Дело № 2-1124/2016
РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации04 октября 2016 год п. Поназырево
Шарьинский районный суд Костромской области в составе председательствующего судьи Баранова А.В., при секретаре Воронцовой Э.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Поназыревского района в интересах Дужик А.М. к муниципальному образованию Поназыревский муниципальный район Костромской области в лице администрации Поназыревского муниципального района о предоставлении жилого помещения,
установил:
Прокурор Поназыревского района обратился в суд в интересах Дужик А.М. к муниципальному образованию Поназыревский муниципальный район Костромской области в лице администрации Поназыревского муниципального района о предоставлении жилого помещения.
Мотивируя исковые требования тем, что Дужик А.М., ДД.ММ. г.р. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Родители Дужик А.М. - Д*** и Д*** в отношении дочери лишены родительских прав на основании решений Поназыревского районного суда от ДД.ММ. и от ДД.ММ.. На основании постановления администрации Поназыревского муниципального района от ДД.ММ. №000 Дужик А.М. передана на воспитание в приемную семью Д*** и ФИО16, с которыми заключен договор о передаче ребенка на воспитание в приемную семью ДД.ММ.. Между администрацией городского поселения п. Поназырево и Г*** ДД.ММ. заключен договор социального найма жилого помещения по адресу: _________. По данному адресу, кроме нанимателя, вселены Д*** (*****), С*** (*****), Дужик А.М. (*****). Дополнительным соглашением №000 от ДД.ММ. в договор найма включены С*** и С***. Дополнительным соглашением №000 от ДД.ММ. из договора исключены Г*** в связи со смертью и Д*** в связи с о сменой места жительства. Включен в договор С***. Ответственным нанимателем признан С*** Общая площадь данного жилого помещения составляет 59,49 кв.м. На основании решения Совета депутатов городского поселения поселок Поназырево от 10.03.2010 № 22 учетная норма площади жилого помещения на семью из трех человек и более составляет 14 кв.метров общей площади на каждого члена семьи. В соответствии с заключением начальника МТОСЗН, ОиП № 6 от 14.01.2016 проживание в жилом помещении, по адресу: _________, невозможно, так как общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в указанном жилом помещении, менее установленной учетной нормы (14 кв.м.) площади жилого помещения (59,49 кв.м.: 5 = 11,89 кв.м.). Согласно сведений из учреждений федеральной государственной регистрации, кадастра и картографии, «Костромаоблкадастра» у Дужик А.М., Д*** жилые помещения в собственности отсутствуют. Дужик А.М. в ***** году окончила обучение в *****. Дужик А.М. в ***** году окончила обучение в *****. Дужик А.М. в ***** году окончила обучение в *****. Приказом директора Департамента по труду и социальной защите населения, Костромской области от ДД.ММ. №000 Дужик А.М., ДД.ММ. г.р., включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. В настоящее время Дужик А.М. проживает в _________, жилых помещений на праве собственности не имеет. Таким образом, Дужик А.М. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающимся в предоставлении жилого помещения и имеет право на получение жилого помещения, как лицо указанной категории. В ходе проверки прокуратуры _________ установлены нарушения жилищных прав Дужик А.М. Просит обязать муниципальное образование Поназыревский муниципальный район _________ в лице администрации Поназыревского муниципального района _________ предоставить Дужик А.М, ДД.ММ. г.р., на основании договора найма специализированного жилого помещения с учетом нормы предоставления жилого помещения, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, изолированное жилое помещение из муниципального специализированного жилищного фонда на территории Поназыревского муниципального района.
В судебном заседании заместитель прокурора Ивашкин С.А. на удовлетворении заявленных исковых требований настаивал в полном объёме, по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Дужик А.М. в судебном заседании исковые требования Шарьинского межрайонного прокурора заявленные в её интересах поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика по доверенности Чуванков А.А. исковые требования признал в полном объеме. Суду представил письменное заявление главы Поназыревского муниципального района Кузнецова А.А. о признании иска.
Дело рассматривается без участия представителя третьего лица администрации Костромской области, уведомленных о дате и времени рассмотрения дела.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования прокурора Поназыревского района в интересах Дужик А.М. к муниципальному образованию Поназыревский муниципальный район Костромской области в лице администрации Поназыревского муниципального района о предоставлении жилого помещения, подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами
Таким образом, разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.
Пунктами "ж", "к" статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильем, предусмотрены Федеральным законом от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
На основании ч.1 ст. 8 Федеральный закон от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
На основании пунктов 7, 8, 9 статьи 8 Закона № 159-ФЗ по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В соответствии со ст. 57 ч. 2 п. 2 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В силу пункта 8 части 1 статьи 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся: жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Статьей 98.1 ЖК РФ установлено, что жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и субъектов РФ.
Решение вопросов обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ и подпунктом 14.2 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», где также указано, что эти полномочия осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Частями 1,2 статьи 6 Закона Костромской области от 19.12.2005 г. № 348-ЗКО «О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, по месту жительства указанных лиц, в порядке, установленном Законом Костромской области от 5 октября 2007 года № 196-4-ЗКО «О специализированном жилищном фонде Костромской области», однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Костромской области по договорам найма специализированных жилых помещений.
Обеспечение жилыми помещениями лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, осуществляется за счет средств, предусмотренных в областном бюджете на реализацию полномочий по обеспечению жилыми помещениями данной категории граждан, в порядке, установленном администрацией Костромской области.
На основании ч.1 ст. 10.1 Закона Костромской области от 05.10.2007г. № 196-4-ЗКО «О специализированном жилищном фонде Костромской области», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, администрацией Костромской области по месту жительства указанных лиц, в порядке, установленном настоящим Законом, однократно предоставляются благоустроенные специализированные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений.
Специализированные жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящей части, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
На основании закона Костромской области № 620-5-ЗКО от 29 декабря 2014 года «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» органы местного самоуправления наделяются на неограниченный срок отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма лицо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. (ч. 1 ст. 3).
Согласно ч.2 ст. 3 Закона № 620-5-ЗКО государственные полномочия, которыми наделяются органы местного самоуправления в соответствии с частью 1 настоящей статьи включают в том числе: формирование муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; принятии решений о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилых помещений муниципального специализированного жилого помещения на срок пять лет.
Согласно актовой записи о рождении №000 от ДД.ММ., выданного отделом ЗАГС администрации _________, Дужик А.М. родилась ДД.ММ. в _________. Ее отцом является Д***, ДД.ММ. года рождения, матерью Д***, ДД.ММ. года рождения (л.д. 35)
Решением Поназыревского районного суда _________ от ДД.ММ.г. Д*** лишен родительских прав, Д*** ограничена в родительских правах в отношении дочери Дужик А.М.. Дужик А.М. передана на попечение органа опеки и попечительства (л.д. 25, 26).
_________ от ДД.ММ.г. Д*** лишена родительских правах в отношении дочери Дужик А.М., им она передана на попечение органа опеки и попечительства (л.д. 22, 23).
На основании постановления администрации Поназыревского муниципального района от ДД.ММ. №000 Дужик А.М. передана на воспитание в приемную семью Д*** и Д***, с которыми заключен договор о передаче ребенка на воспитание в приемную семью ДД.ММ.. (л.д. 19, 20)
Приказом департамента по труду и социальной защите населения _________ от ДД.ММ. №000 Дужик А.М., ДД.ММ. г.р. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (л.д. 9)
Между администрацией городского поселения _________ и Г*** ДД.ММ. заключен договор социального найма жилого помещения по адресу: _________ данного жилого помещения составляет 59,49 кв.м. ( л.д. 28 -31)
В соответствии с заключением начальника МТОСЗН, ОиП № 6 от 14.01.2016 проживание в жилом помещении, по адресу: _________, невозможно, так как общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в указанном жилом помещении, менее установленной учетной нормы (14 кв.м.) площади жилого помещения (59,49 кв.м.: 5 = 11,89 кв.м.) (л.д. 33)
Согласно сведений из учреждений федеральной государственной регистрации, кадастра и картографии, «Костромаоблкадастра» у Дужик А.М., Д*** жилые помещения в собственности отсутствуют (л.д. 14, 15).
Дужик А.М. в ***** году окончила обучение в *****. Дужик А.М. в ***** году окончила обучение в Кировском ***** Дужик А.М. в ***** году окончила обучение в ***** (л.д. 10-13).
В настоящее время Дужик А.М. проживает в _________, жилых помещений на праве собственности не имеет.
На основании ст.39 ГПК РФ, ответчик вправе признать иск.
В соответствии с ч.3 ст.173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
На основании вышеизложенного суд принимает признание иска ответчиком, поскольку это не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Поназыревского района в интересах Дужик А.М. к муниципальному образованию Поназыревский муниципальный район Костромской области в лице администрации Поназыревского муниципального района о предоставлении жилого помещения - удовлетворить.
Обязать муниципальное образование Поназыревский муниципальный район Костромской области в лице администрации Поназыревского муниципального района Костромской области предоставить Дужик А.М., ДД.ММ. г.р., на основании договора найма специализированное жилое помещение с учетом нормы предоставления жилого помещения, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, изолированное жилое помещение из муниципального специализированного жилищного фонда на территории Поназыревского муниципального района.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Шарьинский районный суд Костромской области в течении месяца, со дня принятия мотивированного решения.
Судья А.В. Баранов