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям:
- о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
- о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствии с установленными в настоящем Положении требованиями;
- о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания;
- о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции;
- о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.
Решение принимается большинством голосов членов комиссии и оформляется в виде заключения.
Таким образом, межведомственная комиссия во всех случаях обязана рассмотреть по существу заявление гражданина и принять одно из решений, перечисленных в п. 47 Положения. Отказ от рассмотрения такого заявления гражданина не допускается.
По смыслу п. п. 7, 8, 42, 49, 52 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. N 47, к компетенции Администрации Ижморского района Кемеровской области, как органа местного самоуправления, относится создание межведомственной комиссии для оценки жилых помещений.
При таких обстоятельствах по делу, суд не может признать соответствующим закону отказ администрации Ижморского района в обследовании спорного жилого помещения по результатам экспертного заключения, проведенного самостоятельно административным истцом, в том числе по рекомендации заключения Межведомственной комиссии, от **.**,**, по заключению которого проживание в спорном жилом доме не соответствует требованиям: СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» (в ред. изменений и дополнений №1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 27.12.2010 №175) п. 4.1 Приложение 2.
Вместе с тем, вышеуказанные требования Положения свидетельствуют о том, что межведомственная комиссия во всех случаях обязана рассмотреть по существу заявление гражданина и принять одно из решений, перечисленных в ст.47 Положения, отказ от рассмотрения заявления гражданина по основаниям наличия ранее проведенного выездного заседания и принятого по нему решения не допускается.
Таким образом, обжалуемый отказ Администрации Ижморского района суд находит незаконным, нарушающим права Стражевич, которые подлежат восстановлению.
Вместе с тем, суд разрешая заявленные требования по существу находит, что Стражевич срок для обращения с уточненным иском в суд не пропущен, поскольку обращаясь с иском в суд **.**,** в обоснование заявленных требований административный истец ссылалась на несогласие с данным ответом, в связи с чем в ходе судебного разбирательства уточнила заявленные требования, по которым настоящее административное дело было разрешено по существу.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Стражевич Натальи Александровны к Администрации Ижморского района Кемеровской области, Межведомственной комиссии Ижморского района Кемеровской области об оспаривании ответа органа власти удовлетворить.
Признать незаконным отказ Межведомственной комиссии Ижморского района Кемеровской области от **.**,** года № ** в проведении обследования жилого дома, расположенного по адресу: ... на предмет определения соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.
Обязать Межведомственную комиссию Ижморского района Кемеровской области в течение 30 дней после вступления настоящего решения в законную силу рассмотреть вопрос о пригодности (непригодности) жилого дома, расположенного по адресу: ... для проживания и принять решение в соответствие с п.47 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47 «Об утверждении Положения: о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".
Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке, путем подачи апелляционной жалобы в Кемеровский областной суд.
Председательствующий Маркова Т.В.
Мотивированное решение изготовлено **.**,**