Дело №2-4791/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
08 августа 2011 года
Свердловский районный суд г.Перми в составе:
Председательствующего судьи Судневой В.Н.
При секретаре Поспеловой О.С.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению на действия Судебного Департамента при Верховном Суде РФ,
У с т а н о в и л:
обратился в суд указывая, что письменно обратился в Судебный Департамент с просьбой разъяснить принятую им Инструкцию по делопроизводству в районном суде, поскольку данной Инструкцией не предусмотрена выдача документов во исполнение различных Федеральных законов, в частности ФЗ «О Конституционном суде РФ».Ответ не содержал запрошенной информации. Кроме того, обращение было направлено в Свердловский районный суд г.Перми. Полученный ответ из Свердловского районного суда г.Перми содержал перечень судебных актов по одному из гражданских дел с участием заявителя.
Поскольку разъяснение Инструкции не получено, он просит признать незаконным отсутствие ответа Судебного Департамента при Верховном Суде РФ по существу вопросов, поставленных им в обращении от ДД.ММ.ГГГГ
Заявитель в судебном заседании на требованиях настаивает. Пояснил, что положениями ст. 96 ФКЗ « О Конституционном суде РФ » предусмотрено, что к жалобе подлежит приложению копия официального документа, подтверждающего применение при разрешении дела по его иску положений ст. 209 ГК РФ. Он обращался с заявлением в Судебный департамент о разъяснении Инструкции, утвержденной им же, с целью установления подлежат ли выдаче документы о применении при разрешении гражданского дела по его иску статьи 209 ГК РФ. Ответ Судебного Департамента не содержал запрашиваемой информации, был направлен для разрешения в Свердловский райсуд г.Перми.
Представитель Судебного Департамента при Верховном Суде РФ в суд не явился, извещался.
Суд, заслушав пояснения заявителя, изучив материалы дела, пришел к следующему.
Согласно ч.2 ст.24 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами, материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
Согласно ст.33 Конституции РФ, ч.1 ст.2 ФЗ « О порядке рассмотрения обращения граждан » граждане РФ имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам.
В силу ст.10 ФЗ « О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; запрашивает необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ обратился в Судебный департамент при Верховном Суде РФ с заявлением указывая, что Свердловским районным судом г.Перми ему отказано в выдаче официального документа в соответствии с положениями ст. 96 ФКЗ «О Конституционном суде РФ », подтверждающего применение в гражданском деле № по его иску к ООО « Ксерокс (СНГ)» статьи 209 ГК РФ, поскольку Инструкцией по делопроизводству в районном суде» утвержденной Судебным департаментом при ВС РФ, выдача запрошенного документа не предусмотрена. Заявитель просил разъяснить, вправе ли суд отказать в законном праве на основании Инструкции ; по какой причине в Инструкции не предусмотрена выдача документов по закону «О Конституционном суде РФ» (л.д.7).
ДД.ММ.ГГГГ Судебным департаментом при ВС РФ обращение направлено для рассмотрения в Свердловский районный суд г.Перми. При этом указано, что поставленный им вопрос не относится к компетенции Судебного департамента (л.д.8).
Суд не находит оснований для удовлетворения требований по следующим основаниям.
Полномочия Судебного департамента при ВС РФ установлены ФЗ РФ «О судебном департаменте при Верховном Суде РФ».
В соответствии со ст.6 указанного ФЗ Судебный департамент:
1) организационно обеспечивает деятельность верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, военных и специализированных судов, органов и учреждений Судебного департамента, а также Всероссийского съезда судей и образуемых им органов судейского сообщества;
2) управляет органами и учреждениями Судебного департамента;
3) разрабатывает по вопросам своего ведения проекты федеральных законов и иных нормативных правовых актов;
4) разрабатывает и представляет в Правительство Российской Федерации согласованные с Председателем Верховного Суда Российской Федерации и Советом судей Российской Федерации предложения о финансировании судов, мировых судей, органов судейского сообщества и Дисциплинарного судебного присутствия;
5) изучает организацию деятельности судов и разрабатывает предложения о ее совершенствовании;
6) вносит в установленном порядке в Верховный Суд Российской Федерации предложения о создании либо об упразднении судов;
7) определяет потребность судов в кадрах; обеспечивает работу по отбору и подготовке кандидатов на должности судей; взаимодействует с образовательными учреждениями, осуществляющими подготовку и повышение квалификации судей и работников аппаратов судов;
8) обеспечивает отбор и профессиональную подготовку работников аппарата Судебного департамента и работников органов и учреждений Судебного департамента;
9) разрабатывает научно обоснованные нормативы нагрузки судей и работников аппаратов судов;
10) перераспределяет по согласованию с Председателем Верховного Суда Российской Федерации и с учетом мнения председателей верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, военных и специализированных судов образовавшиеся в соответствующих судах вакансии на должности судей;
11) ведет статистический и персональный учет судей и работников аппаратов судов, а также работников органов и учреждений Судебного департамента;
12) ведет судебную статистику, организует делопроизводство и работу архивов судов; взаимодействует с органами юстиции при составлении сводного статистического отчета;
13) рассматривает жалобы и заявления граждан в пределах своей компетенции;
14) принимает меры по материально-техническому и иному обеспечению деятельности органов и учреждений Судебного департамента; организует проведение научных исследований в области судебной деятельности и финансирует их;
15) организует строительство зданий, а также ремонт и техническое оснащение зданий и помещений судов, органов и учреждений Судебного департамента;
16) организует разработку и внедрение программно-аппаратных средств, необходимых для ведения судопроизводства и делопроизводства, а также информационно-правового обеспечения судебной деятельности; осуществляет мероприятия по формированию единого информационного пространства федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей; осуществляет работу по систематизации законодательства; ведет банк нормативных правовых актов Российской Федерации, а также общеправовой рубрикатор законодательства;
17) принимает во взаимодействии с судами, органами судейского сообщества и правоохранительными органами меры по обеспечению независимости, неприкосновенности и безопасности судей, а также безопасности членов их семей;
18) организует материальное и социальное обеспечение судей, в том числе пребывающих в отставке, работников аппаратов судов, а также принимает меры по обеспечению их благоустроенным жильем; организует медицинское обслуживание и санаторно-курортное лечение судей, в том числе пребывающих в отставке, членов их семей и работников аппаратов судов в соответствии с федеральным законодательством;
19) устанавливает и развивает связи с государственными и иными органами, учреждениями и организациями, в том числе иностранными, в целях совершенствования организации работы судов и повышения эффективности деятельности Судебного департамента;
20) взаимодействует с адвокатурой, правоохранительными и другими государственными органами по вопросам надлежащего обеспечения деятельности судов;
20.1) финансирует возмещение издержек по делам, рассматриваемым судами и мировыми судьями, которые относятся на счет федерального бюджета;
20.2) осуществляет редакционно-издательскую деятельность по вопросам, отнесенным к компетенции Судебного департамента;
21) осуществляет иные меры по обеспечению деятельности судов, органов судейского сообщества, а также органов и учреждений Судебного департамента.
2. Судебный департамент в пределах своей компетенции вправе:
1) запрашивать в установленном порядке у государственных и иных органов, учреждений, организаций, должностных лиц и получать от них необходимые документы и материалы;
2) контролировать расходование бюджетных средств судами, а также органами и учреждениями Судебного департамента; проводить ревизии их финансово-хозяйственной деятельности;
3) привлекать в установленном порядке для выполнения законопроектных, экспертных, исследовательских работ и дачи консультаций научные организации, работников государственных и иных органов, учреждений и организаций, специалистов и экспертов;
4) вносить в Верховный Суд Российской Федерации и Правительство Российской Федерации предложения об улучшении условий труда, материального и социального обеспечения судей, работников аппаратов судов и аппарата Судебного департамента, а также работников органов и учреждений Судебного департамента.
В соответствии с положениями ФЗ «О судебном департаменте при Верховном Суде РФ» Судебный департамент является федеральным государственным органом, осуществляющим организационное (кадровое, финансовое, материально-техническое) обеспечение деятельности судов.
Порядок рассмотрения обращений граждан в Судебный департамент установлен Инструкцией по работе с обращениями и запросами граждан и организаций в Судебном департаменте при Верховном Суде РФ, утвержденной Приказом Судебного департамента при ВС РФ №102 от21.05.2010г.
Согласно пункту 3.7 указанной Инструкции информация не предоставляется в случае, если запрашиваемая информация не относится к деятельности Судебного департамента; в запросе ставится вопрос о толковании нормы права, разъяснении ее применения или правовой оценке судебных актов, выработке правовой позиции по запросу, проведении анализа судебной практики или выполнении по запросу иной аналитической работы, непосредственно не связанной с защитой прав направившего запрос пользователя информацией.
Пунктом 3.3 указанной инструкции предусмотрено, что в случае, если запрос не относится к сфере деятельности Судебного департамента, такой запрос направляется в течение 7 дней со дня его регистрации в государственный орган или орган местного самоуправления, к полномочиям которых отнесено предоставление запрашиваемой информации. О переадресации запроса в этот же срок сообщается направившему запрос пользователю информацией. В случае если Судебный департамент не располагает сведениями о наличии запрашиваемой информации в другом государственном органе и (или) органе местного самоуправления, об этом также сообщается направившему запрос пользователю информацией в течение 7 дней со дня регистрации запроса.
Как следует из запроса в Судебный Департамент при Верховном Суде РФ, он фактически просил разъяснить положения Инструкции по делопроизводству в районном суде.
Поскольку в компетенцию Судебного департамента, установленную ФЗ «О судебном департаменте при Верховном Суде РФ», не входит разъяснение применения или правовая оценка нормативных актов, выработка правовой позиции по запросу, обращение правомерно было направлено в соответствии с п. 3.3 Инструкции по работе с обращениями и запросами граждан и организаций в Судебном департаменте при Верховном Суде РФ для разрешения в Свердловский районный суд г.Перми.
Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
Суд не находит оснований для признания отсутствия ответа из Судебного Департамента при Верховном Суде РФ незаконным, поскольку возможность защиты права в порядке главы 25 ГПК РФ напрямую зависит от того, нарушено ли права и законные интересы заявителя. Доказательств того, что ответом Судебного департамента при Верховном Суде РФ и направлением обращения в Свердловский райсуд г.Перми нарушены его права не представлено. Необходимо учесть, что судебные акты, которые и являются официальными документами, подтверждающими применение при разрешении дел конкретного закона, в адрес заявителя Свердловским райсудом г.Перми направлены.
Учитывая изложенные обстоятельства, в удовлетворении заявления следует отказать.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░ 10 ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░