Решение по делу № 2а-798/2019 от 27.02.2019

РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 марта 2019 года город Усолье-Сибирское

Усольский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Егорова Д.К., при секретаре Тереховой Л.С., с участием административного истца Швецова А.В., представителя Межрайонного управления министерства социального развития, опеки попечительства Иркутской области № 4 Урумбегликовой Т.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-798/2019 по административному исковому заявлению Швецова А.В. к администрации муниципального района Усольского муниципального образования, администрации городского поселения Тайтурского муниципального образования о признании постановления в части закрепления жилого помещения незаконным,

УСТАНОВИЛ:

В обоснование исковых требований указано, что Швецов А.В. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его отец Ш. на основании решения (данные изъяты) был лишен родительских прав, мать Ш. умерла 00.00.0000 года. Постановлением главы администрации городского поселения Тайтурского муниципального образования № (данные изъяты) «О закреплении жилья» за ним и его сёстрами было закреплено жилое помещение по адресу: (данные изъяты). На основании приказа начальника департамента семейной демографической политики, опеки г. Усолье-Сибирское и Усольского района (данные изъяты) «Об определении в организацию для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Швецов А.В. определен в социально - реабилитационный центр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Считает, что постановление № (данные изъяты) «О закреплении жилья» было вынесено незаконно и необоснованно, поскольку на жилое помещение (спорную квартиру) отсутствовали какие-либо правоустанавливающие документы. В настоящее время правоустанавливающие документы на данное жилое помещение также отсутствуют. Кроме того, отсутствовали какие-либо документы (ордер, договор социального найма), подтверждающие законность владения его родителями данной квартиры. Кроме того, по сведениям филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра области в Едином государственном реестре недвижимости и картографии» по Иркутской сведения о спорной квартире отсутствуют. Поскольку сведения о спорном жилом помещении отсутствуют, родители также собственниками либо владельцами квартиры не являлись (поскольку ордер не выдавался, договор социального найма не заключался), полагает, что оснований для закрепления данного жилого помещения не имелось, в настоящее время он не имеет никаких прав претендовать на данное жилое помещение. Оспариваемое постановление № (данные изъяты) «О закреплении жилья» лишает его права на получение жилого помещения в соответствии с ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В судебном заседании административный истец Швецов А.В, административные исковые требования поддерживает в полном объёме.

Представитель Межрайонного управления министерства социального развития, опеки попечительства Иркутской области № 4 Урумбегликова Т.И. в судебном заседании административные исковые требования поддержала в полном объёме.

Представитель административного ответчика глава городского поселения Тайтурского муниципального образования С.В. Буяков в судебное заседание не явился, представил заявление, в котором просит о рассмотрении дела в своё отсутствие (л.д. ).

Представитель административного ответчика администрации муниципального района Усольского муниципального образования по доверенности Феоктистова С.А. в судебное заседание не явилась, представила письменные возражения на административное исковое заявление, в котором просит о рассмотрении дела в своё отсутствие, просит в удовлетворении административного иска отказать (л.д. ).

Изучив материалы административного дела, выслушав мнение сторон по делу, суд приходит к следующим выводам.

Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в редакции на дату вынесения оспариваемого постановления 22 октября 2001 года, установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности.

Согласно пункту 2 статьи 8 указанного Федерального закона регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).

В силу части 1 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.

В соответствии с частью 1 статьи 70 ЖК РФ наниматель с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, вправе вселить в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма своего супруга, своих детей и родителей или с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, и наймодателя - других граждан в качестве проживающих совместно с ним членов своей семьи. Наймодатель может запретить вселение граждан в качестве проживающих совместно с нанимателем членов его семьи в случае, если после их вселения общая площадь соответствующего жилого помещения на одного члена семьи составит менее учетной нормы. На вселение к родителям их несовершеннолетних детей не требуется согласие остальных членов семьи нанимателя и согласие наймодателя.

Аналогичные положения содержались в статьях 53, 54 ЖК РСФСР.

В силу статьи 71 Семейного кодекса Российской Федерации ребенок, в отношении которого родители (один из них) лишены родительских прав, сохраняет право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением, а также сохраняет имущественные права, основанные на факте родства с родителями и другими родственниками, в том числе право на получение наследства.

Из системного толкования приведенных правовых норм следует, что юридически значимыми обстоятельствами для правильного разрешения настоящего спора, являются обстоятельства наличия у администрации городского поселения Тайтурского муниципального образования оснований для вынесения оспариваемого постановления о закреплении за Швецовым А.В. спорного жилого помещения.

Такие обстоятельства судом установлены.

Согласно свидетельству о рождении (данные изъяты) административный истец Швецов А.В. родился (данные изъяты), матерью является Ш., отцом - Ш. (л.д. ).

Согласно свидетельству о смерти (данные изъяты) Ш. умерла 00.00.0000 года (л.д.).

Заочным решением (данные изъяты) Ш. был лишен родительских прав.

Согласно свидетельству о смерти (данные изъяты) Ш. умер 00.00.0000 года (л.д.).

Приказом начальника Управления департамента семейной, демографической политики, опеки и попечительства Иркутской области по г. Усолье-Сибирское и Усольскому району (данные изъяты) «Об определении в организацию для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Швецов А.В. определен в организацию для детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. ).

Постановлением главы администрации городского поселения Тайтурского муниципального образования № (данные изъяты) «О закреплении жилплощади за несовершеннолетним» за Швецовым А.В. закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: (данные изъяты) (л.д. ).

Согласно справке № (данные изъяты) Швецов А.В. являлся воспитанником ОГКУ СО «Социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних Усольского района» с (данные изъяты), отчислен с 00.00.0000 в ПУ № (данные изъяты) (л.д. ).

Согласно акта проверки сохранности жилого помещения, закрепленного за несовершеннолетним, оставшимся без попечения родителей от 00.00.0000 года жилое помещение, расположенное по адресу: (данные изъяты), находится в удовлетворительном состоянии (л.д. ).

Из поквартирной карточки усматривается, что владельцем квартиры по адресу: (данные изъяты), являлся отец Швецова А.В. – Швецов Виталий Алексеевич, в указанной квартире был зарегистрирован с (данные изъяты); административный истец Швецов А.В. зарегистрирован в данном жилом помещении с (данные изъяты) года по настоящее время (л.д. ).

Согласно ответа главы администрации городского поселения Тайтурского муниципального образования № (данные изъяты) жилое помещение, расположенное по адресу: (данные изъяты), находится в удовлетворительном состоянии, не признано ветхим, правоустанавливающих документов нет, в квартире зарегистрированы семь человек. В настоящее время проживает сестра Швецова А.В. – Ш. со своей несовершеннолетней дочерью Г. (л.д. ).

С учетом изложенных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что на момент закрепления за Швецовым А.В. спорного жилого помещения в августе 2008 года, его отец Швецов В.А. имел право пользования данным жилым помещением, поскольку значился владельцем спорного жилого помещения, а также был зарегистрирован и проживал в нём до своей смерти.

Кроме того, Швецов А.В. правом пользования данным жилым помещением наделен с рождения, в связи с чем, у администрации имелись законные основания для закрепления за ним спорного жилого помещения.

В соответствии с положениями статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (часть 1). Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 8).

Как следует из материалов дела и установлено судом, об оспариваемом постановлении администрации от 12 августа 2008 года административный истец узнал не позднее 30 октября 2015 года, что подтверждается распоряжением начальника Межрайонного Управления Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № (данные изъяты) «Об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Иркутской области» (л.д. ) (данное обстоятельство административным истцом не оспаривается), однако в суд обратился только 27 февраля 2019 года, при этом уважительных причин пропуска срока обращения в суд не приводит, доказательств в их подтверждение не представил.

Таким образом, материалами дела подтверждены факты осведомленности Швецова А.В. об оспариваемом постановлении, его обращения в суд с пропуском трехмесячного срока, по истечении нескольких лет со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав, при отсутствии уважительных причин пропуска срока, также является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного искового заявления.

Руководствуясь статьями 178-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований Швецова А.В. к администрации муниципального района Усольского муниципального образования, администрации городского поселения Тайтурского муниципального образования о признании постановления в части закрепления жилого помещения незаконным отказать.

Апелляционные жалоба, представление могут быть поданы сторонами в Иркутский областной суд через Усольский городской суд Иркутской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Д.К. Егоров

2а-798/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Швецов Алексей Витальевич
Ответчики
Администрация городского поселения Тайтурского муниципального образования
Администрация муниципального района Усольского районного муниципального образования
Суд
Усольский городской суд Иркутской области
Судья
Егоров Д.К
Дело на сайте суда
usolsky.irk.sudrf.ru
27.02.2019Регистрация административного искового заявления
27.02.2019Передача материалов судье
01.03.2019Решение вопроса о принятии к производству
01.03.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.03.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.03.2019Судебное заседание
25.03.2019Судебное заседание
01.04.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.04.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.03.2020Регистрация административного искового заявления
31.03.2020Передача материалов судье
31.03.2020Решение вопроса о принятии к производству
31.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.03.2020Судебное заседание
31.03.2020Судебное заседание
31.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.12.2019Дело оформлено
19.12.2019Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее