Дело № 2-7559 /2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Некрасовой О.С.,
при секретаре Романовой Л.П.,
с участием представителя ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН РФ по РК Жабинец М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре
07 ноября 2012 года гражданское дело по заявлению Коростелева А.А. о признании действий ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Республике Коми незаконными, обязании принять и установить в камере телевизионный приемник,
УСТАНОВИЛ:
Коростелев А.А. обратился в Сыктывкарский городской суд с заявлением, в котором просил признать незаконными действия ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по РК, выразившиеся в отказе приема на его имя телевизионного приемника, приобретенного за счет собственных средств через торговую сеть либо полученного от родственников и иных лиц, а также отказе в его установке с обеспечением возможности просмотра телепередач в свободные от работы часы, в обоснование указав, что действиями администрации нарушаются его права на приобретение телевизионного приемника с его последующей установкой в камеру, в которой он содержится.
Коростелев А.А. надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился в связи с отбыванием наказания в местах лишения свободы. Поскольку действующее гражданское процессуальное законодательство не предусматривает обязательного этапирования истца, отбывающего наказание в виде лишения свободы, для участия в процессе, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие Коростелева А.А.
Представитель ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Республике Коми Жабинец М.В. полагал заявленные требования подлежащими оставлению без удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве.
Заслушав объяснения явившегося в суд лица, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Коростелев А.А. осужден к пожизненному лишению свободы, содержится в камере № ... режимного корпуса следственного изолятора ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Республике Коми, с ** ** ** г., изолированно от других лиц, содержащихся под стражей, в порядке ст.77.1 УИК РФ.
Из содержания искового заявления следует, что ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по РК Коростелеву В.В. отказано в приеме на его имя телевизионного приемника, приобретенного за счет собственных средств через торговую сеть либо полученного от родственников и иных лиц, также отказано в его установке в камере, где содержится осужденный, с обеспечением возможности просмотра телепередач в свободные от работы часы.
Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд находит заявленные истцом требования подлежащими оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.
Согласно положениям ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
Каждый, чьи права и свободы, признанные настоящей Конвенцией, нарушены, имеет право на эффективное средство правовой защиты в государственном органе, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве (ст. 13 Конвенции)
Между тем, применение к лицу, совершившему преступление, такого наказания, как лишение свободы, имея целью защиту интересов государства, общества и его членов, предполагает изменение привычного уклада жизни осужденного, его отношений с окружающими и оказание на него определенного морально-психологического воздействия, чем затрагиваются его права и свободы как гражданина и изменяется его статус как личности. В любом случае лицо, совершающее умышленное преступление, должно предполагать, что в результате оно может быть лишено свободы и ограничено в правах и свободах, т.е. такое лицо сознательно обрекает себя и своих близких на ограничения, в том числе в правах на общение с членами семьи, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.
Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний.
При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Осужденные не могут быть освобождены от исполнения своих гражданских обязанностей, кроме случаев, установленных федеральным законом. Права и обязанности осужденных определяются …исходя из порядка и условий отбывания конкретного вида наказания (ст. 10 УИК РФ). При этом законодательно установлены особенности правового положения осужденных как лиц, подвергнутых уголовному наказанию: при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации, но с учетом определенных изъятий и правоограничений, что соответствует положениям 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, согласно которой права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Поэтому сужение правоспособности осужденных осуществляется в указанных интересах как нормами уголовного законодательства, в которых применительно к конкретному виду наказания определен объем лишений или ограничений прав и свобод для этих лиц, так и нормами уголовно-исполнительного законодательства на этапе исполнения наказания, а также иными федеральными законами.
В зависимости от порядка и условий отбывания определенного вида уголовного наказания УИС Российской Федерации закрепляет дополнительные ограничения прав и свобод осужденных и возлагает на них специфические обязанности.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей (далее - подозреваемые и обвиняемые).
Между тем, согласно п. 11 ст. 12 УИК РФ при осуществлении прав осужденных не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний.
Согласно ч.3 ст.77.1 УИК РФ В случаях, предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, осужденные содержатся в следственном изоляторе в порядке, установленном Федеральным законом от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (далее - Федеральный закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений"), и на условиях отбывания ими наказания в исправительном учреждении, определенном приговором суда.
Следственный изолятор- казенное учреждение ФСИН России, руководствующееся в своей деятельности Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденными Приказом Минюста РФ № 189 от 14.10.2005г.
Приложением №2 Правил определен Перечень предметов первой необходимости, обуви, одежды и других промышленных товаров, а также продуктов питания, которые подозреваемые и обвиняемые могут иметь при себе, хранить, получать в посылках и передачах и приобретать по безналичному расчету. Данным перечнем предусмотрено, что предметы и вещи, не предусмотренные Перечнем, являются запрещенными.
В указанно перечне телевизионный приемник отсутствует.
Поскольку предметы и вещи, не предусмотренные Перечнем, являются запрещенными, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований Коростелева А.А. о признании действий ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Республике Коми незаконными, обязании принять и установить в камере СИЗО-1, в которой содержится Коростелев А.А., телевизионный приемник
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении требований Коростелева А.А. о признании действий ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Республике Коми незаконными, обязании принять и установить в камере телевизионный приемник
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми с подачей апелляционной жалобы через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья Некрасова О.С.