ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
Дело № 33-1858 поступило 09 марта 2016 года
Судья Левшукова Т.Л.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Улан-Удэ 04 мая 2016 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия в составе:
председательствующего судьи Раднаевой Т.Н.,
судей коллегии Семенова Б.С., Мирзаевой И.И.,
при секретаре Цыденжаповой Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Железнодорожного района г. Улан-Удэ в интересах Слепневой ФИО19 и неопределенного круга лиц к АО «Улан-Удэ Энерго», ОАО «Читаэнергосбыт» о признании действий незаконными, запрещении использовать показания установленного коллективного (общедомового) прибора учета
по апелляционным жалобам представителя АО «Улан-Удэ Энерго» Семеновой Г.А., представителя ОАО «Читаэнергосбыт» Батищевой А.И.
на решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 11 января 2016 года, которым исковые требования удовлетворены частично и постановлено:
Запретить ОАО «Читаэнергосбыт» использовать показания установленного коллективного (общедомового) прибора учета на сетях многоквартирного дома №... по ул. <...> для расчетов за потребленную электрическую энергию.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Заслушав доклад судьи Семенова Б.С., пояснения представителей АО «Улан-Удэ Энерго» Семеновой Г.А., Шишкина А.В., представителя ОАО «Читаэнергосбыт» Сулимовой О.Д., прокурора Осиповой А.М., представителя ООО «Эталон-С» Архиповой Л.Н., ознакомившись с материалами дела и обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор Железнодорожного района г. Улан-Удэ обратился в суд с иском в интересах Слепневой Г.В., в котором просил:
1) признать действия АО «Улан-Удэ Энерго» по установке коллективного (общедомового) прибора учета электроэнергии на сетях многоквартирного дома № ... по ул. <...> незаконными;
2) запретить ОАО «Читаэнергосбыт» использовать показания установленного коллективного (общедомового) прибора учета на сетях многоквартирного дома № ... по ул. <...> для расчетов за потребленную электрическую энергию.
Требования мотивированы тем, что по результатам проведенной прокуратурой Железнодорожного района г. Улан-Удэ проверки по обращению Слепневой Г.В. о несогласии с размером начислений за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, в деятельности ОАО «Улан-Удэ Энерго» выявлены нарушения законодательства, регламентирующего порядок оснащения многоквартирных домов приборами учета коммунальных ресурсов.
Слепнева Г.В. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <...>
в названном многоквартирном доме ОАО «Улан-УдэЭнерго» согласно Акта ввода в эксплуатацию от ... года установлен общедомовой (коллективный) прибор учета электроэнергии, по которому производится расчет оплаты за потребленную жильцами электроэнергию.
Согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона «Об энергоснабжении…» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования этой статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года.
В результате обследования технического состояния жилого многоквартирного дома по ул. <...> Республиканской службой государственной жилищной инспекции ... года установлена необходимость капитального ремонта системы электроснабжения дома.
Согласно Республиканской программе «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории РБ, на 2014-2043 годы», утвержденной постановлением Правительства РБ от 28 февраля 2014 года № 77, указанный дом в части капитального ремонта системы электроснабжения включен в данную Программу на 2014-2018 гг.
При этом, приказом Министерства регионального развития РФ от 29 декабря 2011 года № 627, изданным в соответствии с подпунктом «г» пункта 4 постановления Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354, утверждены Критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета.
Из пункта 2 этого Приказа следует, что установка приборов учета потребляемой электроэнергии невозможна, если для этого требуется реконструкция, капитальный ремонт или создание новых внутридомовых инженерных систем, а также, если невозможно обеспечить соблюдение технических требований к месту и порядку их установки, условиям эксплуатации, в том числе из-за упомянутого технического состояния внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования).
Согласно проведенной прокурором проверке здание многоквартирного жилого дома № ... по <...> сетевой организацией ОАО «Улан-Удэ Энерго» не обследовалось, не проверялась техническая возможность монтажа оборудования - общедомового прибора учета, соответствующий акт не составлялся. Согласно сведениям управляющей ООО «Эталон-С», осуществляющей содержание и текущий ремонт инженерных сетей дома, капитальный ремонт многоквартирного дома № <...> по ул. <...> не проводился.
Аварийное состояние сетей электроснабжения дома влечет потери объема потребленной электроэнергии, размер ежемесячных платежей за общедомовые нужды в несколько раз превышает размер платежей за электроэнергию, потребленную в жилом помещении.
Кроме того, общедомовой прибор учета установлен на уровне второго этажа дома, примерно на высоте около семи метров, с нарушением Правил устройства электроустановок, утвержденных Главтехуправлением, Госэнергонадзором Минэнерго СССР 05 октября 1979 года.
Таким образом, прокурор полагает, что прибор учета установлен неправомерно, в связи с чем, не может быть использован при осуществлении расчетов за потребленную жильцами дома электрическую энергию на общедомовые нужды.
В судебное заседание Слепнева Г.В. не явилась, надлежаще извещена.
Представитель истца помощник прокурора Клюкина О.А. заявленные требования поддержала по доводам иска.
Представители АО «Улан-Удэ Энерго» Дугарова С.Б., Шишкин А.В. иск не признали, ссылаясь на положения п. 5 ст. 13 Федерального закона «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности» указали, что собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечить оснащение домов приборами учета до 01 июля 2012 года, при этом, многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета. АО «Улан-Удэ Энерго», на основании законно и обоснованно установило общедомовой прибор учета, поскольку в соответствии с п. 144 Постановления Правительства РФ № 442 приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка - потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности (далее - смежные субъекты розничного рынка), а также в иных местах, определяемых в соответствии с настоящим разделом с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета. Составлен Акт допуска прибора учета в эксплуатацию от ... года. Прибор учета установлен АО «Улан-Удэ Энерго» для расчетов между двумя юридическими лицами, кому-либо в собственность не передавался, в связи с чем. собственником прибора учета является АО «Улан-Удэ Энерго». Факт неудовлетворительного технического состояния многоквартирного дома по ул. <...> установлен ... года Актом обследования № .... составленным Республиканским ГЖИ в одностороннем порядке, без участия экспертных организаций. Техническое состояние дома в части электрических внутренних сетей не подтверждается соответствующими документами. Также заявили о пропуске срока исковой давности, поскольку оспариваемые действия АО «Улан-Удэ Энерго» произведены ... года, соответственно срок для обращения в суд истек ... года.
Представитель ответчика ОАО «Читаэнергосбыт» по доверенности Сулимова О.Д. иск не признала, ссылаясь на положения п. 1 ст. 541 ГК РФ отметила, что количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении. Когда многоквартирный жилой дом оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета, расчет объема электрической энергии потребленной на общедомовые нужды может производиться только в соответствии с п. 13 Приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг по формуле № 12, в связи с чем расчеты, производимые ОАО «Читаэнергосбыт», соответствуют требованиям действующего законодательства РФ. Оснований для возложения на Общество по запрету на использование показаний ОДПУ установленного на сетях многоквартирного дома, расположенного по адресу: г<...>, не имеется. По требованиям о признании незаконными действий по установке прибора учета истцом пропущен срок исковой давности.
Представитель третьего лица ООО «Эталон-С» не явился, надлежаще извещен.
Районный суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель АО «Улан-Удэ Энерго» Семенова Г.А. просит его отменить. Указывая на неверность вывода суда о том, что общедомовой прибор учета установлен лишь для расчетов энергоснабжающих организаций с сетевыми и иными организациями, полагает его противоречащим законодательству об энергоснабжении, а именно Постановлению Правительства РФ от 04 мая 2012 года № 442, ФЗ «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности». Вывод суда об отсутствии действий со стороны АО «Улан-Удэ Энерго» по передаче прибора учета в собственность собственникам многоквартирного дома является незаконным, поскольку названная обязанность не закреплена ни одной нормой права. Факт соответствия прибора учета нормативно-техническим требованиям подтвержден соответственным актом допуска в эксплуатацию. Частью 9 ст. 13 Федерального закона № 261 установлена обязанность организации осуществляющей снабжение, в том числе электрической энергией или ее передачу, по осуществлению деятельности по установке, замене, эксплуатации приборов учета с 01 июля 2010 года. Спорный прибор учета установлен в строгом соответствии с п. 144 Постановления Правительства РФ № 442, является коллективным (общедомовым) прибором учета, запрет его использования для расчетов за потребленную энергию является незаконным.
В апелляционной жалобе представитель ОАО «Читаэнергосбыт» Батищева А.И., полагая выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, не соответствующими нормам материального права и противоречащими действующему законодательству РФ, просит о его отмене, вынесении нового решения об отказе в иске. Указывает, что согласно Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354, спорный прибор учета, установленный ... года по адресу: <...>, является общедомовым прибором учета, поскольку определяет объем электроэнергии, поступивший в многоквартирный жилой дом. При этом законодательством не запрещена установка прибора учета сетевой организацией за свой счет до 01 июля 2012 года и использование показаний вышеуказанного прибора учета для расчета за отпущенную электрическую энергию жильцам многоквартирного дома. Кроме того, согласно п. 3 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04 мая 2012 года № 442, к субъектам розничных рынков относятся гарантирующий поставщик, сетевая организация и, в том числе, потребители. Таким образом, вывод суда о том, что общедомовой прибор учета, установленный в доме истца, может применяться только лишь для расчетов энергоснабжающих организаций с сетевыми и иными организациями, но не может служить для расчетов за потребленную электроэнергию для жильцов дома, является необоснованным.
В письменных возражениях на апелляционные жалобы представитель истца помощник прокурора Железнодорожного района г. Улан-Удэ Клюкина О.А. просит в удовлетворении апелляционных жалоб ответчиков отказать, полагая обжалуемое решение суда законным и обоснованным.
В заседании судебной коллегии представитель АО «Улан-Удэ Энерго» Семенова Г.А. доводы жалобы поддержала, полагала, что в данном случае необходимо руководствоваться Постановления Правительства РФ № 530, которое действовало до введения в действие Постановления Правительства РФ № 442, поскольку прибор учета установлен в ... года. Постановление № 530 не регулировало порядок установки прибора учета. Расчет по данному прибору начал производиться с ... года. У жителей дома имелась возможность установить собственный прибор учета, однако они данные мероприятия не исполнили, в результате чего мы установили свой прибор учета. Процедура установки прибора не нарушена.
Представитель АО «Улан-Удэ Энерго» Шишкин А.В. требования жалобы поддержал, ссылаясь на положения Федерального закона № 261 и Постановления Правительства РФ № 442, полагал, обязанность сетевой организации по передаче прибора учета собственникам жилых помещений не предусмотрена. В период с ... по ... года он не использовался как прибор учета, по которому начисляется ОДН, ввиду отсутствия договора оказания услуг с гарантирующим поставщиком по передаче электрической энергии. До 01 июля 2014 года ОДН начислялись по нормативу. Данный прибор учета установлен на вводе в дом, соответственно, он учитывает весь объем потребляемой электроэнергии домом и потерю энергии в том числе.
Представитель ОАО «Читаэнергосбыт» Сулимова О.Д. доводы жалобы поддержала в полном объеме, указала, что соответствии с п. 2 Основных положений функционирования розничных рынков электорэнергии точка поставки на розничном рынке – это место исполнения, используемое для определения объемов взаимных обязательств субъектов розничных рынков по указанным договорам. Вместе с тем, в силу п. 3 этих Основных положений к субъектам розничных рынков относятся гарантирующий поставщик, сетевая организация и в том числе потребители. При этом полагала, действующее законодательство, не препятствует производить расчеты по показаниям ранее установленных общедомовых приборов учета электрической энергии, в том числе установленных за счет сетевой организации. Также законодательством не запрещена установка прибора учета сетевой организацией за свой счет до 01 июля 2012 года и использование прибора учета для расчета за отпущенную электрическую энергию жильцами многоквартирного жилого жома.
