Дело №а-1318/2016г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
7 сентября 2016 г. <адрес>
Малгобекский городской суд Республики Ингушетия в лице председательствующего судьи Чапановой Х.А.,
при секретаре ФИО9,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО3, ФИО1 и ФИО2 к Управлению по вопросам миграции МВД России по РИ о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца,
УСТАНОВИЛ:
Административные истцы обратились в суд с данным иском, ссылаясь на то, что в результате боевых действий в Чеченской Республике в 1994 году им пришлось покинуть место постоянного проживания и в поисках безопасного убежища временно обосноваться на территории Республики Ингушетия. По заявленному ходатайству миграционная служба предоставила им статус вынужденного переселенца с последующей выдачей удостоверений вынужденных переселенцев. При последнем обращении в миграционный орган с заявлением о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца им отказали, ввиду того, что им выплачена компенсация за утраченное жилье. Данный отказ считают незаконным и просят суд признать действия УФМС России по РИ неправомерными, обязать миграционный орган продлить им срок действия статуса вынужденного переселенца.
В судебном заседании административный истец ФИО3 поддержала исковые требования по мотивам, изложенным в исковом заявлении. Пояснила суду, что в 2004 году ими была получена компенсация за утраченное жилье в Чеченской Республике в размере 135 000 рублей. Однако ввиду несоразмерности оказанной помощи с действующими ценами как на строительные материалы, так и на жилье в РИ вопрос их жилищного обустройства не решен. В последний раз решением Малгобекского суда РИ им был продлен срок действия статуса вынужденного переселенца до ДД.ММ.ГГГГ. По истечении данного срока обратиться с заявлением о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца не представилось возможным ввиду того, что она была за пределами Республики Ингушетия, а именно в <адрес>, где проходила медицинское обследование и соответственно курс лечения. По приезду домой она и административные истцы ФИО12 обращались в территориальный орган миграционной службы с заявлением о продлении срока действия статуса, однако решением от ДД.ММ.ГГГГ им отказали, сославшись на то, что ими получена компенсация за утраченное жилье. Просила удовлетворить требования.
Административные истцы ФИО1 и ФИО2 участия в судебном заседании не приняли.
Представитель Управления по вопросам миграции МВД по РИ ФИО10 не признал требования административных истцов, ссылаясь на то, что административным истцам выплачена компенсация за утраченное жилье и имущество в Чеченской Республике в соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № в размере 135 000 рублей. Просил отказать в удовлетворении требований.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения сторон, суд считает заявленные административные исковые требования подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.
Как видно из копии удостоверения №№ от ДД.ММ.ГГГГ административный истец ФИО3 были признана вынужденным переселенцем. Административные истцы ФИО1 и ФИО2 были вписаны в удостоверение последней, как вынужденные переселенцы, не достигшие 18 –летнего возраста. По последним отметкам срок действия статуса вынужденного переселенца был продлен до ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п.2 ч.5 ст.5 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 4530-I
"О вынужденных переселенцах" с изменениями и дополнениями от ДД.ММ.ГГГГ срок действия статуса вынужденного переселенца продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца при …. неполучении вынужденным переселенцем и (или) членами семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющими статуса вынужденного переселенца, денежной компенсации за утраченное жилье.
Согласно п.п.20-23 Административного регламента Федеральной миграционной службы по исполнению государственной функции по предоставлению статуса вынужденного переселенца, продлению срока его действия, утрате и лишению статуса вынужденного переселенца, а также по учету вынужденных переселенцев, утвержденного приказом ФМС от ДД.ММ.ГГГГ N 465, при наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается территориальным органом на каждый последующий год. Заявление, поданное лицом после истечения срока действия статуса, рассматривается по существу при наличии у него уважительных причин несвоевременного обращения.
Как установлено судом срок действия статуса вынужденного переселенца у административных истцов ФИО12 истек ДД.ММ.ГГГГ. Соответственно по смыслу вышеприведённого Административного регламента последние не позднее указанной даты должны были обратиться в УФМС России по РИ с заявлением для рассмотрения вопроса о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца.
В обоснование уважительности причин пропуска срока обращения с заявлением о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца административным истцом ФИО3 представлены справки с медицинских учреждений, согласно которым она в силу неудовлетворительного состояния здоровья периодически проходила медицинское обследование и амбулаторное лечение, что лишило ее объективной возможности обратиться в УФМС России по РИ с заявлением о продлении срока действия статуса.
В подтверждение данных доводов административным истцом ФИО3 представлена справка Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Городская поликлиника №», согласно которой ФИО3 по состоянию здоровья наблюдалась в данном учреждении в июне 2015 года и в период с сентября по декабрь 2015 года. Также ею представлены различные документы, свидетельствующие о том, что она периодически проходит медицинское обследование и состоит на учете в Межрайонной Петроградско-Приморском диспансере № <адрес>.
Данную причину несвоевременного обращения в УФМС России по РИ с заявлением о продлении срока действия статуса суд признает уважительной.
Причину не обращения административных истцов ФИО2 и ФИО6 в УФМС России по РИ с заявлением о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца их представитель ФИО3 обосновала тем, что они находятся за пределами Республики Ингушетия, а именно в <адрес>, куда уехали на заработки, поскольку на ее периодическое медицинское обследование и лечение требуются затраты материального характера. Однако в подтверждение данных доводов доказательства суду не представлены. Нахождение последних за пределами Республики Ингушетия также не препятствовало их своевременному обращению в миграционную службу по месту своего пребывания.
Таким образом, административные истцы ФИО1 и ФИО7 на протяжении 9 месяцев не обращались в УФМС России по РИ с заявлением о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца и доказательства, подтверждающие уважительность причин пропуска срока обращения в судебном заседании ими не представлено, в связи с чем, суд считает требования указанных административных истцов не подлежащими удовлетворению.
Согласно извещению УФМС России по РИ № от ДД.ММ.ГГГГ административным истцам отказано в продлении срока действия статуса на основании вышеприведенного ч.5 ст.5 Закона РФ «о вынужденных переселенцах» от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ №467-ФЗ) ввиду того, что ДД.ММ.ГГГГ миграционной службой по <адрес> им выплачена компенсация за утраченное жилье и имущество в Чеченской Республике в размере 135 000 рублей.
Однако данные доводы ответчика суд считает необоснованными, поскольку пункт 2 части 5 статьи 5 вышеприведенного Закона о вынужденных переселенцах, на основании которого административным истцам отказано в продлении срока действия статуса, введен в действие ДД.ММ.ГГГГ, а правоотношения между сторонами возникли в сентябре 2015 года, то есть до введения в действие изменений в Закон о вынужденных переселенцах.
Ссылки представителя ответчика на то, что возникновение спора следует исчислять с даты выдачи истцу письменного отказа суд признает несостоятельными.
Из материалов дела усматривается, что срок действия статуса вынужденного переселенца у административного истца ФИО3 истек ДД.ММ.ГГГГ. Как установлено выше до указанной даты истица обратиться в УФМС России по <адрес> с заявлением о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца не смогла по уважительной причине. Следовательно, при наличии такой возможности согласно п. 14 Административного регламента предоставления ФМС России государственной услуги по предоставлению статуса вынужденного переселенца, письменное уведомление о результатах рассмотрения заявления истице подлежало выдать в срок 21 день, то есть не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
Из изложенного очевидно, что дата выдачи письменного уведомления истице об отказе в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца выпала на период действия изменений в Законе, ухудшающих положение административного истца ФИО3, только вследствие сложившейся не по ее воле ситуации.
При таких обстоятельствах, суд рассматривает доводы ответчика об отказе в иске как требование о вынесении акта правосудия не соответствующего принципам законности и справедливости.
Согласно ст.4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. При этом указанные изменения, внесенные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 467-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О вынужденных переселенцах» к настоящему спору не применимы.
Таким образом, на основании вышеизложенных обстоятельств действия УФМС России по РИ, выразившиеся в отказе административному истцу ФИО3 в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца со ссылкой на изменения в Законе «О вынужденных переселенцах» от ДД.ММ.ГГГГ суд считает незаконными, поскольку правоотношения между сторонами возникли до введения в действие изменений в Закон «О вынужденных переселенцах».
Учитывая, что препятствия в жилищном обустройстве административного истца ФИО3 на новом месте еще не преодолены, суд считает требования в части продления срока действия статуса вынужденного переселенца последней обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление ФИО3, ФИО1 и ФИО2 к Управлению по вопросам миграции МВД России по РИ о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца удовлетворить частично.
Обязать Управление по вопросам миграции МВД России по РИ продлить срок действия статуса вынужденного переселенца ФИО12 Яхе ФИО8 на один год со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать Управление по вопросам миграции МВД России по РИ восстановить ФИО3 в базе данных вынужденных переселенцев из Чеченской Республики.
В удовлетворении иска в части продления срока действия статуса вынужденного переселенца ФИО4 и ФИО5 отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Ингушетия в срок месяц.
Председательствующий:
Копия верна:
Судья Х.А.Чапанова