РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Дата Пресненский районный суд г. Москвы в составе председательствующего судьи Жребец Т.Е. при секретаре ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело Номер по иску ФИО4 к Правительству РФ, 3-е лицо «ФИО1 «ФИО1 общественных объединений вкладчиков и акционеров», Совет Федерации Федерального Собрания РФ, Госдума Федерального собрания РФ, об обязании принять меры по обеспечению официального опубликования стоимости долгового рубля и приступить к исполнению обслуживания облигаций,
С участием представителя истца и 3-го лица «ФИО1 «ФИО1 общественных объединений вкладчиков и акционеров» по доверенностям,
установил:
ФИО4 обратился в суд с иском к Правительству РФ об обязании принять меры по обеспечению официального опубликования стоимости долгового рубля и приступить к исполнению обслуживания облигаций, указав в обоснование, что он является держателем облигаций Государственного внутреннего выигрышного займа СССР выпуска ... штуки номиналом ... СССР каждая, ... штук номиналом ... СССР каждая, ... штук номиналом ... СССР каждая, на общую сумму ... СССР. Постановлением Совмина СССР от Дата Номер было установлено, что в течение ... летнего срока займа должно быть проведено ... выигрышей, тиражи должны были проводится с Дата по Дата с суммой выигрыша в среднем ... в год. По истечении ... эмитент должен был выкупить не выигравшие облигации по номинальной стоимости. Законом от 1992 года установлено, что долговые обязательства СССР по облигациям являются внутренним государственным долгом РФ. Правительство РФ в Дата году применило шоковую терапию экономики РФ, приведшую к гиперинфляции, обесценившую в тысячи раз валюту РФ. Незаконно бездействую с 01.01.1992 г. Правительство РФ злонамеренно не принимало мер для понуждения ЦБ РФ установить обменный курс валют РФ и СССР, задержало принятие закона «О денежной системе РФ», до Дата не понуждало ЦБ РФ изъять из денежного обращения денежные билеты СССР, создавало иллюзию обращения в РФ двух равноценных валют РФ и СССР с соотношением 1:1. По состоянию на Дата г., по мнению истца, стоимость облигаций в валюте СССР при ... ставке Сбербанка России и ... просрочки возврата денег составляет ... СССР. Правительство РФ нарушает права истца неисполнением Федерального закона РФ № 87-ФЗ от 06.07.1996 «О порядке установления ЦДО РФ», который обязывает Правительство РФ установить (опубликовать) стоимость долгового рубля РФ, а Минфин РФ включить долг по ценным бумагам СССР в долговую книгу государственного внутреннего долга РФ.
Полагая свои права нарушенными, истец просит суд обязать Правительство РФ принять меры по обеспечению официального опубликования стоимости долгового рубля и приступить к обслуживанию облигаций.
В судебном заседании представитель истца, действующая также в интересах 3-го лица «Региональный «Московский Союз общественных объединений вкладчиков и акционеров» по доверенностям исковые требования поддержала, полагала иск подлежащим удовлетворению в полном объеме.
Иные стороны в судебное заседание не явились, о дате и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дела в их отсутствие.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных истцом исковых требований, исходя из следующего.
Государство, как следует из ст. 1 Федерального закона от 10.05.1995 N 73-ФЗ "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации", гарантирует восстановление и обеспечение сохранности ценности денежных сбережений, созданных гражданами Российской Федерации путем помещения денежных средств:
на вклады в Сберегательный банк Российской Федерации (ранее Государственные трудовые сберегательные кассы СССР, действовавшие на территории РСФСР; Российский республиканский банк Сбербанка СССР; Сбербанк РСФСР) в период до 20 июня 1991 г.;
на вклады в организации государственного страхования Российской Федерации (ранее организации государственного страхования СССР, действовавшие на территории РСФСР; организации государственного страхования РСФСР) по договорным (накопительным) видам личного страхования в период до 1 января 1992 г.; в государственные ценные бумаги (СССР и РСФСР), размещение которых производилось на территории РСФСР в период до 1 января 1992 г.
Гарантированные сбережения граждан признаются государственным внутренним долгом Российской Федерации, восстановление и обеспечение сохранности которых производится путем их перевода в целевые долговые обязательства Российской Федерации, являющиеся государственными ценными бумагами (ст. 2, 5 Федерального закона от 10 мая 1995 г. N 73-ФЗ).
Порядок перевода гарантированных сбережений граждан в целевые долговые обязательства Российской Федерации, их виды, условия и формы их обслуживания и порядок определения долговой стоимости устанавливаются федеральными законами (ст. 12).
В настоящее время приняты Федеральные законы от 6 июля 1996 года "О порядке установления долговой стоимости единицы номинала целевого долгового обязательства Российской Федерации", от 12 июля 1999 года "О порядке перевода государственных ценных бумаг СССР и сертификатов Сберегательного банка СССР в целевые долговые обязательства Российской Федерации" и от 4 февраля 1999 года "О базовой стоимости необходимого социального набора".
Действие Федерального закона "О базовой стоимости необходимого социального набора" приостановлено до 1 января 2016 года Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. N 237-ФЗ "О приостановлении действия и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов".
Правительство Российской Федерации в соответствии с Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.
Федеральным законом "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации" определены полномочия Правительства Российской Федерации в данной сфере, которое осуществляет управление государственным внутренним долгом Российской Федерации по целевым долговым обязательствам Российской Федерации. Положение о переводе государственных ценных бумаг СССР и сертификатов Сберегательного банка СССР в целевые долговые обязательства Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 января 2000 г. N 82 устанавливает процедуру перевода названных ценных бумаг бывшего Союза ССР в целевые долговые обязательства Российской Федерации.
В связи с приостановлением действия Федерального закона "О базовой стоимости необходимого социального набора" и отсутствием финансового обеспечения действие Постановления Правительства Российской Федерации от 29 января 2000 г. N 82 приостановлено до 1 января 2016 года.
Указанный выше нормативный правовой акт Правительства РФ был предметом проверки Верховного Суда Российской Федерации, который в своем решении от 07 июня 2013 г. пришел к выводу о том, что права граждан, являющихся держателями облигаций Государственного внутреннего выигрышного займа, оспариваемым нормативным правовым актом не нарушаются.
Согласно ст. 17 Федерального закона от 03 декабря 2013 г. N 216-ФЗ "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" предусмотрено направить на осуществление компенсационных выплат гражданам Российской Федерации по вкладам в Сберегательном банке Российской Федерации, вкладам (взносам) в организациях государственного страхования (открытое акционерное общество "Российская государственная страховая компания" и общества системы Росгосстраха) и выкуп имеющихся в наличии у владельцев - граждан Российской Федерации Государственных казначейских обязательств СССР и сертификатов Сберегательного банка СССР, являющихся гарантированными сбережениями в соответствии с Федеральным законом от 10 мая 1995 года N 73-ФЗ "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации", средства в 2013 году в сумме 50 000 000 тыс. рублей, в 2014 году в сумме 50 000 000 тыс. рублей и в 2015 году в сумме 50 000 000 тыс. рублей, предусмотренные настоящим Федеральным законом на погашение государственного внутреннего долга Российской Федерации.
В соответствии с правовой позицией, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 23 декабря 1997 г. N 21-П по делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации и части шестой статьи 15 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", а также в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 15 апреля 2008 г. N 258-0-0, от 7 июня 2011 г. N 745-0-0, от 3 апреля 2012 г. N 632-0, решая задачи, связанные с восстановлением сбережений граждан, федеральный законодатель, призванный действовать во всеобщих интересах, обладает достаточной дискрецией, что "обусловлено необходимостью учета им конкретных социально-экономических условий развития Российской Федерации и достижения баланса между правами и законными интересами различных категорий граждан - как тех, которые состоят в имущественных отношениях с государством в качестве кредиторов, так и иных лиц, в отношении которых государство связано принятыми на себя публично-правовыми обязательствами. При этом в рамках реализации конституционно обоснованной свободы усмотрения законодатель вправе ограничить права (в том числе имущественные) одних лиц в целях защиты прав и законных интересов других (статья 55 часть 3 Конституции Российской Федерации).
В отношении владельцев облигаций Правительством Российской Федерации создана межведомственная комиссия, которая занимается ситуацией по восстановлению учета, размещения и продажи облигаций Государственного внутреннего выигрышного займа 1982 года.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.05.1995 N 73-ФЗ "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации" государство гарантирует восстановление и обеспечение сохранности ценности денежных сбережений, созданных гражданами Российской Федерации путем помещения денежных средств в государственные ценные бумаги (СССР и РСФСР), размещение которых производилось на территории РСФСР в период до 1 января 1992 года.
Согласно ФЗ «О порядке установления долговой стоимости единицы номинала целевого долгового обязательства Российской Федерации», долговая стоимость одного долгового рубля должна применяется при использовании и обслуживании целевых долговых обязательств Российской Федерации.
В соответствии со статьями 1 и 3 Федерального закона от 12 июля 1999 г. № 162-ФЗ имеющиеся в наличии у граждан Российской Федерации облигации государственного внутреннего выигрышного займа 1982 года; Государственные казначейские обязательства СССР, приобретенные в период до 1 января 1992 года; сертификаты Сберегательного банка СССР, приобретенные в период до 1 января 1992 года, относятся к гарантированным сбережениям граждан, определенным Федеральным законом «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации, перевод которых в целевые долговые обязательства Российской Федерации, производится путем нанесения непосредственно на восстанавливаемые ценные бумаги специальных отметок, удостоверяющих факт их перевода в целевые долговые обязательства Российской Федерации установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом видов, номиналов и доходов (причитающихся по данным целевым долговым обязательствам Российской Федерации).
Согласно ст. 8 указанного Закона, отмечается, что сертификаты Сберегательного банка СССР переводятся в целевые долговые обязательства Российской Федерации - целевые сертификаты Российской Федерации. С даты перевода сертификата Сберегательного банка СССР в целевой сертификат Российской Федерации на данный целевой сертификат Российской Федерации начисляются доходы, выражаемые в долговых рублях.
Учитывая указанные положения, суд приходит к выводу о том, что никаких нарушений Правительством РФ допущено не было, права истца данным ответчиком не нарушены, следовательно, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Кроме того, следует также отметить, что материалы дела не содержат доказательств того, что истец является держателем облигаций 1982 года выпуска.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО4 - отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Пресненский районный суд г. Москвы.
Судья Жребец Т.Е.