Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 апреля 2016 года
Первомайский районный суд г. Краснодара в составе:
председательствующего Павловой Е.В.
при секретаре Гармаш О.Г.
с участием помощника прокурора Центрального округа г. Краснодара ФИО7
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Министерства обороны РФ к Сорокиной Е. В., Сорокину Е. М., ФИО3, ФИО1 об истребовании из незаконного владения жилого помещения и выселении,
У С Т А Н О В И Л :
Министерство обороны РФ обратилось в суд с иском к Сорокиной Е.В., Сорокину Е.М., ФИО3, ФИО1 об истребовании из незаконного владения жилого помещения и выселении. В обоснование требований указано, что ответчики проживают в комнате № по адресу: <адрес> без правоустанавливающих документов, в жилом помещении, отнесенном к государственной собственности, используемом под общежитие Министерства обороны РФ, и состоящем на балансе ФГКУ «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ. Вселение ответчиков в указанную квартиру являлось незаконным, поскольку Сорокина Е.В. и члены её семьи ни на момент вселения, ни в настоящее время не относился и не относится к категории лиц, которые могут обеспечиваться специализированным жилым помещением по линии Министерства обороны РФ - военнослужащие, гражданский персонал Вооруженных Сил РФ. Сорокина Е.В. в трудовых отношениях с Министерством обороны РФ не состояла и не состоит, военнослужащей не являлась. Согласно выписке из лицевого счета Сорокина Е.В. и члены её семьи проживают в специализированном жилом помещении по адресу: <адрес>, комн. 704 без регистрации. Ответчикам было направлено требование о необходимости освобождения жилого помещения, которое оставлено им без удовлетворения. В связи с этим истец просит истребовать из незаконного владения ответчиков жилое помещение – комнату № в общежитии по адресу: <адрес> и выселить ответчиков из специализированного жилого помещения по указанному адресу без предоставления другого жилого помещения.
Представитель истца ФИО8, действующая по доверенности, в судебное заседание не явилась, была надлежащим образом извещена о времени и месте слушания дела, просит рассмотреть дело в её отсутствие.
Ответчики Сорокина Е.В., Сорокин Е.М., ФИО3, ФИО1 в судебное заседание не явились, были надлежащим образом извещены о времени и месте слушания дела по последнему известному адресу. Вручить повестку не представилось возможным в связи с отсутствием их по указанному адресу. В соответствии со ст. 119 ГПК РФ при неизвестности пребывания ответчика суд приступает к рассмотрению дела после поступления в суд сведений об этом с последнего известного места жительства ответчика.
Назначенная судом в качестве представителя ответчиков в порядке ст. 50 ГПК РФ адвокат ФИО9 в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований.
Представитель третьего лица – ФГКУ «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ ФИО10, действующий по доверенности, в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие, в письменном отзыве на иск просит удовлетворить исковые требования.
Представитель третьего лица – ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ ФИО11, действующий по доверенности, в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие, в письменном отзыве на иск просит удовлетворить исковые требования.
Представитель Управления по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования <адрес> в судебное заседание не явился, был надлежащим образом извещен о времени и месте слушания дела, просит рассмотреть дело в его отсутствие.
Помощник прокурора <адрес> ФИО7 в судебном заседании считает исковые требования подлежащими удовлетворению.
Представители третьих лиц – Территориального отделения ФГКУ «Южрегионжилье» Министерства обороны РФ в г. Краснодаре, филиала «Краснодарский» ОАО «Славянка» в судебное заседание не явились, были надлежащим образом извещены о времени и месте слушания дела. О причинах неявки не сообщили, ходатайств об отложении судебного разбирательства не поступало. Учитывая указанные обстоятельства, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель военной прокуратуры Краснодарского гарнизона в судебное заседание не явился, был надлежащим образом извещен о времени и месте слушания дела. О причинах неявки не сообщил, ходатайств об отложении судебного разбирательства не поступало. Учитывая указанные обстоятельства, суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав пояснения представителя ответчиков, исследовав материалы дела, с учетом заключения помощника прокурора, суд приходит к следующему.
В силу ст.ст. 125, 214 Гражданского кодекса РФ, п. 12 ст. 1 Федерального закона от 31.05.1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне», Постановления Правительства РФ от 29.12.2008 г. № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом», а также Положения о Министерстве обороны РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 16.08.2004 г. № 1082, Министерство обороны РФ осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами РФ, других войск, воинских формирований и органов, а при выявлении нарушений его права принимать в соответствии с законодательством Российской Федерации меры по их устранению, в том числе путем осуществления действий по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны РФ организаций.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2008 г. № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» право распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации предоставлено исключительно Министерству обороны РФ.
Указом Президента РФ от 16.08.2004 г. № 1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации» к полномочиям Минобороны России отнесено управление и распоряжение жилищным фондом, закрепленным за Минобороны России, в соответствии с его назначением (пп. 68 п. 7).
Согласно п.п. 5,6 Приказа Министра обороны РФ от 18.07.2014 г. № 485 «Об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации работы по предоставлению служебных жилых помещений или жилых помещений в общежитии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации» вопросы предоставления служебных жилых помещений или жилых помещений в общежитии лицам гражданского персонала рассматриваются Департаментом жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации или соответствующими региональными управлениями жилищного обеспечения (структурными подразделениями регионального управления). Решение о предоставлении служебного жилого помещения или жилого помещения в общежитии принимается руководителем уполномоченного органа (структурного подразделения уполномоченного органа).
В соответствии с п. 9 Приказа Министра обороны РФ от 18.07.2014 г. передача лицу гражданского персонала служебного жилого помещения или жилого помещения в общежитии осуществляется уполномоченным органом (структурным подразделением уполномоченного органа) по акту приема-передачи, подписываемому уполномоченным органом (структурным подразделением уполномоченного органа) и лицом гражданского персонала. В случае отказа освободить жилое помещение специализированного жилищного фонда лицо гражданского персонала и проживающие совместно с ним члены его семьи подлежат выселению в судебном порядке без предоставления другого жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 102, ч. 2 ст. 103 Жилищного кодекса РФ.
При этом на основании п.2 Приказа Министра обороны РФ от 03.11.2010 г. № 1455 «Об уполномоченном органе Министерства обороны Российской Федерации и специализированных организациях Министерства обороны Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации» уполномоченный орган, то есть Департамент жилищного обеспечения Минобороны России, осуществляет свои функции через федеральное государственное учреждение «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ.
Приказом Министра обороны РФ от 27.08.2010 г. № 1135 «Об утверждении перечней территорий, закрепляемых за федеральными государственными учреждениями жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации» за ФГУ «Югрегионжилье» закреплены территории Краснодарского края.
На основании распоряжения Правительства РФ от 29.03.2012 г. № 422-р тип ФГУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ изменен на ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ.
В соответствии с Приказом Министра обороны РФ от 17.12.2010 г. № 1871 «О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации» федеральное государственное учреждение «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ реорганизовано путем присоединения к нему учреждений, в том числе и федерального государственного учреждения «Краснодарская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны РФ.
Согласно передаточному акту при присоединении федеральных государственных учреждений Министерства обороны РФ от 01.04.2011 г., ФГКУ «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ приняло от Краснодарской КЭЧ района на баланс весь жилищный фонд в составе имущества, а также все права и обязанности на него, в том числе и на жилой дом (общежитие малосемейное) № 21/10 по ул. Промышленная города Краснодар.
На основании ст. 92 Жилищного кодекса РФ жилые помещения в общежитиях относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.
Согласно п. 2 ч. 3 ст. 19 Жилищного кодекса РФ специализированный жилищный фонд - совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV Жилищного кодекса РФ жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.
В соответствии с ч.1 ст. 94 Жилищного кодекса РФ жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения.
Статьями 99, 100 Жилищного кодекса РФ установлено, что специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования. На основании решения о предоставлении специализированного жилого помещения заключается Договор найма такого помещения, согласно которому одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.
Как следует из материалов дела, ответчица Сорокина Е.В. и члены её семьи Сорокин Е.М., ФИО3, ФИО1 были вселены в комнату № по адресу: <адрес>, то есть в жилое помещение, отнесенное к государственной собственности, используемое под общежитие Министерства обороны РФ и состоящее на балансе ФГКУ «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ.
Однако Сорокина Е.В. и члены её семьи ни на момент вселения, ни в настоящее время не относились и не относятся к категории лиц, которые могут обеспечиваться специализированным жилым помещением по линии Министерства обороны РФ - военнослужащие, гражданский персонал Вооруженных Сил РФ.
Сорокина Е.В. и члены её семьи в трудовых отношениях с Министерством обороны РФ не состояла и не состоит, что подтверждается данными её трудовой книжки.
Военнослужащей она также не являлась.
Заключенного договора специализированного найма жилого помещения в общежитии с ответчиками не имеется.
В соответствии со ст. 35 Жилищного кодекса РФ в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным Жилищным кодексом РФ, другими федеральными законами, договором, данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.
Таким образом, указанной статьей также на лицо возложена обязанность, освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им) при отсутствии законных оснований для пользования им. При этом, собственнику помещения предоставлено право требовать выселения лица в судебном порядке.
Согласно ст. 84 Жилищного кодекса РФ выселение граждан из жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, может производиться в судебном порядке без предоставления других жилых помещений.
Кроме того, при вселении ответчиков в служебную квартиру были нарушены требования, предъявляемые к порядку принятия указанного решения.
Как разъяснено в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 г. №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ», решение о предоставлении специализированного жилого помещения и, соответственно, договор найма специализированного жилого помещения могут быть признаны недействительными, если будет установлено, что нарушены требования, предъявляемые к форме и порядку принятия указанного решения, а также если отсутствуют необходимые основания для заключения договора специализированного найма жилого помещения (например, гражданин предоставил не соответствующие действительности сведения о заключении трудового договора или назначении на должность, у гражданина имеется иное жилое помещение в данном населенном пункте, гражданин не отнесен законом к категориям граждан, имеющих право на получение специализированного жилого помещения).
Согласно приказу Министра обороны РФ от 30.09.2010 г. № 1280 «О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений» предоставление служебного жилого помещения гражданскому персоналу не предусматривается.
Приказом Министра обороны РФ от 18.07.2014 г. № 485, которым утверждена инструкция об организации в Вооруженных Силах РФ работы по предоставлению служебных жилых помещений или жилых помещений в общежитии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, принятие решений о предоставлении последним специализированного жилья отнесено к компетенции специально уполномоченного органа Министерства обороны РФ - Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ или соответствующего регионального управления жилищного обеспечения.
В силу приказа Министрам обороны РФ от 03.11.2010 г. № 1455 на территории Южного военного округа таким региональным подразделением является ФГКУ «Югрегионжилье» МО РФ.
Вместе с тем, жилищным департаментом или его структурным подразделением решение о вселении Сорокиной Е.В. и членов её семьи в спорное жилое помещение не принималось.
ОАО «Славянка», являющееся коммерческой организацией и не имеющее отношения к Министерству обороны РФ, не наделено в соответствии с нормами действующего законодательства правом на вселение своих работников в специализированные жилые помещения Министерства обороны РФ, а также на заключение с ними договора найма специализированного жилья.
Согласно выписке из лицевого счета от 08.06.2015г. Сорокина Е.В. и члены её семьи проживает в специализированном жилом помещении по адресу: <адрес>, комн. 704 без регистрации.
Вместе с тем, Сорокина Е.В. зарегистрирована по адресу: <адрес>, в/ч №; Сорокин Е.М. зарегистрирован по адресу: <адрес>.
Права собственника жилого помещения на владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением установлены ст.ст. 209, 288 Гражданского кодекса РФ, в соответствии с которыми собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением, может использовать его для личного проживания и только собственник может предоставлять жилые помещения для проживания другим лицам на основании договора.
Согласно ст. 301 Гражданского кодекса РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Оценив в совокупности представленные по делу доказательства, суд приходит к выводу о том, что ответчики без каких-либо законных оснований удерживают спорное жилое помещение, чем нарушаются законные права по владению, пользованию и распоряжению принадлежащего истцу имущества.
При таких обстоятельствах, жилое помещение - комната № в общежитии по адресу: <адрес> подлежит истребованию из незаконного владения Сорокиной Е.В. и членов её семьи, а ответчики -выселению из указанного жилого помещения без предоставления другого жилья.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Министерства обороны РФ удовлетворить.
Истребовать из незаконного владения Сорокиной Е. В., Сорокина Е. М., ФИО3, ФИО1 жилое помещение – комнату № в общежитии по адресу: <адрес>.
Выселить Сорокину Е. В., Сорокина Е. М., ФИО3, ФИО1
из специализированного жилого помещения по адресу: <адрес>, комната №, без предоставления другого жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Первомайский районный суд <адрес>.
Председательствующий