Решение по делу № А46-16300/2008 от 26.03.2009

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

644024 г.Омск, ул.Учебная,51 информатор (3812) 31-56-51 сайт www.omskarbitr.ru  e-mailsud@omskarbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Омск                                                                               дело № А46-16300/2008

26 марта 2009 года

Резолютивная часть решения объявлена 25 марта 2009 года.                                     
Полный текст решения изготовлен 26 марта 2009 года. 

Арбитражный суд Омской области в составе судьи Захарцевой С.Г.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Новиковой Е.П.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому административному округу города Омска

к индивидуальному предпринимателю Фомичёву Алексею Николаевичу

при участии третьего лица – ГП Омской области «Омский центр технической инвентаризации и землеустройства»

о взыскании 77 530,97 рублей,

при участии в судебном заседании:

от заявителя - Штоль Ю.А., по доверенность от 30.12.2008 года № 0393372;

от заинтересованного лица – Гиль Е.Е. по доверенности от 07.11.2007 года;

от третьего лица – не явились;

У С Т А Н О В И Л:

            Инспекция Федеральной налоговой службы по Советскому административному округу города Омска (далее - ИФНС по САО города Омска) обратилась в Арбитражный суд Омской области с заявлением к индивидуальному предпринимателю Фомичёву Алексею Николаевичу (далее – Фомичёв А.Н.) о взыскании 77 530,97 рублей, в том числе налог на имущество физических лиц за 2007 год в сумме 76 382,09 рублей и пени за несвоевременную уплату налога в сумме 1 148,88 рублей.

            Заявитель в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ уточнил требования, просит взыскать  задолженность по налогу в размере 64 375,13 рублей и пени в размере 1 148,88 рублей.

            Заинтересованное лицо требования заявителя не признало, указав, что произошло изменение налоговой базы в отношении соответствующих объектов, что исключает возможность определения инвентарной стоимости строений в целях налогообложения.

            Третье лицо в заседание суда не явилось, представив  отзыв  в котором  пояснило, что пока существует объект недвижимости, у него имеется определенная инвентаризационная стоимость, однако Приказ Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 04.04.1992 года № 87 позволяет не оценивать для целей налогообложения фактически существующий объект недвижимости, если он по каким-либо причинам был признан непригодным к эксплуатации.

Рассмотрение дела неоднократно откладывалось по причине неявки третьего лица, а также непредоставления им сведений об инвентаризационной стоимости объектов, принадлежащих предпринимателю.

            Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы сторон, суд установил, что ИФНС России по Советскому АО города Омска в адрес заинтересованного лица было направлено налоговое уведомление № 116730 на уплату налога на имущество физических лиц за 2007 год.

Как следует из материалов дела, налоговый орган исчислил налог, исходя из сведений, представленных ГП «Омский центр технической инвентаризации».

Предприниматель пояснил, что в середине 2007 года указанным органом технической инвентаризации были выданы технические паспорта на принадлежащие ему объекты недвижимости, в которых по графе инвентаризационная стоимость отсутствовали какие-либо сведения.

Указанные действия были произведены ГП «ОмЦТИЗ» в порядке мирного урегулирования спора, рассматриваемого в порядке арбитражного судопроизводства.

С целью установления данных об инвентаризационной стоимости объектов, принадлежащих заявителю на праве собственности налоговым органом дополнительно истребовалась указанная информация от третьего лица, однако, ответ на запрос налогового органа не внес какой-либо ясности по этому вопросу.

            Поскольку оплата налога по указанному уведомлению налогоплательщиком произведена не была 17.01.2008 года налоговым органом в адрес заинтересованного лица было направлено требование № 38879, которым предпринимателю Фомичёву А.Н. было предложено добровольно в срок до 05.02.2008 года уплатить в бюджет задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2007 год в сумме 76 382,09 рублей пени за несвоевременную уплату означенного налога по состоянию на 17.01.2008 года в сумме 20 245,7 рублей.

            В срок, установленный указанным требованием, налог на имущество физических лиц и пени предпринимателем в добровольном порядке уплачены не были, что явилось основанием для обращения ИФНС России по Советскому АО города Омска в Арбитражный суд Омской области с настоящим заявлением.

            Суд находит заявленное ИФНС России по Советскому АО г. Омска требование подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц» от 09.12.1991 №2003-1 (в ред. от 22.08.2004 N 122-ФЗ) плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.

   Согласно статье 2 указанного Закона, объектами налогообложения признаются жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 №1, Общероссийским классификатором основных фондов ОК-013-94, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 26 декабря 1994 г. N 359, к иным строениям относятся здания (за исключением жилых), отражаемые по коду 11 0000000.

   Статьей 3 Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц» установлено, что ставки налога на строения, помещения и сооружения устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости.

   В соответствии со статьей 5 Закона исчисление налогов производится налоговыми органами; налог на строения, помещения и сооружения исчисляется на основании данных об их инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года.

   При этом органы технической инвентаризации обязаны ежегодно до 1 марта представлять в налоговый орган сведения, необходимые для исчисления налогов, по состоянию на 1 января текущего года.

   Как следует из последнего абзаца части 5 статьи 5 Закона, в случае уничтожения, полного разрушения строения, помещения, сооружения взимание налога прекращается начиная с месяца, в котором они были уничтожены или полностью разрушены.

Пунктом 18 Инструкции МНС РФ по применению закона РФ «О налогах на имущество физических лиц» от 02.11.1999 №54 оговорено, что основанием для прекращения взимания налога является документ, подтверждающий этот факт, выдаваемый органами технической инвентаризации, а в сельской местности органами местного самоуправления.

Налоговый орган, являясь государственным органом, вправе осуществлять лишь полномочия, предусмотренные законом (принцип «разрешено лишь то, что установлено законом»).

В соответствии с положениями статей 31, 32, 33 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ)  налоговые органы обязаны соблюдать законодательство о налогах и сборах; а должностные лица налоговых органов обязаны действовать в строгом соответствии с НК РФ и иными федеральными законами; реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов.

Таким образом, исходя из вышеназванных норм, исчисление налога на имущество налоговыми органами возможно лишь на основании данных органов технической инвентаризации, и возможности его исчисления на основании данных отчета оценщика законом не предусмотрено.

Учитывая изложенное, суд отклонил ходатайство предпринимателя Фомичева А.Н. о проведении экспертизы, так как ее результаты, как и результаты Отчета о техническом состоянии комплекса зданий по адресу: пр. Мира, 189, корп. 2-лит.: ДЯ, ДЯ1, ДЯ2, ДЯ3, ДЯ4, ДЯ5, ДЯ6 и пр. Мира, 189-лит. ДЮ, утв. Омским областным отделением общероссийского фонда «Центр качества строительства» 17.08.2007 года, приобщенные предпринимателем к отзыву на заявление, не могут быть положены в основу судебного решения по делу.

Как было установлено судом в ходе рассмотрения дела, индивидуальный предприниматель Фомичев А.Н. в течение 2007 года имел на праве собственности следующие строения: № 189 по улице проспект Мира, литера ДЮ, инвентарный номер 6655640, кадастровый номер 553600 6655640 и № 189 корпус 2 по улице проспект Мира, литера ДЯ, инвентарный номер 6655677, номер в книге учёта А-24-14, кадастровый номер  553600 6655677.

При этом ссылка предпринимателя на пункт 3.1 Порядка оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам  на праве собственности, утв. Приказом Министра архитектуры, строительства и ЖКХ РФ от 04.04.1992 № 87, не принята во внимание в связи со следующим.

Как следует из преамбулы названного Приказа № 87, Порядок оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, разработан и утвержден во исполнение пункта 3 Постановления Верховного Совета РСФСР от 9 декабря 1991 года N 2004-1 "О порядке введения в действие Закона РСФСР "О налогах на имущество физических лиц" и в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 марта 1992 года N 469-Р.

Фактически он был адресован органам технической инвентаризации, входящим в единую систему по России и подчиняющимся Республиканскому управлению технической инвентаризации.

Пунктом 2.2 Порядка определено, что не подлежат оценке для целей налогообложения строения, помещения и сооружения, признанные по различным причинам непригодными для дальнейшей эксплуатации.

Так как указанная норма устанавливает порядок проведения оценки; ее применение возможно при обжаловании действий органов технической инвентаризации по проведению оценки. Законность (незаконность) действий ГП «Омский центр технической инвентаризации» не является предметом рассмотрения по настоящему делу, в связи с чем, подлежат применению указанные выше нормы закона, обладающие большей юридической силой по отношению к Порядку оценки…

Кроме того, в Порядке оценки… не оговорено, каким образом происходит  признание строений непригодными для дальнейшей эксплуатации.

            При таких обстоятельствах требования Инспекции подлежат удовлетворению

            Согласно пункту 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

            Из материалов дела с учётом уточнений заявителя следует, что предприниматель Фомичёв А.И. не уплатил в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, налог на имущество физических лиц за 2007 год, вследствие чего задолженность по налогу на имущество физических лиц за указанный период составила 64 375,13 рублей.

            Однако, следует отметить, что заявленная налоговым органом пеня в размере  1 148,88 рублей рассчитана с первоначально заявленной суммы неуплаченного налога и при уменьшении размера исковых требований до 64 375,13 рублей не пересчитана.

            Следовательно, раз сумма налога составляет  64 375,13 рублей, то размер пени следует исчислять с указанной суммы, что составляет 966,59 рублей.

            В связи с указанным,  в  удовлетворении остальной части  пени следует отказать.

            В виду удовлетворения требования ИФНС России по Советскому АО города Омска с предпринимателя Фомичёва А.И. на основании ст. ст. 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. ст. 333.16 - 333.18, 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации подлежат взысканию судебные расходы за рассмотрение настоящего дела в виде государственной пошлины в сумме 2 460,25 рублей.

            На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-171, 180, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

            Требование Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому административному округу города Омска к индивидуальному предпринимателю Фомичёву Алексею Николаевичу удовлетворить частично.

            Взыскать с индивидуального предпринимателя Фомичёва Алексея Николаевича, 23.08.69 года рождения, место рождения: город Воронеж, проживающего по адресу: 644021, город Омск, улица 1905 года, 38-99, в доход бюджета 65 341,72 рублей, в том числе задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2007 год в сумме 64 375,13 рублей и пени за несвоевременную уплату означенного налога в сумме 966,59 рублей.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

            Взыскать с индивидуального предпринимателя Фомичёва Алексея Николаевича в доход федерального бюджета 2 460,25 рублей государственной пошлины.

            Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня принятия, может быть обжаловано в установленном законом порядке.

           
     
     
            Судья                                                                                              С.Г. Захарцева

А46-16300/2008

Категория:
Другие
Статус:
Взыскать обязательные платежи и санкции (ст.216 АПК РФ)
Ответчики
Фомичев Алексей Николаевич
Суд
АС Омской области
Судья
Захарцева Светлана Геннадьевна
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее