дело № № ДД.ММ.ГГГГ года
Решение
именем Российской Федерации
Приозерский городской суд <адрес> в составе
судьи Хандриковой Е.В.;
при секретаре ФИО1;
с участием: представителя истца Беляцкой Р.М., представителя ответчика администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район <адрес> Тюрина А.С., представителя ответчика МДОУ Детский сад № 15 Шумиловой Т.М.;
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> к администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район <адрес>, МДОУ Детский сад № 15 об обязании незамедлительно с момента вступления решения в законную силу организовать выполнение работ по устранению нарушений санитарного законодательства,
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц обратилось в суд к администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район <адрес>, МДОУ Детский сад № 15 об обязании незамедлительно с момента вступления решения в законную силу организовать выполнение работ по устранению нарушений санитарного законодательства, а именно просит обязать как администрацию, так и детский сад выполнить следующие мероприятия:
- провести капитальный ремонт теневого навеса;
- установить в умывальнях групповых в медицинском блоке резервные электрические водонагреватели;
- провести ремонт кровли;
- утеплить промерзающие наружные стены помещений детского сада;
-заменить межкомнатные двери;
- установить в раздевальнях групповых шкафы для посушки верхней одежды и обуви;
-заменить электропроводку, старые светильники на новые во всех помещениях групповых ячеек;
- установить психрометр в складе для хранения сухих сыпучих продуктов;
- восстановить на пищеблоке работу приточно-вытяжной вентиляции с механическим побуждением;
- провести камерную дезинфекцию постельных принадлежностей: подушек, одеял, матрасов.
В обоснование заявленного требования указало, что Территориальным отделом Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена плановая проверка в отношении МДОУ Детский сад № 15, по результатам которой были выявлены нарушения законодательства в области обеспечения санитарного – эпидемиологического благополучия. Не выполнение предписанных законом требований ответчиками ставит под угрозу жизнь и здоровье людей, находящихся в общеобразовательном учреждении, в том числе детей, нарушая их право на получение образования в условиях, отвечающих требованиям безопасности.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу прекращено в части требований об обязании провести капитальный ремонт теневого навеса, провести ремонт кровли на основании абз. 2 ст. 220 ГПК РФ.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу прекращено в части требования об обязании установить в умывальнях групповых в медицинском блоке резервных электрические водонагреватели, установить психрометр в складе для хранения сухих сыпучих продуктов, в связи с отказом истца от иска в части.
В судебном заседании суда представитель истца - Управления Роспотребнадзора по <адрес> по доверенности Беляцкая Р.М. исковые требования поддержала, просила удовлетворить по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика МДОУ «Детский сад N 15» Шумилова Т.М. признала исковые требования в части невыполненных до настоящего времени требований, возражала по сроку исполнения заявленных требований.
Представитель ответчика администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район <адрес> Тюрина А.С., возражал против удовлетворения иска в части требований, предъявленных к администрации.
Выслушав пояснения представителя истца, представителей ответчиков, изучив материалы дела и оценивая собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
В абзаце 10 статьи 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения» ( в редакции от 03.07.2016 года) помимо прочих, введено такое основное понятие, как санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее - санитарные правила).
В статьях 28 и 39 указанного Федерального закона определено, что соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. В дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно – правовых форм должны выполнятся требования санитарного законодательства.
Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы 2.4.1.3049-13 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 года № 26 направлены на охрану здоровья детей при осуществлении деятельности по воспитанию, обучению, развитию и оздоровлению, уходу и присмотру в дошкольных образовательных организациях, а также при осуществлении услуг по развитию детей (развивающие центры) в дошкольных организациях независимо от вида, организационно- правовых форм и форм собственности.
В результате проведенной специалистами Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес> в МДОУ «Детский сад № 15» проверки выявлены нарушения санитарно – эпидемиологических правил и норм, которые МДОУ «Детский сад № 15» не оспаривались.
Выявленные в ходе проведенной проверки обстоятельства свидетельствуют о том, что территория дошкольного образовательного учреждения не соответствует требованиям СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
Между тем, суд находит довод истца о возложении обязанности по приведению помещений детского сада и прилегающей территории в надлежащее состояние на администрацию муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области.
В соответствии с пунктом 11 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время
В соответствии с пунктами 4,5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования отнесены:
создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций;
обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В силу пункта 2 части 3 статьи 28 указанного закона к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
В соответствии с пунктов 2 части 6 указанной статьи образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно части 7 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В силу пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, помимо прочего, относится создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Статьей 51 названного Федерального закона установлено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных казенных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом.
Согласно Уставу МДОУ «Детский сад № 15» по своей организационно – правовой форме является казенным учреждением, учредителем которого выступает МО Приозерский муниципальный район <адрес>, функции и полномочия которого осуществляет администрация муниципального образования Приозерский муниципальный район <адрес>.
Согласно п. 1.10 Устава, учреждение имеет самостоятельный баланс, бюджетную смету, лицевой счет, открытый в территориальном органе Федерального казначейства, печать с полным наименованием на русском языке, вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием установленного образца.
В соответствии с п. 1.11 Устава, учреждение отвечает по своим обязательствам, находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет учредитель. При недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени муниципального образования отвечает учредитель.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что именно МДОУ «Детский сад № 15», как самостоятельный хозяйствующий субъект должно обеспечивать надлежащее состояние здания и территории детского сада за счет находящихся в его распоряжении денежных средств, а при их недостаточности субсидиарная ответственность может быть возложена на МО Приозерский муниципальный район <адрес> как учредителя данного образовательного учреждения.
В этой связи требование истца о том, что обязанности по устранению нарушений санитарного законодательства следует возложить на администрацию МО Приозерский муниципальный район <адрес> является необоснованным и не подлежит удовлетворению.
Исходя из правовой позиции, сформулированной в п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 года N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного гражданского права и международных договоров РФ", при осуществлении судопроизводства суды должны принимать во внимание, что в силу п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право на судебное разбирательство в разумные сроки.
Удовлетворяя исковые требования Управления, суд учитывает значительность объема материальных затрат, требуемых для выполнения необходимых мероприятий для устранения допущенных в образовательном учреждении нарушений в соответствии с требованиями закона, а также принял во внимание сложность финансовых взаимоотношений органов местного самоуправления разных уровней и полагает необходимым установить достаточный срок, в течение которого указанное решение подлежит исполнению. Таким образом, возложенная судом обязанность должна быть исполнена ответчиком в течение восьми месяцев с момента вступления решения в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ,
решил:
иск Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> к администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области, МДОУ Детский сад № 15 об обязании незамедлительно с момента вступления решения в законную силу организовать выполнение работ по устранению нарушений санитарного законодательства – удовлетворить частично.
Обязать МДОУ «Детский сад №15» в течение 8 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу:
- утеплить промерзающие наружные стены помещений детского сада;
- заменить межкомнатные двери;
- установить в раздевальнях групповых шкафы для просушки верхней одежды и обуви;
- заменить электропроводку, старые светильники на новые во всех помещениях групповых ячеек;
-восстановить на пищеблоке работу приточно-вытяжной вентиляции с механическим побуждением;
- провести камерную дезинфекцию постельных принадлежностей: подушек, одеял, матрасов.
В удовлетворении остальной части иска- отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд в течение месяца через Приозерский городской суд <адрес>.
Судья Е.В. Хандрикова