Представитель истца прокурор Осипова А.М., возражая против удовлетворения требований жалоб, поддержала доводы письменных возражений, по тем правовым основаниям, которые в них изложены. Отметила, что общедомовые приборы учета должны быть установлены по инициативе собственников многоквартирных домов, принудительная установка коллективных приборов учета такой организацией возможна только по истечению срока добровольного исполнения собственниками обязанности по установке и введению в эксплуатацию приборов учета, то есть после 01 июля 2012 года, согласно ч. 5 ст. 13 Закона об энергосбережении. В данном случае с собственниками помещений многоквартирного дома по <...>, не был заключен договор, регулирующий условия установки, замены и (или) эксплуатации общедомового прибора учета потребленной электрической энергии. Установка общедомового прибора учета осуществлена по инициативе ОАО «Улан-Удэ Энерго». Общедомовой прибор учета установлен и введен в эксплуатацию ОАО «Улан-Удэ Энерго» ... года, до истечения срока добровольной установки прибора учета. Кроме того, общедомовой прибор учета установленный ОАО «Улан-Удэ Энерго», является его собственностью, поскольку собственникам помещений указанный прибор учета не передавался, и, соответственно, в состав обще домового имущества не включен. Установка общедомового прибора учета произведена ответчиком с нарушением требований законодательства о направлении собственникам помещений многоквартирного дома, либо обслуживающей организации ООО «Эталон-С», предложения об оснащении многоквартирного дома коллективным прибором учета, согласовании порядка, условий и даты установки такого прибора. При этом, в результате обследования технического состояния жилого многоквартирного дома по ул. <...>, проведенного Республиканской службой государственной жилищной инспекции ... года, установлено, что требуется капитальный ремонт системы электроснабжения дома. В связи с этим, судом правомерно сделан вывод о том, что расчет платы за потребленную электрическую энергию, производимый ОАО «Читаэнергосбыт» по формуле № 12 с учетом показаний общедомового прибора учета является незаконным. Доводы относительно пропуска срока исковой данности несостоятельны, так как дата установки прибора не известна, прибор введен в эксплуатацию для расчета граждан с ... года.
Истец Слепнева Г.В. позицию прокурора поддержала.
Представитель ООО «Эталон-С» Архипова Л.Н. с решением суда согласилась, пояснила, что в соответствии с пунктом 152 Постановления Правительства РФ № 442 установленный прибор учета должен был допущен в эксплуатацию в порядке установленный настоящим разделом. Допуск прибора учета должен быть осуществлен в течение месяца с момента его установки, с участием представителей сетевой организации, гарантирующего поставщика, управляющей компании и лица владеющего на праве собственности прибором учета и собственника энергопринимающих устройств. В данной ситуации прибор учета должен быть применен в качестве коммерческого для взаиморасчета с гражданами только в том случае, если он установлен в соответствии с требованиями законодательства. <...> не является представителем управляющей организации, уполномоченный подписывать данные акты. Данный прибор учета общедомовым имуществом не является, соответственно, управляющая компания не несет за него ответственность, а также не может представлять интересы собственников в данной части.
Проверив законность вынесенного судом решения по правилам ч. 1 ст.327.1 ГПК РФ, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в полном соответствии с нормами материального права, с учетом всех обстоятельств, имеющих значение для дела.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Гражданского кодекса РФ, Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04 мая 2012 года № 442 (в ред. от 04 сентября 2015 года), установил юридически значимые обстоятельства, дал им надлежащую правовую оценку и пришел к обоснованному выводу, что установленный и введенный в эксплуатацию АО «Улан-Удэ Энерго» ... года прибор учета не является общедомовым, в связи с чем, использование показаний прибора учета для расчетов за потребленную энергию для жильцов дома является незаконным.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в многоквартирном доме № ... по ул. <...> согласно Акту ввода в эксплуатацию от ... года АО «Улан-Удэ Энерго» был установлен прибор учета электроэнергии.
В соответствии со ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии, если иное не предусмотрено законом. иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» следует, что до 1 июля 2012 года собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемой, в т.ч., электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемой электрической энергии, а также индивидуальными приборами учета.
В соответствии с ч. 9 ст. 13 названного ФЗ с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение, в т.ч., электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
Согласно ч. 10 ст. 13 Закона до 1 июля 2010 года организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны предоставить собственникам… помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, указанных в части 6 настоящей статьи, предложения об оснащении объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации.
Вопреки доводам апелляционных жалоб судебная коллегия приходит к выводу об обоснованности позиции стороны истца, согласно которой общедомовые приборы учета должны быть установлены по инициативе собственников многоквартирных домов, на основании соответствующих договоров. При этом, принудительная установка коллективных приборов учета возможна только по истечению срока добровольного исполнения собственниками обязанности по установке и введению в эксплуатацию приборов учета, а именно после 01 июля 2012 года.
Судом установлено, что собственниками помещений многоквартирного дома № ... по ул. <...> не был заключен договор, регулирующий условия установки, замены и (или) эксплуатации общедомового прибора учета потребленной электрической энергии.
Как было указано ранее, спорный прибор учета установлен и введен в эксплуатацию ОАО «Улан-Удэ Энерго» ... года, а именно до истечения срока добровольной установки прибора учета собственниками помещений многоквартирного дома.
Согласно п. 137 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановление Правительства РФ от 04 мая 2012 года № 442 (в редакции от 04 сентября 2015 года) «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» приборы учета, показания которых в соответствии с настоящим документом используются при определении объемов потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства, за которые осуществляются расчеты на розничном рынке, должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, а также установленным в настоящем разделе требованиям, в том числе по их классу точности, быть допущенными в эксплуатацию в установленном настоящим разделом порядке, иметь неповрежденные контрольные пломбы и (или) знаки визуального контроля.
Согласно п. 152 Положений установленный прибор учета должен быть допущен в эксплуатацию в порядке, установленном настоящим разделом. Под допуском прибора учета в эксплуатацию в целях применения настоящего документа понимается процедура, в ходе которой проверяется и определяется готовность прибора учета, в том числе входящего в состав измерительного комплекса или системы учета, к его использованию при осуществлении расчетов за электрическую энергию (мощность) и которая завершается документальным оформлением результатов допуска. Допуск установленного прибора учета в эксплуатацию должен быть осуществлен не позднее месяца, следующего за датой его установки. Допуск установленного прибора учета в эксплуатацию осуществляется с участием уполномоченных представителей.
Коллегия приходит к выводу о том, что установка прибора учета и введение его в эксплуатацию были произведены ОАО «Улан-Удэ Энерго» с нарушением процедуры и без согласования с собственниками помещений в многоквартирном жилом доме № ..., что свидетельствует о незаконности действий ответчика.
Представителем управляющей организации ООО «Эталон-С» в судебном заседании отрицался факт того, что от имени собственников многоквартирного жилого дома в допуске в эксплуатацию прибора учета участвовал представитель Общества <...> поскольку названное лицо не является представителем управляющей организации, уполномоченный подписывать соответствующие документы.
Поскольку данный прибор учета не был выбран потребителем в качестве расчетного, суд первой инстанции обоснованно усмотрел основания для удовлетворения иска в указанной части.
Как следует из письменного отзыва на иск ОАО «Улан-Удэ Энерго» спорный прибор учета установлен по инициативе сетевой организации, кому-либо в собственность данный прибор учета не передавался, следовательно, его собственником является ОАО «Улан-Удэ Энерго», в состав общедомового имущества не включен.
Представитель ОАО «Улан-Удэ Энерго» в жалобе указывает на незаконность вывода суда об отсутствии действий со стороны АО «Улан-Удэ Энерго» по передаче прибора учета в собственность собственникам многоквартирного дома, поскольку названная обязанность не закреплена ни одной нормой права.
Вместе с тем, как правильно указал суд, Федеральным законом «Об энергосбережении…» установлено, что собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечить оснащение домов, введенных в эксплуатацию до 27 ноября 2009 года общедомовыми приборами учета используемых коммунальных ресурсов, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию до 01 июля 2012 года. В случае невыполнения данных требований Закона оснащение многоквартирных домов общедомовыми приборами учета осуществляется ресурсоснабжающими организациями или организациями, осуществляющими услуги по передаче этих ресурсов, за счет лица, не исполнившего в установленный срок обязанности по установке общедомового прибора учета. Указанные организации выставляют счета на оплату расходов на установку общедомового прибора учета собственникам помещений в размере, пропорциональном их долям в праве общей собственности на общее имущество, собственники помещений обязаны оплатить эти расходы.
Таким образом, в данной части доводы жалобы подлежат отклонению.
Ссылки апелляционных жалоб на то, что спорный прибор учета установлен в строгом соответствии с п. 144 Основных положений… является коллективным (общедомовым) прибором учета основаны на неправильном толковании норм права.
Пунктом 144 названных Положений предусмотрено, что приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объекта электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка - потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности (далее - смежные субъекты розничного рынка), а также в иных местах, определяемых в соответствии с настоящим разделом с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета.
Коллегия полагает, что спорный прибор учета не подлежит использованию в качестве учетного для расчета с потребителями – гражданами, поскольку последние, по смыслу указанного положения п. 144, не являются участниками розничного рынка.
Таким образом, судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что общедомовой прибор учета, установленный в доме № ... по ул. <...>, может применяться только лишь для расчетов энергоснабжающих организаций с сетевыми и иными организациями, но не может служить для расчетов за потребленную электроэнергию для жильцов названного дома.
Кроме того, согласно пункту 1.2.2 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 13 января 2003 № 6, потребитель обязан обеспечить содержание электроустановок в рабочем состоянии и их эксплуатацию в соответствии с требованиями правил и других нормативно-технических документов.
В соответствии с абзацем 1 пункта 1.5.27 Правил устройства электроустановок (ПУЭ). Шестое издание. (утвержденных Главтехуправлением, Госэнергонадзором Минэнерго СССР 05 октября 1979 года) счетчики должны размещаться в легко доступных для обслуживания сухих помещениях, в достаточно свободном и не стесненном для работы месте с температурой в зимнее время не ниже 0 град. C.
Согласно абзацу 3 пункта 1.5.27 ПУЭ допускается размещение счетчиков в не отапливаемых помещениях и коридорах распределительных устройств электростанций и подстанций, а также в шкафах наружной установки. При этом должно быть предусмотрено стационарное их утепление на зимнее время посредством утепляющих шкафов, колпаков с подогревом воздуха внутри них электрической лампой или нагревательным элементом для обеспечения внутри колпака положительной температуры, но не выше +20 град. C. Допускается высота установки прибора учета менее 0.8 м, но не менее 0.4 м.
Между тем, из материалов дела усматривается, что общедомовой прибор учета установлен на уровне второго этажа дома, примерно на высоте около семи метров, с нарушением названных Правил, соответственно не обеспечен контроль снятия показаний общедомового прибора учета представителем собственников помещений многоквартирного дома.
Доводы апелляционных жалоб представителей ответчиков по существу сводятся к несогласию с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на его обоснованность и законность либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 11 января 2016 года по иску Прокурора Железнодорожного района г. Улан-Удэ в интересах Слепневой ФИО20 и неопределенного круга лиц к АО «Улан-Удэ Энерго», ОАО «Читаэнергосбыт» о признании действий незаконными, запрещении использовать показания установленного коллективного (общедомового) прибора учета оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья: Т.Н. Раднаева
Судьи коллегии: И.И. Мирзаева
Б.С. Семенов