Судья Зыбунова Е.В. Дело № 33а-8571/2018
Учет № 019а
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26 июня 2018 года город Казань
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Сибгатуллиной Л.И.,
судей Мочаловой Ю.Р., Сайдашевой Э.Р.,
при секретаре судебного заседания Садиковой Э.Ф.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Л.И.Сибгатуллиной административное дело по апелляционной жалобе Мишина Юрия Анатольевича на решение Вахитовского районного суда г.Казани Республики Татарстан от 27 сентября 2017 года и по апелляционной жалобе Мишина Ю.А. на дополнительное решение Вахитовского районного суда Республики Татарстан от 7 марта 2018 года, которыми соответственно постановлено:
в удовлетворении административного иска Мишина Ю.А. к муниципальному казенному учреждению «Управление архитектуры и градостроительства» исполнительного комитета муниципального образования г.Казани» о признании незаконным решения об отказе в предоставлении муниципальной услуги отказать.
В удовлетворении административного искового заявления Мишина Ю.А. к муниципальному казенному учреждению «Управление архитектуры и градостроительства исполнительного комитета муниципального образования г.Казани» и исполнительному комитету муниципального образования г.Казани о признании незаконным решения об отказе в предоставлении муниципальной услуги и понуждении устранить нарушения градостроительного законодательства путем выдачи надлежащих сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности в отношении земельного участка ....:19568 без указания на расположение данного земельного участка в границах территорий общего пользования отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения Мишина Ю.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя исполнительного комитета муниципального образования г.Казани и муниципального казенного учреждения «Управление архитектуры и градостроительства исполнительного комитета муниципального образования г.Казани» Садреева А.А., высказавшегося против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Мишин Ю.А. обратился в суд с административным иском к исполнительному комитету муниципального образования города Казани и муниципальному казенному учреждению (далее – МКУ) «Управление архитектуры и градостроительства исполнительного комитета муниципального образования г.Казани» об оспаривании, как он считает, отказа МКУ «Управление архитектуры и градостроительства исполнительного комитета муниципального образования г.Казани» в предоставлении муниципальной услуги. Заявленные требования мотивированы следующим.
Мишину Ю.А. принадлежит земельный участок с кадастровым номером ....:19568 площадью 1026 кв.м по площадью 1026 кв.м, расположенный по адресу: г<адрес> категории земель: земли населенных пунктов, с разрешенным использованием: для ведения личного подсобного хозяйства. Из общедоступных источников информации ему известно, что земельный участок расположен в зоне градостроительных регламентов Ж2 – зона индивидуальной жилой застройки.
Административный истец дважды обращался в МКУ «Управление архитектуры и градостроительства исполнительного комитета муниципального образования г.Казани» с запросом сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (далее – ИСОГД) в отношении указанного земельного участка.
В ответ на его обращения письмом от 9 августа 2017 года №15/10-04-15256 и письмом от 29 августа 2017 года №15/10-04-16708 административный ответчик дважды отказал, по его мнению, в оказании муниципальной услуги по предоставлению сведений ИСОГД, ссылаясь на расположение земельного участка в границах территории общего пользования.
Мишин Ю.А. просил признать незаконным отказ МКУ «Управление архитектуры и градостроительства исполнительного комитета муниципального образования г.Казани» в оказании муниципальной услуги по предоставлению сведений ИСОГД в отношении земельного участка с кадастровым номером ....:19568 и обязать исполнительный комитет муниципального образования г.Казани и МКУ «Управление архитектуры и градостроительства исполнительного комитета муниципального образования г.Казани» устранить нарушение градостроительного законодательства путем выдачи ему надлежащих сведений ИСОГД без указания на расположение земельного участка в границах территории общего пользования.
Решением суда от 27 сентября 2017 года отказано в удовлетворении требований Мишина Ю.А. к МКУ Управление архитектуры и градостроительства исполнительного комитета муниципального образования г.Казани».
Мишин Ю.А. подал апелляционную жалобу, в которой ставится вопрос об отмене решения суда от 27 сентября 2017 года по мотиву его незаконности и необоснованности. Он считает, что выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, и настаивает на наличии оснований для удовлетворения заявленных требований. Указывается, что из представленной административным ответчиком топографической съемки следует, что разработанные проектные красные линии в отношении территории, на которой расположен земельный участок, отсутствуют.
Определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 26 января 2018 года апелляционная жалоба Мишина Ю.А. на решение суда от 27 сентября 2017 года оставлена без рассмотрения, дело направлено в суд первой инстанции для выполнения требований процессуального закона, предусмотренных статьей 183 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Дополнительным решением Вахитовского районного суда г.Казани Республики Татарстан от 7 марта 2018 года отказано в удовлетворении административного искового заявления Мишина Ю.А. к МКУ «Управление архитектуры и градостроительства исполнительного комитета муниципального образования г.Казани» и к исполнительному комитету муниципального образования г.Казани об оспаривании решения об отказе в предоставлении муниципальной услуги и возложении на административных ответчиков обязанности устранить нарушение градостроительного законодательства путем выдачи надлежащих сведений ИСОГД в отношении земельного участка с кадастровым номером ....:19568 без указания на его расположение в границах территории общего пользования.
Мишин Ю.А. подал апелляционную жалобу и на дополнительное решение суда от 7 марта 2018 года. Он полагает, что суд не до конца разобрался в обстоятельствах дела и принял незаконное и необоснованное решение. Заявитель апелляционной жалобы просит отменить также и дополнительное решение и принять про делу новое решение о полном удовлетворении заявленных им требований.
Суд апелляционной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене.
На основании части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с пунктами 7 и 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях настоящего Кодекса используются, в частности, такие основные понятия как территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты; правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
В силу части 1 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий общего пользования (пункт 2 части 4 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела видно, что 2 февраля 1994 года в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о земельном участке с кадастровым номером ....:19568 с почтовым адресом ориентира «Республика Татарстан, муниципальное образование г.Казань, д.Вишневка.
Земельный участок относится к категории земель: земли населенных пунктов и имеет вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства.
Распоряжением заместителя руководителя исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 14 августа 2017 года № 2695р земельному участку с кадастровым номером ....:19568, расположенному по <адрес> в жилом массиве Вознесенское Советского района г.Казани, присвоен адресный номер «5г».
Мишин Ю.А. является собственником указанного земельного участка.
27 июля 2017 года Мишин Ю.А. обратился в МКУ «Управление архитектуры и градостроительства исполнительного комитета муниципального образования г.Казани» с запросом №11179/УАИГ о предоставлении сведений раздела IV «Правила землепользования и застройки, внесение в них изменений» ИСОГД.Письмом МКУ «Управление архитектуры и градостроительства исполнительного комитета муниципального образования г.Казани» от 9 августа 2017 года №15/10-04-15256 Мишин Ю.А. поставлен в известность о том, что земельный участок с кадастровым номером ....:19568 находится в границах территории общего пользования и действие градостроительных регламентов на него не распространяется.
29 августа 2017 года МКУ «Управление архитектуры и градостроительства исполнительного комитета муниципального образования г.Казани» направило Мишину Ю.А. письмо №15/10-04-16708 аналогичного содержания.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что письма МКУ «Управление архитектуры и градостроительства исполнительного комитета муниципального образования г.Казани» от 9 августа 2017 года №15/10-04-15256 и от 29 августа 2017 года №15/10-04-16708, направленные Мишину Ю.А. в ответ на его запрос о предоставлении сведений ИСОГД, не содержат отказа в предоставлении муниципальной услуги, с учетом данного обстоятельства пришел к выводу о том, что действиями административного ответчика права административного истца не нарушены, и отказал в удовлетворении административного иска.
При этом суд оставил без внимания следующие обстоятельства.
Частью 1 статьи 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что информационные системы обеспечения градостроительной деятельности – это организованный в соответствии с требованиями настоящего Кодекса систематизированный свод документированных сведений о развитии территорий, об их застройке, о земельных участках, об объектах капитального строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности сведений.
Согласно части 4 статьи 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации информационные системы обеспечения градостроительной деятельности включают в себя сведения о документах территориального планирования Российской Федерации в части, касающейся территорий муниципальных образований; о документах территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документах территориального планирования субъекта Российской Федерации в части, касающейся территорий муниципальных образований; о документах территориального планирования муниципальных образований, материалах по их обоснованию; о правилах землепользования и застройки, внесении в них изменений; о документации по планировке территории; об изученности природных и техногенных условий на основании материалов и результатов инженерных изысканий; о резервировании земель и об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд; о геодезических и картографических материалах; о создании искусственного земельного участка; дела о застроенных и подлежащих застройке земельных участках; иные документы и материалы.
Постановлением исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 24 мая 2012 года №3279 (ред. от 21.10.2014) утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги по предоставлению сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (далее – Административный регламент).
Раздел II Административного регламента предусматривает, что предоставление сведений ИСОГД заинтересованному лицу осуществляет МКУ «Управление архитектуры и градостроительства исполнительного комитета муниципального образования города Казани» в срок, не превышающий 10 рабочих дней с даты представления документа, подтверждающего внесение платы за предоставление указанных сведений, и результатом предоставления муниципальной услуги является получение заинтересованным лицом письма на бланке Управления архитектуры и градостроительства исполнительного комитета муниципального образования г.Казани за подписью уполномоченного должностного лица, в котором содержатся запрашиваемые сведения, и (или) сопровождающие копии документов на бумажных и (или) электронных носителях в текстовой и (или) графической формах; либо письменное уведомление об отказе в предоставлении сведений, содержащихся в информационной системе, с указанием причин отказа.
Как следует из материалов дела, изложенный в письмах МКУ «Управление архитектуры и градостроительства исполнительного комитета муниципального образования г.Казани» от 9 августа 2017 года и от 29 августа 2017 года отказ в предоставлении сведений, содержащихся в информационной системе, мотивирован со ссылкой на пункт 2 статьи 28 Правил землепользования и застройки г.Казани (часть II Градостроительного устава г.Казани), в силу которого действие градостроительных регламентов на земельные участки в границах территорий общего пользования не распространяется.
Между тем, из письма МКУ «Управления архитектуры и градостроительства исполнительного комитета муниципального образования г.Казани» от 6 октября 2017 года №15/15-04-19355 в ответ на обращение Мишина Ю.А. от 27 июля 2017 года о перераспределении земельного участка следует, что согласно карте градостроительных регламентов Правил землепользования и застройки часть II Градостроительного устава г.Казани земельный участок с кадастровым номером ....:19568 расположен в зоне индивидуальной жилой застройки (Ж2), в которой отсутствует такой вид использования земельного участка как ведение личного подсобного хозяйства.
Данное обстоятельство также подтверждается приобщенными к материалам дела общедоступными сведениями графической части Градостроительного регламента, зон ГИС, размещенных на информационном ресурсе исполнительного комитета муниципального образования г.Казани, в соответствии с которыми земельный участок административного истца также обозначен в зоне индивидуальной и малоэтажной жилой застройки Ж2.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для отказа в удовлетворении требования административного истца об оспаривании отказа МКУ «Управление архитектуры и градостроительства исполнительного комитета муниципального образования г.Казани» в предоставлении ему сведений раздела IV «Правила землепользования и застройки, внесение в них изменений» ИСОГД, поскольку доводы административного ответчика, на которые он ссылался в обоснование своего несогласия с административным иском, не находят своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.
Является ошибочным и основано на неправильном толковании норм материального права и мнение Мишина Ю.А. о том, что муниципальная услуга по предоставлению сведений информационной системы административным ответчиком ему не была оказана, поскольку данное обстоятельство опровергается имеющимися в материалах дела доказательствами направления последнему письменного уведомления об отказе в предоставлении сведений, содержащихся в информационной системе, с указанием причин отказа как того и требует Административный регламент.
С учетом изложенного решение суда и дополнительное решение суда по данному делу не могут быть признаны законными и обоснованными и подлежат отмене, причем в том числе и в отношении избранного административным истцом способа восстановления нарушенного права, поскольку в этой части дополнительное решение суда производно от заявленного им материально-правового требования.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела.
Пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
Соответственно решение суда и дополнительное решение суда по данному делу подлежат отмене с принятием нового решения об удовлетворении требования Мишина Ю.А. о признании отказа МКУ «Управление архитектуры и градостроительства исполнительного комитета муниципального образования г.Казани» в предоставлении ему по запросу от 27 июля 2017 года сведений раздела IV «Правила землепользования и застройки, внесение в них изменений» ИСОГД незаконным.
При этом суд апелляционной инстанции не может признать обоснованным избранный административным истцом способ восстановления нарушенного права путем возложения на административных ответчиков обязанности выдать сведения ИСОГД в отношении земельного участка с кадастровым номером ....:19568 без указания на его расположение в границах территории общего пользования, поскольку ИСОГД не устанавливает, а лишь отображает сведения, установленные в иных документах, в связи с чем нарушенное право Мишина Ю.А. подлежит восстановлению путем возложения на административных ответчиков обязанности рассмотреть его запрос от 27 июля 2017 года повторно.
Руководствуясь статьями 177, 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Вахитовского районного суда районного суда г.Казани Республики Татарстан от 27 сентября 2017 года и дополнительное решение Вахитовского районного суда г.Казани Республики Татарстан от 7 марта 2018 года по данному административному делу отменить и принять новое решение.
Признать ответы муниципального казенного учреждения «Управление архитектуры и градостроительства исполнительного комитета муниципального образования г.Казани» от 9 августа 2017 года №15/10-04-15256 и от 29 августа 2017 года № 15/10-04-16708, адресованные Мишину Ю.А., незаконными и обязать муниципальное казенное учреждение «Управление архитектуры и градостроительства исполнительного комитета муниципального образования г.Казани» и исполнительный комитет муниципального образования г.Казани рассмотреть запрос Мишина Юрия Анатольевича от 27 июля 2017 года №11179/УАИГ о предоставлении сведений раздела IV «Правила землепользования и застройки, внесение в них изменений» ИСОГД повторно.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи