2-1119/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
02 ноября 2017 года г. Сегежа
Сегежский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Точинова С.В.,
при секретаре Моховой М.В.,
с участием истца Габидуллина П.Ю.,
представителя ответчика ГУ – Управления Пенсионного фонда РФ в г.Сегежа (межрайонное) Братышевой И.Г., по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гибидуллина Павла Юрьевича к ГУ – Управления Пенсионного фонда РФ в ... Республики Карелия (межрайонное)о включении в специальный стаж периодов работы, дающих право на досрочное назначение пенсии по старости,
у с т а н о в и л:
В суд обратился Габидуллин П.Ю. с иском, в обоснование которого указал, что 12.04.2017 он обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости в соответствии с п.6 ч.1 ст.32 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ на которое получил ответ об отсутствии права на досрочную пенсию по старости, поскольку его стаж работы в районах Крайнего Севера составляет 10 лет 06 мес. 02 дня при требуемом стаже 15 лет. При этом ответчик необоснованно не включил в стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости, периоды службы в органах внутренних дел: с 15.12.1988 по 31.10.1996 и с 01.11.1996 по 14.07.1997. Период службы истца в органах внутренних дел составил 08 лет 08 мес. 12 дней при требуемом стаже в 20 лет, в связи с чем получателем пенсии за выслугу лет он не является. Истец указал, что служба в органах внутренних дел, как и любая другая работа в районах Крайнего Севера требует дополнительных затрат, сил и энергии. Служба в органах внутренних дел это тоже работа, нередко требующая более существенных затрат, в связи с чем для данной категории служащих предоставляется пенсия за выслугу лет. Просил включить в стаж своей работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с п.6 ч.1 ст.32 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», периоды службы в органах внутренних дел: с 15.12.1988 по 31.10.1996 и с 01.11.1996 по 14.07.1997.
В судебном заседании истец поддержал заявленные требования по доводам иска, указывая, что в спорные периоды работал только в ..., относящемуся к районам Крайнего Севера и имеет право на их включение в соответствующий стаж наравне с другими, работавшими в этом городе лицами.
Представитель ГУ-УПФ РФ в г.Сегеже Республике Карелия (межрайонное) в судебном заседании исковые требования не признал. Пояснил, что истцом не выработан необходимый стаж работы в районах Крайнего Севера, поскольку действующее законодательство не предусматривает возможность включения в данный специальный стаж периодов службы в органах внутренних дел.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает установленными следующие обстоятельства.
Согласно п.1 ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее – Закон) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет.
В соответствии с п.п.6 п.1 ст.32 Закона, право на назначение страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, обладают мужчины, достигшие возраста 55 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Аналогичные положения ранее были закреплены в пп.6 п.1 ст.28 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", применявшегося до 01.01.2015.
Сходные положения предусматривались и ст.14 Закона РФ от 20.11.1990 N340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", утратившего силу с 01.01.2002.
Согласно материалов дела истец с 15.12.1988 по 14.07.1997 проходил службу в ЛОВДТ на ст.Кемь и Кемском ГОВД.
12.04.2017 истец обратился к ответчику с заявлением, которым просил разъяснить, когда сможет выйти на пенсию.
Ответом ГУ-УПФ РФ в г.Сегеже Республике Карелия (межрайонное) был уведомлен, что период его службы в органах внутренних дел не может быть учтен в его стаже работы в районах Крайнего Севера. При этом продолжительность указанного специального стажа истца была исчислена органом ответчиком общей продолжительностью 10 лет 06 мес. 02 дня (при требуемом – 15 лет).
Военная служба и служба в органах внутренних дел являются особыми видами государственной службы. Правовое положение (специальный правовой статус) военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел определяются соответствующими законами, а их пенсионное обеспечение (за исключением военнослужащих по призыву) осуществляется на основании Закона Российской Федерации от 12.02.1993 года "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", определяющего - исходя из специфики такой службы и особого правового статуса военнослужащих - условия назначения им пенсий, порядок их исчисления и размеры, отличающиеся от аналогичных параметров трудовых пенсий: для них, в частности, предусмотрена такая мера государственной социальной защиты, как пенсия за выслугу лет, которая назначается при наличии соответствующей выслуги независимо от возраста военнослужащих, а финансирование пенсий осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Право на пенсию военнослужащими и сотрудниками правоохранительных органов реализуется, таким образом, в рамках государственного пенсионного обеспечения, в котором для данной категории граждан предусмотрено в целях компенсации риска воздействия неблагоприятных факторов природно-климатических условий районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на организм человека исчисление при назначении пенсии за выслугу лет периода службы в указанных районах и местностях на льготных условиях.
Согласно ст.12 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитываются периоды прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Тем самым для военнослужащих и приравненных к ним по пенсионному обеспечению лиц предусмотрена возможность перехода из системы государственного пенсионного обеспечения в систему обязательного пенсионного страхования, ориентированную на определенный круг субъектов, включающую определенные правила уплаты страховых взносов, условия назначения страхового обеспечения и порядок исчисления его размеров, то есть получения трудовой пенсии, предоставляемой в рамках обязательного пенсионного страхования.
При этом законодатель, определяя порядок сохранения пенсионных прав военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов в случае оставления ими службы до приобретения права на пенсию за выслугу лет (пенсии по государственному пенсионному обеспечению) и устанавливая правило о включении периодов прохождения военной, а также другой, приравненной к ней службы, в страховой стаж, не предусмотрел зачет периодов службы в специальный стаж (в том числе в стаж в районах Крайнего Севера), что также соответствует правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в п.19 Постановления Пленума ВС РФ от 20.12.2005 N25 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", (действовавшего до издания Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N30), согласно которому период прохождения военной службы, а также иной приравненной к ней службы не подлежит зачету в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, поскольку действующее законодательство не предусматривает такой возможности.
В силу ст.33 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения страховой пенсии по старости в связи с работой в указанных районах и местностях (за исключением случаев определения стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного статьей 17 настоящего Федерального закона) к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Такое решение не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку оно связано с тем, что страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации за период прохождения гражданами военной и приравненной к ней службы не уплачивались и, следовательно, такие граждане не относятся к числу субъектов, на равных участвующих в солидарной системе обязательного пенсионного страхования.
Данная позиция согласуется с позицией Конституционного Суда РФ, нашедшей свое отражение в определениях от 10.03.2005 N14-О, от 25.01.2012 N19-О-О, от 23.12.2014 N2781-О, от 16.07.2015 N1640-О, от 28.01.2016 N 48-О.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения иска не имеется.
В соответствии со ст.98 ГПК РФ расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение настоящего дела подлежат отнесению на истца.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковое заявление Гибидуллина Павла Юрьевича к ГУ – Управления Пенсионного фонда РФ в г.Сегежа (межрайонное) о включении в специальный стаж периодов работы, дающих право на досрочное назначение пенсии по старости оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Карелия через Сегежский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Точинов С.В.
Мотивированное решение изготовлено 02.11.2017