РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 августа 2017 года г. Венёв Тульской области
Венёвский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Корпачевой Е.С.,
при секретаре Затуливетер И.Н.,
с участием представителя истца – администрации муниципального образования Веневский район по доверенности Халиловой Т.Р., ответчика Кирюхиной И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело <данные изъяты> по исковому заявлению администрации муниципального образования Веневский район к Кирюхиной И.В., Кирюхину Е.Ю. признании права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество,
установил:
администрация муниципального образования Венёвский район (далее по тексту - АМО Веневский район) обратилась в суд с иском к Кирюхиной И.В., Кирюхину Е.Ю. о признании права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество – квартиру №3 в доме №16 по ул.Станционная г.Венева Тульской области.
Свои требования истец мотивировал тем, что 07.06.2016 Управлением Росреестра по Тульской области на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества принята <данные изъяты>
В течение года со дня постановки имущества на учет никто не заявлял о своих правах на указанное недвижимое имущество.
Спорная квартира не является собственностью муниципального образования Веневский район, в реестре муниципальной собственности муниципального образования Веневский район не числится.
В настоящее время, в вышеуказанной квартире зарегистрированы и проживают ответчики.
С учетом изложенного и со ссылкой на положения ст.ст.218, 225 ГК РФ, истец просил суд признать право муниципальной собственности муниципального образования Веневский район на бесхозяйное недвижимое имущество - <данные изъяты>
В судебном заседании представитель истца АМО Веневский район по доверенности Халилова Т.Р. исковые требования подержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила их удовлетворить.
Ответчик Кирюхина И.В. в судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований о признании права муниципальной собственности на спорную квартиру, при этом пояснила, что действительно она и Кирюхин Е.Ю. зарегистрированы по адресу: Тульская область, г.Венев, ул.Станционная, дом №16, квартира №3. Указанная квартира не является муниципальной собственности МО Веневский район, не числиться на балансе ни одного коммунального предприятия, в связи с чем претензий относительного технического состояния квартир им предъявить некому. Данная квартира расположена в бараке и находятся в аварийном состоянии. Кто является собственниками данного имущества им не известно.
Ответчик Кирюхин Е.Ю., представители третьих лиц - Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области, территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области в судебное заседание не явились, о дне, времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки в суд не сообщили, возражений относительно исковых требований не представили, об отложении судебного разбирательства не просили.
Выслушав объяснения представителя истца АМО Веневский район по доверенности Халиловой Т.Р., ответчика Кирюхиной И.В., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В ч.1 ст.130 Конституции РФ закреплено, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
При этом, в силу положений ст.133 Конституции РФ, местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту.
Пунктом 3 ст. 218 ГК РФ предусмотрено возникновение права собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен.
Согласно п.1 ст.225 ГК РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В соответствии с ч.3 указанной нормы материального права, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательской давности.
В соответствии с п.3 Приказа Минэкономразвития России от 10.12.2015 №931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей» (далее по тексту – приказ №931) на учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее - объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.
В соответствии с п.5 приказ №931, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.
Согласно п. 1ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 6.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее по тексту – Федеральный закон №131-ФЗ), местное самоуправление в РФ представляет собой форму осуществления народом своей власти, обеспечивающей самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
В соответствии со ст.50 Федерального закона №131-ФЗ в собственности муниципальных районов, городских и сельских поселений и городских округов может находиться соответствующее имущество, имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения.
Таким образом, действующее законодательство предусматривает возможность включения в состав муниципальной собственности бесхозяйного имущества, в том числе, спорные объекты недвижимости.
Согласно п. 2 ст. 293 ГПК РФ суд принимает решение о признании права муниципальной собственности либо собственности города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга на недвижимую вещь, если признает, что эта вещь не имеет собственника или ее собственник неизвестен и она принята на учет в установленном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, <данные изъяты> не является собственностью МО Веневский район и в реестре муниципальной собственности МО Веневский район не числится.
По сообщению Министерства экономического развития Тульской области от 17.02.2016 <данные изъяты> сведений о вышеуказанном объекте недвижимого имущества в реестре имущества Тульской области не значится.
Из письма Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество) от 02.03.2016 <данные изъяты> усматривается, что <данные изъяты> в реестре федерального имущества Тульской области не числится.
В <данные изъяты> состоят на регистрационном учете - Кирюхина И.В., Кирюхин Е.Ю., которые не являются собственниками указанного недвижимого имущества.
07.06.2016 спорное жилое помещение на основании заявления МО Веневский район от 30.05.2016 поставлено на учет в качестве бесхозяйного имущества.
В течение года со дня постановки указанного имущества на учет в качестве бесхозяйного никто не заявил о своих правах на спорную квартиру, собственник имущества не установлен.
При таких обстоятельствах с учетом вышеприведенных норм материального права, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований АМО Веневский район о признании права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество, исходя из того, что собственник <данные изъяты> неизвестен и она принята на учет в качестве бесхозяйного имущества в установленном порядке.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования администрации муниципального образования Веневский район к Кирюхиной И.В., Кирюхину Е.Ю. о признании права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество удовлетворить.
Признать за муниципальным образованием Венёвский район право муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество - <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в течение месяца в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путём подачи апелляционной жалобы через Венёвский районный суд.
Председательствующий Е.С. Корпачева