Дело № 33-8078/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
27 октября 2016 года г.Хабаровск
Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Кочуковой Г.Н.,
судей Галенко В.А., Разуваевой Т.А.,
при секретаре Арабаджи В.Л.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кармадонова Н. В. к войсковой части 62250, федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа», федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю» о взыскании компенсационной выплаты, признании права на компенсационную выплату, по апелляционной жалобе ФКУ «УФО МО РФ», ФКУ «ОСК ВВО» на решение Ванинского районного суда Хабаровского края от 22 июля 2016 года.
Заслушав доклад судьи Галенко В.А., пояснения представителя ФКУ «ОСК ВВО» Гончар Н.С., судебная коллегия
у с т а н о в и л а :
Кармадонов Н.В. обратился в суд с иском к войсковой части 62250 о взыскании компенсационной выплаты, признании права на компенсационную выплату. В обоснование заявленных требований указал, что работает в войсковой части 62250 в должности <данные изъяты> с 01 января 2016 года. На время несения службы, как <данные изъяты>, заступает начальником караула. Согласно приказу Министра обороны от 30 декабря 201 года №541 «О ведомственной охране Министерства обороны Российской Федерации» начальник караула отвечает за прием, хранение, выдачу и охрану вооружения и боеприпасов, находящихся в караульном помещении. В соответствии с п. 17 гл. 3 приложения 2 к приказу Министра обороны РФ от 23 апреля 2014 года № 255 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 года № 583» гражданскому персоналу военизированной охраны непосредственно занятому приемом, хранением, выдачей и охраной и боеприпасов устанавливается компенсационная выплата к должностному окладу в размере 50%. В январе-марте 2016 года компенсационная выплата к должностному окладу не производилась.
Просит суд взыскать с ответчика компенсационную выплату за прием, хранение, выдачу и охрану вооружения и боеприпасов в размере 50% к должностному окладу за период январь, февраль, март 2016 года, признать право на получение указанной компенсационной выплаты в дальнейшем.
Определением Ванинского районного суда Хабаровского края от 16 июня 2016 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены ФКУ «ОСК ВВО», ФКУ «УФО МО РФ».
Решением Ванинского районного суда Хабаровского края от 22 июля 2016 года исковые требования Кармадонова Н.В. удовлетворены частично.
Постановлено взыскать с ФКУ «ОСК ВВО» МО РФ в пользу Кармадонова Н.В. компенсационную выплату к должностному окладу в размере 50% за прием, выдачу, хранение и охрану вооружения и боеприпасов, предусмотренную приказом Министра обороны РФ от 23 апреля 2014 года №255, за январь, февраль и март 2016 года в размере 20 700 руб.
В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказать.
В апелляционной жалобе представитель ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю» просит решение суда отменить, полагая его принятым с нарушением норм материального права, регулирующих спорные отношения сторон. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что в соответствии с п. 17 гл. 3 приложения 2 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 23 апреля 2014 года № 255 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 05 августа 2008 года № 583» гражданскому персоналу арсеналов, центров, баз, складов по хранению вооружения и боеприпасов (далее – «склад вооружения»), непосредственно занятому приемом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов, устанавливается компенсационная выплата к должностному окладу (тарифной ставке) по должностям: гражданский персонал военизированной охраны, заведующий хранилищем, заведующий складом, кладовщик. Учитывая, что истец в силу должностных обязанностей отвечает за организацию охраны порученных караулу объектов, сам непосредственную охрану оружия не осуществлял, вывод суда о его праве на получение компенсационной надбавки является ошибочным. При принятии решения суд не учел положения пункта 31 Инструкции по организации деятельности ведомственной охраны Министерства обороны Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2001 года № 541 «О ведомственной охране Министерства обороны Российской Федерации», согласно которому непосредственную охрану объекта осуществляют часовые, коим истец не является. Не согласен с выводом суда о том, что коллективным договором <данные изъяты> установлена компенсационная выплата за прием, хранение, выдачу и охрану боеприпасов и вооружения, так как в указанной части коллективный договор противоречит действующему трудовому законодательству и не подлежит применению.
В апелляционной жалобе представитель ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» просит решение суда отменить, указывая на то, что учреждение зачислено на финансовое обеспечение в ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю» и выплата заработной платы не входит в его компетенцию. Из должностных обязанностей истца не следует, что он непосредственно осуществляет охрану складов вооружения, в связи с чем не согласен с выводом суда о праве истца на компенсационную выплату за прием, выдачу, хранение и охрану вооружения и боеприпасов.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что 01 января 2016 года между войсковой частью 62250 и Кармадоновым Н.В. заключен трудовой договор, по условиям которого Кармадонов Н.В. принят на работу на должность <данные изъяты> войсковой части 62250.
Согласно трудовому договору Кармадонову Н.В. установлен должностной оклад в размере 6 000 рублей, доплата за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в размере 50%, доплата за выслугу лет в размере 20%.
Удовлетворяя исковые требования истца частично, суд исходил из того, что караул, в состав которого входит и начальник караула Кармадонов Н.В., осуществляет непосредственную охрану складов с вооружением и боеприпасами.
Судебная коллегия с выводом суда первой инстанции согласиться не может по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 349 Трудового кодекса РФ на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п. 17 гл. 3 приложения 2 к приказу Министра обороны РФ от 23 апреля 2014 года № 255 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 года № 583» гражданскому персоналу арсеналов, центров, баз, складов по хранению вооружения и боеприпасов, непосредственно занятому приемом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов, устанавливается компенсационная выплата к должностному окладу (тарифной ставке) в размере 50%.
К арсеналам, центрам, базам, складам Министерства обороны по хранению вооружения и боеприпасов относятся: центры и арсеналы всех наименований, государственные специальные химические арсеналы, артиллерийские базы и склады всех наименований, базы резерва танков, самолетов, вертолетов, технические ракетные базы всех наименований, торпедные базы, отделы хранения вооружения и боеприпасов, другие базы, склады и отделы, на которых хранятся вооружение и боеприпасы; отделы хранения (хранилища, склады) вооружения и боеприпасов в составе воинских частей и организаций.
В составе войсковой части 62250 имеются отделы хранения (хранилища, склады) вооружения и боеприпасов, что не оспаривается участвующими в деле лицами.
Из содержания приказа Министра обороны РФ от 23 апреля 2014 года № 255 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 года № 583» следует, что право на компенсационную выплату возникает у лица из числа гражданского персонала военизированной охраны Министерства обороны Российской Федерации при осуществлении им охраны вооружения и боеприпасов непосредственно.
Из функциональных обязанностей <данные изъяты>, утвержденных командиром войсковой части 62250 17 мая 2016 года, следует, что <данные изъяты> занимается организацией работы караула.
Из пунктов 99, 100 Инструкции по организации деятельности ведомственной охраны Министерства обороны Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2001 года № 541 «О ведомственной охране Министерства обороны Российской Федерации», следует, что начальник караула осуществляет организацию охраны вверенного караулу объекта.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что пунктами 99 и 100 указанной Инструкции предусмотрена обязанность начальника караула по осуществлению непосредственной охраны вверенных ему объектов, опровергается приведенными положениями Инструкции.
В соответствии с п. 23 Инструкции по организации деятельности ведомственной охраны Министерства обороны Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2001 года № 541, в состав караула назначаются: начальник караула, помощник начальника караула, помощник начальника караула (оператор) по техническим средствам охраны или смена операторов (два-три работника, один из которых может быть назначен помощником начальника караула по техническим средствам охраны), помощник начальника караула по применению караульных собак, караульные, водители транспортных средств.
Пунктом 31 указанной выше Инструкции предусмотрено, что для непосредственной охраны и защиты объектов из состава караула выставляются часовые. Охрану объектов часовые осуществляют способом патрулирования между внешним и внутренним ограждениями вокруг объекта или вдоль ограждения с внутренней стороны, если объект имеет одно ограждение, путем обхода охраняемых складов, хранилищ и т.п., не имеющих ограждения, а также наблюдением с наблюдательных вышек. Отдельные объекты могут охраняться неподвижными часовыми, которые в установленное время по средствам связи докладывают начальнику караула об обстановке на посту.
Следовательно, непосредственную охрану объектов, вверенных караулу военизированной охраны Министерства обороны РФ, осуществляет часовой.
Материалами дела не подтверждено, что истец в спорный период времени осуществлял охрану вооружения и боеприпасов непосредственно, то есть выполнял обязанности часового на посту охраняемого объекта.
Поскольку действующими нормативными правовыми актами не предусмотрена обязанность начальника караула по непосредственной охране склада вооружения, фактически такую работу истец не осуществлял, вывод суда первой инстанции о праве истца на компенсационную выплату за охрану вооружения и боеприпасов является ошибочным.
Коллективный договор, действующий в войсковой части 62250 на 2015-2018 годы (п.5.6) предусматривает компенсационную выплату в размере 50% должностного оклада гражданскому персоналу, непосредственно занятому приемом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов, то есть определяет тот же круг лиц, который предусмотрен приказом Министра обороны РФ от 23 апреля 2014 года № 255 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 года № 583», следовательно, противоречий в указанных нормативных актах не имеется.
В связи с изложенным выше судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что требование истца о признании права на получение компенсационной выплаты на будущее время не подлежит удовлетворению в связи с тем, что такое право предусмотрено коллективным договором и нормами действующего законодательства.
Допущенные судом при рассмотрении дела нарушения норм материального права повлекли его неправильное разрешение, в связи с чем постановленное решение подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
решение Ванинского районного суда Хабаровского края от 22 июля 2016 года – отменить, принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Кармадонову Н. В. к войсковой части 62250, федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа», федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю» о взыскании компенсационной выплаты, признании права на компенсационную выплату – отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы в Президиум Хабаровского краевого суда.
Председательствующий Г.Н. Кочукова
Судьи В.А. Галенко
Т.А. Разуваева