Решение по делу № 2-1341/2019 ~ М-1403/2019 от 21.11.2019

Дело № 2 - 1341/2019

УИД 43RS0034-01-2019-002042-68

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 декабря 2019 года г. Слободской Кировской области

    Слободской районный суд Кировской области в составе председательствующего судьи Мерзляковой Ю.Г., при секретаре Ковалевой Е.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пановой Татьяны Александровны к администрации Слободского муниципального района Кировской области о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, обязании предоставить земельный участок в аренду без проведения торгов,

УСТАНОВИЛ:

Панова Т.А. обратилась в суд с иском к ответчику о признании незаконным отказа администрации Слободского муниципального района Кировской области в предоставлении земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства с правом возведения жилых строений без права регистрации проживания в них, расположенного по адресу: <адрес>, для ведения дачного хозяйства в аренду без проведения торгов, возложении обязанности на администрацию Слободского района предоставить Пановой Т.А. вышеуказанный земельный участок для ведения дачного хозяйства в аренду без проведения торгов в срок, установленный в ст. 34 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 01.03.2015 года). В обоснование иска указано, что до 01.03.2015 предоставление земельных участков для дачного строительства производится в особом льготном порядке, регламентированном Законом № 66-ФЗ, с применением ст. 34 ЗК РФ без проведения торгов на основании заявлений граждан, обратившихся в орган местного самоуправления о предоставлении им земельного участка в указанных целях. Поэтому установленное п. 1 ст. 34 Закона № 171-ФЗ ограничение по сроку предоставления земельного участка в соответствии со ст.31 ЗК РФ без проведения торгов не применяется к предоставлению земельного участка в соответствии со ст. 31, 32 ЗК РФ для дачного строительства в соответствии с Законом № 66-ФЗ. На основании изложенного Панова Т.А. считает отказ администрации Слободского района, изложенный в письме от ДД.ММ.ГГГГ, в предоставлении земельного участка не основанным на нормах действующего законодательства, не законным и не обоснованным, нарушающим права Пановой Т.А. в сфере земельных и гражданских правоотношений.

В судебное заседание истец Панова Т.А. не явилась, извещена о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, на иске настаивала.

Представитель администрации Слободского муниципального района Кировской области в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, оставляя рассмотрение вопроса на усмотрение суда.

Представитель третьего лица администрации Шиховского сельского поселения Слободского района Кировской области в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Представитель третьего лица ДНП «Никульчинка» в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения по месту регистрации юридического лица, конверт возвращен с пометкой «истек срок хранения». В соответствии со ст.165.1 ГК РФ, ст.117 ГПК РФ третье лицо надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения дела, о наличии уважительных причин неявки суду не представлено, отложить рассмотрение дела, рассмотреть дело в отсутствие своего представителя не просило, возражений на иск не представило.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что в ДД.ММ.ГГГГ году группа граждан обратилась в администрацию Слободского района с заявлением о предоставлении им земельного участка в районе <адрес> для дачного строительства с дальнейшим созданием дачного некоммерческого партнерства «Никульчинка» общей площадью 7 га согласно ст. 14 Закона № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».

Распоряжением администрации Слободского района от ДД.ММ.ГГГГ ДНТ «Никульчинка» согласовано место размещения земельного участка с целью последующего предоставления для дачного строительства с правом возведения жилых строений без права регистрации проживания в них в районе д. <адрес>, ориентировочной площадью 7 га (л.д. <данные изъяты>).

ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано ДНП «Никульчинка», что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ (л.д. <данные изъяты>).

Распоряжением администрации Слободского района от ДД.ММ.ГГГГ утвержден акт выбора места размещения и согласования условий предоставления земельного участка, схема расположения земельного участка в кадастровом квартале . ДНП «Никульчинка» предложено разработать проект организаций и застройки территории дачного некоммерческого партнерства, представить проект организации и застройки главе администрации Слободского района на утверждение, после утверждения проекта организации и застройки установить границы земельных участков на местности и провести кадастровый учет, для принятия решения о предоставлении земельных участков для дачного строительства представить в администрацию Слободского района кадастровые паспорта земельных участков (л.д. <данные изъяты>).

Распоряжением администрации Слободского района от ДД.ММ.ГГГГ утвержден проект организации и застройки территории ДНП «Никульчинка», расположенного в районе <адрес>, разработанный ООО «<данные изъяты>», общая площадь территории планировки - <данные изъяты> кв.м, общая площадь дачной застройки - <данные изъяты> кв.м, земли общего пользования - <данные изъяты> кв.м (л.д. <данные изъяты>).

В результате проведенного межевания на кадастровый учет поставлены земельные участки, расположенные в кадастровом квартале , в том числе ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства с правом возведения жилых строений без права регистрации проживания в них, расположенный по адресу: <адрес>.

Общим собранием ДНП «Никульчинка» ДД.ММ.ГГГГ был утвержден список членов ДНП «Никульчинка», среди которых указана Воронцова Т.А., сменившая фамилию на «Воронцова» в связи с регистрацией брака ДД.ММ.ГГГГ (л.д. <данные изъяты>), и утверждена рабочая группа для подготовки вопроса о распределении земельных участков между членами ДНП «Никульчинка», что подтверждается копией протокола от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. <данные изъяты>).

На этом же общем собрании ДНП «Никульчинка» произведено распределение земельных участков между членами партнерства, земельный участок с кадастровым номером закреплен за Пановой Т.А.

ДД.ММ.ГГГГ Панова Т.А. обратилась в администрацию Слободского района с заявлением о предоставлении ей вышеуказанного земельного участка для ведения дачного хозяйства в аренду без проведения торгов (л.д.<данные изъяты>).

В ответ на указанное заявление письмом от ДД.ММ.ГГГГ администрация Слободского района, ссылаясь на пп. 7 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ, отказала Пановой Т.А. в предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов в связи с тем, что общий земельный участок (до раздела) с кадастровым номером , составляющий территорию ДНП «Никульчинка», не был предоставлен на каком-либо праве, поэтому предоставление земельного участка с кадастровым номером в соответствии с пп.7 п.2 ст.39.6 ЗК РФ невозможно. Процедура предоставления под дачное строительство ДНП «Никульчинка» была начата в ДД.ММ.ГГГГ году в редакции Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», действовавшей до 01.03.2015, и по настоящее время не завершена, но в соответствии с действующим законодательством продолжение процедуры невозможно и переходные положения от «старой» редакции к «новой», отсылающей на предоставление земельных участков в соответствии с действующими статьями Земельного кодекса Российской Федерации, не предусмотрено. Аналогичную позицию занимает ответчик и в настоящее время.

Не согласившись с указанным отказом, истец обратился с иском в суд.

    Статья 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ, предусматривала порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.

    Согласно пункту 2 статьи 81 ЗК РФ порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается Земельным кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.

    Поскольку спорные правоотношения связаны с предоставлением земельного участка для размещения дачного массива с целью ведения коллективного садоводства, нормы Земельного кодекса подлежат применению во взаимосвязи с положениями Федерального закона N 66-ФЗ.

    Согласно пунктам 1, 2 статьи 12 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (далее – Закон № 66-ФЗ), в редакции, действовавшей до 01.03.2015, при зонировании территории определяются зоны, которые наиболее благоприятны для развития садоводства, огородничества и дачного хозяйства исходя из природно-экономических условий, а также исходя из затрат на развитие межселенной социальной и инженерно-транспортной инфраструктур и в которых обеспечивается установление минимальных ограничений на использование земельных участков. В схемах зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений должны содержаться сведения о местах нахождения, площадях и целевом назначении земельных участков, разрешенном использовании земельных участков, а также сведения о правах, на которых земельные участки в конкретной зоне допускается предоставлять гражданам.

    Согласно статье 13 Закона № 66-ФЗ, в редакции, действовавшей до 01.03.2015, обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан. Эти органы ведут отдельно регистрацию и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков; очередность предоставления садовых, огородных или дачных земельных участков определяется на основании регистрации соответствующих заявлений. Граждане, имеющие в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством субъектов Российской Федерации преимущественное право на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, включаются в отдельный список. Списки граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и изменения в указанных списках утверждаются органом местного самоуправления и доводятся до сведения заинтересованных граждан. Орган местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, определяет потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках. Расчет производится, исходя из установленных норм предоставления земельных участков с учетом необходимости размещения имущества общего пользования.

    Выбор и предоставление земельных участков для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений урегулированы статьей 14 Закона N 66-ФЗ, пунктом 2 которой предусмотрено, что орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки.

    На основании выбранного варианта размещения земельных участков и их размеров орган местного самоуправления с учетом пожеланий граждан и с их согласия формирует персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (пункт 3 статьи 14 Федерального закона N 66-ФЗ).

    Пунктом 4 той же статьи предусмотрено, что после государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством. После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность. При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов такого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. Садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, сформированным в соответствии с ведомственной принадлежностью или иным принципом, земельные участки предоставляются в указанном порядке (пункты 4, 5 статьи 14 Закона о садоводческих объединениях в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений).

    Из изложенного следует, что до 01.03.2015 предоставление земельных участков для дачного строительства производилось в особом льготном порядке, регламентированном Законом № 66-ФЗ, с применением ст. 34 ЗК РФ без проведения торгов на основании заявлений граждан, обратившихся в орган местного самоуправления о предоставлении им земельного участка в указанных целях.

    Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ с 01.03.2015 ст. 34, 81 ЗК РФ признаны утратившими силу, введены в действие ст.ст. 39.1 - 39.19 ЗК РФ, в ст. 14 Закона № 66-ФЗ внесены изменения.

    Статьи 39.5 (п. 7) и 39.6 (п. 7 ч. 2) ЗК РФ, действующие с 01.03.2015, предусматривают предоставление в собственность или в аренду земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, образованного из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, за исключением земельных участков, отнесенных к имуществу общего пользования, членам данной некоммерческой организации.

    Статья 14 Закона № 66-ФЗ в редакции, действующей с 01.03.2015, предусматривает, что предоставление земельных участков для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (ч. 1).

    Земельные участки, образованные в соответствии с проектом межевания территории из земельного участка, предоставленного садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению, предоставляются членам такого объединения в соответствии с распределением образованных или образуемых земельных участков в собственность или аренду без проведения торгов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации. Садовые, огородные или дачные земельные участки предоставляются в собственность бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации (ч. 3).

    Распределение образованных или образуемых земельных участков между членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, которым земельные участки предоставляются в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, с указанием условных номеров земельных участков согласно проекту межевания территории осуществляется на основании решения общего собрания членов соответствующего объединения (собрания уполномоченных) (ч. 4).

    Из описанных выше норм следует, что процедура предоставления земельного участка для дачного хозяйства изменилась с 01.03.2015.

Так, до 01.03.2015 раздел земельного участка, предоставленного указанной организации, для предоставления её членам осуществлялся в соответствии с проектом организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан. А с 01.03.2015 такой раздел должен осуществляться в соответствии с проектом межевания территории.

Но Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ для земельных участков, процедура которых была начата до 01.03.2015, предусмотрены переходные положения.

Так, согласно п. 8 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ до 1 января 2018 года допускается утверждение проекта организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан в соответствии с Федеральным законом от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона).

В п. 9 названной статьи определено, что до 1 января 2020 года в случае, если в соответствии с Федеральным законом от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) утвержден проект организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан, раздел земельного участка, предоставленного указанному объединению или в совместную собственность членов указанного объединения, осуществляется в соответствии с проектом организации и застройки данной территории. При этом утверждение проекта планировки данной территории и проекта межевания данной территории не требуется.

Порядок предоставления в аренду земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен ст. 39.14 ЗК РФ.

В силу п. 10 ст. 34 Федерального закона №171-ФЗ к заявлению о предоставлении земельного участка, образованного на основании утвержденного проекта организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан, прилагается протокол общего собрания членов указанного объединения о распределении земельных участков между его членами. Представление в орган государственной власти или орган местного самоуправления данного протокола не требуется в случае, если он направлялся в указанные органы ранее.

В рассматриваемом случае процедура предоставления Пановой Т.А. земельного участка для дачного хозяйства была начала до 01.03.2015. В рамках указанной процедуры согласовано место размещения земельного участка с целью последующего предоставления для дачного строительства, создано ДНП «Никульчинка», утвержден акт выбора места размещения и согласования предоставления земельного участка, схема расположения земельного участка, предварительно согласовано место размещения земельного участка, утвержден проект организации и застройки территории ДНП «Никульчинка», выполнены кадастровые работы в целях образования земельного участка в соответствии с проектом организации и застройки территории, со схемой расположения земельного участка, осуществлен государственный кадастр учета земельных участков, произведен раздел земельного участка, предоставленного ДНП «Никульчинка», между его членами.

Администрация Слободского района, отказывая Пановой Т.А. в предоставлении земельного участка, указала на то, что общий земельный участок (до раздела) не был предоставлен на каком-либо праве ДНП «Никульчинка».

Суду не представлено распоряжение, постановление администрации Слободского района о предоставлении ДНП «Никульчинка» земельного участка. Но в постановлении администрации Слободского района от ДД.ММ.ГГГГ именно ДНП «Никульчинка» предложено разработать проект организации и застройки территории ДНП «Никульчинка», распоряжением администрации Слободского района от ДД.ММ.ГГГГ утвержден проект организации и застройки территории ДНП «Никульчинка».

В п. 4 ст. 14 Федерального закона № 66-ФЗ в редакции, действовавшей до 01.03.2015, предусмотрено, что после государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством. После этого утверждается проект организации и застройки территории такого объединения, членам объединения предоставляются земельные участки.

На основании изложенного суд находит установленным факт предоставления ДНП «Никульчинка» земельного участка, поскольку об этом свидетельствуют описанные выше постановления и распоряжения ответчика. Неоформление в установленном порядке прав ДНП «Никульчинка» на предоставленный земельный участок при соблюдении остальной процедуры предоставления земельного участка для дачного хозяйства не должно нарушать права граждан.

Проект организации и застройки территории ДНП «Никульчинка» утвержден до 01.01.2018, раздел земельного участка, предоставленного ДНП «Никульчинка», произведен до 01.01.2020.

Таким образом, Панова Т.А., как член ДНП «Никульчинка», обратилась в администрацию Слободского района с заявлением о предоставлении ей земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов, образованного из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, за исключением земельных участков, отнесенных к имуществу общего пользования.

Установленный ст. 39.14 ЗК РФ порядок предоставления в аренду земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов соблюден.

Поэтому в удовлетворении заявления Пановой Т.А. отказано незаконно.

На основании изложенного суд находит законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению требование истца о признании незаконным отказ администрации Слободского муниципального района Кировской области в предоставлении Пановой Т.А. земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства с правом возведения жилых строений без права регистрации проживания в них, расположенного по адресу: <адрес>, для ведения дачного хозяйства в аренду без проведения торгов.

На администрацию Слободского района следует возложить обязанность предоставить Пановой Т.А. указанный земельный участок в аренду без проведения торгов.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Пановой Татьяны Александровны удовлетворить.

Признать незаконным отказ администрации Слободского муниципального района Кировской области в предоставлении Пановой Татьяне Александровне земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства с правом возведения жилых строений без права регистрации проживания в них, расположенного по адресу: <адрес>, для ведения дачного хозяйства в аренду без проведения торгов.

Обязать администрацию Слободского муниципального района Кировской области предоставить Пановой Татьяне Александровне земельный участок с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства с правом возведения жилых строений без права регистрации проживания в них, расположенного по адресу: <адрес>, для ведения дачного хозяйства в аренду без проведения торгов.

Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Слободской районный суд Кировской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья подпись Ю.Г. Мерзлякова

2-1341/2019 ~ М-1403/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Панова Татьяна Александровна
Ответчики
Администрация Слободского муниципального района Кировской области
Другие
Черных Ольга Николаевна
администрация Шиховского сельского поселения Слободского района Кировской области
Дачное некоммерческое партнерство "Никульчинка"
Суд
Слободской районный суд
Судья
Мерзлякова Юлия Геннадьевна
21.11.2019[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.11.2019[И] Передача материалов судье
25.11.2019[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.11.2019[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.11.2019[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.12.2019[И] Судебное заседание
11.12.2019[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.12.2019[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.01.2020[И] Дело оформлено
14.01.2020[И] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее