Решение от 06.10.2016 по делу № 2-5804/2016 от 15.06.2016

Дело №

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    06 октября 2016г. Центральный районный суд .... края в составе:

председательствующего Колесникова Д.Ю.

при секретаре          ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО2 к Министерству Финансов Российской Федерации, Управлению Федерального казначейства по .... о взыскании сумм,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратился в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации, УФК по .... о взыскании компенсации морального вреда в размере 100 000 руб. в связи с ненадлежащими условиями содержания. В обоснование требований ссылается на то, что в период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ содержался в ИВС .... края в условиях, унижающих человеческое достоинство, которые причинили нравственные страдания. В указанный период в ИВС не было настенных шкафов и прикроватных тумбочек для хранения личных вещей и продуктов, бол был бетонный, столов и лавок не было, не было душа, освещение было тусклое, окно было забито железным листом, унитаз и раковина отсутствовали, справлять нужду приходилось в бак, вентиляция не работала. Камеры не соответствовали квадратуре, в камерах рассчитанных на 2-4 человека, содержалось по 6-10 человек, спать приходилось по очереди на голых нарах, так как не выдавались матрасы и постельное белье, в камере было и сыро.

В судебное заседание истец не явился, извещен надлежаще по месту отбывания наказания.

    Иные участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Статьей 17 Конституции РФ признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

Статьей 21 Конституции РФ установлено, что достоинство личности охраняется государством. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

Согласно ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.

В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" указано на необходимость учитывать, что в соответствии со статьей 3 Конвенции и требованиями, содержащимися в постановлениях Европейского Суда по правам человека, условия содержания обвиняемых под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству. Унижающим достоинство обращением признается, в частности, такое обращение, которое вызывает у лица чувство страха, тревоги и собственной неполноценности. При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания. Оценка указанного уровня осуществляется в зависимости от конкретных обстоятельств, в частности от продолжительности неправомерного обращения с человеком, характера физических и психических последствий такого обращения. В некоторых случаях принимаются во внимание пол, возраст и состояние здоровья лица, которое подверглось бесчеловечному или унижающему достоинство обращению (пункт 15).

Порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, регламентируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее – Федеральный закон № 103-ФЗ).

В соответствии со ст. 4 Федерального закона № 103-ФЗ содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона № 103-ФЗ местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых являются: следственные изоляторы уголовно - исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации; следственные изоляторы органов федеральной службы безопасности; изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел; изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых Пограничных войск Российской Федерации.

Согласно ст. 9 Федерального закона № 103-ФЗ изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел и Пограничных войск Российской Федерации (далее, если не требуется соответствующее уточнение, - изоляторы временного содержания) предназначены для содержания под стражей задержанных по подозрению в совершении преступлений. В изоляторах временного содержания в случаях, предусмотренных Уголовно - процессуальным кодексом, могут временно содержаться подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу.

В силу ст. 15 Федерального закона № 103-ФЗ в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.

Согласно ст. 16 названного Закона в целях обеспечения режима в местах содержания под стражей федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний по согласованию с Генеральным прокурором Российской Федерации утверждаются Правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

Главой II Федерального закона № 103-ФЗ регулируются права подозреваемых и обвиняемых и их обеспечение во время содержания под стражей (статьи 17-31).

В статье 23 указано, что подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место, бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага, а также по их просьбе в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств индивидуальные средства гигиены (как минимум мыло, зубная щетка, зубная паста (зубной порошок), одноразовая бритва (для мужчин), средства личной гигиены (для женщин), все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием. Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.

Камеры ИВС оборудуются: индивидуальными нарами или кроватями; столом и скамейками по лимиту мест в камере; шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов; санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности; краном с водопроводной водой; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; бачком для питьевой воды; радиодинамиком для вещания общегосударственной программы; кнопкой для вызова дежурного; урной для мусора; светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа; приточной и/или вытяжной вентиляцией; детскими кроватями в камерах, где содержатся женщины с детьми; тазами для гигиенических целей и стирки одежды.

В силу положений ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

При этом, исходя из смысла приведенных норм права, бремя доказывания отсутствия нарушений прав истца, причиненных ей пребыванием в изоляторе временного содержания в условиях, не соответствующих требованиям закона, лежит на ответчиках.

В своем Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ (дело "<данные изъяты> и другие против Российской Федерации) Европейский Суд по правам человека указал, что установление несоответствия условий содержания под стражей с требованиями ст. 3 Конвенции на основе критериев, перечисленных в § 143-158 настоящего Постановления, имеет фактический характер и создает прочную правовую презумпцию о том, что такие условия причиняют моральный вред потерпевшему. Национальный закон о компенсации должен отражать существование этой презумпции, а не присуждать, как это происходит сейчас, компенсацию в зависимости от способности заявителя доказать вину конкретных должностных лиц или органов и незаконность их действий (§ 229).

На момент указанного в исковом заявлении периода содержания ФИО2 в ИВС действовали Правила внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утв. Приказом МВД Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно разделу 3 которых камеры ИВС оборудуются, в том числе столом; санитарным узлом; краном с водопроводной водой. Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.

Подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются для индивидуального пользования спальным местом (при наличии соответствующих условий), постельными принадлежностями, постельным бельем, столовой посудой на время приема пищи.

На основании приказа ГУ МВД РФ по .... № от ДД.ММ.ГГГГ ОВД по .... края реорганизован путем присоединения к нему с ДД.ММ.ГГГГ ОВД по .... и ОВД по ..... ОВД по .... края переименован в МО МВД РФ <данные изъяты>

ФИО2. указывает в исковом заявлении на то, что содержался в ИВС в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Согласно данным УФСИН России по ...., ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, был арестован ДД.ММ.ГГГГ, в учреждение ФКУ СИЗО-№ .... прибыл ДД.ММ.ГГГГ из иве <данные изъяты> РОВД. В указанный Вами период времени, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года из СИЗО-№ .... этапировался в ИВС <данные изъяты> РОВД ДД.ММ.ГГГГ и возвращен в СИЗО-№ ДД.ММ.ГГГГ, этапирован в ИВС <данные изъяты> РОВД ДД.ММ.ГГГГ и возвращен в СИЗО-№ ДД.ММ.ГГГГ, этапирован в ИВС <данные изъяты> РОВД ДД.ММ.ГГГГ и возвращен в СИЗО-№ ДД.ММ.ГГГГ этапирован в ИВС <данные изъяты> РОВД ДД.ММ.ГГГГ и возвращен в СИЗО-2 ДД.ММ.ГГГГ, этапирован в ИВС <данные изъяты> РОВД ДД.ММ.ГГГГ и возвращен в СИЗО-№ ДД.ММ.ГГГГ.

После вступления обвинительного приговора в законную силу ДД.ММ.ГГГГ был этапирован в учреждение ЛИУ-№ .... для дальнейшего отбывания наказания. За время отбывания наказания в указанном учреждении, ФИО2 этапировался в учреждение ФКЛПУ КТБ-№ для прохождения курса лечения: убыл в учреждение ФКЛПУ КТБ-№ ДД.ММ.ГГГГ, возвратился в ЛИУ-№ ДД.ММ.ГГГГ, убыл в учреждение ФКЛПУ КТБ-№ ДД.ММ.ГГГГ, возвратился в ЛИУ-№ ДД.ММ.ГГГГ, убыл в учреждение ФКЛПУ КТБ-№ ДД.ММ.ГГГГ, возвратился в ЛРГУ-№ ДД.ММ.ГГГГ, убыл в учреждение ФКЛПУ КТБ-№ ДД.ММ.ГГГГ, возвратился в ЛИУ-№ ДД.ММ.ГГГГ, убыл в учреждение ФКЛПУ КТБ-№ ДД.ММ.ГГГГ, возвратился в ЛИУ-№ ДД.ММ.ГГГГ, откуда ДД.ММ.ГГГГ освобожден условно-досрочно по постановлению Ленинского районного суда .... края от ДД.ММ.ГГГГ на неотбытый срок 2 года 4 месяца 28 дней.

ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ вновь арестован. В учреждение ФКУ СИЗО-№ .... прибыл ДД.ММ.ГГГГ из ИВС <данные изъяты> РОВД. Из СИЗО-№ .... в ИВС Залесовского РОВД не этапировался. После вступления обвинительного приговора в законную силу ДД.ММ.ГГГГ был этапирован в <данные изъяты> .... для дальнейшего отбывания наказания, откуда ДД.ММ.ГГГГ освобожден условно-досрочно по постановлению <данные изъяты> городского суда .... от ДД.ММ.ГГГГ на неотбытый срок 4 месяца 17 дней.

Таким образом, суд приходит к выводу, что ФИО2 в указанный им периодически времени содержался периодичев ИВС .... края в связи с тем, что доказательств обратного ответчиками не представлено.

При этом, достоверно установить в каких камерах содержался ФИО2 не представляется возможным т.к. вся документация уничтожена за истечением сроков хранения.

В соответствии со сведениями, представленными МО МВД России <данные изъяты> инспектора группы делопроизводства и режима, каких – либо документов, касающихся деятельности ИВС МВД по .... на хранении нет.

Согласно технического паспорта от ДД.ММ.ГГГГ административного здания по адресу: .... камеры бывшего ИВС расположены на первом этаже, помещения оснащено вентиляцией, центральным отоплением (на твердом топливе), холодным водоснабжением, системой канализации (местный отстойник), полы деревянные, оконные проемы с двойным остеклением.

Несмотря на то, что ни истец, ни иные участники процесса не предоставили сведения о конкретных камерах, в которых содержался ФИО2 суд учитывает, что в техническом паспорте на ДД.ММ.ГГГГ год отсутствуют сведения об оснащении каких - либо камер санитарными узлами в соответствии с требованиями приватности, в связи с чем, приходит к выводу о том, что ответчиками и третьими лицами не опровергнуты доводы об отсутствии в камере санитарного узла, отвечающего требованиям приватности.

Между тем, в остальной части суд полагает доводы истца недоказанными.

Согласно сведений ГУ МВД России по <данные изъяты> душевая комната в ИВС была, для обеспечения душа горячей водой был установлен электроводонагреватель, который висел в душевой до момента реорганизации ОВД по ...., при этом, установить когда он был введен в эксплуатацию не представляется возможным.

Наличие вентиляции в здании ИВС отражено в техническом паспорте.

Согласно акта обследования технической укрепленности ИВС ОВД по ...., в ИВС имелись унитазы, раковины, кровати, столы, стулья (скамейки), колка для туалетных принадлежностей, вешалка для одежды, розетки с регулируемой подачей тока, деревянное половое покрытие, окна в камерах остеклены простым стеклом, укреплены металлической решеткой, вентиляция в камерах принудительная и естественная, душевая комната с водонагревателем объемом 50 литров, количество постельных принадлежностей – матрацев 14 шт., подушек 14шт., одеял 14 шт., простыней 14шт., наволочек 14 шт., полотенец 14 шт.

Достоверно установить выдавались ли спальные принадлежности, соблюдался ли режим питания лиц, содержащихся в ИВС в указанный истцом период, в каких конкретно камерах содержался ФИО2. не представляется возможным.

Таким образом, доводы истца о нарушении условий содержания в ИВС нашли свое подтверждение в части отсутствия приватности.

Указанные обстоятельства сами по себе предполагают причинение истцу нравственных страданий, при этом вина государства заключается в необеспечении надлежащих условий содержания, что является основанием для взыскания в его пользу компенсации морального вреда.

В силу ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

В соответствии со ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.

В силу ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В соответствии со ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 ст. 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

Определяя размер компенсации морального вреда, суд в соответствии с положениями ст. 1101 ГК РФ принимает во внимание личностные данные самого истца (неоднократном нахождении в учреждениях уголовно – исполнительной системы), продолжительности пребывания в ИВС, степень его нравственных и физических страданий, фактические обстоятельства, при которых был причинен вред, и, руководствуясь принципами разумности и справедливости, считает необходимым исковые требования удовлетворить частично, взыскав с Министерства Финансов РФ за счет средств казны Российской Федерации в пользу истца компенсацию морального вреда 1000 руб.

Согласно п. 3 ст. 125 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

Пункт 1 ст. 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации относит к правоотношениям, регулируемым Бюджетным кодексом Российской Федерации отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга; отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.

Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» предусмотрены полномочия Министерства как главного распорядителя бюджетных средств, предусмотренных на содержание МВД России и реализацию возложенных на него задач (п. 63), при этом к числу функций Министерства Положением о нем не отнесено участие в судах в качестве ответчика от имени государства и возмещение вреда в связи с незаконными действиями сотрудниками и органами системы внутренних дел.

Бюджетный кодекс Российской Федерации (федеральный закон, закрепляющий бюджетные полномочия главных распорядителей, в том числе по участию в делах от имени государства – ст. 158 Кодекса), как следует из приведенной выше нормы, не регулирует отношения с участием граждан.

Учитывая изложенное, надлежащим ответчиком по делу является ФИО1, от имени которой действует Министерство финансов Российской Федерации в лице соответствующего территориального органа.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

    ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░2 ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ 1000 ░░░.

    ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

    ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ....░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ .... ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░3 ░░░░░░░░░░

<░░░░░░ ░░░░░░>

<░░░░░░ ░░░░░░>

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2-5804/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Казанцев А.А.
Ответчики
УФК по АК
Министерство финансов РФ
Другие
ИВС МО МВД Залесовский
Суд
Центральный районный суд г. Барнаул
Дело на сайте суда
centralny.alt.sudrf.ru
15.06.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.06.2016Передача материалов судье
16.06.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.06.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.06.2016Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
26.07.2016Предварительное судебное заседание
01.09.2016Предварительное судебное заседание
06.10.2016Судебное заседание
24.10.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.10.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.10.2016Дело оформлено
06.10.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее