РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 декабря 2019 года г.Самара
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Ласковской С.Н.,
при помощнике судьи Филатовой К.П.,
с участием:
прокурора Гуляевой Е.С.,
представителя административного истца Кияйкина А.В.,
представителя административного ответчика Муртазина Ф.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №3а-2300/2019 по административному исковому заявлению Туркина Ю.Н. к министерству имущественных отношений Самарской области об оспаривании нормативного правового акта в части,
УСТАНОВИЛ:
Туркин Ю.Н. обратился в Самарский областной суд с административным иском к министерству имущественных отношений Самарской области, в котором просил признать недействующим в части Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утверждённый приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года № 1647 со дня принятия.
В обосновании требований административный истец указал, что приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года № 1647 утвержден «Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год». Под пунктом № вышеуказанного Перечня включено принадлежащее административному истцу нежилое помещение с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес>. Включение указанного нежилого помещения в Перечень является незаконным, противоречащим нормам НК РФ, поскольку помещение не относится к объектам, обозначенным в подпунктах 1 и 2 п. 2, а также пунктах 3, 4 ст. 378.2 НК РФ. Рассматриваемое нежилое помещение расположено в цокольном этаже жилого многоквартирного дома. Административный истец сдает его в аренду, арендатор фактически использует нежилое помещение для производства полуфабрикатов и как складское помещение. Включение объекта недвижимости в Перечень возлагает на административного истца обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере. В связи с чем, просит административный иск удовлетворить.
В судебном заседании представитель административного истца Кияйкин А.В., действующий на основании доверенности, административный иск поддержал, уточнив, просил признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утверждённый приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года № 1647, в части включения в него под пунктом № нежилого помещения с кадастровым номером № и обязать Министерство имущественных отношений Самарской области разместить сообщение о решении суда на официальном сайте в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.
Представитель административного ответчика министерства имущественных отношений Самарской области Муртазин Ф.Р., действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что спорное нежилое помещение расположено в многоквартирном жилом доме и включено в Перечень на основании сведений, полученных из ЕГРН, как объект, в котором возможно размещение объектов офисного, коммерческого, торгового назначения.
Представитель заинтересованного лица - ООО «Кулинар» в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, представил письменные пояснения по административному иску, в которых просил рассмотреть дело без его участия, считает, что заявленные Туркиным Ю.Н. требования подлежат удовлетворению.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что заявленные требования подлежат удовлетворению, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 208 КАС РФ, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с ч. 6 указанной статьи, административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.
Оспариваемым в части нормативным правовым актом урегулированы общественные отношения в сфере налогообложения.
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 которой закреплено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
Абзацами первым, третьим пункта 1 и пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации регламентировано, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Законом Самарской области от 10.11.2014 г. № 107-ГД в соответствии с Федеральным законом РФ от 4 октября 2014 года № 284-ФЗ "О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" установлена единая дата начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2015 года.
Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, подлежат включению объекты недвижимого имущества, принадлежащие как юридическим лицам, так и физическим лицам.
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 25.11.2014 года № 719, министерство имущественных отношений Самарской области уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года № 1647 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год.
Приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года № 1647 опубликован на официальном сайте министерства имущественных отношений Самарской области www.mio.samregion.ru, а также в изданиях «Волжская коммуна», № 281(30176), 31.10.2017 (Приказ, приложение (пп. 1 - 90)), «Волжская коммуна», № 283(30178), 01.11.2017 (Приложение (пп. 91 - 16435)), «Волжская коммуна», № 285(30180), 02.11.2017 (Приложение (пп. 16436 - 20775)), «Волжская коммуна», № 297(30192), 16.11.2017 (Приложение (пп. 20776 - 34378)). В настоящее время вышеуказанный Приказ действует в редакции от 02.07.2019 г. с изменениями от 20.09.2019 г.
Оспариваемый нормативный правовой акт принят в форме, предусмотренной пунктом 2 статьи 9.1 Закона Самарской области от 7 июля 2000 г. № 28-ГД "О нормативных правовых актах Самарской области", и официально опубликованы в предусмотренный пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ срок.
Нормативно-правовой акт не оспаривается по мотивам отсутствия полномочий у министерства имущественных отношений Самарской области на их принятие, а также по порядку их опубликования.
В вышеуказанный перечень под пунктом № включен объект с кадастровым номером №, площадью 84,9 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>.
Указанное нежилое помещение на основании решения Ленинского районного суда г. Самары от 11.12.2007 г. принадлежит на праве собственности Туркину Ю.Н., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках объекта недвижимости от 07.10.2019 года.
Оценивая обоснованность включения объекта недвижимого имущества, принадлежащего истцу на праве собственности, в оспариваемый Перечень, суд полагает, что доводы административного иска нашли свое подтверждение.
Так, в соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктом 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости с кадастровым номером №, данный объект недвижимости - нежилое помещение имеет назначение: нежилое помещение.
Указанное нежилое помещение находится в цокольном этаже многоквартирного жилого дома с кадастровым номером №, расположенного на земельном участке с кадастровым номером №, имеющем вид разрешенного использования - под строительство многоквартирного жилого дома со встроенными помещениями, что подтверждается соответствующими выписками из ЕГРН от 22.05.2019 г. и от 18.12.2018 г.
Из технического паспорта на нежилое помещение усматривается, что общая площадь нежилого помещения с кадастровым номером № - 84,9 кв. м, нежилое помещение состоит из: подсобного помещения площадью 15,5 кв. м., подсобного помещения площадью 13,1 кв. м., подсобного помещения площадью 3,5 кв. м., санузла площадью 1,8 кв.м., подсобного помещения площадью 35,9 кв. м., коридора площадью 15,1 кв.м.
Согласно акту осмотра объекта недвижимости в целях определения вида фактического использования, выполненного кадастровым инженером ООО «Поволжское Региональное БТИ» ФИО1 от 09.02.2018 года, спорное нежилое помещение представляет собой бытовое - вспомогательное, складское и торговое помещение и состоит из следующих помещений: помещение №25 – производственное помещение площадью 15,5 кв. м; помещение №26 – складское помещение площадью 13,1 кв. м; помещение №27 – подсобное помещение площадью 3,5 кв. м; помещение №28 - санузел площадью 1,8 кв. м; помещение №29 – производственное помещение площадью 35,9 кв. м; помещение №33 - складское помещение площадью 15,1 кв. м. Фактически нежилое помещение используется под производство полуфабрикатов и складское помещение. По результатам осмотра производственно-складские помещения составляют 79,6 кв. м или 93,7% от общей площади, бытовые и вспомогательные помещения составляют 5,3 кв.м. или 6,3 % от общей площади.
Согласно акту осмотра объекта недвижимости в целях определения вида фактического использования, выполненного Государственным казенным учреждением Самарской области «Региональный центр недвижимости» от 06.03.2018 г., а также фотоматериалов к нему, нежилое помещение с кадастровым номером №, общей площадью 84,9 кв.м. находится в цокольном этаже №1 по адресу: <адрес> и по результатам визуального осмотра 35,9 кв. м. данного нежилого помещения занимает цех пищевого производства, 43,7 кв. м - склад, 1,8 кв. м - сан. узел, 3,5 кв. м - раздевалка.
Как следует из материалов дела и не оспаривается представителем административного ответчика, мероприятий по определению фактического использования спорного нежилого помещения на момент формирования и утверждения Перечня на 2018 г. не проводилось.
В обоснование заявленных требований административный истец ссылается на то, что спорное помещение передано в аренду ООО "Кулинар", о чем представлены договоры аренды от 01.07.2017 г. и 01.07.2018 г.
Согласно Уставу ООО "Кулинар", утвержденному решением учредителя 14.11.2009 года №6, и выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 21.11.2019 года, основным видом деятельности данного Общества является деятельность предприятий общественного питания по прочим видам организации питания, дополнительные виды деятельности: производство продукции из мяса убойных животных и мяса птицы, переработка и консервирование рыбы, ракообразным и моллюсков, переработка и консервирование овощей (кроме картофеля) и грибов, производство хлеба и мучных кондитерских изделий, тортов и пирожных недлительного хранения, торговля розничная пищевыми продуктами, мучными кондитерскими изделиями.
С учетом изложенного, доказательств фактического использования помещения в целях размещения административных (офисных, торговых) объектов не представлено.
Принимая во внимание представленные доказательства, учитывая наименование, предназначение и фактическое использование нежилого помещения, суд приходит к выводу о том, что оно не соответствует критериям объектов недвижимости, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку не используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, в связи с чем, у министерства имущественных отношений Самарской области не имелось правовых и фактических оснований для включения помещения в Перечень объектов недвижимого имущества находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год.
Кроме того, решением Самарского областного суда от 20.03.2018 г., вступившим в законную силу, признаны недействующими со дня принятия: Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 30 ноября 2015 года № 3033 в редакции приказа от 25 декабря 2015 года № 3265 и Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года N 1907, в части включения в них под пунктом 14294 на 2016 г. и под пунктом 20026 на 2017 г. нежилого помещения с кадастровым номером №.
При рассмотрении вышеуказанного дела судом было установлено, что нежилое помещение с кадастровым номером № используется под производство полуфабрикатов и складское помещение. При этом, суд пришел к выводу, что наименование спорного нежилого помещения, согласно технической документации и разрешенное использование земельного участка, на котором оно расположено, не свидетельствуют однозначно о том, что данное помещение используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с ч. 2 ст. 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
С учетом приведенной нормы, суд полагает необходимым принять во внимание вступившее в законную силу решение Самарского областного суда от 20.03.2018 г., которым установлены те же самые обстоятельства, которые положены в обоснование рассматриваемого административного искового заявления Туркина Ю.Н.
Суд также принимает во внимание, что в соответствии с положениями ч. 9 ст. 213 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 данной статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный акт.
Суд полагает, что со стороны административного ответчика не доказан факт соответствия объекта недвижимости, находящегося на праве собственности у Туркина Ю.Н. критериям, поименованным в ст. 378.2 НК РФ.
При таких обстоятельствах требования истца в части необоснованности включения в Перечень спорного объекта недвижимости, подлежат удовлетворению.
Суд считает обоснованными и требования о признании недействующим в оспариваемой части нормативно-правового акта со дня его принятия по следующим основаниям.
Согласно статье 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение, в том числе, об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Исходя из положений части 1 и 2 статьи 383 НК РФ, налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 382 настоящего Кодекса.
В данном случае, включение спорного объекта в Перечень произведено в целях налогообложения на 2018 год, обязанность по уплате налога сохраняется.
Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Поскольку оспариваемый нормативный акт имеет ограниченный срок действия (на 2018 год), признание отдельных его положений не действующими с момента принятия нормативного акта, будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов административного истца в полном объеме.
Таким образом, требования административного иска подлежат удовлетворению в полном объеме.
Согласно части 11 статьи 11, пункту 2 части 4 статьи 215 КАС РФ, статье 35 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации", пункту 44 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" после вступления решения суда в законную силу сообщение о нем должно быть опубликовано на официальном сайте министерства имущественных отношений Самарской области.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 208-215 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Туркина Ю.Н. - удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утверждённый приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года № 1647, в части включения в него под пунктом № нежилого помещения с кадастровым номером №, площадью 84,9 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>.
Сообщение о решении суда разместить на официальном сайте министерства имущественных отношений Самарской области в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 27 декабря 2019 года.
Судья: С.Н. Ласковская