Судья Иванова И.Е. Дело № 33-19361/2018
Учёт № 110г
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26 ноября 2018 года г. Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Тютчева С.М.,
судей Калимуллина Р.Я., Фахрутдиновой Р.А.,
с участием прокурора Кириллова Э.В.,
при секретаре судебного заседания Хабибулиной Р.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Калимуллина Р.Я. гражданское дело по апелляционным жалобам представителя истца – Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани – Курмашевой Я.А. и представителя третьего лица – УМВД РФ по г. Казани – Салаховой Ф.Ш. на заочное решение Советского районного суда г. Казани от 11 сентября 2018 года, которым постановлено:
В удовлетворении иска Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани к Кислову Е.М. и Кисловой К.Е. о признании утратившими право пользования специализированным жилым помещением, выселении без предоставления иного жилого помещения и снятии с регистрационного учета отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя третьего лица – УМВД РФ по г. Казани – Сафиной С.Ю., поддержавшей жалобу, и заключение прокурора Кириллова Э.В. о законности и обоснованности решения, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани обратился в суд с иском к Кислову Е.М. и Кисловой К.Е. о признании утратившими право пользования специализированным жилым помещением, выселении без предоставления иного жилого помещения и снятии с регистрационного учета, ссылаясь на то, что распоряжением Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 13 октября 2010 года сотруднику Управления внутренних дел г. Казани Кислову Е.М. предоставлена служебная <адрес>.
13 июля 2018 года в Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани поступило письмо с требованием о выселении Кислова Е.М. из занимаемого жилого помещения, поскольку приказом Управления МВД России по г. Казани от 13 апреля 2018 года он уволен из органов внутренних дел в связи с грубым нарушением служебной дисциплины.
Согласно выписки из домовой книги в спорном жилом помещении зарегистрированы и проживают Кислов Е.М. и Кислова К.Е.
Суд в иске отказал.
В апелляционной жалобе представитель истца – Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани – Курмашева Я.А. по мотиву незаконности и необоснованности просит решение отменить и принять новое решение об удовлетворении иска, ссылаясь на неправильное применение районным судом норм материального и процессуального права, ненадлежащую оценку собранных по делу доказательств, противоречие сделанных судом выводов фактическим обстоятельствам дела. В жалобе, в частности, указывается, что собственником жилого помещения является Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани, жилое помещение предоставлялось ответчику в 2010 году, к указанным правоотношениям применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации, в связи с чем п. 28 Типового положения при разрешении данного спора применяться не может. Отмечается, что спорная квартира предоставлялась для временного проживания на период службы, после же прекращения службы ответчик подлежит выселению.
В апелляционной жалобе представитель третьего лица – УМВД РФ по г. Казани – Салахова Ф.Ш. также по мотиву незаконности и необоснованности просит решение отменить и принять новое решение об удовлетворении иска, ссылаясь на неправильное применение районным судом норм материального и процессуального права, ненадлежащую оценку собранных по делу доказательств, противоречие сделанных судом выводов фактическим обстоятельствам дела. В жалобе указывается, что спорная квартира предоставлялась Кислову Е.М. для временного проживания на период службы, поэтому после прекращения службы он подлежит выселению.
Судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Согласно статье 35 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.
Жилые помещения в общежитии относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (пункт 2 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 99 Жилищного кодекса Российской Федерации специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования (часть 1). Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте (часть 2).
В соответствии со статьей 101 Жилищного кодекса Российской Федерации договор найма специализированного жилого помещения может быть расторгнут в любое время по соглашению сторон (часть 1). Наниматель специализированного жилого помещения в любое время может расторгнуть договор найма специализированного жилого помещения (часть 2). Договор найма специализированного жилого помещения может быть расторгнут в судебном порядке по требованию наймодателя при неисполнении нанимателем и проживающими совместно с ним членами его семьи обязательств по договору найма специализированного жилого помещения, а также в иных предусмотренных статьей 83 настоящего Кодекса случаях (часть 3).
Согласно части 1 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 и частью 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях:
1) члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей;
2) пенсионеры по старости;
3) члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер;
4) инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы.
На основании части 1 статьи 44 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции", обеспечение сотрудника полиции жилым помещением осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета посредством предоставления ему служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность, либо единовременной социальной выплаты на его приобретение в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Федеральный законодатель, определяя специальный правовой статус сотрудников органов внутренних дел, вправе устанавливать для них специальные социальные гарантии, которые могут предоставляться как в период прохождения службы, так и после увольнения из органов внутренних дел.
Согласно пункту 28 Типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в управление органам внутренних дел, органам федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2002 г. N 897, не могут быть выселены, помимо прочего, сотрудники, имеющие выслугу в правоохранительных органах не менее 10 лет.
В силу части 4 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правительство Российской Федерации вправе издавать постановления, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, на основании и во исполнение настоящего Кодекса, других федеральных законов, нормативных Указов Президента Российской Федерации.
Указанное Типовое положение принято во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 24 мая 1994 г. N 1016 "О неотложных мерах по реализации Федеральной программы Российской Федерации по усилению борьбы с преступностью на 1994-1995 годы", в настоящее время является действующим.
Следовательно, приведенные положения указанных выше нормативных правовых актов предусматривают, что сотрудники, имеющие выслугу в правоохранительных органах более 10 лет, не могут быть выселены из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.
Из материалов дела следует, что <адрес> находится в собственности муниципального образования города Казани Республики Татарстан.
Распоряжением Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 13 октября 2010 года данное жилое помещение предоставлено семье сотрудника Управления внутренних дел г. Казани Кислова Е.М. в составе двух человек по договору найма служебного жилого помещения.
Согласно выписке из домовой книги ответчики зарегистрированы в спорном жилом помещении с 8 декабря 2010 года.
Приказом от 18 апреля 2018 года Кислов Е.М. уволен со службы в органах МВД по РТ в связи с грубым нарушением служебной дисциплины, на момент его увольнения выслуга лет составила в календарном исчислении 10 лет 10 месяцев 09 дней.
Судом первой инстанции все обстоятельства дела, доводы сторон и представленные доказательства надлежащим образом исследованы и оценены, приняты все предусмотренные законом меры к установлению по делу юридически значимых фактов, по делу постановлено не противоречащее материальному и процессуальному закону решение.
При указанных обстоятельствах и с учетом вышеизложенных норм материального права районный пришел к правильному выводу об отказе, поскольку ответчик Кислов Е.М. к моменту его увольнения из правоохранительных органов имел выслугу более 10 лет, он и члены его семьи в силу пункта 28 Типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в управление органам внутренних дел, органам федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2002 г. N 897, не может быть выселен из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.
Указанное Типовое положение принято во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 24 мая 1994 г. N 1016 "О неотложных мерах по реализации Федеральной программы Российской Федерации по усилению борьбы с преступностью на 1994-1995 годы", в настоящее время является действующим, за исключением, что данный документ не распространяется на сотрудников органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 16 марта 2013 г. N 217.
Доводы апелляционных жалоб представителя истца – Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани – Курмашевой Я.А. и представителя третьего лица – УМВД РФ по г. Казани – Салаховой Ф.Ш. основаны на неправильном толковании норм материального права, они не могут служить мотивом к отмене решения, в ходе судебного разбирательства они были исследованы, что нашло отражение в принятом по делу решении.
Судебная коллегия полагает, что при разрешении настоящего спора правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом первой инстанции правильно, выводы суда основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в иске подробно со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в решении, их правильность не вызывает сомнений у суда апелляционной инстанции.
Обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения, - оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Заочное решение Советского районного суда г. Казани от 11 сентября 2018 года по данному делу оставить без изменения, апелляционные жалобы представителя истца – Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани – Курмашевой Я.А. и представителя третьего лица – УМВД РФ по г. Казани – Салаховой Ф.Ш. – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи