Решение по делу № 2-1611/2014 от 01.12.2014

Дело № 2-1611/2014

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Рузаевка Республики Мордовия              09 декабря 2014 года

Рузаевский районный суд Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Аброськина Н.А.,

при секретаре судебного заседания Кожаевой Л.В.,

с участием помощника Рузаевского межрайонного прокурора Республики Мордовия Капкаевой Н.В.,

представителя ответчика главы администрации Перхляйского сельского поселения Рузаевского муниципального района Республики Мордовия Польдяевой Е.Н.,

        рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Рузаевского межрайонного прокурора Республики Мордовия, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о признании незаконным бездействия администрации Перхляйского сельского поселения Рузаевского муниципального района Республики Мордовия в части непринятия мер по ликвидации несанкционированной свалки,

у с т а н о в и л:

Рузаевский межрайонный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Перхляйского сельского поселения Рузаевского муниципального района Республики Мордовия в части непринятия мер по ликвидации несанкционированной свалки.

    В обосновании заявленных требований указал, что в ходе проведенной Рузаевской межрайонной прокуратурой проверкой исполнения экологического законодательства и законодательства о санитарно - эпидемиологическом благополучии населения на территории Перхляйского сельского поселения выявлено наличие несанкционированной свалки площадью 200 кв.м., расположенной в 600 метрах западнее с.Перхляй Рузаевского муниципального района Республики Мордовия. Неисполнение органом местного самоуправления поселения своих обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

Просит признать незаконным бездействие администрации Перхляйского сельского поселения Рузаевского муниципального района Республики Мордовия в части непринятия мер по ликвидации несанкционированной свалки на территории муниципального образования Перхляйского сельского поселения и обязать администрацию Перхляйского сельского поселения Рузаевского муниципального района Республики Мордовия ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную в 600 метрах западнее с. Перхляй Рузаевского муниципального района Республики Мордовия, общей площадью 200 кв.м.

В судебном заседании помощник Рузаевского межрайонного прокурора Капкаева Н.В. заявленные требования уточнила, просила признать незаконным бездействие администрации Перхляйского сельского поселения Рузаевского муниципального района Республики Мордовия в части непринятия мер по ликвидации несанкционированной свалки на территории муниципального образования Перхляйского сельского поселения и обязать администрацию Перхляйского сельского поселения Рузаевского муниципального района Республики Мордовия в срок до 01 мая 2015 года ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную в 600 метрах западнее с. Перхляй Рузаевского муниципального района Республики Мордовия, общей площадью 200 кв.м. Уточненные требования поддержала и просила их удовлетворить.

Представитель заинтересованного лица - глава администрации Перхляйского сельского поселения Польдяева Е.Н. заявленные прокурором требования признала.

    Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд удовлетворяет заявление по следующим основаниям.

Судом установлено, что на земельном участке, расположенном в 600 метрах западнее с. Перхляй Рузаевского муниципального района Республики Мордовия, выявлена несанкционированная свалка отходов потребления общей площадью 200 кв.м., что подтверждается актом проверки соблюдения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения от 18 ноября 2014 года и фототаблицей к акту проверки экологического законодательства (л.д. 5, 6-7), и не оспаривается представителем администрации Перхляйского сельского поселения.

Земельный участок, занятый несанкционированной свалкой, расположен в границах Перхляйского сельского поселения, государственная собственность на который не разграничена.

Согласно пункту 19 статьи 6 Устава Перхляйского сельского поселения Рузаевского муниципального района Республики Мордовия организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения сельского поселения (л.д. 17-20).

Разрешая по существу заявленные требования, суд принимает во внимание следующее.

    Исходя из положений статьи 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при выяснении вопроса о соблюдении заявителем срока обращения в суд, суд приходит к выводу о том, что срок обращения в суд прокурором не пропущен, поскольку о бездействии органа местного самоуправления ему стало известно 18 ноября 2014 года по результатам проверки поступившего обращения.

Прокурор оспаривает бездействие органа местного самоуправления, связанное с неисполнением возложенных на него обязанностей в области обращения с отходами, заявление подано в защиту прав неопределенного круга лиц в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом (пункт 4 статьи 27 пункт 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», статья 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

До 1 января 2015 года органы местного самоуправления муниципальных районов и сельских поселений осуществляют решение вопросов местного значения муниципальных районов и поселений в соответствии с положениями части 1 статьи 14 и части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона от 27 мая 2014 года №136-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (часть 5 статьи 4).

В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.

Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами.

Согласно статье 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований органы местного самоуправления осуществляют в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и статьей 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды, здоровья населения и среды обитания. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе в недра и на почву.

В силу статьи 3 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» одним из основных принципов охраны окружающей среды является принцип ответственности органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

В соответствии с пунктом 3 статьи 76 Земельного кодекса Российской Федерации приведение земельных участков в пригодное для использования состояние, в том числе при их захламлении, других видах порчи осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.

Неисполнение администрацией Перхляйского сельского поселения обязанности, возложенной указанными нормативными правовыми актами и актом, определяющим полномочия сельского поселения, повлекло образование несанкционированной свалки площадью 200 в.м на земельном участке, расположенном в 600 метрах западнее с. Перхляй Рузаевского муниципального района Республики Мордовия.

Наличие несанкционированной свалки нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

    Однако мер по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с земельного участка, занятого несанкционированной свалкой, ликвидации несанкционированной свалки, приведении земельного участка в состояние пригодное для его использования, администрация Перхляйского сельского поселения не принимает.

Поскольку неисполнение органом местного самоуправления поселения своих обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, заявление прокурора является обоснованным и подлежит удовлетворению.

При этом суд учитывает, что требования прокурора не ущемляют самостоятельность органа местного самоуправления в решении вопросов местного значения и направлены на его понуждение в судебном порядке исполнить возложенные законом обязанности в целях предупреждения причинения вреда.

В случае признания бездействия органа местного самоуправления незаконным на него возлагается обязанность в течение определенного судом срока совершить конкретные действия (статья 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пункт 28 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих»).

Признавая бездействие администрации Перхляйского сельского поселения по организации сбора и вывоза бытовых отходов незаконным, суд возлагает на орган местного самоуправления поселения, совершивший оспариваемое бездействие, обязанность организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора с земельного участка площадью 200 кв.м., расположенного в 600 метрах западнее с. Перхляй Рузаевского муниципального района Республики Мордовия, ликвидировать несанкционированную свалку на указанном земельном участке и привести земельный участок, занятый несанкционированной свалкой, в пригодное для использования состояние в срок до 01 мая 2015 года.

На основании изложенного и, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

заявление Рузаевского межрайонного прокурора удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Перхляйского сельского поселения Рузаевского муниципального района Республики Мордовия в части непринятия мер по ликвидации несанкционированной свалки на территории муниципального образования Перхляйского сельского поселения Рузаевского муниципального района Республики Мордовия.

Обязать администрацию Перхляйского сельского поселения Рузаевского муниципального района Республики Мордовия в срок до 01 мая 2015 года ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную в 600 метрах западнее села Перхляй Рузаевского муниципального района Республики Мордовия, общей площадью 200 квадратных метров.

Решение может быть обжаловано, на него может быть подано представление в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия с подачей жалобы, представления через Рузаевский районный суд Республики Мордовия в течение месяца.

Председательствующий

2-1611/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Рузаевский межрайонный прокурор
Другие
Администрация Перхляйского сельского поселения
Суд
Рузаевский районный суд Республики Мордовия
Дело на сайте суда
ruzaevsky.mor.sudrf.ru
01.12.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.12.2014Передача материалов судье
02.12.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.12.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.12.2014Подготовка дела (собеседование)
09.12.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.12.2014Судебное заседание
09.12.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.12.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.12.2014Дело оформлено
09.12.2014
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее