АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
03 февраля 2015 года город Ханты-Мансийск
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего судьи Блиновской Е. О.,
судей: Начарова Д. В., Старцевой Е. А.,
секретаря Тавлиной Л. Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Волковой к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о признании отказа в присвоении звания «Ветеран труда» незаконным, возложении обязанности по присвоению звания «Ветеран труда»,
по апелляционной жалобе ответчика Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на решение Ханты-Мансийского районного суда от 24 октября 2014 года, которым постановлено:
«исковое заявление Волковой к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры удовлетворить.
Признать незаконным отказ Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в присвоении Волковой звания «Ветеран труда».
Обязать Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры присвоить Волковой звание «Ветеран труда».
Взыскать с Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в пользу Волковой расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей».
Заслушав доклад судьи Начарова Д. В., судебная коллегия
установила:
Волкова Е. В. обратилась в суд с иском к ответчику о признании незаконным решения Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры об отказе в присвоении звания «Ветеран труда», возложении обязанности по присвоению звания «Ветеран труда».
В обоснование требований указал, что ей было отказано в присвоении звания «Ветеран труда», так как Благодарность Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации не включена в перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», утвержденный постановлением Правительства автономного округа от 06 июня 2005 года № 103-п.
Считает данный отказ незаконным, в связи с чем просила признать его таковым и возложить на Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры обязанность по присвоению ей звания «Ветеран труда».
Истец Волкова Е. В., надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель ответчика Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в судебное заседание не явился, направил в суд письменное возражение, в котором исковые требования не признал, просил в удовлетворении исковых требований отказать.
На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание сторон.
Судом постановлено указанное выше решение, которое в апелляционной жалобе Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры просит отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска, указывая на нарушение норм права.
Отказ в присвоении истцу звания «Ветеран труда» связан с тем, что Благодарность Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации не включена в перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде РФ, дающий право на присвоение звания «Ветеран труда», утвержденный постановлением Правительства ХМАО N 103-п от 06 июня 2005 года.
В соответствии со ст. 7 закона «О Ветеранах» ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда», награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или РФ, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости. При этом закреплено, что порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.
Суд посчитал отказ в присвоении звания «Ветеран труда» незаконным, полагая, что он противоречит ст. 7 ФЗ от 12 января 1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» и нарушает права истца.
Суд ошибочно пришел к выводу о том, что законодатель Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, утверждая порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда», незаконно ограничил определенными видами ведомственных знаков отличия в труде возможность присвоения этого звания.
Судом также не принято во внимание, что в силу ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти названного публично-правового образования полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пункте 2 статьи 26.3 Федерального закона от (дата) № 184-ФЗ. Данные расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования. Поскольку меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами, то названные публично-правовые образования вправе самостоятельно определять перечень знаков отличия в труде и наград, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда» в субъекте Российской Федерации.
В возражениях на жалобу Волкова Е. В. просит решение суда оставить без изменения, как принятое в соответствии с законом.
Стороны, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили, в связи с чем, на основании ст. ст. 327, 167 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения суда первой инстанции.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Волкова Е. В. осуществляет трудовую деятельность в <данные изъяты>», является получателем пенсии по старости (л.д. 13).
Приказом Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации от (дата) N (номер) Волковой Е. В. объявлена Благодарность Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации (л.д. 16).
Истец обратилась в уполномоченные орган государственной власти с заявлением о присвоении ей звания «Ветерана труда».
Письмом Департамента социального развития (адрес) – Югры от (дата) № <данные изъяты> (протокол от (дата) № <данные изъяты>) истцу отказано в присвоении звания «Ветеран труда», поскольку Благодарность Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации не включена в Перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», утвержденный постановлением Правительства автономного округа от 06 июня 2005 г. № 103-п.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона Российской Федерации от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» (далее Закона №5-ФЗ) ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда»; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 1 Закона Ханты-Мансийского автономного округа- Югры от 07 ноября 2006 года №115-оз «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» к ветеранам труда отнесены:
1) лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда»;
2) лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж не менее 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин или стаж, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Согласно статье 4 вышеприведенного Закона перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации и перечень наград, почетных званий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, являющихся основанием для присвоения званий «Ветеран труда», «Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа -Югры», утверждается Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
В соответствии с частью 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно пункту «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
На основании части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Исходя из содержания приведенных правовых норм полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по определению порядка и условий присвоения звания «Ветеран труда» ограничены федеральным законодательством, в том числе актами, определяющими категории граждан, являющихся ветеранами труда, в силу чего граждане, награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие соответствующий трудовой стаж, в обязательном порядке признаются субъектами данного права, поскольку данное положение закреплено в пункте 2 части 1 статьи 7 Федерального закона «О ветеранах».
Под установленным частью 2 статьи 7 Федерального закона «О ветеранах» порядком и условиями присвоения звания «Ветеран труда», понимается организационный и правовой механизм реализации (необходимый перечень документов, порядок принятия решения, выдачи удостоверения ветерана труда и т.д.) присвоения звания «Ветеран труда» в соответствии с требованиями, предъявляемыми частью 1 статьи 7 Федерального закона от (дата) «О ветеранах», перечень которых является исчерпывающим.
Исходя из предмета совместного ведения субъект Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные, по сравнению с федеральными, правовые основания для присвоения звания «Ветеран труда».
Утверждая порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда», законодатель субъекта Российской Федерации не вправе сужать перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со статьей 7 Федерального закона «О ветеранах».
В целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности обладало правом учреждать в установленном порядке знаки отличия в установленной сфере деятельности и награждать ими работников в указанных областях.
Приказом от 21 июня 2004 г. № 19 Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации «Об учреждении почетных званий, нагрудных знаков, Почетной грамоты и благодарности (ведомственных знаков отличия в труде)» Благодарность Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации относится к ведомственным наградам.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что истец была в установленном законом порядке награждена ведомственным знаком отличия в труде, каковым является Благодарность Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации.
Истец имеет необходимый трудовой стаж, в связи с чем, как лицо, награжденное ведомственным знаком отличия в труде, относится к категории граждан, являющихся ветераном труда.
Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства. Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку. Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Учитывая, что требования истца удовлетворены, суд первой инстанции, руководствуясь статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обоснованно пришел к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца, понесенные расходы при уплате государственной пошлины при подаче иска в суд, в размере 200 рублей.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24 октября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - без удовлетворения.
Председательствующий Блиновская Е. О.
Судьи: Начаров Д. В.
Старцева Е. А.