Судья - Гачегова Е.И.
Дело №33-835
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе :
Председательствующего Нечаевой Н.А., и судей Мехоношиной Д.В., Лядовой Л.И.,
при секретаре Шейко Е.В. рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционной инстанции в г.Перми 10 февраля 2014 года дело по апелляционной жалобе Управления жилищных отношений администрации города Перми на решение Ленинского районного суда г. Перми от 22 ноября 2013 года, которым постановлено:
Распоряжение начальника Управления жилищных отношений администрации г.Перми №1857 от 24.09.2013 г. признать незаконным.
Признать за молодой семьей в составе трех человек: Изместьевой К.С., действующей также в интересах несовершеннолетнего Изместьева К.М., Изместьева М.О. право на участие в долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 гг.», в том числе для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.
Взыскать с Управления жилищных отношений администрации г.Перми в пользу Изместьевой К.С., Изместьева М.О. судебные расходы на уплату государственной пошлины в сумме 100 руб. каждому.
Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Мехоношиной Д.В., пояснения представителя Управления жилищных отношений администрации города Перми Михалевой Н.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Изместьев М.О., Изместьева К.С, действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Изместьева К.М., обратились в суд с иском к Управлению жилищных отношений администрации г.Перми об отмене распоряжения начальника Управления жилищных отношений администрации г.Перми №1857 от 24.09.2013 г., признании молодой семьи в составе семьи из трех человек нуждающейся в улучшении жилищных условий и признании за ними права состоять в очереди на получение социальной выплаты на основании ст. 7 Правил предоставления молодым семьям выплат на приобретение жилья.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого поставлен вопрос в апелляционной жалобе Управления жилищных отношений администрации г. Перми, в которой приведены следующие доводы. С учетом жилого помещения по адресу **** общей площадью 38,8 кв.м., а также комнаты площадью 24, 3 кв.м. по адресу ****, обеспеченность жилой площадью на каждого члена семьи истцов составляет 17, 8 кв.м., что превышает учетную норму площади жилого помещения в г. Перми. Вывод суда о том, что жилое помещение по адресу **** не подлежит учету при определении обеспеченности семьи истцов жилой площадью является необоснованным, поскольку в силу п.5.1. Порядка предоставления социальной выплаты молодым семьям денежные средства в рамках программы могут направляться лишь на приобретение отдельного жилого помещения (квартиры, жилого дома), каким жилая комната не относится. При этом в соответствии с условиями Программы общая площадь приобретаемого молодой семьей жилого помещения не может бить меньше учетной нормы общей площади жилого помещения, установленного органом местного самоуправления. Наличие в отношении жилой комнаты по адресу **** обременения в виде ипотеки не влияет на необходимость учета данного жилого помещения при определении нуждаемости истцов в улучшении жилищных условий. Кроме того, принимая указанное решение, суд первой инстанции вышел за пределы заявленных требований, которые сводились к признанию семьи истцов нуждающейся в улучшении жилищных условий, с предоставлением права состоять в очереди на получение социальной выплаты в соответствии с п.7 Правил. Право у истцов на получение социальной выплаты не наступило, поскольку они не являлись участниками Программы, следовательно, данное требование не основано на законе, и удовлетворению не подлежит. При этом молодой семьей не было подано заявление установленного образца о включении в число участников Программы и необходимый пакет документов, в т.ч. документы, подтверждающие доход семьи, данный вопрос Управлением жилищных отношений администрации г. Перми не рассматривался.
В возражениях на апелляционную жалобу Изместьева К.С. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность решения суда в пределах этих доводов (ст.327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии с п. п.6, 7 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ №1050 от 17.12.2010 года,
участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая следующим условиям:
а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил;
в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
В целях настоящих Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Судом установлено, и из материалов дела следует, что 13.08.2013 г. Изместьева К.С. обратилась в Управление жилищных отношений администрации г.Перми с заявлением о признании их семьи из трех человек, в том числе супруга Изместьева М.А. и сына Изместьева К.М., нуждающимися в улучшении жилищный условий для дальнейшего включения их семьи в состав участниц долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы», в том числе для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 гг.
Распоряжением начальника Управления жилищных отношений администрации г.Перми №1857 от 24.09.2013 г. истцам в признании их молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий для дальнейшего включении в число участников долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 гг.», в том числе для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы отказано ввиду не истечения срока, предусмотренного ст. 53 ЖК РФ.
Семья Изместьевых состоит из трех человек: Изместьева К.С - супруга, Изместьев М.О. - супруг, Изместьев К.М. - сын. Брак между супругами зарегистрирован 20.12.2007 г.
С 19.06.1996 г. по 29.03.2013 г. Изместьев М.О. был зарегистрирован по адресу: ****, совместно с Изместьевой К.С. (супруга), Изместьевым К.М. (сын). Данное жилое помещение семья истцов занимала на основании договора найма жилого помещения в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда в РСФСР от 06.05.2005 г.
С 2013 г. семья истцов зарегистрирована и фактически проживает в комнате общей площадью 24,3 кв. в квартире по адресу: г.Пермь, ****: Изместьева К.С, Изместьев К.М. с - 22.01.2013 г., Изместьев М.О. - с 29.03.2013 г.
Указанное жилое помещение приобретено Изместьевыми на основании договора купли-продажи от 01.02.2012 г., право собственности за Изместьевой К.С., Изместьевым К.О. по 1/2 доли зарегистрировано 27.02.2012 года.
Удовлетворяя исковые требования, суд пришел к выводу о том, что бесспорных доказательств умышленного ухудшения истцами жилищных условий с целью признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий не имеется, при этом семья истцом обеспечена жилым помещением менее учетной нормы на каждого члена семьи, в связи с чем оснований для отказа в признании семьи Изместьевых нуждающейся в улучшении жилищных условий у ответчика не имелось.
Судебная коллегия не находит оснований для несогласия с приведенными выводами суда, с учетом того, что собранными по делу доказательствами подтверждается факт выезда истцов из жилого помещения по договору социального найма по адресу г. Александровск, ул.**** в г. Пермь в 2008 году, который обусловлен сменой постоянной работы Изместьевой К.С. (с 21.02.2008 года), Изместьева М.О. ( с 06.02.2008 года), необходимостью в получении Изместьевым М.О. высшего образования, в связи с чем, снятие истцов с регистрационного учета в г. Александровске в 2013 году в связи с приобретением в населенном пункте по избранному месту жительства в собственность истцов жилого помещения, в котором они в силу закона обязаны были зарегистрироваться по месту жительства, безусловно не свидетельствует о намеренном ухудшении истцами своих жилищных условий с целью признания их нуждающимися.
В соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда РФ, изложенными в Определениях № №258-0 - О от 19.04.2007 года, 1190-О от 16.07.2013 года, по смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
С учетом изложенного, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, оснований для отказа в признании семьи истцов нуждающимися в улучшении жилищных условий у ответчика не имелось.
Доводы апелляционной жалобы, направленные на оспаривание решения суда в указанной части, по существу связаны с переоценкой выводов суда, оснований для которой у судебной коллегии не имеется.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд вышел за рамки заявленных исковых требований, признал истцов участниками программы без проверки соблюдения всех предусмотренных законом требований, предъявляемых к участникам программы, основанием к отмене решения суда не является. Фактически судом были разрешены требования о признании семьи истцов нуждающейся в улучшении жилищных условий, в связи с чем отменено оспариваемое распоряжение органа местного самоуправления, признание судом за истцами права на участие в программе в данном случае не означает безусловное возникновение у ответчика обязанности включить семью истцов в список семей-участниц программы без соблюдения истцами предусмотренной для этого Правилами процедуры обращения с предоставлением необходимого пакета документов. Соответствие семьи истцов предусмотренным п. 6 Правил требованиям, за исключением предусмотренных п.п. «б» п. 6 Правил, вопрос по которому был разрешен судом, подлежит проверке ответчиком самостоятельно.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного судом решения, в связи с чем в удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.
Руководствуясь ст. ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу Управления жилищных отношений администрации города Перми на решение Ленинского районного суда г. Перми от 22 ноября 2013 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: