Решение по делу № 2-807/2018 ~ М-687/2018 от 28.08.2018

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

Город Саянск                                                                 4 октября 2018 года

    Гражданское дело №2-807/2018

Саянский городской суд Иркутской области в составе председательствующего Гущиной Е.Н., при секретаре судебного заседания Туголуковой Т.Н., с участием истца Турчанинова А.Г., представителя процессуального истца - старшего помощника прокурора Ботвинко О.И., представителя ответчика Воинковой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Саянска Иркутской области в интересах Турчанинова А. Г. к Государственному общеобразовательному казенному учреждению Иркутской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Специальная (коррекционная) школа-интернат г. Саянска» о взыскании недоначисленной и невыплаченной суммы заработной платы,

                                                  у с т а н о в и л:

прокурор города Саянска Иркутской области в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах работника ГОКУ «Специальная (коррекционная) школа-интернат г. Саянска» Турчанинова А. Г. предъявил иск к ГОКУ Иркутской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Специальная (коррекционная) школа-интернат г. Саянска» о взыскании недоначисленной и невыплаченной суммы заработной платы.

В обоснование иска указано, что проведенной проверкой по обращению работника ГОКУ ИО «Специальная (коррекционная) школа-интернат г. Саянска» Турчанинова А.Г. о выплате заработной платы в 2017 году в заниженном размере установлено, что размер заработной платы вышеуказанной работника, не соответствует действующему трудовому законодательству.

На основании изложенного, прокурор просил взыскать недополученную за период с августа 2017 года по декабрь 2017 года заработную плату с ответчика - Государственного общеобразовательного казенного учреждения Иркутской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Специальная (коррекционная) школа-интернат г. Саянска» в пользу работника Турчанинова А.Г.в размере 39010,48 рублей.

В судебном заседании истец Турчанинов А.Г. и прокурор Ботвинко О.И. поддержали заявленные требования по изложенным в иске основаниям.

Представитель ответчика ГОКУ Иркутской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Специальная (коррекционная) школа-интернат г. Саянска» Воинкова О.В. требования прокурора не признала в связи с тем, что выплата заработной платы в 2017 году, по её мнению, истцу производилась в соответствии с действующим законодательством, в том числе, в соответствии с положениями ч.11 ст.133.1 ТК РФ, иной конституционно-правовой смысл которых был выявлен позже Постановлением Конституционного Суда РФ от 07 декабря 2017 № 38-П.

В связи с чем, считает, что месячная заработная плата истцу за период до принятия Конституционным Судом РФ Постановления от 07 декабря 2017 № 38-П была начислена правильно и в удовлетворении исковых требований следует отказать.

Представитель Министерства образования Иркутской области, будучи надлежащим образом уведомленным о времени и места рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовал.

Расчет, предоставленный прокурором, суммы недоначисленной ей заработной платы ответчиком и третьим лицом не оспорен.

В соответствии с требованиями ч.3,5 ст.167 ГПК РФ, суд определил о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав истца, прокурора, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований.

В соответствии со ст.7 Конституции Российской Федерации Россия - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда.

Из ст. 129 ТК РФ следует, что заработная плата состоит из вознаграждения за труд, а также компенсационных и стимулирующих выплат.

Согласно ст. 133 Трудового кодекса РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.

В соответствии со ст. 146 Трудового кодекса РФ, оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, производится в повышенном размере.

В повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.

В силу ст. 148 Трудового кодекса РФ оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Согласно ст. 313 Трудового кодекса РФ государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Трудовым Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Дополнительные гарантии и компенсации указанным лицам могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и работодателей.

Ст. 315 Трудового кодекса РФ установлено, что оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

ФЗ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» №4520-1 от 19.02.1993 г. закрепил, что настоящий Закон устанавливает государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера.

В соответствии с п.1 разъяснения Минтруда РФ от 11 сентября 1995 г. № 49, утвержденного постановлением Минтруда РФ от 11 сентября 1995 г. №49, процентная надбавка к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока и коэффициенты (районные, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях), установлена к заработной плате лицам за работу в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями (т.е. в местностях с особыми климатическими условиями).

Статьями 316, 317 Трудового кодекса РФ установлены выплаты районного коэффициента к заработной плате и процентной надбавки к заработной плате.

Анализ указанных правовых норм свидетельствует о том, что закон гарантирует дополнительные компенсации, в том числе в отношении оплаты труда гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера.

Заработная плата должна справедливо отражать особенности труда и быть равной при равной ценности труда. Именно в этих целях, учитывая особенности труда в особых условиях, законодатель установил основные гарантии, установив минимальный размер оплаты труда на всей территории Российской Федерации (ст. 133 ТК РФ).

В силу прямого предписания Конституции Российской Федерации (статья 37, часть 3) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с частью первой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, т.е. без учета природно-климатических условий различных регионов страны.

Но при этом, законодатель установил и дополнительные гарантии с учетом особенностей труда и в зависимости от условий труда в связи с природно-климатическими условиями, указав их в главе 50 Трудового кодекса РФ, в том числе, гарантии выплаты районных коэффициентов и северных надбавок к заработной плате.

Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда.

В противном случае месячная заработная плата работников, полностью отработавших норму рабочего времени в местностях с особыми климатическими условиями, по своему размеру не будет отличаться от оплаты труда лиц, работающих в регионах с благоприятным климатом. Таким образом, гарантия повышенной оплаты труда в связи с работой в особых климатических условиях утрачивала бы реальное содержание, а право граждан на компенсацию повышенных затрат, обусловленных работой и проживанием в неблагоприятных условиях, оказалось бы нарушенным. Нарушались бы и конституционные принципы равенства и справедливости, из которых вытекает обязанность государства установить такое правовое регулирование в сфере оплаты труда, которое обеспечивает основанную на объективных критериях, включая учет природно-климатических условий осуществления трудовой деятельности, заработную плату всем работающим и не допускает применения одинаковых правил к работникам, находящимся в разном положении.

Поглощение выплат, специально установленных для возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат работников, связанных с климатическими условиями, минимальным размером оплаты труда, по существу, приводило бы к искажению правовой природы как этой гарантии, так и самих указанных выплат, что недопустимо в силу предписаний статьи 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации и принципов правового регулирования трудовых правоотношений.

Иное понимание закона противоречит нормам международного права, в том числе Международному Пакту об экономических, социальных и культурных правах от 19 декабря 1966 года, подписанному в СССР и вступившему в силу 03 октября 1976 года (обязательный для РФ как его правопреемника по международным договорам), устанавливающему право каждого на вознаграждение и справедливую зарплату и на равное вознаграждение за труд равной ценности без какого бы то ни было различия (ст. 7) и означает отказ от принципа справедливого вознаграждения за труд без учета его особенностей (ст. 2 Трудового кодекса РФ).

В соответствии с частью одиннадцатой статьи 133.1 ТК РФ, месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого действует (или на которого в установленном законом порядке распространено) региональное соглашение о минимальной заработной плате, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте Российской Федерации при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности).

Таким образом, закрепляя возможность в рамках трехстороннего сотрудничества устанавливать минимальную заработную плату в субъекте Российской Федерации, федеральный законодатель исходил из того, что в механизме правового регулирования оплаты труда такая дополнительная гарантия будет в соответствующих случаях применяться вместо величины минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, не заменяя и не отменяя иных гарантий, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации (п.5 Постановления Конституционного суда Российской Федерации от 7 декабря 2017 г. N 38-П). Следовательно, компенсационные выплаты должны начисляться на минимальную заработную плату в субъекте Российской Федерации.

Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.

В соответствии со ст.1 ФЗ № 82-ФЗ от 12 июня 2000 года (в редакции ФЗ от 02 июня 2016 г. N 164-ФЗ) минимальный размер оплаты труда с 1 июля 2016 года установлен в размере 7500 рублей в месяц, в соответствии с редакцией данного закона от 19 декабря 2016 года N 460-ФЗ, с 01 июля 2017 года минимальный размер оплаты труда установлен в размере 7800 рублей в месяц и в соответствии с редакцией от 28 декабря 2017 года N 421-ФЗ, с 01 января 2018 года минимальный размер оплаты труда установлен в размере 9489 рублей в месяц.

Региональным соглашением о минимальной заработной плате в Иркутской области на 2016 год от 23 мая 2016 года с 1 октября 2016 года предусмотрена минимальная заработная плата в Иркутской области для работников государственных и муниципальных учреждений, осуществляющих деятельность в иных районах, за исключением районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, в размере 8259 рублей.

Региональным соглашением о минимальной заработной плате в Иркутской области от 26 января 2017 года минимальная заработная плата для работников государственных и муниципальных учреждений, в том числе в городе Саянске Иркутской области, установлена с 1 января 2017 года в размере 8259 рублей, с 01 апреля 2017 года - в размере 8798 рублей, с 01 июля 2017 года в размере 9286 рублей.

Постановлением Совета Министров СССР от 15 октября 1969 г. № 823 "О введении районного коэффициента к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в Красноярском крае и Иркутской области, для которых этот коэффициент в настоящее время не установлен", регламентировано ввести с 1 октября 1969 г. районный коэффициент к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений легкой и пищевой промышленности, просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, науки, культуры и других отраслей народного хозяйства, расположенных в Красноярском крае и Иркутской области, для которых этот коэффициент в настоящее время не установлен. Утвердить размер районного коэффициента к заработной плате рабочих и служащих, вводимого в соответствии с настоящим Постановлением, и порядок его применения было поручено Государственному комитету Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы совместно с ВЦСПС.

Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 21 октября 1969 г. № 421/26 «О размере районного коэффициента к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в Красноярском крае и Иркутской области, для которых этот коэффициент в настоящее время не установлен, и о порядке его применения» утвержден районный коэффициент 1,2 к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений легкой и пищевой промышленности, просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, науки, культуры и других отраслей народного хозяйства, расположенных в Красноярском крае и Иркутской области, для которых этот коэффициент ранее не был установлен.

На основании п. 13 постановления Совета Министров РСФСР от 4 февраля 1991 года № 76 «О некоторых мерах по социально экономическому развитию районов Севера" облисполкому Совета народных депутатов Иркутской области было предоставлено право по согласованию с соответствующими профсоюзными органами устанавливать выравнивающие районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на территории области минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов.

Постановлением главы администрации Иркутской области от 28 января 1993 г. № 9 «О выравнивании районного коэффициента к заработной плате на территории Иркутской области» с 1 января 1993 г. на территории городов и районов юга Иркутской области (за исключением г. Ангарска, г. Черемхово и Черемховского р-на, г. Тулуна и Тулунского р-на и работников ВСЖД, по которым ранее приняты решения облисполкома и постановления главы администрации) был установлен выравнивающий районный коэффициент в размере 1,3. Затраты на выплату установленных районных коэффициентов постановлено осуществлять: предприятиями - за счет собственных средств, бюджетными организациями - за счет соответствующих бюджетов.

В соответствии с Постановлением СМ СССР и ВЦСПС № 794 от 24 сентября 1989 г. «О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края» была введена выплата процентной надбавки к заработной плате рабочих и служащих за непрерывный стаж работы на предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных в южных районах Иркутской области до 30% заработка.

При установлении районного коэффициента в размере 30% и процентной надбавки к заработной плате 30% заработка за непрерывный стаж работы на предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных в южных районах Иркутской области, в том числе и в г. Саянске, заработная плата для работников государственных и муниципальных учреждений в месяц при условии выполнения нормы рабочего времени с 01 октября 2016 года должна быть не ниже 13214,40 рублей в месяц (8259 рублей (размер минимальной заработной платы в Иркутской области в соответствии с региональным соглашением) х 30% х 30%); а с 01 апреля 2017 года в размере не менее 14076,80 рублей (8798 рублей х60%), с 01 июля 2017 года - 14857,60 рублей (9286 рублей х 60%).

Дополнительная работа, выполняемая в течение установленной продолжительности рабочего времени, а также и сверхурочная работа, без освобождения от основной работы, подлежит оплате в виде надбавок, доплат. Также в состав МРОТ должны включаться различного рода стимулирующие надбавки, в том числе, за сложность, за качественные показатели труда.

В соответствии со ст.285 ТК РФ, оплата труда лиц, работающих по совместительству, производится пропорционально отработанному времени, в зависимости от выработки либо на других условиях, определенных трудовым договором.

Лицам, работающим по совместительству в районах, где установлены районные коэффициенты и надбавки к заработной плате, оплата труда производится с учетом этих коэффициентов и надбавок.

При неполном отработанном месяце, но при полной выработке нормы труда и рабочего времени, заработная плата начисляется пропорционально отработанному времени.

Судом установлено, что прокуратурой города была проведена проверка по обращению работника ГОКУ ИО «Специальная (коррекционная) школа-интернат г. Саянска» Турчанинова А.Г. о выплате заработной платы в 2017 году в заниженном размере, в ходе которой выявлено, что размер заработной платы вышеуказанного работника, не соответствует действующему трудовому законодательству.

Турчанинов А.Г. работает в Государственном общеобразовательном казенном учреждении Иркутской области «Специальная (коррекционная) школа-интернат г.Саянска» и в южных районах Иркутской области.

Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области «Специальная (коррекционная) школа-интернат г.Саянска» является некоммерческой организацией. Источником формирования имущества учреждения и финансовых ресурсов являются средства, выделяемые целевым назначением из областного бюджета.

В соответствии с исследованными в судебном заседании материалами, приказом о приеме работника на работу <номер изъят> от 10 мая 2011 года и трудовым договором, Турчанинов А.Г. был принят на работу в Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области «Специальная (коррекционная) школа-интернат г.Саянска» сторожем с окладом в размере 1664,76 рублей. На основании приказа <номер изъят> от 01.06.2011 Турчанинов А.Г. был принят на работу по совместительству рабочим по обслуживанию здания на 0,5 ставки. Истцу установлены надбавки за стаж работы в южных районах Иркутской области в размере 30% и районный коэффициент в размере 30%.

Следовательно, истцу Турчанинову А.Г. заработная плата, при полной отработке нормы рабочего времени и выполнении нормы труда (трудовых обязанностей) не должна быть начислена за работу на полную ставку с 01 апреля 2017 года в размере менее 14076,80 рублей (8798 рублей х60%), с 01 июля 2017 года - менее 14857,60 рублей (9286 рублей х 60%).

На основании представленных процессуальным истцом расчетов, не оспариваемых ответчиком, следует, что истцу Турчанинову А.Г. начислено по ставке сторожа, при норме рабочего времени 184 часа, за отработанные истцом 120 часов в августе 2017 года - 5720,76 рублей, в том числе, северный и районный коэффициент в размере по 1072,64 рублей, тогда как должно быть начислено не менее 6056,33 рублей, без учета компенсационных выплат, которые подлежат начислению на данную сумму. С учетом компенсационных выплат, истцу должно быть начислено по ставке сторожа, пропорционально отработанному времени (65,22%) 9689,74 рублей. Таким образом, истцу недоначислено заработной платы по ставке сторожа за август 2017 года, пропорционально отработанному времени в размере 3968,98 рублей.

При аналогичном расчете за сентябрь 2017 года истцу недоначислено 8834,74 рублей, за октябрь 2017 года - 9424,32 рублей, за ноябрь 2017 года - 8547,70 рублей, за декабрь 2017 года - 8234,74 рублей, всего истцу недоначислено заработной платы за спорный период в сумме - 39010,48 рублей.

Данные суммы исчислены путем вычета из заработной платы, подлежащей начислению пропорционально отработанному времени с учетом районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за работу в южных районах Иркутской области, фактически начисленной работодателем заработной платы, с учетом обязательных налоговых платежей. Представителем ответчика правильность расчета, представленного истцом, не оспорена.

Издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, в соответствии со ст. 103 ГПК РФ, и государственная пошлина, от уплаты которых процессуальный истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации. Размер государственной пошлины, подлежащий взысканию с ответчика по требованию о взыскании денежной суммы в размере от 20001 рубля до 100000 рублей - 800 рублей плюс 3 процента суммы, превышающей 20000 рублей. Следовательно, размер государственной пошлины, подлежащей взысканию с ответчика, составляет 1370,31 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 133, 133.1, 146, 148,313, 315-317 ТК РФ, ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования прокурора города Саянска Иркутской области в интересах Турчанинова А. Г. кГосударственному общеобразовательному казенному учреждению Иркутской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Специальная (коррекционная) школа-интернат г. Саянска» о взыскании недоначисленной и невыплаченной суммы заработной платы, удовлетворить в полном объеме.

Взыскать с Государственного общеобразовательного казенного учреждения Иркутской области «Специальная (коррекционная) школа-интернат г.Саянска» в пользу Турчанинова А. Г. недоначисленную сумму заработной платы за период времени с 01 августа 2017 года по 31 декабря 2017 года в размере 39010,48 рублей, с правом работодателя на удержание обязательных налоговых платежей.

Взыскать с Государственного общеобразовательного казенного учреждения Иркутской области «Специальная (коррекционная) школа-интернат г.Саянска» в бюджет городского округа муниципального образования «город Саянск» государственную пошлину в размере 1370,31 рублей.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в Иркутский областной суд через Саянский городской суд Иркутской области в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия.

Председательствующий:                        Е.Н. Гущина

2-807/2018 ~ М-687/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор г.Саянска Иркутской области
Турчанинов Александр Геннадьевич
Ответчики
ГОКУ Иркутской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Специальная (коррекционная) школа–интернат г.Саянска»
Другие
Министерство образования Иркутской области
Суд
Саянский городской суд
Судья
Гущина Елена Николаевна
28.08.2018[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.08.2018[И] Передача материалов судье
28.08.2018[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.08.2018[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.08.2018[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.10.2018[И] Судебное заседание
04.10.2018[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.10.2018[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.11.2018[И] Дело оформлено
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее