Дело №2-3202/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 сентября 2015 года
Серпуховский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Фетисовой И.С., при секретаре судебного заседания Астаховой М.И.,
С участием:
Истца – Борисовой С.В.,
Представителя ответчика ГУ УПФ РФ № 11 по г.Москве и Московской области по доверенности – Поповой Л.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Борисовой С.В. к ГУ УПФ РФ № 11 по г.Москве и Московской области о включении периодов работы в стаж и назначении пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Борисова С.В. обратилась в суд с иском и просила признать за ней право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью; обязать ГУ УПФР №11 по г.Москве и Московской области включить в ее педагогический стаж период работы с <дата> по <дата> в должности учителя начальных классов школы <...> Республики Узбекистан; обязать ГУ УПФР №11 по г.Москве и Московской области досрочно назначить трудовую пенсию по старости с 06.08.2013 года.
Свои требования Борисова С.В. мотивировала тем, что 06.08.2013 года она обратилась в ГУ УПФР №11 по г.Москве и Московской области с заявлением о досрочном назначении пенсии по старости, поскольку к этому времени ее педагогический стаж работы, дающий право на назначение данной пенсии, составлял 25 лет.
Однако комиссия по рассмотрению пенсионных вопросов ГУ УПФР №11 по г.Москве и Московской области решением от 11.11.2013 года отказала ей в досрочном назначении трудовой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого педагогического стажа – 25 лет. По мнению истца, незаконно исключен из педагогического стажа период работы с <дата> по <дата> в должности учителя начальных классов школы <...> Республики Узбекистан. В соответствии с «Соглашением о гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» от 13.03.1992 года учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом стаж работы после 01.01.2002 года может быть включен в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Гражданам этих государств, прибывшим на постоянное место жительства в Россию, назначение пенсии производится по нормам российского законодательства.
Истец полагает, что поскольку она работала в спорный период в школе и получала заработную плату, отчисления в этот период в пенсионный фонд производились. Однако Пенсионным фондом г.Ташкента не была предоставлена справка о том, что с Борисовой С.В. был заключен договор пенсионного страхования.
Истец Борисова С.В. в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, настаивала на их удовлетворении, пояснила, что в период ее работы в должности учителя начальных классов школы <...> Республики Узбекистан производились отчисления в Пенсионный фонд, что подтверждается справкой, выданной директором школы <...> Республики Узбекистан.
Представитель ответчика ГУ-УПФР №11 по г.Москве и Московской области по доверенности – Попова Л.А. в судебном заседании пояснила, что первоначально истцу было отказано во включении спорного периода в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, поскольку не было сведений об отчислении взносов в Пенсионный фонд. К материалам дела приобщен письменный отзыв, из которого следует, что ГУ-УПФР №11 по г.Москве и Московской области не согласно с исковыми требованиями. Борисова С.В. является получателем трудовой пенсии по старости с <дата> (по достижении 55 лет). Размер пенсии исчислен из страхового (общего) стажа 25 лет 09 месяцев 24 дня на 1 января 2002 года и из среднемесячного заработка за 1987-1991гг. Период работы с <дата> по <дата> в должности учителя начальных классов школы <...> Республики Узбекистан включить в страховой (общий, специальный) стаж невозможно, так как нет сведений за данный период работы об уплате страховых взносах.
Как усматривается из материалов дела, спорными является период работы истца с <дата> по <дата> в должности учителя начальных классов школы <...> Республики Узбекистан.
06.08.2013 года Борисова С.В. обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления пенсионного фонда РФ №11 по г.Москве и Московской области в назначении пенсии отказано из-за отсутствия требуемого специального стажа.
Согласно Представлению ГУ –УПФР №11 по г.Москве и Московской области, а также приложения к нему общий стаж работы истца составляет <...>, специальный стаж - 23 года 04 месяца 05 дней. Период работы Борисовой С.В. с <дата> по <дата> в должности учителя начальных классов средней общеобразовательной школы <номер> включить в специальный стаж работы, а также в расчет страхового стажа невозможно, так как за указанный период работы на территории государства - участника Соглашения от 13.03.1992г. не представлена справка компетентных органов об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение. На основании вышеизложенного право на назначение досрочной трудовой пенсии по возрасту в связи с педагогической деятельностью в государственных и муниципальных учреждениях для детей в соответствии с пп.19 п.1 ст.27 Федерального Закона №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001г. у Борисовой С.В. не имеется из-за отсутствия требуемого специального стажа работы 25 лет (л.д.5-8).
После повторного обращения <дата> Борисовой С.В. была назначена пенсия по старости (л.д. 21, 22).
В соответствии с копией трудовой книжки Борисова С.В. в период с <дата> по <дата> работала в <...>, с <дата> по <дата> в средней школе <...> Республики Узбекистан в должности старшей пионервожатой, преподавателя начальных классов, заместителя директора, с <дата> по настоящее время работает в <...> в должности учителя начальных классов (л.д.9-12), что также подтверждается справкой <номер> от 28.05.2014 года, выданной директором школы <номер> (л.д.15).
Согласно справке <номер> от 25.08.2013 года, выданной директором школы <номер>, с января 1991 года по июль 2013 года с заработной платы Борисовой С.В. отчислялись средства в пенсионный фонд согласно установленным нормам (л.д.16).
Как усматривается из справки, уточняющей характер работы, Борисова С.В. <...> учебный год имела педагогическую нагрузку в неделю 9 часов учитель начальных классов, 1 ставка завуча. Отпуском по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, 3 лет не пользовалась (л.д.24).
Запрос ГУ УПФ РФ №11 по г.Москве и Московской области о предоставлении сведений об уплате страховых взносов на Борисову С.В. перенаправлен Мирзо Улугбекский районным отделом внебюджетного Пенсионного фонда при Министерстве финансов Республики Узбекистан г.Ташкента директору школы <номер> (л.д.26).
К материалам дела приобщена копия справки <номер>, выданной 22.09.2015г. руководителем школы <...> Республики Узбекистан, из которой усматривается, что в период с <дата> по <дата> включительно с заработной платы Борисовой С.В. производились отчисления в Пенсионный фонд.
Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем: признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;…иными способами, предусмотренными законом.
В соответствии с пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст.7 этого Федерального закона, назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Постановлением Правительства РФ N 781 от 29 октября 2002 года утвержден Список должностей и учреждений (организаций), работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Закона РФ "О трудовых пенсиях в РФ".
В целях пенсионного обеспечения в Российской Федерации приняты Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и другие нормативные акты, которые предусматривают право граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства на трудовую пенсию в случае приобретения необходимого страхового стажа в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации.
Согласно п.2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения, то есть до 13 марта 1992 года.
Согласно п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. N 516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно п.5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР", периоды работы по найму после 1 января 2002 года (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность, что должно подтверждаться справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Вместе с тем п.1 ст.19 вышеуказанного Федерального закона установлено, что назначение трудовой пенсии обусловлено наличием права на указанную пенсию, реализация которого зависит от волеизъявления обладателя этого права. Следовательно, если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что на момент первоначального обращения за трудовой пенсией в пенсионный орган гражданин имел право на указанную пенсию, однако не располагал необходимыми сведениями и (или) документами, подтверждающими право на пенсию, и не смог представить их в установленный трехмесячный срок по независящим от него причинам, то суд вправе удовлетворить требование истца о назначении ему трудовой пенсии по старости с момента первоначального обращения за указанной пенсией.
Оценив в совокупности представленные в материалы дела письменные доказательства суд находит заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению, поскольку работа Борисовой С.В. в спорный период с <дата> по <дата> в должности учителя начальных классов школы <...> Республики Узбекистан подтверждается материалами дела и не опровергается ответчиком. Факт уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы Республики Узбекистан, на территории которой осуществлялась трудовая деятельность истца, подтверждается представленной в суд справкой.
Поскольку на момент первоначального обращения за назначением досрочной трудовой пенсии у Борисовой С.В. имелось право на назначение указанной пенсии, однако отсутствовали необходимые справки, подтверждающие данное право, то трудовая пенсия по старости в связи с педагогической деятельностью истцу должна быть назначена с 06.08.2013 года.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Включить Борисовой С.В. в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, период работы с <дата> по <дата> в должности учителя начальных классов школы <...> (Республика Узбекистан).
Обязать Государственное учреждение Управление пенсионного фонда РФ № 11 по г. Москве и Московской области назначить Борисовой С.В. трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с 06 августа 2013 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Серпуховский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме
Председательствующий: И.С. Фетисова
Мотивированное решение изготовлено 28 сентября 2015 года.