Решение по делу № А32-26422/2008 от 18.02.2009

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Краснодар                                                                                  Дело№А-32-26422/2008-39/3

18.02.2009 г.

Судья   Колодкина  Виктория Геннадьевна,

при ведении протокола судебного заседания судьёй Колодкиной В.Г.

ознакомившись с материалами дела по заявлению 

Главы КФХ Иваненко В.В., ст. Нововладимировская, 

к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю, г. Краснодар,

3-и лица: Администрация Тбилисского района, ст. Тбилисская,

Департамент имущественных отношений Краснодарского края, г. Краснодар,

ФГУ «Земельная кадастровая палата», г. Краснодар

О  признании действия  Управления федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю незаконным и обязании ответчика внести изменения в документы госземкадастра недвижимости

при участии:

от заявителя: Гончаров В.Г. - представитель по доверенности (дов. от 09.01.2009г.)

от ФГУ «Земельная кадастровая палата»: Ржевская Е.М. - представитель по доверенности (дов. от 11.01.2009г.),

от УФАКОН: Циганкова А.А.- представитель по доверенности  (дов. от 24.10.2008г.),

от ДИО: Плукчи Т.И.-представитель по доверенности (дов. от 13.10.2008г.)

от Администрации: не прибыл

УСТАНОВИЛ:

Глава КФХ Иваненко В.В., ст. Тбилисская обратился  в суд с заявлением   к Территориальному отделу по г. Кропоткину, Кавказскому и Тбилисскому районам Управления Роснедвижимости по Краснодарскому краю, ст. Тбилисская о признании действия (бездействия) Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости территориальный отдел по г. Кропоткину, Кавказскому и Тбилисскому районам Управления Роснедвижимости по Краснодарскому краю незаконным; обязании Управление Федерального агентства объектов недвижимости территориальный отдел по г. Кропоткину, Кавказскому и Тбилисскому районам Управления Роснедвижимости по Краснодарскому краю внести изменения в документы государственного земельного кадастра недвижимости переводом земельных участков с кадастровым номером 23:29:0101003:13, площадью 974782, расположенных примерно в 1,7 км по направлению на северо-запад от ориентира  станица Нововладимировская, Тбилисского района, из категории земель населенных пунктов в категорию земель сельскохозяйственного назначения.

К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Администрация Тбилисского района и  Департамент имущественных отношений Краснодарского края.

Определением суда от 29.01.2009г. по ходатайству заявителя произведена замена ненадлежащего ответчика - Территориального отдела по г. Кропоткину, Кавказскому и Тбилисскому районам Управления Роснедвижимости по Краснодарскому краю, на надлежащего - Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости Управления Роснедвижимости по Краснодарскому краю.

К участию в деле в качестве третьего лица привлечено ФГУ «Земельная кадастровая палата» г. Краснодар.

В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на  то, что Решением Совета Нововладимировского сельского поселения Тбилисского района от 14.08.2007г. № 137 «Об установлении границ сельских населенных пунктов Нововладимировского сельского поселения Тбилисского района» были установлены границы ст. Нововладимировской, в результате чего земельные участки с кадастровым номером 23:29:0101003:13, площадью 974782кв.м. и кадастровым номером 23:29:0101003:12 площадью 1808028 кв.м., расположенных примерно в 1,7 км по направлению на северо-запад от ориентира административное здание станица Нововладимировская, Тбилисского района не вошли в границы сельских населенных пунктов.

Однако, по данным кадастрового паспорта, указанные земельные участки состоят на кадастровом учете в категории «земли населенных пунктов».

В соответствии с Решением Совета Нововладимировского сельского поселения Тбилисского района от 14.08.2007г. № 137 «Об установлении границ сельских населенных пунктов Нововладимировского сельского поселения Тбилисского района» указанные земельные участки относятся к категории «земли сельскохозяйственного назначения» и должны входить в фонд перераспределения Краснодарского края. Однако, перевод земельных участков  в соответствующую категорию не состоялся.

Спорные земельные участки переданы в аренду КФХ Иваненко В.В. по договору аренды № 2900001287 от 13.06.2006г. и договору аренды № 2900001288 от 13.06.2006г. для сельскохозяйственного производства.

31.10.2008г. Главой КФХ Иваненко В.В. обратился с заявлением в УФАКОН Территориальный отдел по г. Кропоткину, Кавказскому и Тбилисскому районам Управления Роснедвижимости по Краснодарскому краю о внесении соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости.

Письмом от 18.11.2008г. № 00-р/08-47 449 УФАКОН принято решение о приостановке осуществления государственного кадастрового учета изменений объекта – земельного участка кадастровый номер 23:29:0101003:13 по причине не предоставления правоустанавливающих документов, подтверждающих изменение категории земель земельного участка.

Письмом от 18.11.2008г. № 00-р/08-47 354 УФАКОН принято решение об отказе в  осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта – земельного участка кадастровый номер 23:29:0101003:12 по причине несоответствия представленных документов требованиям Федерального закона от 24.07.2007г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в суд с данным заявлением.

В судебном заседании предприниматель заявителя поддержал заявленные требования и просит суд удовлетворить заявление.

Представитель УФАКОН в судебном заседании возразил против удовлетворения заявленных требований; письменный отзыв на заявление в материалы дела не представлен.

Представитель ФГУ «Земельная кадастровая палата» возразил против удовлетворения заявленных требований; письменный отзыв на заявление в материалы дела не представлен.

Представитель Департамента имущественных отношений Краснодарского края в судебном заседании возразил против удовлетворения заявленных требования, в отзыве на заявление пояснив, что в соответствии с действующим законодательством РФ и Краснодарского края полномочия по переводу земель из одной категории в другую предоставлены Администрации Краснодарского края.

Представитель Администрации Тбилисского района, уведомленной о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом,  в судебное заседание не прибыл. О рассмотрении дела без участия ее представителя Администрация не заявила, письменный отзыв в материалы дела не представила.

Суд счел возможным рассмотрение дела  по существу в отсутствие представителя Администрации Тбилисского района, по правилам ст. 156 АПК РФ.

 Изучив материалы дела, выслушав пояснения и доводы лиц, участвующих в деле, суд установил следующее:

На основании Постановления главы муниципального образования Тбилисский район от 17.05.2006г. № 290 между Администрацией муниципального образования Тбилисский район и КФХ Иваненко В.В. заключен договор аренды № 2900001288 от 13.06.2006г земельного участка площадью 180,81 га с кадастровым номером 23:29:0101003:12, расположенный примерно в 1,7 км по направлению на северо-запад от ориентира административное здание бывшего ЗАО «Колос» из земель поселений территориальной зоны сельскохозяйственного использования, находящихся на территории  Нововладимировского сельского округа Тбилисского района для сельскохозяйственного производства сроком до 17.05.2009г.

На основании Постановления главы муниципального образования Тбилисский район от 17.05.2006г. № 291 между Администрацией муниципального образования Тбилисский район и КФХ Иваненко В.В. заключен договор аренды № 2900001287 от 13.06.2006г.  земельного участка площадью 97,48 га с кадастровым номером 23:29:0101003:13, расположенный примерно в 1,7 км по направлению на северо-запад от ориентира административное здание бывшего ЗАО «Колос» из земель поселений территориальной зоны сельскохозяйственного использования, находящихся на территории  Нововладимировского сельского округа Тбилисского района для сельскохозяйственного производства сроком до 17.05.2009г.

Решением Совета Нововладимировского сельского поселения Тбилисского района от 14.08.2007г. № 137 «Об установлении границ сельских населенных пунктов Нововладимировского сельского поселения Тбилисского района» на основании постановления ЗСК Краснодарского края №3279-П от 11.07.2007 г.

установлены границы сельских населенных пунктов Нововладимировского сельского округа Тбилисского района согласно картам-схемам и описям (приложение 1-2).

Согласно карте-схеме окружной границы хутора Соколовка Нововладимироского сельского округа Тбилисского района (приложение  № 13) по точкам В-Г хутор Соколовка Нововладимироского сельского округа Тбилисского района граничит с землями ЗАО «Колос», на территории которого расположены спорные земельные участки, не вошедшими в земли поселений  указанного населенного пункта.

Согласно представленным в материалам дела кадастровым паспортам от 10.11.2008г. № 00/08ДВД-329409 и  от 25.11.2008г. № 00/08ДВД-380115 (л.д.24-31) земельные участки кадастровые номера  23:29:0101003:13 и 23:29:0101003:12 в разделе 8 «категория земель» относятся к землям населенных пунктов.

31.10.2008г. Главой КФХ Иваненко В.В. обратился с заявлением в УФАКОН Территориальный отдел по г. Кропоткину, Кавказскому и Тбилисскому районам Управления Роснедвижимости по Краснодарскому краю о внесении соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости.

Письмом от 18.11.2008г. № 00-р/08-47 449 УФАКОН принято решение о приостановке осуществления государственного кадастрового учета изменений объекта – земельного участка кадастровый номер 23:29:0101003:13 по причине не предоставления правоустанавливающих документов, подтверждающих изменение категории земель земельного участка.

Письмом от 18.11.2008г. № 00-р/08-47 354 УФАКОН принято решение об отказе в  осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта – земельного участка кадастровый номер 23:29:0101003:12 по причине несоответствия представленных документов требованиям Федерального закона от 24.07.2007г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

В силу статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Согласно ст. 14 Федерального закона от 21.12.2004г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» в случае, если категория земель указана не в документах государственного кадастра недвижимости, а в правоустанавливающих документах на земельные участки или документах, удостоверяющих права на землю, внесение изменений в соответствии со статьей 5 настоящего Федерального закона в документы государственного кадастра недвижимости и в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется на основании правоустанавливающих документов на земельные участки или документов, удостоверяющих права на землю, по заявлениям правообладателей земельных участков.

В соответствии  с пунктом 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с п. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно указанной статье  и пункту 6 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.96 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Земельного кодекса РФ перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

В соответствии с пунктом 1 ст. 84 Земельного кодекса РФ установлением или изменением границ населенных пунктов является:

1) утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования;

2) утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях).

Согласно статьям 83, 84 Земельного кодекса Российской Федерации  землями поселений признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских поселений и отделенные их чертой от земель других категорий. Черта городских, сельских поселений представляет собой внешние границы земель городских, сельских поселений, отделяющие эти земли от земель иных категорий. Установление черты поселений проводится на основании утвержденной градостроительной и землеустроительной документации. Проект черты поселения относится к градостроительной документации. Черта поселений должна устанавливаться по границам земельных участков, предоставленных гражданам и юридическим лицам. Утверждение и изменение черты городских, сельских поселений осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В пункте 2 статьи 10 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными статьями 11 - 13 данного Федерального закона.

Согласно ст. 40 Закона Краснодарского края от 05.11.2002г. № 532-КЗ «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае» лица, заинтересованные во включении земельных участков в границы населенных пунктов или в исключении земельных участков из границ населенных пунктов, направляют в орган местного самоуправления городского округа или поселения, на территории которого находится населенный пункт, мотивированное заявление о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или изменении вида разрешенного использования земельного участка.

Решение о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта принимается высшим исполнительным органом государственной власти Краснодарского края на основании материалов, направленных органом местного самоуправления городского округа или поселения.

 В соответствии с пунктом 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.2004г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

Согласно пункту 3 указанной статьи сведения о кадастровых номерах земельных участков, включенных в границы населенных пунктов или исключенных из границ населенных пунктов, в порядке, предусмотренном статьей 5 настоящего Федерального закона, направляются в орган кадастрового учета для внесения соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости.

В пункте 5 статьи 14 названного Закона установлено, что земельные участки, расположенные в черте поселений, подлежат отнесению к землям поселений, а вне черты поселений - к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.

В соответствии со ст.3 Федерального закона от 24.07.2007г.№ 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-КЗ "О Правительстве Российской Федерации".

Согласно пункту 1 Положения «О федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости» утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2008 г. N 456 Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки земель, землеустройства и государственного мониторинга земель, а также функции по государственному земельному контролю.

В соответствии с пунктом 5 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007г.№ 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

При рассмотрении данного дела судом установлено, что заявителем фактически обжалуется отказ УФАКОН в осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта (категории).

В соответствии с пунктом 3 статьи 8 , в силу которого сведения о кадастровых номерах земельных участков, включенных в границы населенных пунктов или исключенных из границ населенных пунктов (при наличии кадастровых карт (планов) таких земельных участков), в порядке, предусмотренном ст. 5 настоящего Закона, направляются в орган, осуществляющий деятельность по ведению государственного земельного кадастра, для внесения соответствующих изменений в документы государственного земельного кадастра.

А именно сведения о кадастровых номерах земельных участков, включенных в границы населенных пунктов или исключенных из границ населенных пунктов (при наличии кадастровых карт (планов) таких земельных участков), направляются в орган, осуществляющий деятельность по ведению государственного земельного кадастра, в течение 10 дней со дня принятия акта о переводе земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо акта о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов, путем установления или изменения границ населенных пунктов, а также включения земельных участков в границы населенных пунктов либо исключения земельных участков из границ населенных пунктов.

В свою очередь орган, осуществляющий деятельность по ведению государственного земельного кадастра, в течение 7 дней вносит изменения в документы государственного земельного кадастра, связанные с указанием акта об установлении или изменении границ населенных пунктов, а также включения земельных участков в границы населенных пунктов либо исключения земельных участков из границ населенных пунктов, которые влекут за собой перевод земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо перевод земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

В соответствии с частями 3, 4 ст. 15 ФЗ от 21.12.2004 г. N 172-ФЗ до разграничения государственной собственности на землю отнесение находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель к землям поселений, черта которых установлена до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, осуществляется органами местного самоуправления без согласования с правообладателями земельных участков; в иных помимо предусмотренных частью 3 настоящей статьи случаях до разграничения государственной собственности на землю отнесение находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель к определенной категории земель осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Закон Краснодарского края о передаче полномочий органам местного самоуправления по вопросу перевода земель или земельных участков из одной категории в другую отсутствует.

Согласно подпункту 10 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" планирование использования земель сельскохозяйственного назначения, перевода земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в федеральной собственности, в другие категории земель относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Доказательств принятия решения уполномоченным органом о переводе спорных земельных участков из земель поселений  в категорию земель сельскохозяйственного назначения суду не представлены.

При таких обстоятельствах, у суда отсутствуют предусмотренные законом основания для удовлетворения заявленных требований, направленных на обжалование действий УФАКОН.

В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по госпошлине относятся на заявителя, однако, учитывая, что Иваненко В.В. является инвалидом 2 группы, он подлежит освобождению от уплаты госпошлины в силу ст. 333.37 НК РФ.

Руководствуясь  ст. ст., 65, 105,156,  167-170, 176,198-201  АПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.         

░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ 29.08.1948 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ 100 ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░  ░░░ ░. ░░░░░░-░░-░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░

░░░░░                                                                                                             ░.░. ░░░░░░░░░

А32-26422/2008

Категория:
Другие
Статус:
Решение суда первой инстанции: В иске отказать полностью
Ответчики
Иваненко Владимир Владимирович
Суд
АС Краснодарского края
Судья
Колодкин В. Г.

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее