Дело № 2-32/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Н.Е. Колосовой,
с участием представителя истца Т.Д. Цепковой,
представителя третьего лица М.А. Криштопова,
при секретаре М.В. Стрыгиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Сыктывкаре 27 июля 2015 года гражданское дело по заявлению Цепковой Т.Д. в интересах Цепковой А.Е. о признании незаконными действий, возложении обязанности,
установил:
Т.Д. Цепкова, действующая в интересах А.Е. Цепковой, обратилась в суд с иском к Администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» о признании незаконными действий об отказе в утверждении схемы раздела земельного участка с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: ..., возложении обязанности утвердить схему раздела земельного участка.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены ООО «Азимут», Ю.В. Курюков, Н.В. Андроник.
В судебном заседании представитель истца Т.Д. Цепкова требования поддержала.
Представитель третьего лица Н.В. Андроника М.А. Криштопов требования не признал.
Заслушав объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела в их совокупности, суд находит заявление не подлежащим удовлетворению.
Решением Сыктывкарского городского суда от ** ** ** года было признано право собственности за Цепковой А.Е. на незавершенный строительством объект недвижимости, расположенный по адресу: .... Определением от ** ** ** года резолютивная часть решения изложена в следующей редакции: Признать право собственности за Цепковой А.Е. на незавершенный строительством объект недвижимости, расположенный по адресу: ..., рядом со строением по ул. ...
На основании данного решения зарегистрировано право собственности А.Е. Цепковой на данный объект.
** ** ** года Цепкова Т.Д., действуя в интересах Цепковой А.Е., обратилась в Администрацию МО ГО «Сыктывкар» с заявлением об утверждении схемы раздела земельного участка с кадастровым номером ...
Письмом от ** ** ** отказано в утверждении схемы раздела земельного участка. В письме указано, что при внесении топографической съемки и характерных точек границ образуемых земельных участков в электронную карту города, выявлено, что часть земельного участка :ЗУ2 невозможно рационально использовать ввиду того, что не обеспечен доступ к части земельного участка :ЗУ2.
** ** ** Т.Д. Цепкова обратилась с настоящим заявлением в Сыктывкарский городской суд.
Определением Сыктывкарского городского суда от ** ** ** года решение Сыктывкарского городского суда от ** ** ** отменено по заявлению Н.В. Андроника по вновь открывшимся обстоятельствам.
Решением Сыктывкарского городского суда от ** ** ** года отказано в иске Цепковой Т.Д., действующей в интересах Цепковой А.Е., к Администрации МО ГО «Сыктывкар» о признании права собственности за Цепковой А.Е. на незавершенный строительством объект недвижимости, расположенный по адресу: ..., рядом со строением по ул. .... Признан недействительным договор купли - продажи от ** ** ** года незавершенного строительством объекта недвижимости, расположенного по адресу: ..., рядом со строением по ул. ..., заключенный между ООО «...» в лице директора А.В. и Д.И.
Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РК от ** ** ** решение от ** ** ** года оставлено без изменения.
Отказывая в удовлетворении заявленных Цепковой А.Е. исковых требований, суд исходил из отсутствия доказательств, подтверждающих, что незавершенный строительством объект недвижимости, расположенный по адресу: ..., рядом со строением по ул. ... принадлежит на праве собственности Цепковой А.Е.
Приведенным решением также установлено, что Андронику Н.В. выдано свидетельство о праве собственности на объекты гаража по адресу: ... и склада №....
Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд считает, что истцом не предоставлено доказательств нарушения его прав действиями ответчика по отказу в утверждении схемы расположения земельного участка, отказ является правомерным.
К такому выводу суд пришел в силу следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Согласно ст. 258 ГПК РФ решение об удовлетворении заявления об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, должностного лица принимается если будет установлено, что решение, действие (бездействие) противоречит закону и этим были нарушены права либо свободы заявителя. При этом обязанность по доказыванию факта нарушения прав и свобод в результате совершения оспариваемых действий (бездействия), решения возлагается на заявителя.
Из приведенных положений следует, что для признания действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
В силу ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Вместе с тем, указанные положения не освобождают заявителя от обязанности представить доказательства тех обстоятельств, что оспариваемые ими решения, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц нарушают их права и свободы или создают препятствия к осуществлению ими прав и свобод, либо незаконно возлагают какую-либо обязанность или ответственность.
В силу ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации, (действовавшей в период обращения Т.Д. Цепковой в Администрацию МО ГО «Сыктывкар»), предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 35 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в период обращения Т.Д. Цепковой к ответчику), при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
В силу ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации (утратила силу с 1 марта 2015 года), граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с п. 3 ст. 1 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" от 24.07.2004 года N 221-ФЗ, подтверждением существования недвижимого имущества в качестве индивидуально-определенной вещи является внесение сведений в государственный кадастр недвижимости.
Согласно ст. 11.1 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до 1 марта 2015 года), земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Пунктом 7 ст. 36 Земельного кодекса РФ установлено, что в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии с п. 1 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно ст. 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации, при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
В целях раздела земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, аренды или безвозмездного пользования, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, в течение одного месяца со дня поступления от заинтересованного лица заявления об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории обязаны принять решение об утверждении этой схемы или решение об отказе в ее утверждении с указанием оснований для отказа. К заявлению об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории прилагаются:
1) подготовленная заявителем схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которые предлагается образовать и (или) изменить;
2) копии правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов на исходный земельный участок, если права на него не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно ч. 1 ст. 39 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с землепользователями смежных земельных участков.
Таким образом, по смыслу приведенных положений правовых норм на лице, желающем образовать земельный участок, в том числе путем раздела существующего земельного участка, лежит обязанность провести кадастровые работы в отношении испрашиваемого земельного участка, подготовить межевой план, содержащий уникальные характеристики земельного участка, позволяющие индивидуализировать его в качестве объекта права, и согласовать местоположение границ земельного участка со смежными землепользователями.
Требования, которым должны отвечать вновь формируемые земельные участки, ограничения по передаче земель в частную собственность установлены в ст. ст. 11.9, 27, 85 и других статьях Земельного кодекса РФ.
Так, в силу п. 5, 6 ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости; образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
На территории МОГО «Сыктывкар» предоставление земельных участков в аренду для целей, не связанных со строительством, осуществлялось в соответствии с Положением о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством на территории МОГО «Сыктывкар», утвержденным решением Совета МОГО «Сыктывкар» от 27.04.2009 г. N 21/04-384 (утратил силу 28.04.2015).
Согласно п.2.1 и п.2.2, 2.3 Положения о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, утвержденным решением Совета МО ГО «Сыктывкар» от 27.04.2009 № 21/04-384 физические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей не связанных со строительством, подают в администрацию МО ГО «Сыктывкар» заявление о предоставлении земельных участков в собственность за плату или в аренду. В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры, местоположение, испрашиваемое право на землю. К заявлению должны прилагаться: копия документа, удостоверяющего личность заявителя, копия доверенности в случае подачи заявления представителем, копия свидетельства о постановке физического лица на учет в | налоговом органе на территории Российской Федерации. Администрация муниципального образования городского округа "Сыктывкар" в месячный срок со дня поступления заявления с учетом зонирования территорий:
- обеспечивает информирование о возможности предоставления земельных участков в аренду или собственность за плату или бесплатно в средствах массовой информации. В информации указывается местоположение земельного участка, площадь, вид испрашиваемого права;
- утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) с учетом зонирования территорий.
Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". Администрация муниципального образования городского округа "Сыктывкар" в двухнедельный срок со дня предоставления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно, либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия решения.
Из содержания п. 5 ст. 31 Земельного кодекса РФ (утратила силу с 1 марта 2015 года), следует, что утвержденная схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории является приложением к акту о выборе земельного участка, т.е. утверждение такой схемы является результатом выбора конкретного земельного участка для последующего его предоставления лицу, с которым согласован выбор земельного участка из возможных вариантов.
Исходя из правовой позиции, изложенной в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.2005 N 187-О, от 27.01.2011 N 72-О-О, положений пунктов 2 и 5 статьи 34, статьи 36 Земельного кодекса РФ, устанавливающих право гражданина на подачу заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления о предоставлении или передаче земельного участка в собственность или аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и обязанность органа государственной власти или органа местного самоуправления принять решение о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче его в аренду, применяются в нормативном единстве с другими положениями Земельного кодекса Российской Федерации и иных законодательных актов и с учетом обеспечения баланса публичных и частных интересов.
Из приведенных правовых норм следует, что основанием для утверждения и выдачи заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте города является наличие в его собственности (безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении) здания, строения, сооружения, расположенного на испрашиваемом земельном участке.
При рассмотрении настоящего дела установлено, что Администрация МО ГО «Сыктывкар» своевременно рассмотрела запрос Т.Д. Цепковой, ответ дан со ссылками на нормы законодательства. Из ответа следует, что заявителю отказано в утверждении схемы раздела земельного участка в связи с не соответствием испрашиваемого земельного участка требованиям закона.
Доказательств обратного заявителем не предоставлено, в связи с чем оснований для признания действий ответчика по отказу в утверждении схемы раздела земельного участка не имеется.
Кроме того, А.Е. Цепкова не является собственником недвижимости на спорном земельном участке.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что каких-либо законных оснований для возложения на Администрацию МО ГО «Сыктывкар» обязанности утверждению схемы раздела земельного участка с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: ... не имеется, в связи с чем в удовлетворении исковых требований надлежит отказать.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
р е ш и л:
Исковые требования Цепковой Т.Д. в интересах Цепковой А.Е. о признании действий об отказе в утверждении схемы раздела земельного участка с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: ..., возложении обязанности утвердить схему раздела земельного участка, оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня составления мотивированного решения, то есть с ** ** **.
Судья - Н.Е. Колосова