Дело № 2-93/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
п.Оленино 27 августа 2018 года
Оленинский районный суд Тверской области в составе:
председательствующего судьи Павлова Э.Ю.,
с участием помощника прокурора Оленинского района Тверской области Назаровой А.В.,
представителя ответчика муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения Мостовской детский сад заведующей Смирновой О.А.,
при секретаре Коростылевой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Оленинского района Тверской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению Мостовской детский сад о возложении обязанности по организации и обеспечению проведения специальной оценки условий труда работников учреждения,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Оленинского района Тверской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к МКДОУ Мостовской детский сад и просит возложить обязанность на ответчика в срок до 31.12.2018 г. провести специальную оценку условий труда. В обосновании своих требований указал, что прокуратурой района была проведена проверка соблюдения законодательства об охране труда. В ходе проверки установлено, что в МКДОУ Мостовской детский сад, в нарушение положений ст.212 Трудового кодекса РФ, а также иных требований действующего законодательства, аттестация рабочих мест по условиям труда и специальная оценка условий труда не проводилась. Ссылаясь на положения действующего законодательства, считает, что бездействие руководства ответчика в части не проведения специальной оценки условий труда нарушает права действующих работников на охрану труда, а также лиц, поступающих на работу в данное учреждение, круг лиц которых является неопределенным.
В судебном заседании помощник прокурора Оленинского района Тверской области Назарова А.В. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика МКДОУ Мостовской детский сад Смирнова О.А., являясь заведующей Учреждением, в судебном заседании исковые требования признала в полном объеме, подтвердив, что в учреждении на момент рассмотрения дела оценка условий труда не производилась, после получения дополнительного финансирования названное нарушение трудового законодательства будет устранено.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, администрация Оленинского района Тверской области и Управление образования Оленинского района Тверской области своих представителей в судебное заседание не направили, хотя о времени и месте его проведения были извещены своевременно и надлежащим образом, свою позицию по предъявленным требованиям не представили.
При таких обстоятельствах, с учетом мнения сторон, суд считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Выслушав помощника прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.
В соответствии с ч.3 ст.37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
В силу ст.21 Трудового кодекса РФ работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором и также на полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте.
Статьей 22 ТК РФ на работодателя возложена обязанность по соблюдению трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также по обеспечению безопасности и условий труда, соответствующих нормативным требованиям охраны труда.
Статьей 209 этого же Кодекса определено, что охрана труда представляет собой систему сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающую в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия
В соответствии со ст.212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель, помимо прочего, обязан обеспечить соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте, безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов, проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Каждый работник имеет право на рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда; обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с федеральным законом; получение достоверной информации от работодателя, соответствующих государственных органов и общественных организаций об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов (ст.219 Трудового кодекса РФ).
В соответствии со ст.3 Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах. Специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.
В силу ст.8 этого же Закона обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям ст.19 настоящего Федерального закона и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора. Специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда. Специальная оценка условий труда не связана с деятельностью конкретного работника на том или ином рабочем месте. Это мероприятие призвано способствовать установлению безопасных условий труда на каждом рабочем месте всех работников, которые его занимали, и будут занимать в будущем.
Таким образом, обязанность по проведению специальной оценки условий труда законом возложена на сторону трудового договора - работодателя, с которым работник состоит в трудовых отношениях.
Как установлено в судебном заседании, МКДОУ Мостовской детский сад является юридическим лицом, учредителем которого является муниципальное образование «Оленинский район».
Согласно штатному расписанию в МКДОУ Мостовской детский сад количество ставок в Учреждении на 01 февраля 2018 года составляет 20,5.
По сведениям, представленным начальником Управления образования Оленинского района Тверской области Ермаковой О.В., в образовательных учреждениях Оленинского района оценка условий труда и аттестация рабочих мест не производилась.
Представитель ответчика заведующая Учреждением Смирнова О.А. в судебном заседании подтвердила отсутствие в школе документов, подтверждающих наличие аттестации, иск признала в полном объеме.
В соответствии с ч.1 ст.39 ГПК РФ ответчик вправе иск признать.
Признание иска представителем ответчика не противоречит вышеуказанным требованиям трудового законодательства и не нарушает права и законные интересы других лиц, в связи с чем, суд принимает данное признание иска.
Представителю ответчика разъяснены последствия признания иска, в соответствии с которыми при признании ответчиком иска и принятии его судом, принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
В соответствии со ст.173 ГПК РФ принятое судом признание иска ответчиком является достаточным основанием для удовлетворения исковых требований в полном объеме.
Таким образом, суд находит требования прокурора подлежащими удовлетворению.
Согласно ч.2 ст.206 ГПК РФ суд, принимая решение, обязывающее ответчика совершить определенные действия, устанавливает в решении срок, в течение которого решение должно быть исполнено.
С учетом характера сложившихся правоотношений, необходимостью проведения определенных видов работ по оценке условий труда, которые осуществляют сторонние организации, объема, необходимого для устранения нарушений, суд считает необходимым установить ответчику срок исполнения решения до 31 декабря 2018 года, полагая, что данный срок является разумным, и достаточным для исполнения ответчиком возложенной на него обязанности.
Согласно абз.3 ст.12 ГК РФ защита гражданских прав может осуществляться, в частности, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Поскольку не проведение специальной оценки условий труда ущемляет права и законные интересы неопределенного круга лиц - работников и вероятных работников МКДОУ Мостовской детский сад, прокурор обоснованно, в соответствии со ст.45 ГПК РФ, обратился в суд с данным иском, при этом им был избран надлежащий способ защиты прав неопределенного круга лиц.
Руководствуясь ст.ст.173, 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Оленинского района Тверской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Обязать Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Мостовской детский сад организовать и обеспечить проведение специальной оценки условий труда рабочих мест согласно штатному расписанию в срок до 31 декабря 2018 года.
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Оленинский районный суд Тверской области в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Председательствующий Э.Ю. Павлов
Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 30.08.2018 г.
Председательствующий Э.Ю. Павлов