23 мая 2013 года г.Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Калимуллина Р.Я.,
судей Хабировой Ф.В. и Сазоновой В.Г.,
при секретаре судебного заседания Н.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Калимуллина Р.Я. гражданское дело по апелляционным жалобам Селиванова Ю.Н. и законного представителя Песковой Н.Н. – Селивановой И.В. на решение Советского районного суда г. Казани от 12 февраля 2013 года, которым постановлено:
В удовлетворении иска Селивановой И.В., действующей в интересах недееспособной Песковой Н.Н., к МКУ «Администрация Советского района Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани» о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения Селивановой И.В. и Селиванова Ю.Н., поддержавших жалобы, возражения представителя МКУ «Администрация Советского района ИК МО г. Казани» - Мадияровой Г.Ф., Судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Селиванова И.В., действуя в интересах недееспособной Песковой Н.Н., обратилась в суд с иском к МКУ «Администрация Советского района Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани» о признании Песковой Н.Н. нуждающейся в улучшении жилищных условий. В обоснование требований указывается, что Пескова Н.Н. является вдовой участника Великой Отечественной войны, инвалидом 1 группы, страдает психическим заболеванием, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. Она проживает в жилом доме зятя, собственного жилья не имеет. Однако на обращение в орган местного самоуправления по вопросу постановки ее на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, ей неправомерно отказано ввиду того, что обеспеченность общей площадью занимаемого ею жилого помещения превышает учетную норму площади жилого помещения по г. Казани.
Представитель ответчика иск не признал.
Суд в иске отказал.
В апелляционных жалобах Селиванов Ю.Н. и законный представитель Песковой Н.Н. – Селиванова И.В. просят отменить решение, указывая, что Пескова Н.Н. не является членом семьи собственника занимаемого ею жилого помещения, общее хозяйство с ним не ведет, общего бюджета не имеет, нуждается в жилье. Выводы суда о правомерности отказа органа местного самоуправления в постановке ее на учет нуждающихся в предоставлении жилья не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и противоречат требованиям закона.
Судебная коллегия не находит оснований к отмене решения.
В соответствии с пунктом 4 части 1, пунктом 3 части 2 статьи 21 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки:
4) обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы меры социальной поддержки предоставляются:
3) супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак.
Согласно части 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
В соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Решением Казанской городской Думы от 01 ноября 2006 года № 10-13 «Об учетной норме площади жилого помещения и норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» учетная норма по г. Казани установлена в 12 кв.м.
Из материалов дела следует, что Пескова Н.Н. является вдовой участника Великой Отечественной войны и имеет право на льготы, установленные статьей 21 Федерального закона «О ветеранах».
Решением Советского районного суда г. Казани от 22 сентября 2011 года она признана недееспособной.
Распоряжением главы Администрации Советского района Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 30 октября 2012 года Песковой Н.Н. опекуном назначена ее дочь - Селиванова И.В.
Пескова Н.Н. является инвалидом 1 группы по общему заболеванию бессрочно.
Согласно справке от 13 декабря 2012 года № 2524-В, выданной РКПБ им. акад. В.М. Бехтерева МЗ РТ, Пескова Н.Н. имеет право на жилищные льготы в соответствии с Постановлением РФ № 378 от 16 июня 2006 года (входит в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире).
Селиванова И.В., действуя в интересах Песковой Н.Н., обратилась в МКУ «Администрация Советского района Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани» о признании Песковой Н.Н. нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Распоряжением главы Администрация Советского района Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 07 декабря 2012 года Песковой Н.Н. отказано ввиду того, что ее обеспеченность общей площадью занимаемого жилого помещения превышает учетную норму площади жилого помещения по г. Казани.
Так, Пескова Н.Н. зарегистрирована и проживает в доме <адрес>, общей площадью 384,4 кв.м.
Право собственности на данный жилой дом зарегистрировано за мужем ее дочери – Селивановым Ю.Н. Также на регистрационном учете по указанному адресу состоят Селиванова И.В. и их сын Селиванов Р.Ю.
Кроме того, Селивановой И.В. на праве собственности принадлежит жилой дом общей площадью 172,20 кв.м в д. Полянка Лаишевского района.
На основании изложенного и с учетом анализа приведенных выше правовых норм суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что решение органа местного самоуправления об отказе в постановке Песковой Н.Н. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении является законным, поскольку ее уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения превышает установленную учетную норму обеспеченности жильем на одного человека.
Судебная коллегия полагает, что при разрешении настоящего спора правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом первой инстанции правильно, выводы суда основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в иске подробно со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в решении, их правильность не вызывает сомнений у судебной коллегии.
Оснований для отмены принятого по делу решения по доводам апелляционных жалоб Селиванова Ю.Н. и законного представителя Песковой Н.Н. – Селивановой И.В. Судебная коллегия не усматривает.
Доводы о наличии у Селивановой Н.Н. заболевания, которое входит в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых совместное проживание граждан в одном жилом помещении невозможно, не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального закона.
Согласно вышеприведенным нормам жилищного законодательства, для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях в силу положений п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации необходимо наличие одновременно нескольких условий: в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в одной квартире невозможно; указанные лица не имеют иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности и проживают в квартире, занятой несколькими семьями.
Согласно акту обследования жилищных условий Песковой Н.Н. от 04 апреля 2013 года, Пескова Н.Н., ее дочь Селиванова И.В., Селиванов Ю.Н. и их сын все вместе проживают в доме <адрес>. Жилой дом приобретен Селивановым Ю.Н. в период брака с Селивановой И.В., брак в установленном законом порядке не расторгнут. В силу прямого указания закона все имущество, приобретенное супругами в период зарегистрированного брака, является их совместным имуществом, независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства.
При этом в соответствии с разъяснениями, данными в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. При этом супругами считаются лица, брак которых зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния (статья 10 Семейного кодекса Российской Федерации, далее - СК РФ). Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
Представленное Селивановой И.В. в суд апелляционной инстанции соглашение о разделе имущества супругов заключено 01 марта 2013 года, уже после рассмотрения дела судом. При этом по условиям соглашения в личную собственность Селивановой И.В. переходит квартира <адрес>. Общая площадь данной квартиры в ходе судебного разбирательства в совокупности с иными жилыми помещениями не учитывалась.
Положения Федерального закона «О ветеранах» об обеспечении жильем данной категории граждан независимо от их имущественного положения так же не исключают обязательного условия принятия их на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений только в случае их обеспеченности менее учетной нормы площади жилья, установленной компетентным органом местного самоуправления.
Таким образом, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционные жалобы, которые не содержат предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения, - оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Советского районного суда г. Казани от 12 февраля 2013 года по данному делу оставить без изменения, апелляционные жалобы Селиванова Ю.Н. и законного представителя Песковой Н.Н. – Селивановой И.В. – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий:
Судьи: