дело № 2а-6150/18г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 ноября 2018 года г.Казань
Приволжский районный суд города Казани в составе председательствующего судьи Галяутдиновой Д.И.,
при секретаре Егоровой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Новиковой О.С. к Управлению Росреестра по Республике Татарстан, государственному регистратору Мухаметшиной Н.Е. об оспаривании решения об отказе в прекращении права общей долевой собственности, регистрации права общей долевой собственности, обязании устранить допущенные нарушения прав и интересов.
У С Т А Н О В И Л:
Новикова О.С. (далее по тексту – административный истец) обратилась в суд с административным иском к Управлению Росреестра по Республике Татарстан (далее по тексту – Управление Росреестра по РТ, административный ответчик) об оспаривании решения и обязании устранить допущенные нарушения прав и интересов.
В обоснование заявленных требований указала, что представленными ею 27.03.2018 документами на государственную регистрацию прекращения за ней права общей долевой собственности на 3/10 доли в праве на домовладение за № по <адрес> и государственную регистрацию права общей долевой собственности на 1/2 долю в праве на домовладение за № по <адрес> подтверждается, что Новиковой О.С. как наследнице ФИО2 в порядке универсального правопреемства принадлежит 1/2 доля в праве общей долевой собственности на указанный объект недвижимости. Однако решением Управления Росреестра по РТ от 31.08.2018 ей незаконно отказано в государственной регистрации прав, поэтому административный истец просит признать незаконным и отменить указанное решение об отказе в прекращении права общей долевой собственности (доля в праве 3/10), регистрации права общей долевой собственности (доля в праве 1/2) на одноэтажный жилой дом общей площадью 41, 4 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, документы на которую были представлены с заявлением от 27.03.2018 № 16/095/001/2018-8779, 8780, обязать осуществить регистрацию прекращения права общей долевой собственности (доля в праве 3/10), регистрацию права общей долевой собственности (доля в праве 1/2) на одноэтажный жилой дом общей площадью 41, 4 кв.м. по адресу: <адрес>, документы на которую были представлены с заявлением от 27.03.2018 № 16/095/001/2018-8779, 8780.
Определением суда к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена государственный регистратор Мухаметшина Н.Е., в качестве заинтересованного лица - государственный регистратор Хайруллин Ф.Ф.
В судебном заседании представитель административного истца заявленные требования поддержал и просил удовлетворить.
Представитель административного ответчика Управления Росреестра по РТ административный иск не признала.
Административный ответчик - государственный регистратор Мухаметшина Н.Е. в судебное заседание не явилась, извещена, представила заявление с просьбой о рассмотрении дела в её отсутствие.
Заинтересованное лицо - нотариус нотариального округа г.Казани Салахова Э.М. в судебное заседание не явилась, представила ответ на судебный запрос, в котором также просила рассмотреть дело в её отсутствие.
Представитель заинтересованного лица Муниципального казённого учреждения «Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани», а также заинтересованное лицо государственный регистратор Хайруллин Ф.Ф. также в суд не явились, извещены.
Выслушав пояснения явившихся участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Статьёй 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (часть 1).
Согласно частям 3, 4, 5, 6 указанной статьи, государственная регистрация прав на недвижимое имущество представляет собой юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 3 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее - орган регистрации прав).
К компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся: 1) прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов; 2) проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; 3) проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав; 4) государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав; 5) выдача документов, подтверждающих осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 6) ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в нем; 7) принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей; 8) иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом.
Согласно части 1, пунктам 2, 5 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: … договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; … вступившие в законную силу судебные акты.
Частью 4 статьи 18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрено, что к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Пунктами 1-9 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрено, что основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: 1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; 2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; 3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; 4) свидетельства о праве на наследство; 5) вступившие в законную силу судебные акты; 6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; 7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории); 8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости; 9) наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.
Основания и сроки приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав предусмотрены статьёй 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в соответствии с частью 1 которой осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 5); форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 7).
Таким образом, в соответствии со статьёй 27 вышеуказанного закона в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Материалами дела установлено, что согласно свидетельству о смерти серии №, выданному Управлением ЗАГСа Исполнительного комитета муниципального образования <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ умер ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 26).
Согласно свидетельству о праве на наследство по закону от 17.05.1988, наследниками имущества гр.ФИО1, состоящего из 3/5 доли одноэтажного бревенчатого жилого дома жилой площадью 32,8 кв.м., полезной площадью 41,4 кв.м., двух сараев, погреба, сооружения, находящегося в <адрес>, расположенного на земельном участке мерою 770 кв.м., являются в равных долях сыновья – ФИО2 и ФИО3 (л.д. 25).
Постановлением Главы администрации Московского района г.Казани № 508 от 30.06.1992 «Об узаконении самовольно выстроенного второго дома вместо снесённой 2/5 доли дома № по <адрес> с выделением его в отдельное домовладение №» постановлено домовладение за № по <адрес> считать принадлежащим в равных долях гр. ФИО2 и ФИО3 (л.д. 14).
15.08.2017 на основании заявления о государственной регистрации права от 03.08.2017, свидетельства о праве на наследство по закону от 17.05.1988, технического паспорта 1986г. была осуществлена государственная регистрация права общей долевой собственности (3/10 доли) на домовладение за № по <адрес> за гр.ФИО3
В последующем, 20.10.2017, на основании заявления о государственной регистрации права от 24.08.2017, постановления Главы администрации Московского района г.Казани № 508 от 30.06.1992 была осуществлена государственная регистрация права общей долевой собственности (1/2 доли) на домовладение за № по <адрес> за гр.ФИО3
Из свидетельства о смерти серии № следует, что ДД.ММ.ГГГГ умер ФИО2 (л.д. 27).
При жизни ФИО2 состоял в зарегистрированном браке с Новиковой О.С. (л.д. 28).
Согласно свидетельству о праве на наследство по закону от 17.07.2017, наследницей имущества гр.ФИО2, состоящего из 3/10 долей в праве общей долевой собственности на жилой дом по <адрес> № является супруга – Новикова О.С. (л.д. 24).
24.07.2017 на основании заявления о государственной регистрации права от 19.07.2017, свидетельства о праве на наследство по закону от 17.07.2017, произведена государственная регистрация права общей долевой собственности (3/10 доли) на домовладение за № по <адрес> за за гр.Новиковой О.С.
27.03.2018 Новикова О.С. обратилась в Управление Росреестра по РТ с заявлениями о государственной регистрации прекращения за ней права общей долевой собственности на 3/10 доли в праве на домовладение за № по <адрес> и государственной регистрации права общей долевой собственности на 1/2 долю в праве на указанное домовладение (л.д. 82-87).
Уведомлением Управления Росреестра по РТ от 01.06.2018 № 16/095/001/2018-8779 со ссылкой на положения пунктов 5,7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», начиная с 01.06.2018, на срок не позднее 31.08.2018 было приостановлено осуществление действий по регистрации в связи с тем, что на регистрацию не представлены иные правоустанавливающие документы, подтверждающие право Новиковой О.С. на 1/2 долю на домовладение за № по <адрес> (л.д. 95, 96).
Уведомлением Управления Росреестра по РТ от 31.08.2018 № 16/095/001/2018-8779, 8780 со ссылкой на положения статьи 27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» Новиковой О.С. отказано в осуществлении действий по регистрации прекращения права общей долевой собственности на 3/10 доли, а также регистрации права общей долевой собственности на 1/2 долю на домовладение за № по <адрес> (л.д. 88 – 90).
Основанием для отказа послужило неустранение обстоятельств, препятствующих государственной регистрации прав, которые ранее послужили основанием для их приостановления.
Таким образом, как следует из материалов дела и не оспаривается представителем административного истца, право собственности ФИО2 на 1/2 долю в праве общей долевой собственности на домовладение за № по <адрес> им при жизни на основании постановления Главы администрации Московского района г.Казани № 508 от 30.06.1992 зарегистрировано не было.
В свою очередь Новикова О.С. после смерти супруга ФИО2 права наследования на указанную долю в установленном законом порядке не оформила. Нотариусом Салаховой Э.М. Новиковой О.С. выдано свидетельство о праве на наследство по закону на 3/10 доли в праве общей долевой собственности на домовладение за № по <адрес> после смерти ФИО2
Именно данный документ и был представлен Новиковой О.С. в качестве правоустанавливающего документа на государственную регистрацию совместно с заявлением от 27.03.2018. Других правоустанавливающих документов, подтверждающих право собственности Новиковой О.С. на 1/2 долю в праве общей долевой собственности на домовладение за № по <адрес>, представлено не было. Постановление Главы администрации Московского района г.Казани № 508 от 30.06.1992, по которому право собственности на 1/2 долю домовладения за ФИО2 зарегистрировано не было, отношения к Новиковой О.С. не имеет, вынесено в отношении ФИО2, который умер ДД.ММ.ГГГГ.
В пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 N 9 «О судебной практике по делам о наследовании» разъяснено, что при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (статья 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, - также требования о признании права собственности в порядке наследования.
С учётом указанных обстоятельств, поскольку Новикова О.С. иных правоустанавливающих документов на заявленный объект недвижимости не представила, не имелось оснований для государственной регистрации прекращения за ней права собственности на 3/10 доли и регистрации права собственности на 1/2 долю в праве общей долевой собственности на домовладение за № по <адрес> по документам, представленным на государственную регистрацию прав 27.03.2018.
Доводы представителя административного истца о том, что Новикова О.С. является собственником 1/2 доли после смерти ФИО2 в порядке универсального правопреемства и данное обстоятельство является основанием для государственной регистрации заявленных ею прав, не могут быть приняты во внимание, поскольку не свидетельствуют о незаконности действий государственного регистратора. Эти доводы основаны на неправильном толковании норм права, являются ошибочными. В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 3 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относится проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти, государственный регистратор не вправе решать вопросы о возникновении либо прекращении прав собственности, подменяя собой уполномоченные органы, в которые административный истец не обращалась.
В связи с изложенным суд приходит к выводу о законности действий регистрирующего органа по отказу в государственной регистрации прав и в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации полагает необходимым в удовлетворении требований административного истца Новиковой О.С. отказать.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления Новиковой О.С. к Управлению Росреестра по Республике Татарстан, государственному регистратору Мухаметшиной Н.Е. о признании незаконным и отмене решения об отказе в прекращении права общей долевой собственности (доля в праве 3/10), регистрации права общей долевой собственности (доля в праве 1/2) на жилой дом общей площадью 41, 4 кв.м. по адресу: <адрес>, документы на которую были представлены с заявлением от 27.03.2018 № 16/095/001/2018-8779, 8780, обязании осуществить прекращение права общей долевой собственности (доля в праве 3/10), регистрацию права общей долевой собственности (доля в праве 1/2) на жилой дом общей площадью 41, 4 кв.м. по адресу: <адрес>, документы на которую были представлены с заявлением от 27.03.2018 № 16/095/001/2018-8779, 8780 отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Татарстан через Приволжский районный суд <адрес> Республики Татарстан в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья Д.И. Галяутдинова