Решение по делу № 33-2896/2016 от 03.06.2016

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья Тращенкова О.В. Дело № 33 – 2896/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Калининград 29 июня 2016 года

Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:

председательствующего Шлейниковой И.П.

судей Филатовой Н.В., Харитоненко Н.О.

при секретаре Близнюк Н.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Мытника А.В., Мытник Е.Г., Мытник А.А., Бутенко Е.Р., Бутенко А.С., действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетней И., Бутенко О.С., Восколей А.С., Восколея Е.А., Егорова В.В., Егоровой С.Н., Егорова Е.В., Новиковой Л.В., Глущенко А.В. и Глущенко В.Ю., действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Г. и Д., Климова А.В., Климовой Ю.В., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Б. и В., Соколовой Ю.И., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Е., Найгерта П.И. и Найгерт Ю.Ю., действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Ж. и К., Найгерта П.Е. на решение Центрального районного суда г. Калининграда от 31 марта 2016 г., которым их исковые требования о возложении на Губернатора Калининградской области, Председателя Правительства Калининградской области обязанности произвести переклассификацию чрезвычайной ситуации локального характера на чрезвычайную ситуацию регионального характера и осуществить финансовую помощь оставлены без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Филатовой Н.В., объяснения Мытник Е.Г., Бутенко Е.Р., Найгерт Ю.Ю., Найгерта П.Е., Найгерта П.И., его представителей Золотарева М.Ю., Гафурова В.Т., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Истцы обратились в суд с исками о возложении на Губернатора Калининградской области, Председателя Правительства Калининградской области обязанности произвести переклассификацию чрезвычайной ситуации локального характера на чрезвычайную ситуацию регионального характера и осуществить финансовую помощь. В обоснование указали, что они зарегистрированы и проживали в доме по <адрес>. 11 января 2015 года в доме произошел пожар, в результате которого полностью выгорел весь 4-й этаж, то есть 10 квартир. По поручению Губернатора Калининградской области был создан штаб для оказания помощи пострадавшим от пожара. В этот же день постановлением и.о. главы администрации муниципального образования «Черняховское городское поселение» было вынесено постановление о введении на территории МО «Черняховское городское поселение» режима чрезвычайной ситуации с 17 часов 00 минут 11 января 2015 года, для органов подсистемы РСЧС был установлен местный уровень реагирования. По факту пожара составлялись акты, возбуждено уголовное дело, в рамках которого проводились многочисленные экспертизы, однако лицо, виновное в произошедшем пожаре, до настоящего времени не установлено. Им оказана материальная помощь в размере по <данные изъяты> рублей на семью из бюджета муниципального образования и по <данные изъяты> рублей на каждого члена семьи из бюджета Калининградской области. В таком размере помощь им была оказана по причине того, что произошедший пожар в их доме был классифицирован как чрезвычайная ситуация локального характера, что не предусматривает оказания мер социальной поддержки граждан за счет средств федерального бюджета. Классификация чрезвычайной ситуации как локальной была произведена в связи с отсутствием сведений о размерах ущерба. Однако в ходе расследования уголовного дела была проведена товароведческая экспертиза, согласно заключению которой нанесенный пожаром материальный ущерб суммарно превышает <данные изъяты> рублей. При наличии ущерба в таком размере чрезвычайная ситуация, введенная в связи с произошедшим пожаром, подпадает под классификацию чрезвычайной ситуации регионального характера, что дает им право на получение финансовой помощи в размере по <данные изъяты> рублей на каждого человека в связи с утратой ими имущества первой необходимости. Настаивали на том, что в настоящее время имеются основания для переклассификации чрезвычайной ситуации из чрезвычайной ситуации локального характера на чрезвычайную ситуацию регионального характера, тогда как в этом Губернатором Калининградской области, Председателем Правительства Калининградской области было отказано. Ссылаясь на положения ГК РФ, Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Постановление Правительства Российской Федерации от 21.05.2007 № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», просили возложить на Губернатора Калининградской области, Председателя Правительства Калининградской области обязанность произвести переклассификацию вышеуказанной чрезвычайной ситуации локального характера в чрезвычайную ситуацию регионального характера в целях выделения пострадавшим материальной помощи по <данные изъяты> рублей на каждого в связи с полной утратой имущества первой необходимости и возложить на ответчиков обязанность осуществить им финансовую помощь в указанном выше размере.

Судом гражданские дела по искам вышеназванных лиц были объединены в одно производство и постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе истцы просят решение суда отменить и принять новое решение – об удовлетворении исковых требований. Полагают, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применены нормы материального права. Выражают несогласие с выводами суда о том, что выплата спорной финансовой помощи в отсутствие их заявлений невозможна. Указывают, что в соответствии с решением комиссии по предупреждению чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Правительства Калининградской области от 11.01.2015 г. администрации МО «Черняховский муниципальный район было рекомендовано в срок до 10 февраля 2015 г. подготовить и представить на рассмотрение в Правительство Калининградской области и Главное управление МЧС России по Калининградской области комплект документов в соответствии с порядком использования бюджетных ассигнований резервного фонда по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий. 28 января 2015 г. глава администрации МО «Черняховский муниципальный район» в обращении к начальнику ГУ МЧС России по Калининградской области указал размер суммарного материального ущерба от пожара <данные изъяты> рублей. При обращении в адрес Губернатора Калининградской области 25 марта 2015 г. главой администрации МО «Черняховский муниципальный район» указан размер материального ущерба от пожара – <данные изъяты> рубля. Приведенные обстоятельства, по их мнению, давали Губернатору Калининградской области право изменить своим решением классификацию чрезвычайной ситуации по спорному дому с ситуации локального на ситуацию регионального характера. Вывод суда об отсутствии у Губернатора таких оснований не соответствует обстоятельствам дела. Кроме того начальник ГУ МЧС России по Калининградской области с января 2015 г. был осведомлен о размере ущерба и также имел право внести свои предложения Губернатору Калининградской области об изменении классификации чрезвычайной ситуации. Суд этому оценки не дал. Экспертизой, проведенной по уголовному делу, установлена рыночная стоимость уничтоженного в результате пожара имущества – <данные изъяты> рублей. Суду надлежало определить порядок действий администрации МО «Черняховский муниципальный район», исходя из требований вышеуказанного решения от 11.01.2015 г. Как следует из материалов дела, администрацией не проводилось комиссионного обследования утраченного имущества истцов, не составлялись соответствующие акты, что не позволило им подать соответствующие заявления о получении финансовой помощи. Факт утраты ими имущества подтвержден заключением экспертизы, проведенной в рамках уголовного дела. Сумма ущерба давала основания администрации МО «Черняховский муниципальный район» для обращения в Правительство Калининградской области и к Губернатору Калининградской области для создания комиссии по установлению новой классификации чрезвычайной ситуации в целях оказания им финансовой помощи. Настаивают на том, что по настоящее время имеются основания для переклассификации чрезвычайной ситуации. Последствия чрезвычайной ситуации не ликвидированы, поскольку им не оказана финансовая помощь в связи с полной утратой имущества первой необходимости. На устранение пожара были выделены значительные денежные средства, однако ремонт выполнен некачественно и жить в данных помещениях невозможно.

В возражениях на апелляционную жалобу Правительство Калининградской области считает ее необоснованной и просит оставить решение суда без изменения.

Истцы, за исключением Мытник Е.Г., Бутенко Е.Р., Найгерт Ю.Ю., Найгерта П.Е., Найгерта П.И., представители ответчиков и третьих лиц в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в связи с чем, судебная коллегия в соответствии с ч. 3 ст. 167, ч. 1, 2 ст. 327 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции с учетом доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.

Как установлено судом и подтверждено материалами дела, истцы зарегистрированы и проживали в квартирах, расположенных на четвертом мансардном этаже многоквартирного жилого дома по <адрес>.

11 января 2015 года в 12 часов 47 минут произошло возгорание кровли данного дома, пожар был локализован в 18 часов 16 минут и полностью ликвидирован 12 января 2015 года в 10 часов 40 минут. В результате пожара произошло выгорание и обрушение конструкций кровли, выгорело чердачное помещение и 10 квартир, расположенных на мансардном этаже.

Постановлением и.о. главы администрации муниципального образования «Черняховское городское поселение» от 11 января 2015 на территории муниципального образования «Черняховское городское поселение» с 17 часов 00 минут 11 января 2015 года введен режим чрезвычайной ситуации, для органов управления Черняховской подсистемы РСЧС установлен местный уровень реагирования.

14 января 2015 года возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ст.168 УК РФ, предварительное следствие по которому постановлением от 10 октября 2015 года приостановлено в связи с неустановлением и розыском лица, подлежащего привлечению к уголовной ответственности. В рамках данного уголовного дела истцы признаны потерпевшими.

Разрешая требования истцов о переквалификации чрезвычайной ситуации, суд первой инстанции исходил из того, что в силу действующего законодательства решение о введении режима чрезвычайной ситуации принимается соответствующими органами власти, исходя из критериев, позволяющих классифицировать возникшую чрезвычайную ситуацию и установить уровень реагирования на нее, а именно: из ее масштаба, территориальности и последствий в виде причиненного ущерба. Принимая во внимание, что органом местного самоуправления – администрацией муниципального образования «Черняховское городское поселение» чрезвычайная ситуация была классифицирована как чрезвычайная ситуация локального характера с учетом вышеуказанных критериев, порядок переклассификации чрезвычайной ситуации законом не предусмотрен, с 20 июля 2015 г. в связи с устранением последствий пожара режим чрезвычайной ситуации снят, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для переквалификации чрезвычайной ситуации.

Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, находит их правильными, принятыми с соблюдением норм материального права.

Так, согласно п.п. «и», «к» п.2 ст. 11 ФЗ РФ от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; устанавливают местный уровень реагирования в порядке, установленном пунктом 8 статьи 4.1 настоящего Федерального закона.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в силу п.п. «м», «н» п. 1 ст. 11 того же Закона вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; устанавливают региональный (межмуниципальный) уровень реагирования в порядке, установленном пунктом 8 статьи 4.1 настоящего Федерального закона.

В соответствии с п.8 ст. 4.1 данного Закона при введении режима чрезвычайной ситуации в зависимости от последствий чрезвычайной ситуации, привлекаемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации сил и средств единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, классификации чрезвычайных ситуаций и характера развития чрезвычайной ситуации, а также от других факторов, влияющих на безопасность жизнедеятельности населения и требующих принятия дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайной ситуации, устанавливается один из следующих уровней реагирования:

- местный уровень реагирования - решением главы городского поселения при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и средствами организаций и органов местного самоуправления, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, которая затрагивает территорию одного городского поселения;

- региональный (межмуниципальный) уровень реагирования - решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и средствами организаций, органов местного самоуправления и органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, которая затрагивает территории двух и более муниципальных районов либо территории муниципального района и городского округа, если зона чрезвычайной ситуации находится в пределах территории одного субъекта Российской Федерации.

Классификацию чрезвычайных ситуаций согласно п. "ж" ст. 10 ФЗ РФ 68-ФЗ устанавливает Правительство Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.05.2007 № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера подразделяются, в том числе, на чрезвычайную ситуацию локального характера, в результате которой территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация и нарушены условия жизнедеятельности людей, не выходит за пределы территории объекта, при этом количество людей, погибших или получивших ущерб здоровью, составляет не более 10 человек либо размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь составляет не более 100 тыс. рублей (подп. «а» п.1), а также на чрезвычайную ситуацию регионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей (подп. «г» п.1).

Исходя из совокупного толкования приведенных норм материального права, критериями для классификации чрезвычайной ситуации являются одновременно следующие условия:

- пределы территории, на которой сложилась чрезвычайная ситуация;

- количество погибших (пострадавших) либо размер материального ущерба.

Принимая во внимание, что спорный пожар возник в пределах одного объекта (конкретного дома), совокупность условий для признания данного события чрезвычайной ситуациией регионального характера отсутствовала.

Утверждения истцов о том, что единственным и достаточным условием для классификации произошедшего пожара как чрезвычайной ситуации регионального характера является размер материального ущерба, превысивший в данном случае <данные изъяты> рублей, являются ошибочными, поскольку основаны на неверном толковании действующего законодательства.

Как установлено судом, в связи с произошедшим пожаром и утратой имущества истцам оказаны меры социальной поддержки в размере по <данные изъяты> рублей за счет средств бюджета муниципального образования и по <данные изъяты> рублей за счет средств областного бюджета.

Кроме того, из бюджета Калининградской области в виде дотаций для МО «Черняховский городской округ» было предоставлено <данные изъяты> рублей на восстановление дома после пожара.

Обращаясь в суд с настоящим иском, истцы настаивают на наличии у них права на получение материальной помощи в размере <данные изъяты> рублей на человека за полностью утраченное имущество, которая должна быть им оказана ответчиками.

Суд первой инстанции, разрешая указанные требования истцов, обоснованно отказал в их удовлетворении.

Так, в силу ст. 18 ФЗ РФ от 21.12.1994 N 68-ФЗ граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 24 указанного Федерального закона финансовое обеспечение установленных настоящим Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций: регионального и межмуниципального характера (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством субъектов Российской Федерации; в границах (на территории) муниципального образования (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством муниципального образования.

Постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 № 110 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, которые устанавливают порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера.

Согласно п.п. «д» п.2 Правил, бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций, в том числе, оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тыс. рублей на человека).

Поскольку, как указано выше, пожар в доме истцов являлся чрезвычайной ситуацией локального характера, то выделение средств на ликвидацию последствий данной чрезвычайной ситуации в силу статьи 24 ФЗ РФ № 68-ФЗ относится к расходным обязательствам муниципального образования.

При таких обстоятельствах выплата требуемой истцами материальной помощи из бюджета Калининградской области за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий противоречит действующему законодательству.

Доводы апелляционной жалобы истцов сводятся к изложению их правовой позиции, выраженной в суде первой инстанции, являвшейся предметом исследования и нашедшей верное отражение и правильную оценку в решении суда, основаны на ошибочном толковании норм материального права, направлены на иную оценку установленных обстоятельств дела и доказательств, исследованных судом. Между тем, несогласие лиц, участвующих в деле, с результатами оценки исследованных судом доказательств и установленных обстоятельств, не может служить основанием для отмены решения суда.

С учетом изложенного, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.

Руководствуясь п. 1 ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Центрального районного суда г. Калининграда от 31 марта 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33-2896/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Мытник А.В.
Ответчики
Губернатор Калининградской области
Суд
Калининградский областной суд
Судья
Филатова Наталья Владимировна
Дело на сайте суда
oblsud.kln.sudrf.ru
15.06.2016Судебное заседание
29.06.2016Судебное заседание
04.07.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.07.2016Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее