Дело № – 6169/16
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 октября 2016 года г. Пермь
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Мехряковой Л.И.,
при секретаре Морозовой В.Л.,
с участием представителя истца к, действующей на основании служебного удостоверения ТО №,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <Адрес>, действующего в интересах несовершеннолетнего б к Департаменту образования администрации <Адрес> о возложении обязанности обеспечить предоставление бесплатного дошкольного образования в муниципальном образовательном учреждении, третье лицо – Бастрикова Е.В.,
у с т а н о в и л:
<Адрес>, действуя в интересах несовершеннолетнего б, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в суд с иском к Департаменту образования администрации <Адрес> о возложении обязанности предоставить несовершеннолетнему место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении на территории <Адрес> в пределах территориальной доступности, в течение месяца со дня вступления решения в законную силу (л.д. 2–5).
В обоснование заявленных требований указано, что Департамент образования администрации <Адрес> является органом, основной целью деятельности которого, является организация предоставления образовательных услуг в сфере дошкольного образования в пределах предоставленных полномочий. Бастрикова Е.В. – законный представитель б, обратилась в Департамент образования администрации <Адрес> с заявлением о предоставлении её сыну места в дошкольном образовательном учреждении. Департаментом в предоставлении места б в дошкольной образовательной организации отказано. До настоящего времени место в детском саду не предоставлено. Орган местного самоуправления администрации <Адрес> в лице Департамента образования обязан обеспечить доступность дошкольного образования в той форме, которая избрана родителями ребенка. Отсутствие возможности предоставить место в детском саду не освобождает орган местного самоуправления от обязанности обеспечения гарантированного Конституцией РФ права на образование. На основании Конституции РФ, Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании», прокурор просит требования удовлетворить.
Прокурор в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований, по доводам, изложенным в исковом заявлении, настаивал.
Ответчик Департамент образования администрации <Адрес> представителя для участия в судебном заседании не направил. Из ранее представленного отзыва на иск следует, что ответчик с иском не согласен в полном объеме. В обоснование возражений указано, что законодатель закрепляет за органами местного самоуправления организацию предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования. В пределах полномочий, предоставленных действующим законодательством администрацией <Адрес> утвержден порядок организации дошкольного образования, присмотра и ухода на территории <Адрес>, закрепленный в постановлении администрации <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. №, в соответствии с которым, комплектование МОУ осуществляется с февраля по май текущего года, с июня текущего года – распределение и направление детей в МДОУ <Адрес>, с сентября и в течение года предоставление мест осуществляется при наличии свободных мест по дате рождения детей. б состоит в регистре для определения в МДОУ по <Адрес>. Вместе с тем, в связи с укомплектованием на ДД.ММ.ГГГГ МДОУ, предоставить путевку в настоящее время не представляется возможным. Прием б в МДОУ превысит количество воспитанников, приведет к нарушению требований СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-13, которым определено количество детей в группе (л.д.18-24).
Третье лицо в судебное заседание не явилось, о месте и времени судебного разбирательства извещалось надлежащим образом, по последнему известному месту жительства.
Заслушав лиц, участвующих в деле, учитывая возражения ответчика, исследовав материалы дела, считает требования, обоснованными и подлежащими удовлетворению на основании следующего.
Согласно ст. 18, ст. 43 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18).
Каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования (ст. 43).
В соответствии с п.1 ст. 2; п.2 ч.1 ст. 3; п.1 ч.3 ст. 4; ч.1,3,4 ст.5; п.1 ч.1 ст. 9; ч.3, п.1 ч.4 ст. 10; ч.1, п.1 ч.3, ч.5, ч.6 ст. 12; п.1 ч.2 ст. 23; п.2 ч.3, п.1 ч.4 ст. 44; ч.5 ст. 63; ч.1,2 ст. 64; ч.1 ст. 67 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия: 1) образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов (п.1 ст. 2).
Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах: обеспечение права каждого человека на образование … (п.2 ч.1 ст. 3).
Основными задачами правового регулирования отношений в сфере образования являются: обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование (п.1 ч.3 ст.4)
В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование (ч.1 ст. 5).
В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые (ч.3 ст. 5).
В Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни (ч.4 ст. 5).
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами) (п.1 ч.1 ст.9).
Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования (ч.3 ст. 10).
В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования: дошкольное образование (п.1 ч.4 ст. 10).
Образовательные программы определяют содержание образования (ч.1 ст. 12).
К основным образовательным программам относятся: основные общеобразовательные программы - образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования (п.1 ч.3 ст. 12).
Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если настоящим Федеральным законом не установлено иное (ч.5 ст. 12).
Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования (ч.6 ст. 12).
В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы: дошкольная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми (п.1 ч.2 ст. 23).
Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право: дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье (п.2 ч.3 ст. 44).
Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны: обеспечить получение детьми общего образования (п.1 ч.4 ст. 44).
Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов ведут учет детей, имеющих право на получение общего образования каждого уровня и проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований, и форм получения образования, определенных родителями (законными представителями) детей. При выборе родителями (законными представителями) детей формы получения общего образования в форме семейного образования родители (законные представители) информируют об этом выборе орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых они проживают (ч.5 ст. 63).
Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста (ч.1 ст. 64).
Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся (ч.2 ст. 64).
Получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев (ч.1 ст. 67).
Согласно п.6,7 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки России от ДД.ММ.ГГГГ №, образовательная организация обеспечивает получение дошкольного образования, присмотр и уход за воспитанниками в возрасте от двух месяцев до прекращения образовательных отношений (п.6).
Сроки получения дошкольного образования устанавливаются федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (п.7).
Из материалов дела следует, что Бастрикова Е.В. обратилась к прокурору <Адрес> с заявлением о защите права на дошкольное образование несовершеннолетнего сына б, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 6-7).
Бастрикова Е.В. обращалась в Отдел образования <Адрес> с заявлением о предоставлении места в МДОУ несовершеннолетнему сыну б
Согласно ответам № от ДД.ММ.ГГГГ Бастрикова Е.В. и № от ДД.ММ.ГГГГ заместителю прокурора <Адрес> м указано, что в настоящее время завершилась процедура комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений на ДД.ММ.ГГГГ год. Направлениями в детские сады в группы 12 и 4-часовым пребыванием были обеспечены дети, родившиеся до ДД.ММ.ГГГГ, и дети ДД.ММ.ГГГГ года рождения граждан, пользующихся правом внеочередного или первоочередного предоставления мест в детские сады. б будет предоставлена услуга дошкольного образования с учетом движения детей в регистре по дате рождения, а также с учетом права на внеочередное либо первоочередное предоставление места в детский сад в группе с 12-часовым пребыванием в период комплектования МДОУ на ДД.ММ.ГГГГ учебный год. Также указано, что с ДД.ММ.ГГГГ б получает бесплатное дошкольное образование в группе с 4-часовым пребыванием (л.д. 11-12, 13-14).
Как следует из материалов и не оспаривается ответчиком в настоящее время место в дошкольном образовательном учреждении в группе с 12-часовым пребыванием б не предоставлено.
Доказательств иного на день рассмотрения дела не представлено (ст. 56 ГПК РФ).
Проанализировав исследованные в судебном заседании доказательства в совокупности с нормами действующего законодательства, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных истцом требований, поскольку Конституцией РФ и федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» прямо предусмотрено право граждан РФ на получение дошкольного образования. Действующее законодательство предусматривает, что государство гарантирует гражданам, как саму возможность получения образования, так общедоступность и бесплатность дошкольного образования.
Согласно позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ №-П, важнейшей функцией РФ как социального государства является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное, общедоступность и бесплатность которого в государственных или муниципальных образовательных учреждениях гарантируется (статья 43, части 1 и 2, Конституции РФ) на основе конституционного принципа юридического равенства.
Закрепляя право на образование и в качестве одного из его элементов - право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, Конституция РФ непосредственно определяет и систему гарантирования этого права, предполагающую в том числе, что государство и муниципальные образования - исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства - обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть.
Применительно к конституционному праву на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в системной связи с конституционным принципом равенства, означает, что каждый ребенок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения.
Равное право на получение бесплатного дошкольного образования предполагает отсутствие разграничения на внеочередное, первоочередное и очередное право. В противном случае будет нарушено право на дошкольное образование граждан, не имеющих оснований для обеспечения путевками в детские сады во внеочередном порядке.
В судебном заседании установлено, и сторонами не оспаривается, что несовершеннолетний б имеет право на получение бесплатного дошкольного образования, его законный представитель обратилась в уполномоченный орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении путевки в детский сад для получения бесплатного дошкольного образования в муниципальном образовательном учреждении, однако, соответствующей путевки до настоящего времени не получила.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что ответчиком нарушено право несовершеннолетнего б на получение бесплатного дошкольного образования в муниципальном образовательном учреждении, при этом, по смыслу положений ст., ст. 11, 12 ГК РФ следует, что нарушенное право подлежит судебной защите.
Ссылка представителя Департамента образования администрации <Адрес> на существующую очередность выдачи путевок в детские сады не может быть принята судом во внимание, поскольку действующим законом не предусмотрено предоставление бесплатного дошкольного образования в муниципальном образовательном учреждении в порядке очередности.
Положение о порядке комплектования муниципальных образовательных учреждений <Адрес>, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, утвержденное Постановлением Администрации <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, устанавливает определенный порядок комплектования дошкольных образовательных учреждений. Данное положение разработано в целях упорядочения приема детей дошкольного возраста в дошкольные образовательные учреждения (устанавливает процедуру приема детей в МДОУ), и не может противоречить действующим федеральным законам в части установления очередности.
Сторонами не представлено и в судебном заседании не исследовались доказательства, подтверждающие принятие Департаментом образования администрации <Адрес> исчерпывающих мер по обеспечению несовершеннолетнего б возможностью получения дошкольного образования в муниципальном дошкольном образовательном учреждении в группе 12-часового пребывания.
Доводы ответчика о том, что предоставлением места б нарушаются права других детей, судом признаются несостоятельными, поскольку ответчиком не представлено соответствующих доказательств.
В силу гарантированных Конституцией Российской Федерации основных прав и свобод человека и гражданина, в частности право на получение бесплатного дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях (ст. 43), орган местного самоуправления своевременно обязан принимать меры к увеличению числа дошкольных образовательных учреждений либо вместимости существующих образовательных учреждений. Предпринимаемые в настоящее время действия ответчика по увеличению мест в дошкольных учреждениях, не означают исполнение органом местного самоуправления обязанности по предоставлению места в дошкольном учреждении именно несовершеннолетнему б, поскольку такое право у последнего уже возникло и до настоящего времени ответчиком не обеспечено. Действия ответчика по увеличению мест в детских учреждениях направлены на обеспечение детей местами в дошкольных учреждениях в будущем и не оправдывают бездействия ответчика по отношению к несовершеннолетнему в настоящее время. Для того чтобы обеспечить право б на получение дошкольного образования ответчик должен был предоставить место в дошкольном учреждении в момент наступления такого права.
Разрешая требования прокурора, суд рассматривает дело в пределах заявленных требований (ч.3 ст. 196 ГПК РФ), согласно которым, истец просит предоставить место несовершеннолетнему в дошкольном образовательном учреждении на территории <Адрес>, в связи с чем, а также в силу действующего законодательства, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению, поскольку б проживает на территории муниципального городского округа - <Адрес>. Ответчику следует принимать во внимание принцип доступности посещения дошкольного образовательного учреждения, понятие которого раскрывается в п.2.1 Постановления Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-П (безопасная физическая досягаемость образования либо посредством посещения учебного заведения, находящегося на разумном географическом удалении, либо путем получения доступа к современным технологиям).
В соответствии с ч. 11 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и п. 13 ст. 8 Устава <Адрес>, утвержденного Решением Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ, организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа относятся к вопросам местного значения муниципального района, а из с п.2.2.1 Положения «О Департаменте образования администрации <Адрес>», утвержденного Решением Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №, основной задачей Департамента является предоставление образовательных услуг в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, дополнительного образования в пределах предоставленных полномочий. Кроме того, в силу п.2.1 Положения о порядке комплектования муниципальных образовательных учреждений <Адрес>, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, утвержденного Постановлением Администрации <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, комплектование МДОУ осуществляется Департаментом образования администрации <Адрес>.
При названых обстоятельствах, на ответчика – Департамент образования администрации <Адрес> – как на орган местного самоуправления, возложена обязанность по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории <Адрес>, при этом, Департамент образования администрации <Адрес> не является самостоятельным органом местного самоуправления, однако, Решением Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № на него возложена обязанность по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования.
Суд считает необходимым возложить обязанность на администрацию <Адрес> в лице Департамента образования администрации <Адрес> предоставить несовершеннолетнему б бесплатное дошкольное образование в муниципальном образовательном учреждении.
Также, суд считает необходимым установить срок для предоставления места несовершеннолетнему – в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу, при этом, суд, принимает во внимание сроки, установленные для исполнения решений судов (в т.ч., добровольного) федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», считает, что данный срок является разумным, позволяющим исполнить судебный акт.
В силу ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Возложить обязанность на Департамент образования администрации <Адрес> предоставить несовершеннолетнему б, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении в пределах территориальной доступности на территории <Адрес>, в течение месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.
Председательствующий: (Л.И. Мехрякова)