Дело № 2-2161/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 июля 2017 года г. Миасс
Миасский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Алферова И.А.,
при секретаре Павловой Р.Т.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Миасса в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Гимназия №26» о возложении обязанности провести обследование объекта и предоставляемых услуг и составить паспорт доступности для инвалидов,
у с т а н о в и л:
Прокурор города Миасса в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Гимназия №26» (далее – МБОУ «Гимназия №26), в котором просит возложить обязанность в срок до 01 июля 2018 года провести обследование принадлежащих учреждению объектов и предоставляемых услуг, по результатам которого составить паспорт доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг.
В обоснование своих требований ссылается на то, что прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства об образовании, о социальной защите инвалидов в части обеспечения прав граждан с ограниченными возможностями. В ходе проверки установлено, что МБОУ «Гимназия №26» до настоящего времени не проведено обследование образовательного учреждения и предоставляемых услуг и не составлен паспорт доступности для инвалидов указанного объекта социальной инфраструктуры и предоставляемых услуг в сфере образования. Несоблюдение условий доступности для инвалидов и предоставляемых на них услуг в сфере образования является нарушением прав указанных лиц.
Старший помощник прокурора города Миасса Заболотный Д.А. в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивал по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика МБОУ «Гимназия №26», а также третьего лица МКУ МГО «Образование» Чеснокова А.О., в судебном заседании с требованиями согласилась частично, указав, что действительно в МБОУ «Гимназия №26» отсутствует паспорт доступности для инвалидов объектов и услуг. Однако просит учесть, что ответчик не бездействует, финансирование данного мероприятия запланировано на 2018 год. Кроме того, считает предложенные сроки не разумными и полагает необходимым продлить их до декабря 2018 года.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из Конвенции Организации объединенных наций «О правах ребенка» государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры.
В силу ст. 2, 20, 41 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья. Детство находится под защитой государства.
Согласно статье 43 Конституции Российской Федерации, части 3 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2012 N 273 "Об образовании в Российской Федерации" каждому гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования.
В силу статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов» органы местного самоуправления, организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам: условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям), местам отдыха и предоставляемым в них услугам; условия самостоятельного передвижения по таким объектам; условия для беспрепятственного пользования всеми видами транспорта, средствами связи и информации.
В соответствии со статьей 19 ФЗ № 181 «О социальной защите инвалидов» государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание инвалидам необходимых условий для его получения. Органы, осуществляющие управление в сфере образования, и образовательные организации совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают получение инвалидами общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования и среднего профессионального образования, а также бесплатного высшего образования.
Согласно статье 79 ФЗ № 273 "Об образовании в Российской Федерации" в образовательных организациях создаются специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами относится к компетенции образовательной организации (пункт 2 части 3 статьи 28 ФЗ № 273).
Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержден Приказом Минобрнауки России от 09.11.2015 N 1309. Приказ вступил в силу с 1 января 2016 года.
Порядок предусматривает обязанности по обеспечению условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, подведомственных органам организаций
Согласно п.п. 7, 8 Порядка органы и организации, предоставляющие услуги в сфере образования, в целях определения мер по поэтапному повышению уровня доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг проводят обследование данных объектов и предоставляемых услуг, по результатам которого составляется паспорт доступности для инвалидов объекта и услуг. Паспорт доступности содержит следующие разделы: краткая характеристика объекта и предоставляемых на нем услуг; оценка соответствия уровня доступности для инвалидов объекта и имеющихся недостатков в обеспечении условий его доступности для инвалидов с использованием показателей, предусмотренных пунктом 11 настоящего Порядка; оценка соответствия уровня доступности для инвалидов предоставляемых услуг и имеющихся недостатков в обеспечении условий их доступности для инвалидов с использованием показателей, предусмотренных пунктом 12 настоящего Порядка; управленческие решения по срокам и объемам работ, необходимых для приведения объекта и порядка предоставления на нем услуг в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации.
Проведенной прокуратурой города Миасса проверкой установлено, что на сегодняшний день в МБОУ «Гимназия №26» обследование и паспортизация принадлежащих учреждению объектов и предоставляемых услуг не произведены.
Указанные обстоятельства представителем ответчика в судебном заседании не оспаривались, а, кроме того, подтверждаются письмом директора МКУ МГО «Образование» от 28 июня 2017 года №1279/13 (л.д. 8).
Суд отмечает, что проведение обследования и составление паспорта доступности образовательной организации для инвалидов является социальной гарантией прав граждан с ограниченными возможностями, поскольку указанные мероприятии способствуют оказанию им необходимой помощи в преодолении барьеров, мешающих получению услуг в сфере образования и использовании объектов наравне с другими лицами.
С учётом изложенного, суд полагает, что заявленные прокурором города Миасса в интересах неопределенного круга лиц требования являются законными и обоснованными.
Указанный срок для устранения допущенного нарушения – 01 июля 2018 года, по мнению суда, является разумным, определён с учётом особенностей финансирования бюджетных учреждений.
Доводы представителя ответчика о необходимости продления срока до декабря 2018 года надлежащим образом не мотивированы, каких – либо относимых и допустимых доказательств, которые свидетельствовали бы о невозможности выполнения данных мероприятий в указанный срок, суду не представлено.
Кроме того, суд полагает, что продление указанного срока является недопустимым, поскольку приведёт к длительному нарушению прав инвалидов на получение доступности представляемых МБОУ «Гимназия №26» услуг в сфере образования.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Исковые требования прокурора города Миасса в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Гимназия №26» о возложении обязанности провести обследование объекта и предоставляемых услуг и составить паспорт доступности для инвалидов удовлетворить.
Возложить на муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №26» обязанность провести обследование принадлежащих учреждению объектов и предоставляемых услуг, по результатам которого составить паспорт доступности для инвалидов объекта и услуг в срок до 01 июля 2018 года.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Челябинский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Миасский городской суд Челябинской области.
Председательствующий И.А. Алферов